Золотая орда

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 16:50, реферат

Описание работы

В собственно ордынских и восточных источниках государство Джучидов обычно обозначалось термином «улус», с добавлением какого-либо эпитета или имени правителя («Улуг улус», «улус Берке»). Словом «орда» обозначалась ставка правителя. Сочетание «Золотая Орда» (перс. «Урду-и заррин») в значении «золотой парадный шатёр» встречается в источниках применительно к резиденциям Чингизхана и Гуюка, а в XIV веке ряда Чингизидов, в том числе правителя улуса Джучи — Узбек-хана[2][3].

Работа содержит 1 файл

Улу́с Джучи́.docx

— 44.98 Кб (Скачать)

Сарай – столицу  Золотой Орды и в другие ее города населяли представители многих народов. Здесь сталкивались разные религии  и культуры, при золотоордынском  дворе устраивались диспуты между  миссионерами разных вероисповеданий, активными участниками которых  были приверженцы Мухамеда, Христа, Будды. Искусные умельцы-ремесленники, угнаны ордынцами в плен из завоеванных  стран, принимали участие в строительстве  золотоордынских городов и создании синкретической культуры Золотой Орды.

Характерно, что вплоть до конца XVII века правители Казахского ханства и московские великие  князья и цари, чьи государства  возникли на руинах Золотой Орды, вели специальную переписку с мусульманскими государями в золотоордынских протокольных традициях, что свидетельствовало  об органичном, привычном использовании  ими ордынской символики, не воспринимавшейся как нечто чуждое.

   

3.1. Развитие градостроительства  и торговли 

Образование сильного государства стимулировало развитие торговли и расцвет градостроительства. Были восстановлены города, разрушенные  во время завоеваний.

Так, вновь крупными ремесленными и торговыми центрами стали  Сыгнак и Отрар, были заново отстроены Барчынлынет, Джент, города Хорезм, Мавераннахр. Кроме того, в  период XIII-XIV вв. возникло 100 новых городов, в основном в степной зоне. Крупнейшими  из них были Сарай-Бату, Сарай Ал-Жедид, Сарайшик на Жаике, Азау, Бахшасарай, Укек, Маджар  на Северном Кавказе, Хаджитархан  в дельте Едиля, Мохим в Мордовии,  Чилын-Тура и Сибири.

Города Улуг Улуса  отличались  отсутствием каких-либо оборонительных сооружений, в государстве  была единственная крепость – Дербент, на кавказском побережье Каспийского  моря. Многие города считались крупнейшими  не только на востоке, но и во всем мире. Так, население Сарай-Бату превышало 100 тыс.человек  (в XIV в. города населением 5-10 тыс.человек уже считались  большими). На объезд столицы, со всеми  пригородами по периметру, нужно  было затратить не менее дня.

Благодаря особому  покровительству ханов на территории Улуг Улуса стали открывать торговые фактории западноевропейских стран, особенно Генуи и Венеции. Эти фактории быстро перерастали в крупные  городские центры – Кафа (современная  Феодосия), Солдайя (Cудак), Чембала  (Балаклава).

Генуэзские колонии  обладали автономией, занимались торговлей  между странами Европы и Улуг Улусом.

Особенно благотворно  на хозяйственную жизнь воздействовала политика великого хана Мунке, посаженного  на трон при поддержке правителя  Улуг Улуса хана Бату.

Мунке отменил старые  ненормированные подати и налоги, установил единую подушную подать, были списаны все недоимки и долги  населения, отменены все ярлыки, выданные чингизидами без ведома центральных  властей. Мунке запретил монгольским  гонцам требовать лошадь у населения  и установил для них норму  почтовых лошадей. В то же время, было запрещено гражданским лицам  любого ранга пользоваться почтовым транспортом в личных целях. Однако, особое значение имеет денежная реформа, проведенная при Мунке хане.

Чтобы оживить и  прекратить анархию в денежном обращении, были отчеканены единые для всей империи  золотые динары с низкой пробой (50-60 % золота). Динары чеканились во всех крупных  городах, включая Сыгнак и Отрар.  В качестве разменной монеты использовались посеребряные дирхемы и медные фельсы.

Проведенная в 1271 г. новая реформа коснулась только территории государства чагатаидов. Главным ее проводником был правитель  Мавераннахра Масуд-бек. Основное содержание этой реформы составлял переход  к регулярной чеканке серебряных монет одинакового веса и пробы  во многих городах. Чеканка монет  была свободной, т.е. любое частное  лицо могло принести свое серебро  на монетный двор для передела в  монету, за определенную плату.

Следующая реформа  была проведена ханом Кебеком  в 1321 году, с учетом денежных систем в государстве Хулагуидов и в  Улуг Улусе. Новый серебряный динар  весом 8 грамм получил название «кебеки». Все реформы способствовали оживлению  как внутренней, так и внешней  торговли, поскольку теперь вес монет  и в Мавераннахре, и в Улуг Улусе  стал одинаковым.

Значительно расширилась  караванная торговля. Возникновение  новых городских центров в  Западном Казахстане и бассейне Едиля  привело к сосредоточению центра караванных путей из Азии в Европу. Караванные дороги благоустраивались.    По приказам ханов Улуг Улуса, на торговых путях выкапывались колодцы, строились  караван-сараи. Появление централизованного  государства делало торговлю безопасной и прибыльной.

   

3.2. Религия и верования 

Религиозные представления XIII – начала XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская  религиозная система – тенгрианство. В то же время все более широкое  развитие получают новые религии  – христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось, в основном, благодаря найманам и  кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих  кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIV вв. среди  жителей Крыма распространился  католицизм. Правители Улуса терпимо  относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона  Сартак, был крещен.

С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовала политика ханов Улуг Улуса, особенно – Озбек  хана. Хотя кочевники внешне и принимали  всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Куцай (христианский бог) были синонимами и выступали в родном лице. Не потерял значения и культ предков – аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевников.

Для пропаганды ислама в Казахстане возникли религиозные  суфийские ордена – яссавия и  накшбандия. Писались специальным трактатом  на кыпчакском языке, своеобразные богословские исследования. Так, в 1430 г. был написан  труд «Китаб Мукаддима», поясняющий и  комментирующий положения  Корана. Обрядовая сторона ислама, нормы  поведения и религиозное право  – шариат подробно описывались в  книге «Китаб Ад-Дачва», вышедший в  Египте в 1421 г. 
 
 

Информация о работе Золотая орда