Звериный стиль скифского времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

Понятие "звериный стиль скифского времени" в научной литературе традиционно применяется по отношению к произведениям искусства народов, населявших обширные просторы евразийских степей в VII - начале III вв. до н.э. Многочисленные кочевые племена, объединенные одинаковым типом хозяйства и в связи с этим во многом сходным обликом материальной культуры, занимали в этот период всю степь и отчасти лесостепь Восточной Европы, Предкавказье, Южное Приуралье, Приаралье, некоторые районы Памира, Тянь-Шаня,

Содержание

Введение.
Глава I. Историография проблемы и вопросы методики исследования звериного стиля скифского времени.
1-1. История изучения памятников звериного стиля в лесостепном По донье.
1-2. Некоторые методические проблемы изучения звериного стиля.
Глава II. Типология образов звериного стиля лесостепного
По донья.
Глава III. Происхождение основных мотивов среднедонского звериного стиля.

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 35.59 Кб (Скачать)

Оглавление: 

Введение.

Глава I. Историография проблемы и вопросы методики исследования звериного стиля скифского времени.

1-1. История изучения памятников  звериного стиля в лесостепном По донье.

1-2. Некоторые методические  проблемы изучения звериного  стиля. 

Глава II. Типология образов  звериного стиля лесостепного

По донья.

Глава III. Происхождение основных мотивов среднедонского звериного стиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

      Понятие "звериный стиль скифского времени" в научной литературе традиционно применяется по отношению к произведениям искусства народов, населявших обширные просторы евразийских степей в VII - начале III вв. до н.э. Многочисленные кочевые племена, объединенные одинаковым типом хозяйства и в связи с этим во многом сходным обликом материальной культуры, занимали в этот период всю степь и отчасти лесостепь Восточной Европы, Предкавказье, Южное Приуралье, Приаралье, некоторые районы Памира, Тянь-Шаня, Саяно-Алтая и ряд других областей Южной Сибири. Для обозначения этой огромной культурной совокупности отечественными учеными было предложено несколько различных терминов: "скифо-сибирское культурно-историческое единство", ".общность", "культуры скифского круга", "скифский евразийский мир", "евразийский культурный континуум скифской эпохи". Однако, вследствие того, что одни из этих определений не вполне корректно отражают суть самого явления, преувеличивая степень сходства рассматриваемых культур, а другие, очевидно, более точные, излишне длинны и фонетически сложны для повседневного использования, в научной литературе прочнее всего укрепился термин "скифо-сибирский мир" как наиболее нейтральный. Данный археологический феномен и историческое явление характеризуют разнообразные специфические признаки, одним из которых и является особое искусство звериного стиля. Оно представляет собой не просто художественное воспроизведение окружающего животного мира, свойственное многим народам и многим эпохам. По мнению многих исследователей, это - вполне стройная система, в которой изображались только определенные звери (главным образом, хищники, копытные, птицы и фантастические существа - грифоны), только определенным способом (в канонических позах, с преувеличенными глазами, ушами, когтями, клювами), воплощая определенные идеи, мировоззренческие представления, ценностные ориентации древних людей.

     Вместе с тем, скифо-сибирское искусство, единое в основных принципах своей изобразительной системы,, обладало в каждом отдельном регионе своего существования заметным художественным своеобразием. Изучение конкретных проявлений этого своеобразия актуально не только в стилистическом искусствоведческом плане. Исследование причин и механизмов возникновения в достаточно жесткой схеме раннего звериного стиля новых специфических элементов позволяет в конечном итоге глубже понять те историко-культурные процессы, которые проходили в скифскую эпоху на обширной территории Евразии. Таким образом, использование произведений звериного стиля как исторического источника требует прежде всего их археологического анализа.

     Настоящая работа посвящена изучению одного из локальных вариантов звериного стиля скифского времени - зооморфного искусства лесостепного Подонья VI - начала III вв. до н.э.

     Пограничное географическое положение данного региона - между степной и лесной зонами - и его естественная природная открытость закономерно вели к тому, что обитавшее здесь население на протяжении различных исторических эпох развивалось в самом тесном взаимодействии с племенами и народами окружающих территорий: В раннем железном веке сложный синкретический облик местной культуры, ее особое место среди целого ряда других скифоидных образований Восточной Европы во многом определялись взаимопроникновением и смешением, порой в весьма причудливых сочетаниях, элементов лесостепного, степного скифского и, в меньшей степени, более северного лесного происхождения. Современное археологическое изучение рассматриваемой территории и реконструкция ее этнокультурной истории, несомненно, предполагают определение роли и места каждого из этих компонентов в системе культуры населения лесостепного Подонья скифского времени. Важным шагом на этом пути является анализ произведений местного звериного стиля, выявление источников его происхождения, раскрытие его сходства и различий с художественным творчеством смежных регионов.

    Хорошо известно, что неповторимое своеобразие любого народа особенно отчетливо проявляется на уровне такого яркого культурного индикатора как изобразительное искусство. Даже поверхностное знакомство с произведениями звериного стиля лесостепного Подонья оставляет впечатление, что ряд местных изображений не соответствует полностью "классическому" скифскому кругу образов, да и по внешнему облику, стилистическим особенностям местные "звери" несколько отличаются от своих аналогов, известных на окружающих территориях. Предположение о некоторой специфике среднедонского зооморфного искусства логично проверить подробным и всесторонним анализом имеющегося фактического материала, сравнением его с данными других регионов. До настоящего времени было предпринято две таких попытки -П.Д.Либеровым и А.И.Шкурко - в рамках их диссертационных исследований . Целый ряд выводов ученых сохраняет свое значение и сегодня, однако следует заметить, что за время, прошедшее с момента написания этих работ, отечественной археологической наукой пройден большой путь. Разработаны новые теоретические и методические подходы к изучению проблемы звериного стиля в целом, существенно уточнена хронология скифских памятников. Наконец, в результате полевых исследований 1980-90-х гг. в лесостепном По-донье были обнаружены новые зооморфные предметы . Между тем, никто из ученых последующего периода - ни те, кто посвятил свои труды разработке различных аспектов истории и культуры населения лесостепного Подонья скифского времени - ко всей совокупности данных по среднедонскому звериному стилю не обращались. В результате, на фоне активно изучающихся в последние годы локальных вариантов: прику-банского, степного скифского, поволжского и приуральского и ряда других -зооморфное искусство лесостепного Подонья продолжает оставаться своего рода "белым пятном". При разработке ряда остродискуссионных проблем современной скифологии в целом материалы среднедонского звериного стиля исследователями также практически не привлекаются. Такое невнимание к изобразительному творчеству обитателей лесостепного Подонья представляется большим и незаслуженным упущением. Художественные произведения всегда несут отпечаток индивидуальности своих создателей. Определение и интерпретация проявлений этой индивидуальности в устоявшихся композиционных схемах, типовых "правилах" изображения того или иного персонажа звериного стиля как универсального искусства скифской эпохи могут иметь важное значение в решении сложных вопросов происхождения, этнической принадлежности и родства обитателей различных регионов скифо-сибирского мира, а также уровня их социокультурного развития. Все это создает объективные предпосылки и открывает новые возможности для сравнительного изучения средне-донской художественной традиции скифского времени.

     Целью настоящей работы является всесторонний анализ звериного стиля лесостепного

1. Составить максимально полную сводку произведений звериного стиля лесостепного По Подонья скифского времени как источника по истории создавшего его населения, выявление основных тенденций его развития и оценка его места в системе скифо-сибирского зооморфного искусства.

Основные задачи исследования заключаются в следующем.

донья, включая открытия 80-90-х гг. XX в.

2. Разработать принципы построения их общей типологической классификации и на этой основе систематизировать основной массив среднедонских зооморфных образов.

3. Осуществить стилистическое описание изображений.

4. Исследовать синхронные и диахронные связи данного локального варианта с зооморфным искусством других территорий, проследить эволюцию отдельных образов, найти их исходные прототипы, определить особенности их местной переработки, учитывая возможности заимствования мотива или импорта изделия.

5. Попытаться выявить некоторые закономерности восприятия местной традицией чужого изобразительного языка и специфику звериного стиля лесостепного Подонья как целостного культурного феномена в сравнении с искусством смежных регионов (лесостепное Приднепровье, Степная Скифия, При-кубанье, Нижний Дон, Прикамье, Поволжье и Приуралье).

6. Исторически интерпретировать выявленное локальное своеобразие, установить возможные факторы, способствовавшие его формированию.

Методологической базой  исследования являются основные принципы отечественной археологии как исторической науки, изучающей общества прошлого по остаткам их предметного мира. Принципы систематизации изучаемого материала  выработаны на основе критического анализа  существующих в отечественной науке  методик учета и классификации  произведений звериного стиля скифского  времени. Исследование зооморфных мотивов  среднедонского искусства осуществлено с помощью традиционного типологического метода. Для выявления происхождения и локальной специфики звериного стиля лесостепного Подонья в системе скифо-сибирского художественного творчества также широко использовались сравнительный и статистические методы обработки археологического материала.

     Географические рамки работы определены в соответствии с устоявшимся взглядом на лесостепное Подонье как на территорию, западной границей которой является р. Оскол, восточной - р. Хопер, а северной и южной - естественные рубежи природных зон.Совокупность археологических памятников скифского времени, локализующаяся в данном регионе, вошла в науку под названием "среднедонская археологическая культура".          В последние десятилетия, наряду с традиционным, появились ее определения как среднедонского локального варианта лесостепной скифоидной культуры, среднедонской или воронежской группы памятников скифского времени. Не пытаясь решить этот научный спор, здесь и далее в работе термин среднедонской звериный стиль мы употребляем в культурологическом смысле по отношению к изучаемому явлению как к искусству одной из групп древнего населения лесостепного Подонья, материальные свидетельства существования которого обнаружены на ряде местных городищ и курганных могильников скифской эпохи не только Среднего, но и отчасти Верхнего Дона.

Хронологические рамки исследования в основном охватывают период с VI по начало III вв. до н.э. - со времени появления наиболее ранних произведений звериного стиля на среднедонских городищах до полного исчезновения традиции данного искусства вместе с поселениями и погребальными памятниками скифоидной культуры лесостепного Подонья.

      Источниковая база работы включает в себя археологические материалы, полученные в ходе раскопок 56 курганных комплексов с изделиями в зверином стиле из шести могильников скифского времени: Частые курганы, Мас-тюгино, Дуровка, Русская Тростянка, Староживотинное и Терновое I - Колбино I; находки с площади четырех городищ: Волошино I, Пекшевское, Семилукское и Чертовицкое III, а также случайные находки, происходящие из грабительских раскопок Мастюгинского и Староживотинного могильников. Привлеченные к диссертации коллекции хранятся в Государственном Эрмитаже, ГИ-Ме, Воронежском, Белгородском и Острогожском краеведческих музеях, Музее археологии ВГУ. Помимо публикаций, в работе также использованы научные отчеты о полевых исследованиях из архивов Института археологии РАН, Музея археологии ВГУ и Острогожского краеведческого музея.

        Изучение локальной специфики среднедонского искусства невозможно без широкого сопоставления местных данных с материалами соседних регионов. С этой целью для написания диссертации проработаны известные главным образом по публикациям зооморфные находки с территории лесостепного Приднепровья, Степной Скифии, Прикубанья, Нижнего Дона, Прикамья, Поволжья и Приуралья, а также в ряде случаев - с более отдаленных территорий: с Алтая, из Восточной Сибири, Китая, Ирана, Фракии и северопричерноморских греческих городов.

       Научная новизна работы. Проведенное исследование позволило по-новому осветить некоторые аспекты проблематики звериного стиля скифского времени в целом и его среднедонского локального варианта в частности. В теоретическом плане предложен метод классификации произведений звериного стиля с использованием универсальной археологической терминологии "категория " - "класс " - "тип " - "вариант ", в основу которой в качестве статистической и таксономической единицы положено исходное понятие "образ ". Все известные на данный момент произведения звериного стиля лесостепного Подонья впервые возможно полно включены в систему скифо-сибирского искусства, определено место значительной части среднедонских изображений в эволюционных цепочках зооморфных образов скифского времени. Изучение произведений звериного стиля лесостепного Подонья на столь широком фоне дало возможность значительно расширить и углубить наше представление о происхождении основных среднедонских зооморфных мотивов, о направлении и сущности контактов локальной художественной традиции с искусством смежных территорий, о той роли, которую сыграли в ее становлении и развитии инокультурные влияния, наконец, об элементах, составляющих ее качественное своеобразие. Предпринята также попытка привлечь полученные результаты к рассмотрению весьма спорных вопросов современной скифологии, в частности - о степени сходства материальной культуры различных регионов ски-фо-сибирского мира и возможном этническом родстве ее носителей.

     Вывод о наличии в развитии звериного стиля лесостепного Подонья двух, резко отличных друг от друга этапов был сделан А.И.Шкурко еще в 70-е гг.Единство стилистических форм и образов среднедонского искусства VI-V вв. до н.э. с синхронными памятниками днепровской Лесостепи и формирование в IV - начале III вв. до н.э. ярких специфических изобразительных черт - факты, у современных исследователей сомнений не вызывающие.

Основное защищаемое положение  нашей диссертации заключается  в обосновании тезиса о том, что  к IV в. до н.э. в лесостепном Подонье сложилась своеобразная художественная традиция, создателем которой была особая группа среднедонского населения, если не этнически, то по крайней мере по своему мировоззрению и ценностным ориентациям существенно отличавшегося как от степных "геродотовых" скифов, так и от скифоидных племен Украинской Лесостепи.

     Апробация результатов работы. Основные результаты исследования и отдельные сюжеты диссертации излагались автором в докладах на научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения С.Н.Замятнина (г. Воронеж, 1999 г.), научной историко-краеведческой конференции в г. Сумы (1999 г.), международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И.В.Синицына, отчетной научной конференции Воронежского госуниверситета (2000 г.), а также на заседании круглого стола молодых ученых по вопросам современного источниковедения, проводившемся при Воронежском госуниверситете в декабре 2000 г. Диссертационная работа обсуждена на кафедре археологии и истории древнего мира ВГУ.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут  быть использованы при написании  обобщающих работ по древней истории  и археологии Юга Восточной Европы, а также по проблематике собственно ски-фо-сибирского звериного стиля, при создании сводов археологических источников, подготовке учебников и пособий и разработке общих и специальных курсов по археологии, историческому краеведению, культурологии, теории и истории искусства.

     Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и источников, списка принятых сокращений и приложения. В главе I дается краткий обзор источниковой базы и историографии искусства среднедонского региона, излагаются некоторые теоретические и методические аспекты изучения звериного стиля скифского времени, обосновываются авторские принципы систематизации и анализа изучаемого материала. Глава II посвящена типологической классификации и стилистическому описанию зооморфных образов лесостепного Подонья. В главе III рассматривается происхождение основных мотивов местного искусства, осуществляется их сопоставление с изображениями на других территориях. Наконец, в главе IV предпринимается попытка синтеза полученных в ходе исследования конкретных данных с целью выявления сущности и причин локального своеобразия звериного стиля лесостепного Подонья и его места в системе изобразительного искусства народов скифо-сибирского мира. В заключении подводятся основные итоги. Приложение включают в себя каталог зооморфных образов скифского времени, известных на рассматриваемой территории, иллюстрации и подписи к ним, статистические таблицы.

Информация о работе Звериный стиль скифского времени