Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:02, контрольная работа
Таким образом, использование гипертекстовой технологии (по сравнению с представлением информации в обычной книге) позволяет кардинально изменить способ просмотра и способ восприятия информации. Так, читая текст в книге, мы просматриваем его последовательно, страница за страницей. И если в процессе чтения, мы встретим термин, значение которого объяснялось раньше, то в этом случае нам придется листать страницы книги в обратном порядке до тех пор, пока не найдем нужное нам определение непонятного термина. Использование же гипертекстовой технологии позволяет значительно упростить работу с текстом и найти нужное определение за считанные секунды.
Гипертекстовая
технология
Гипертекстовая технология - это технология преобразования текста из линейной формы в иерархическую форму.
Таким образом, использование гипертекстовой технологии (по сравнению с представлением информации в обычной книге) позволяет кардинально изменить способ просмотра и способ восприятия информации. Так, читая текст в книге, мы просматриваем его последовательно, страница за страницей. И если в процессе чтения, мы встретим термин, значение которого объяснялось раньше, то в этом случае нам придется листать страницы книги в обратном порядке до тех пор, пока не найдем нужное нам определение непонятного термина. Использование же гипертекстовой технологии позволяет значительно упростить работу с текстом и найти нужное определение за считанные секунды.
В настоящее время гипертекстовая технология широко используется для построения подсистем помощи пользователям при работе с диалоговыми компьютерными программами, а также для построения различных справочников, энциклопедий.
Если рассмотреть наиболее простую технологию построения гипертекста, то она будет состоять из следующих пяти основных шагов:
Шаг 1 . Нужно разбить текст на отдельные главы/ темы.
Шаг 2 . Нужно представить себе некоторый основной путь чтения гипертекста и расставить, соответственно, поля-ссылки, ведущие читателя от темы к теме по этому основному пути.
Шаг 3 . Нужно выделить в тексте слова-ссылки, точнее, нужно найти ситуации (моменты) в процессе чтения текста, когда пользователь может захотеть перейти от основного пути чтения текста к другим возможным путям чтения.
Шаг 4 . В результате шага 3 могут появиться слова-ссылки, для которых еще не написаны соответствующие главы/темы. Такие главы нужно дописать.
Шаг 5 . Нужно связать ссылки с существующими темами.
Гипертексты дают текстам два дополнительных смысловых пространства. В тексте выделяются особые поля-ссылки, которые могут "сразу" привести читателя к нужным главам/темам, рисункам, описаниям. Благодаря этому процесс чтения становится принципиальноиным - гипертекст можно читать/просматривать многими различными путями и читатель сам выбирает тот путь просмотра, который ему наиболее удобен.
Простота
концепции гипертекста
Но в силу видимой простоты гипертекстовой технологии очень легко создать гипертекстовую информационную систему с низким качеством.
Гипертексты
обладают определенной семантической
(смысловой) сетевой структурой. При
многочисленном просмотре, если гипертекст
используется как учебник, эта структура
будет сильно влиять на структуру
знаний пользователя по изучаемому вопросу.
Поэтому при построении гипертекстовых
систем следует уделять внимание
не только тому, как разбить исходный
текст на части, но и тому, насколько
пользователю будет понятно, легко
и удобно работать с этими частями
текста.
Основные
элементы гипертекстовой
технологии
К основным элементам гипертекстовой технологии относятся:
- информационный фрагмент;
- тема;
- узлы;
- ссылки
Информационный фрагмент гипертекста - может представлять собой линейную последовательность строк текста, рисунок, видео фрагмент, аудио фрагмент.
Тема содержит краткое название информационного фрагмента. Информационный фрагмент может состоять целиком из множества тем, либо включать в себя одну или несколько тем наряду с прочей информацией.
Узлом в гипертексте называется информационный фрагмент, из которого возможен переход к другим информационным фрагментам гипертекста.
Ссылка - представляет собой слово, фразу или набор фраз с помощью которых осуществляется переход от одного узла к другому. Ссылки могут быть референтными или организационными.
Референтные
ссылки - это наиболее типичный вид
ссылок в гипертекстах. Они, как правило,
имеют два конца, обычно это направленные
связи, хотя большинство гипертекстовых
информационных систем поддерживает и
обратное движение по ссылке.
" источник ".
Исходный конец референтной ссылки называется " Логически это отдельная точка или область в тексте. Другой конец называется "назначением" - это определенная точка или область в гипертексте. С источником ссылки связывается некоторая пометка, указывающая наличие ссылки. Она показывает имя ссылки, обычно изображается в виде последовательности символов и высвечивается как отдельная единица текста (рис.6).
Занятия Forex - это замечательная возможность для Вас подготовиться к прибыльной работе на рынке Форекс!
Организационные
ссылки устанавливают явные связи
между двумя точками
Кроме
явных референтных и организационных
ссылок в некоторых гипертекстовых системах
имеется возможность устанавливать
неявные ссылки
через использование ключевых
слов. Для этого гипертекстовая система
должна иметь возможность сквозного поиска
заданной подстроки среди всех узлов гипертекста
(в некотором порядке), а в самом гипертексте
должны активно использоваться ключевые
слова. С функциональной точки зрения
следование по ссылкам и поиск подстроки
близки: каждая операция - это способ
получить доступ к интересующему узлу.
Ссылки приводят к единственному узлу,
а поиск по ключевому слову - к множеству
узлов. Примером использования неявных
ссылок может служить поиск в Интернет-каталогах
( Yandex , Rambler , Yahoo и т.д.).
Классификация
гипертекстовых информационных
систем по областям
применения
С точки зрения применения пользователями гипертекстовые информационные системы можно разделить на следующие группы:
- макробиблиотечные системы;
- системы для поддержки интеллектуальной работы пользователя (инструментарий исследования проблем);
- системы просмотра;
- системы
для исследований гипертекстовой технологии.
Макробиблиотечные
системы
Широкое распространение глобальных вычислительных сетей привело к тому, что со многими текстовыми документами работа в существенной степени ведется через вычислительную сеть: чтение текстов, добавление критических замечаний, публикация - все это делается через сеть и при помощи сети. Кроме того, появление библиотечных центров с большими объемами информации на машинных носителях позволило с помощью гипертекстов сделать "живыми" те или иные ссылки на статьи, справочники, технические отчеты, книги. Читатель гипертекста, в принципе, теперь имеет возможность получить для себя документ, соответствующий ссылке, через сеть.
К категории
макробиблиотечных систем можно отнести
гипертекстовые системы Мемекс
Буша, NLS / Augment Энгельбарта , проект
Нельсона Xanadu , Textnet
Тригга .
Ванневар
Буш и система Memex
Ванневар Буш (1890–1974), научный советник президента Ф. Д. Рузвельта, считается первым, кто дал описание гипертекста. Он сделал это в своей статье 1945 г. "Как мы можем думать" (" As We May Think ", Atlantic Monthly , July 1945, p . 101–108, http :// www . isg . sfu . ca /~ duchier / misc / vbush / ), в
которой призвал не пожалеть в послевоенное время усилий для механизации системы поиска данных в научной литературе. Он описал браузер – машину для просмотра и пополнения записями в режиме онлайн обширной тексто-графической системы. Эта система, получившая название Memex , включала в себя очень большую библиотеку, а также личные записи, фотографии, зарисовки. Она имела несколько экранов и позволяла вводить помеченную связь между любыми двумя точками библиотеки. Хотя Буш продемонстрировал замечательный дар предвидения, он не разглядел будущей силы числового компьютера – его Memex использует микрофильмы и фотоэлементы. Однако Буш верно предвидел информационный взрыв и в обоснование своих идей ссылался на потребность в более естественных типах указателей, обеспечивающих информационный поиск.
Буш описывал главную особенность системы Memex как возможность вводить в ней взаимную связь элементов. Соответствующий механизм является сложным, но разумным. Когда перед пользователем находятся два документа, которые он хочет включить в навигационный путь, причем каждый из них дан в отдельном слайдовом изображении, тогда пользователь выстукивает имя связи, и это имя появляется в кодовом пространстве в нижней части каждого изображения.
Имя связки
– это читаемый фотоэлементами точечный
код, несущий имя другого документа.
С этого момента, как только один
из этих документов оказывается в
поле зрения, другой может быть немедленно
вызван простым выстукиванием кнопкой,
находящейся ниже соответствующего
кодового пространства. Буш признавал,
что для большей практичности
его Memex нуждается во многих технологических
усовершенствованиях.
Даглас
Энгельбарт и его система
NLS / Augment
Под влиянием идей Ванневара Буша оказался в начале 60-х годов Даглас Энгельбарт (род. в 1925 г.) из Стэнфордского научно-исследовательского института. В 1963 г. Энгельбарт опубликовал статью "Концептуальная схема усиления человеческого интеллекта" (" A Conceptual Framework for the Augmentation of Man s Intellect "). В ней он развил представление о том, что компьютер возвещает переход человеческой эволюции в новую стадию, которая характеризуется "автоматизацией обращения с внешними символами".
Энгельбарт предложил систему H - LAM / T – Human using Language , Artifacts and Methodology , in which he is Trained (система подъема способностей человека посредством языка, артефактов и методологии), которая включала человека-пользователя как необходимый элемент. Пользователь и компьютер рассматриваются в этой системе как симбиоз динамических компонентов, благодаря которому усиливается природный интеллект пользователя. Такого взгляда на гиперте кст пр идерживались многие поколения разработчиков гипертекстовых систем.
Через 5 лет, в 1968 г., эти идеи Энгельбарта приобрели более конкретной характер и были реализованы в системе NLS ( On Line System ). Она была разработана как экспериментальное средство в лаборатории Стэнфордского института, которой Энгельбарт руководил в течение 20 лет. Исследовательская группа развила систему в комплекс, удовлетворяющий все рабочие потребности этой группы и предусматривающий "…помещение в компьютерную память всех наших спецификаций, планов, схем, программ, документов, докладов, памятных записок, библиографических перечней и замечаний и т. п., а также выполнения всей нашей разнообразной работы: составления планов, схем, отладки программ и т. д., включая значительную часть нашего взаимного общения – через консоли". Упомянутые консоли были очень сложны по стандартам того времени. Они давали телевизионное изображение и имели множество различных входных устройств, среди них было одно из наиболее известных изобретений Энгельбарта – мышь.
Файлы в NLS содержались как иерархии сегментов, каждый из которых мог иметь длину не более 3000 символов и назывался "утверждением". Каждое "утверждение" снабжалось идентификатором своего уровня в иерархической структуре файла. Можно было установить любое число ссылочных связей "утверждений" друг с другом, связей как внутрифайловых , так и межфайловых . В результате структура, первоначально иерархическая, приобретает неиерархические связи. В системе обеспечивалось несколько способов перемещения внутри файла по "утверждениям".
Подобно другим ранним гипертекстовым системам, NLS концентрировалась на трех аспектах:
• база данных нелинейного текста;
• фильтры "видов" ( views ), производящие отбор информации из этой БД;
• "виды" ( views ), которые структурируют отображение собранной информации для терминала.
Появление
рабочих станций с дисплеями,
обладающими высокой