Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 10:08, контрольная работа
Екатерина II Алексеевна Великая (Екатерина Великая 21 апреля 1729, Штеттин, Германия - 6 (17) ноября 1796, Санкт-Петербург) - русская императрица (1762-1796). Период её правления часто считают «золотым веком» Российской Империи. В 1766 бурятские ламы признали её воплощением Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Меры по совершенствованию системы государственного управления.. 5
2. Политика в социально-экономической сфере…………………………… 7
3. Русская культура 60-90-х гг. ХVIII века…………………………………. 9
Список использованных источников……………………………………….
Федеральное агентство по образованию |
ГОУ ВПО Рыбинская государственная авиационная технологическая академия им. П.А. Соловьева |
Кафедра социологии |
Контрольная работа |
по дисциплине «Отечественная история» |
на
тему «Золотой век» дворянской империи
времени Екатерины II»
Вариант №13 |
Выполнил(а):__________________ |
студент(ка) гр.____________, ___ курса |
Преподаватель: ___________________ |
Оценка________________________ |
Подпись преподавателя ____________ |
Дата__________________________ |
РЫБИНСК 2009 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Меры по совершенствованию системы государственного управления.. | 5 |
2. Политика в социально-экономической сфере…………………………… | 7 |
3. Русская культура 60-90-х гг. ХVIII века…………………………………. | 9 |
Список использованных источников………………………………………. | 19 |
ВВЕДЕНИЕ
Екатерина II Алексеевна Великая (Екатерина Великая 21 апреля 1729, Штеттин, Германия - 6 (17) ноября 1796, Санкт-Петербург) - русская императрица (1762-1796). Период её правления часто считают «золотым веком» Российской Империи. В 1766 бурятские ламы признали её воплощением Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление.
Екатерина
родилась в семье прусского генерала
Христиана-Августа и Иоганны-
Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т.е. после брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи.
Будучи крайне властолюбивой, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с, другой, укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и внешнюю политику. Как заметил один исследователь, если Петр из русских делал немцев, то она - немка, из русских делала русских.
Ее
отличало трудолюбие, стремление совместить
на первый взгляд несовместимое: либеральные
воззрения с самодержавно-крепостническими
порядками. Так, она лично осуждала крепостничество,
но осознание того, что укрепившееся дворянство
не потерпит ущемления его владельческих
прав на крещеную собственность и осуществит
переворот, направленный уже против нее
самой, привели к тому, что казанская помещица
победила в ней философа в юбке. Екатерина
II принимала активное участие в решении
всех государственных дел. Ее многочисленные
фавориты, хотя и оказывали влияние на
решение частных вопросов, никогда, в отличие
от предшествующих правлений, не были
всесильны.
1.
Меры по совершенствованию системы государственного
управления
Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании наилучших законов, а правительства и других органов управления - в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Однако всевластие закона на практике игнорировалось чиновниками, да и подчас самой Екатериной.
Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.
Сразу же после переворота 1762 г. сановник Никита Панин разработал проект, призванный ограничить власть самодержца императорским советом. После некоторых колебаний, вызванных тем, что в начале царствования Екатерина II, не имевшая легитимных прав, чувствовала себя крайне неуверенно на престоле, он был отвергнут. Более того, в 1763 г. императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение.
Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет Екатерины с его статс-секретарями. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат.
В 1763-1764 гг. была проведена секуляризация церковных земель, т.е. осуществлена их передача в введение казны, что укрепило экономическую мощь государства, прекратило волнения монастырских крестьян, которые дестабилизировали обстановку в стране.
В 1764 г. было ликвидировано гетманство на Украине, ограничены привилегии казачества. В 1775 г. упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.
В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, призванную разработать новый свод законов. Ей была придана форма как древних земских соборов, так и европейского парламента одновременно. Депутаты избирались от всех сословий, кроме помещичьих крестьян, но подавляющее большинство мест в Комиссии принадлежало дворянам и горожанам.
На основании идей французских просветителей Екатерина II подготовила Наказ Уложенной комиссии, в котором содержались предложения по расширению свобод, смягчению крепостного строя и т.д. Депутатские же наказы не шли дальше защиты узкосословных интересов.
Деятельность
Комиссии привела Екатерину к
выводу о невозможности согласования
интересов различных сословий, а
также смягчения
Реформа местного управления стала ответом на то потрясение, которое пережила империя в результате социального взрыва - пугачевщины. Она была призвана укрепить государственную власть на местах, передать туда некоторые функции центральных органов и тем самым повысить их эффективность и упрочить позиции дворянства, которое после подавления восстания оценивалось как единственная надежная опора власти.
В 1775 г. Екатерина издала Учреждение для управления губерний. Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь на 10-15 уездов с населением до 30 тысяч человек. Функции губернского правления и возглавлявшего его губернатора значительно расширялись за счет передачи финансовых, административных и судебных полномочий из центра.
В
уезде главным органом
Итоги:
- Была создана эффективная и гибкая система местного управления.
-
Роль коллегий значительно
-
Укрепилась позиция дворян на
местах, но реформа была призвана
помимо прочего отвлечь их
от попыток оказывать влияние
на политику центральной власти.
2. Политика
в социально-экономической сфере
Она отличалась крайней противоречивостью. Произошло, с одной стороны, усиление крепостничества, которое проявлялось:
В
суровых природно-
Любое ущемление прав дворянства, превратившегося в мощную силу и не видевшего вне крепостнической эксплуатации крестьян иных источников доходов, могло привести к смещению Екатерины.
Государство, усиливая крепостничество в стране, укрепляло и свое могущество.
Расширение привилегий дворянства, предоставление им права не служить означало «раскрепощение» дворянства от государства. Благодаря этому оно превращалось в подлинно привилегированное сословие, располагавшее определенными правами и свободами. Создание же дворянских уездных и губернских собраний было шагом на пути становления гражданского общества.
Предоставление в 1785 г. Жалованной грамоты городам обеспечивало некоторыми привилегиями городовых обывателей, разделенных на 6 разрядов в зависимости от рода занятий и материального положения, а также регулировало работу органов самоуправления. К тому же Екатерина 11 преследовала цель укрепить позиции третьего сословия в России, надеясь увидеть в нем как силу, обеспечивающую динамичное экономическое развитие страны, так и опору прогрессивных преобразований.
Наиболее
значимыми в этом направлении стали меры
экономического либерализма. Помимо достижения
чисто экономических целей, снималась
острота социальной напряженности в стране.
Способствуя развитию крестьянских неземледельческих
промыслов, эта политика была призвана
помочь основной массе населения Нечерноземья
обеспечить как свой, хотя бы минимальный
достаток, так и выплату денежной ренты
помещикам.
3.
Русская культура 60-90-х гг. ХVIII века
Развитие культуры Екатерининской эпохи проходило под влиянием идей Просвещения. В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, к проблемам предназначения человека, его естественных прав и его внесословной ценности. Это способствовало бурному развитию общественно-политической мысли и росту ее влияния на все социокультурные процессы.
Рост международного авторитета России, активная внешняя политика способствовали укреплению культурных связей России с Западной Европой.
Информация о работе Золотой век» дворянской империи времени Екатерины II