Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 16:50, реферат
В собственно ордынских и восточных источниках государство Джучидов обычно обозначалось термином «улус», с добавлением какого-либо эпитета или имени правителя («Улуг улус», «улус Берке»). Словом «орда» обозначалась ставка правителя. Сочетание «Золотая Орда» (перс. «Урду-и заррин») в значении «золотой парадный шатёр» встречается в источниках применительно к резиденциям Чингизхана и Гуюка, а в XIV веке ряда Чингизидов, в том числе правителя улуса Джучи — Узбек-хана[2][3].
Съезды Чингизидов
и военно-кочевой знати
Одной из целей улусных курултаев было предупреждение усобиц (Таласский курултай 1269 г., курултай 1309 г.). Однако феодальные распри между Чингизидами не прекращались, и поведение каждого из царевичей определялось на деле не решением курултая, а его военной мощью.
Яса. Образование
монгольского государства в начале
XIII века вызвало необходимость
Яса (более полная
форма ясак, монг. – дзасак) означает
«постановление», «закон». По словам Джувейни,
законы и постановления Чингиз-хана
были написаны на свитках («тумар») и
хранились у наиболее авторитетных
царевичей – знатоков Ясы. Яса
не сохранилась в подлиннике и
известна лишь в отрывках и сокращенных
изложениях. Наиболее подробные сведения
о постановлениях Ясы даны у Джувейни
и у арабского писателя XV в. Макризи.
Продолжительное время Яса
Созданная Чингиз-ханом
система права отвечала запросам
и потребностям феодализирующегося
монгольского общества. В ней законодательным
путем были закреплены лишь те из прежних
норм обычного права, которые соответствовали
интересам феодально-кочевой
Яса Чингиз-хана регламентировала лишь нормы кочевой жизни. В большинстве покоренных монголами стран, в частности, в Средней Азии, где издревле существовала своя правовая традиция, подчинить население новому праву было чрезвычайно трудно. Правовая система монголов, выработанная на основе обычного права кочевников и преимущественно для кочевников, в иных условиях оказывалась крайне неудобной .Многие стороны социально-бытовой и общественной жизни, в частности юга и юга-востока Казахстана, оставались вовсе не регламентированными Ясой, а отдельные ее предложения вступали в противоречие с мусульманским религиозным правом и обычаями местного населения. На этой почве возникали столкновения между блюстителями Ясы и местным населением, оборачивавшиеся, как правило, трагедией для последнего.
Однако с течением
времени Чингизиды и военно-
2.2. Государственно-
Как говорилось выше, Монгольская империя считалась владением всего ханского рода. Каждый представитель правящего дома получал определенное число ремесленников и земледельческий район из общей территории империи, доходы с которых служили для удовлетворения потребностей двора и войска. При этом Чингизиды должны были жить со своими улусными людьми в отведенных им юртах – территориях для летних и зимних кочевий. Они не могли вмешиваться в управление оседлыми областями и собирание податей с населения, эта обязанность возлагалась на особое лицо, назначаемое великим ханом, а затем местным правителем.
Высшее сословие в государствах, образованных монголами, составляла тюрко-монгольская кочевая знать во главе с Чингизидами. Военная власть первоначально была отделена от гражданской власти, которая в улусах находилась, как правило, в руках представителей местной знати. Местное население было обязано поставлять воинов для участия в военных походах. Войско делилось на правую и левую руку. Командовали ими туменбасы (десятитысячники), мынбасы (тысячники), жузбаси (сотники), онбасы (десятники).
Была установлена
своеобразная система налогообложения
местного населения. Кочевники –
скотоводы обязаны платить «
Кроме прямых налогов,
население несло повинности –
«конгла», содержание войск на постое,
«Джамалга», обеспечение гонцов и
административных лиц, уртонную повинность
– содержание почтовых станций. Купцы
уплачивали пошлины с товаров
– «тамга». В Улуг – Улусе существовала
четкая система сбора налогов, учет
велся по специальным реестрам –
«дафтари». Русские княжества платили
«выход» – дань в размере процентов
от стоимости имущества с каждого
хозяйства. Сбор налога осуществлялся
баскаками, а с XIV в. – через откупщиков
и местную знать. Этим воспользовались,
в частности, московские князья,
в казне которых оседала
Как при Чингиз-хане,
так и при его преемниках, монголы
пользовались услугами
Гражданское управление оседлыми областями улуса Чагатая было поручено мусульманскому купцу Махмуду Ялавачу, уроженцу Хорезма. Несмотря на все перевороты, происходившие в собственно Монголии и улусе Чагатая, семейство Махмуда Ялавача сумело сохранить в своих руках гражданское управление оседлыми областями Средней Азии до начала XIV века. При Масуд-беке, сыне Махмуда, в государстве Чагатаидов были осуществлены меры по упорядочению денежного хозяйство.
В Жетысу Чингизиды до начала XIV века оставались предводителями кочевников и не вмешивались непосредственно во внутреннее управление Мавераннахром.
В отдельных областях
и городах (Бухара, Отрар, Шаш, Ходженд,
Фергана, Алмалык и др.) во главе
гражданского управления стояли местные
правители из тюркских династий домонгольского
происхождения, носившие арабский титул
«малик». Наряду с маликами в покоренных
городах сидели монгольские даруги
(даругачи). В первое время после
завоевания даруги представляли военную
власть победителей на местах, впоследствии
на них были возложены такие обязанности,
как проведение переписей населения,
регулярно проводившихся в
В XIV веке в государственно-политической
жизни Чагатаидского
В результате денежной
реформы, проведенной в 1321 году с
учетом состояния денежного хозяйства
в государстве, а также опыта
организации денежных систем в хулагуидском
Иране и Золотой Орде, была введена
новая общегосударственная
В Золотой Орде сохранились основные начала государственного строя улуса Джучи. Государство потомков Джучи по политическому устройству представляло собой типичное кочевое государство, разделенное на улусы, дробившееся в свою очередь, на более мелкие уделы – владения.
В системе внутреннего
управления Золотой Орды важное место
занимал административно-
Беклар-бек, как представитель
военной власти, стоял по рангу
выше «советника царей и султанов»
– везира; он ведал также дипломатическими
сношениями с другими государствами
и, возможно, в качестве главного
эмира сосредоточивал в своих
руках высшую судебную власть при
решении гражданских дел. Беклар-бек
входил в состав четырех главных
улусных эмиров, возглавлявших административно-
Важное место в системе управления золотоордынским государством занимали даруги и баскаки. Даруги занимались, главным образом, сбором подати, баскаки осуществляли военный контроль над коренным населением, выполняя функции управления. В отдельных местностях выступали и как откупщики налогов.
Непосредственное
управление страной осуществлялось
через специальный орган
Появление чиновничьего
аппарата, приобщение военно-кочевой
знати к государственным и
административным делам содействовали
оттеснению некоторых потерявших свое
значение в новых условиях кочевнических
обычаев и традиций, но не изменили
в целом военно-кочевого характера
золотоордынского государства, соответствовавшего
все более укреплявшимся
Золотоордынские правители,
захватившие огромные территории, не
имели опыта управления в областях
земледельческой и городской
культуры. Поэтому ханы Золотой Орды
с самого начала вынуждены были создавать
огромный чиновничий аппарат из грамотных
и подготовленных людей, которыми в
их владениях были в основном мусульмане
(хорезмийцы, иранцы, тюрки-булгары, кыпчаки,
карлуки, канглы) или буддисты (средневековые
уйгуры, тибетцы, китайцы). Основную часть
подданных Золотой Орды составляли
тюркские народы, покоренные монголами
кыпчаки-половцы Казахстана, Повольжья
и Причерноморья, жители Хорезма
и Волжской Булагарии и обитатели
русских княжеств, среди которых
преобладали восточные славяне
и частично ассимилированные ими
угро-финны. Сами монголы, из которых
состояли знать и немногочисленные
элитные войска, довольно быстро подпали
под влияние своих более
3. Культурное
и экономическое развитие
Историки до сих пор расходятся в оценке роли Золотой Орды в истории и даже в определении ее названия. До недавнего времени в отечественной историографии бытовало негативное отношение к Золотой Орде, к ее роли в истории. Хотя были и другие мнения, в частности, такого крупного востоковеда, как В.В.Бартольд. Более того, разные наблюдатели отмечали возникновение гораздо большей, чем до монгольских завоеваний, политической устойчивости во всей Евразии от Восточной Европы до Китая. Известны религиозные искания правящей золотоордынской элиты, проявлявшей терпимость к конфессиям покоренных народов. Религиозную терпимость хан золотой Орды проявляли и после своего обращения в ислам.
Золотая Орда не оставалась
неизменной, многое заимствуя у мусульманского
востока: ремесла, архитектуру, бани, изразцы,
орнаментальный декор, расписную посуду,
персидские стихи, арабскую геометрию
и астролябию, нравы и вкусу, более
изощренные, чем у простых кочевников.
«Ордынская культура приобрела определенный
мусульманско-
Образование монгольской империи от Китая до Европы сыграло огромную положительную роль. На территории Казахстана прекратились войны и усобицы. Появление Улуг Улуса сыграло централизованную роль. «Чингисхан смел границы на пути связи между Востоком и Западом, сравнял с землей крепости и бастионы, которые препятствовали экономическим и культурным отношениям и после этого взаимные связи Востока и Запада начали процветать».