ERP-система как инструмент развития дистрибьюторского бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 18:26, реферат

Описание работы

Основными требованиями, предъявляемыми к ERP-системам являются: централизация данных в единой базе, близкий к реальному времени режим работы, сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей, поддержка территориально-распределенных структур, работа на широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД.

Целью настоящей работы является описание структуры, механизмов использования и перспектив развития ERP-систем

Содержание

Введение 3

Актуальные тренды на рынке дистрибуции 4-5
Специфика дистрибьюторского бизнеса: ключевые проблемы и задачи 6-8
Проблематика выбора ERP-решения 9-11
Краткий обзор рынка ERP-систем в России и СНГ 12-14
Описание ERP-решения для дистрибьюторского бизнеса: на примере
Lawson М3 Distribution.

Позиционирование на рынке 15-16
Функциональные возможности 17
Планирование 17-19
Снабжение 19-20
Хранение 20-21
Продажи 21-23
Анализ 23-24
Внедрение Lawson M3 Distribution: ключевые эффекты для бизнеса
Сокращение операционных затрат 25
Создание ценностей для клиента 26
Заключение 27

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

      Например, компания Heineken не так давно запустила пилотный проект Beer Living Lab. Двадцать контейнеров с пивом, производимым фирмой, оснастили  передатчиками GSM, GPRS и системой спутниковой навигации. Таким образом, Heineken  намеревается отслеживать перемещение своего товара. Проект экспериментальный, но уже лет через пять, считают специалисты, такой подход придет на смену технологиям RFID и позволит отслеживать реальное потребление продукта конечным потребителем. Планировать спрос, управлять запасами и продажами продукта по всей цепи распределения «производитель – дистрибьютор – розничная точка – потребитель» можно будет практически в режиме       on-line.

      Кроме того, согласно отчетам специалистов AMR Research, сама традиционная схема построения цепочек поставок, «заточенная» преимущественно под обслуживание производства, а не потребителей, - это уже «вчерашний день».

      Наиболее  актуальным развитием бизнеса сегодня  является создание спрос-ориентированных  сетей поставок (Demand Driven Supply Networks, DDSN). AMR Research дает определение DDSN как «системы технологий и процессов, которая чувствует и реагирует на спрос в режиме реального времени благодаря сети потребителей, поставщиков и сотрудников». Подобная система уже используется такими глобальными компаниями, как Dell, Procter and Gamble, Wall-Mart, Best Buy. По данным рейтинга Supply Chain Top 25 за 2005 год, компании, практикующие DDSN, имеют на 15% меньше запасов, на 60% быстрее реагируют на изменения рынка товаров и услуг, обслуживают на 17% больше заказов. Остановимся на ключевых аспектах чуть подробнее:

    • Система: только будучи интегрированной, цепь поставок следующего поколения даст максимальный эффект. Чтобы наращивать масштаб не в ущерб гибкости, требуется создать особую архитектуру DDSN, при которой такие технологии, как программные средства и базы данных бизнес-процессов, будут объединены;
    • Спрос: при внедрении DDSN компании должны рассматривать спрос в различных аспектах. Например, в один момент для потребителей более привлекательной может оказаться возможность быстрой доставки, а в следующий раз – сниженная цена. Чувствовать спрос и реагировать на него в режиме реального времени означает не просто своевременно выполнять заказы. Здесь в ответ на изменения рынка требуется быстро модернизировать уже имеющиеся и внедрять новые бизнес-процедуры;
    • Сеть: работа производителей по контракту, привлечение сторонних разработчиков новой продукции и поставщиков логистических услуг, – все это отражает быструю трансформацию цепи поставок из вертикально интегрированных корпораций в бизнес-сети с узкой специализацией звеньев. Для того чтобы сеть была успешной, должны существовать сквозные и надежные стандарты и общие каналы коммуникаций. – работа через интернет-браузер, публикация на сайте и т.д.

      Таким образом, очевидно, что для реализации DDSN, информационные технологии должны быть построены так, чтобы обеспечить единый рабочий процесс для увеличения скорости, качества и прибыльности бизнеса, начиная от управления заказами и заканчивая разработкой новых продуктов. Именно поэтому сегодня компании начинают нуждаться в интегрированных инструментах обработки и передачи информации о поставках в реальном времени для отслеживания покупательского спроса.

      Мониторинг  состояния рынка сейчас носит ежедневный или максимум еженедельный характер, тогда как в прошлые годы достаточно было ежемесячного контроля. Кроме того, планирование теперь должно осуществляться согласованно с другими компаниями, партнерами и контрагентами, чтобы иметь возможность вовремя отреагировать на пики покупательского спроса. В современных рыночных реалиях перед большинством дистрибьюторских компаний сегодня стоит, во-первых, проблема выбора информационных решений, удовлетворяющих требованиям их бизнеса, во-вторых, задача организации эффективного обмена данными между ERP, SCM, CRM и PLM системами, имеющимися на предприятии.

      Проблематика  выбора ERP-решения

      Выбор ERP-решения – крайне сложная и  комплексная задача, требующая серьезного обследования организации и четкого формулирования требований к корпоративной информационной системе. На сегодняшний день на российском рынке представлены все сколь-нибудь значимые в мире разработчики ERP. Кроме того, в последнее время все громче заявляют о себе отечественные поставщики этого класса решений. Конкуренция на рынке возрастает, появляется все большее количество новых игроков, в результате заказчику предлагается весьма широкий ассортимент продуктов, направленных на решение различного спектра задач.

      Включаясь в процесс выбора информационной системы, в первую очередь, важно понимать, что все подразделения дистрибьюторской компании должны работать в единой информационной системе. К сожалению, в нашей стране такое явление пока не часто. В отсутствии единой корпоративной система холдинг может столкнуться с рядом проблем. Вот наглядные примеры:

    • На складе хранится 100 единиц товара Х. Два разных менеджера компании это видят и предлагают один и тот же товар двум разным клиентам. В результате товар достается тому клиенту, кто попадает на склад раньше. Второй клиент, не получивший заказанный товар, разрывает отношения с компанией.
    • Менеджер по закупкам уточнил, сколько ткани Х находится на складе, например 1000 м. Но как определить, много это или мало с точки зрения совершения ежедневных сделок? Может быть, эти 1000 м лежат на складе в течение целого года, а может, этот товар пользуется спросом, и завтра на складе его не будет. А решение надо принимать быстро.
    • На складе сбытового центра Краснодара – 1000  м ткани Х. Ежемесячные продажи этого товара составляют 500 м. На складе сбытового центра Владивостока как раз 500 м, но продается в месяц только 10 м. В какой сбытовой центр отправить партию в 500 м, если данные по продажам не поступают своевременно? Текстильный бизнес сезонный, и если опоздать с поставкой на месяц, время будет потеряно и товар залежится на складе.

      Таким образом, совершенно очевидно, что лоскутная  автоматизация приводит к тому, что  основное время уходит на получение  информации и ее систематизацию. В  результате об оперативности можно забыть. Зачастую проанализировать ситуацию невозможно.

      Чтобы посредством автоматизации решить проблемы оперативности и прозрачности дистрибьюторского бизнеса, необходимо интегрированное ERP-решение.  Если территориально распределенное предприятие работает в единой информационной среде,  то  данные поступают оперативно, а остатки корректируются после каждой отгрузки. При введении электронной заявки на закупку, у менеджеров появляется возможность резервировать товар и оперировать не просто остатками товара, а свободным остатком. Свободный остаток равен фактическому остатку минус резерв. Ситуация, когда один и тот же товар обещан двум разным клиентам - в принципе невозможна. Поскольку все склады объединены единой информационной системой, менеджер имеет возможность формировать отчет об остатках на ближайших складах за несколько секунд. Единый классификатор исключает путаницу с названиями. При формировании отчета по оборачиваемости товара менеджер по закупкам может видеть, на каком складе нехватка или переизбыток товара. В результате автоматизации и перехода на единую систему у логистов и менеджеров высвобождается время на решение качественно иных задач и анализ информации.

      Каким образом выбрать информационную систему, удовлетворяющую задачам  дистрибьюторского бизнеса? ERP-системы классифицируют по многим признакам. Это и функциональные возможности, и стоимость проекта внедрения (существенное значение имеет отношение стоимость лицензии/стоимость услуги по внедрению). Различают программно-аппаратные платформы, на которых реализована ERP. Кроме того, некоторые эксперты делают попытку классификации систем управления ресурсами предприятия по наличию/отсутствию у продукта отраслевого решения.

      Также традиционно, выбор программного продукта определяется такими факторами, как совместимость с уже имеющимися информационными системами, эргономичность и способность к адаптации к конкретным нуждам предприятия. Безусловно, важна функциональность системы, но при этом не менее важно соответствие возможностей системы потребностям бизнеса.

      С технологической точки зрения при  выборе системы, в первую очередь, уделяется  внимание сокращению непрофильных издержек (обновление систем, актуализация версии информационной системы, необходимость  взаимодействия системы online/offline без потери функциональности и сокращение времени проведения операций). Исходя из выше обозначенных задач, перспектив и особенностей дистрибьюторского бизнеса, возникает вопрос: какой должна быть корпоративная информационная система, способная удовлетворять потребностям данной отрасли?  Ответ напрашивается «точно по Гартнеру».

      В первую очередь, это должно быть комплексное, интегрированное решение, разработанное  с учетом специфических особенностей отрасли дистрибуции. Кроме того, это должна быть открытая система, интернет – ориентированная система, «понимающая» многочисленные стандарты и протоколы межплатформенного взаимодействия - Java, . NET, XML, ASP, EDI  и т.д. Поскольку необходимо решение, обеспечивающее  сквозные и надежные стандарты и общие каналы коммуникаций между компанией, ее поставщиками, партнерами, контрагентами. Только при соблюдении этого условия возможно эффективное построение сетей поставок, ориентированных на спрос. 

      Многоплатформенность  системы – в самом широком  смысле этого слова – является в данном случае насущной необходимостью, так как речь идет о создании единой корпоративной системы для всех подразделений территориально распределенной дистрибьюторской компании (или производственного холдинга с собственными каналами дистрибуции).

      То  есть, фактически для успешного функционирования на современном рынке дистрибуции, предприятию необходимо решение, которое «с легкой руки» Garther обозначено как решение класса ERP-II.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Краткий обзор рынка ERP-систем в России и СНГ

      На российском рынке систем корпоративного управления в области дистрибуции и оптовой торговли в настоящее время довольно большой выбор продуктов, различных и по цене, и по качеству. Однако, на основании выше перечисленных требований к информационной системе класса ERP-II, можно выделить, пожалуй, четыре решения, которые в той или иной степени этим критериям соответствуют. Это комплексные системы SAP, Oracle, Axapta (Dynamics AX) и Lawson М3. Лидирующие позиции в плане продаж занимает продукт Microsoft (по данным IDC, более половины рынка). Одна из причин подобного положения дел состоит в том, что большинство оптовых продавцов и дистрибьюторов – это средние по величине предприятия, на которые в первую очередь и рассчитаны решения Microsoft. Кроме того, Microsoft  - одна из немногих компаний, которая не жалеет средств на маркетинговые кампании и максимально активно продвигает свой продукт, что во многом обуславливает популярность той же Axapta (Dynamics AX).

      Стоимость владения системы  Microsoft позиционируется как средняя. В этом смысле с Axapta (Dynamics AX) может конкурировать только система Lawson М3. Стоимость владения и SAP, и Oracle несравнимо выше.

      Вопрос  технологичности ERP-системы также  является весьма актуальным для дистрибьюторских компаний, поскольку большинство из них территориально распределены. Например, офис продаж компании находится, скажем, в Москве, а производственные и складские подразделения – в Московской области. В этих условиях становится критически важным создание централизованной базы данных и организация работы структурных подразделений компании через Интернет. Данная задача наиболее эффективно решается теми ERP-системами, которые изначально спроектированы для работы через Интернет-браузер. В этом случае инсталляция системы на компьютеры конечных пользователей не требуется, что также облегчает поддержку системы. Не менее важен вопрос о том, насколько современны средства разработки информационной системы. Если это передовые средства разработки, основанные на открытых промышленных стандартах, то у предприятия будет минимум проблем с поиском персонала и масштабированием системы. В плане технологичности уверенно «держат марку» три «игрока» – Oracle, Lawson М3 и Axapta (Dynamics AX). Системы Oracle и Lawson базируются на новейших технологиях Java (система запускается в Интернет-браузере, открытый промышленный стандарт). Microsoft использует собственные стандарты -  «смесь» С++ и Java. Решения SAP, в сравнении с Oracle, Lawson М3 и Axapta (Dynamics AX), по уровню технологичности находятся в «команде отстающих».

      По  мере роста предприятия, усложнения задач и увеличения объемов данных довольно часто встает вопрос о переходе на другую СУБД (например, с Microsoft SQL Server на Oracle). При этом менять саму информационную систему, разумеется, желания не возникает. В подобных ситуациях и приобретает актуальность такое понятие, как «не зависимость от платформы». Многоплатформенные системы позволяют использовать СУБД (Системы Управления Базами Данных) различных разработчиков (Microsoft, Oracle, IBM и др.), что дает дополнительную гибкость предприятиям в части инвестирования в инфраструктуру и персонал при заданной целевой производительности ERP-системы. Одноплатформенные ERP-системы изначально ориентированы на использование СУБД конкретного разработчика. В силу данного фактора у предприятия значительно меньше гибкости в части оптимизации инвестиций в выполнение проекта и использования системы. Две из рассматриваемых информационных систем являются одно-платформенными (Oracle - только Oracle, Axapta (Dynamics AX) - только Microsoft SQL Server). Решения SAP и Lawson М3 «не зависят» от платформы (Microsoft SQL Server, Oracle, DBII).

        В плане функциональности ситуация  обстоит следующим образом. Axapta (Dynamics AX) позиционируется как комплексная система, изначально разработанная для торговых предприятий.  Однако, это не вполне так. Функциональность у Axapta довольно широкая, но слабо проработанная.  В сравнении с SAP, Oracle и Lawson, для этой системы характерно значительно большое число ограничений. В частности, по таким значимым для дистрибьюторских компаний модулям, как: управление взаимоотношениями с клиентами  (Customer Relationships Management, CRM); бюджетирование (реализованы только базовые возможности на уровне плана счетов); модуль управление цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM) в Axapta и вовсе отсутствует и т.д. Кроме того, производительность Axapta (Dynamics AX)  не рассчитана даже на относительно большое число пользователей – на «отметке 500 пользователей» система уже  «не тянет» свои задачи.

Информация о работе ERP-система как инструмент развития дистрибьюторского бизнеса