Золотая орда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:40, реферат

Описание работы

Данная работа является актуальной, поскольку без знания истории и путей развития Руси в период татаро-монгольского ига нельзя понять многих сторон сложения и роста средневековой Руси, нельзя полностью оценить течение дальнейших исторических событий.

Содержание

Введение________________________________________________________
Глава 1. Золотая Орда: мифы и реальность____________________________
Глава 2. Мнения историков и ученых о золотоордынском иге на Руси____
Глава 3.Последствия монгольского завоевания и золотоордынского ига для Руси ____________________________________________________________
Заключение______________________________________________________
Список литературы и интернет-ресурсов_____________________________

Работа содержит 1 файл

Золотая Орда реферат.docx

— 34.51 Кб (Скачать)

Зависимость Руси от Орды сочеталась с неоднозначным  развитием политических и дипломатических  отношений. С одной стороны, русские  князья получали подтверждения на княжение в ханской ставке, неугодные ордынцам, убирались с политической арены. С другой же стороны и Русь имела каналы политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особую роль играла русская православная церковь. В 1261 году в Сарае была учреждена епархия русской церкви, что позволило через миссионерскую и проповедническую деятельность распространять духовно-культурное влияние Руси в Орде, а также защищать интересы православных пленников. В 1279 году русский митрополит получил от хана охранную грамоту, которая признавала неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Православная церковь освобождалась от выплаты дани монголам, что позволяло под её прикрытием формировать материальную базу для начала освободительной борьбы.

Деятельность  православной епархии в Орде не прошла даром. После 1313 года на Русь двинулся поток православных татар. Они в  большинстве своём принимались  на военную службу к московскому  князю, находившемуся в союзе  с православной церковью. Москва затмила могуществом другие княжества, получив в свою дружину воинов, не имевших себе равных  за счёт совершенной боевой выучки и особой воинской солидарности.

Уже в  конце 13 века сбор дани Орда передала русским  князьям, что облегчало им возможности  для финансового и политического  маневрирования. Иван Калита и другие потомки Александра Невского продолжали проводить политику «смиренной мудрости», постепенно накапливая предпосылки  для перелома в происходящем.

Перелом произошёл в 1380 году, когда на Куликовском  поле московское войско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских  земель, выступило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей. Русь окрепла, Орда стала  терять былую мощь. Политика Александра Невского естественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского.

Ордынское иго оказало мощное воздействие  на ход русской истории. Как писал Вернадский, «подчинившись государям из дома Чингисхана, Русская земля в  политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого океана до Средиземного моря». Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайскую Орду. В то же самое время Московская Русь – напротив – консолидировалась и набирала мощь. После распада Золотой Орды её геополитическое наследство неизбежно должно было кому-то перейти – оно перешло к Руси.

Л. Н. Гумилёв  утверждал, что россияне – этнос , сложившийся из трёх компонентов: славяне, финно-угры и татары («татары» - т.е. смесь тюрок с монголами). Он называл этот этнос очень сильным и свободным от вражды на национальной почве. Уважая точку зрения Гумилёва, тем не менее нельзя преувеличивать масштабы смешения монголов и жителей Северо-Восточной Руси. Не отрицая русско-монгольских межэтнических контактов, следует признать, что их уровень не определял качественные характеристики великоросского этноса, что особенно проявляется при сравнении со степенями монгольского влияния на булгар, половцев, башкир, чувашей.

Потеря  государственной независимости  и выплата дани были нелёгким моральным  грузом для русского народа. Но борьба против этих явлений ускорила процесс  централизации Русского государства, заложила основы для создания российской государственности, послужила стимулом для укрепления национального самосознания и общественной консолидации. Послеордынская Россия встала на путь эволюции особого  типа, который в части историографии  не совсем точно назван «моделью догоняющего  развития».

Глава 3. Последствия монгольского завоевания и золотоордынского ига для Руси.

Запустели и пришли в упадок старые земледельческие  центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия  отодвинулась на север, южные благодатные почвы  получили название «Дикое поле». Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упростились, а порой и исчезли многие ремёсла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном счёте задерживало экономическое развитие.

Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи  между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими  странами. Вектор русской внешней политики, проходивший по линии «юг – север» (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Византией и через Балтику с Европой) кардинально переменил свою направленность на «запад – восток». Замедлились темпы культурного развития русских земель.

Какой слой населения пострадал сильнее? Крестьяне? Конечно, монголы их не щадили. Но многие затерянные в лесах деревни  могли даже и не видеть завоевателей. Горожане? Да, им пришлось очень тяжело. По данным археологов, из 74 городов, существовавших на Руси в 12-13 веках, 49 были разрушены  Батыем, причем 14 обезлюдели навсегда. По словам Плано Карпини, во Владимире-Волынском  «церкви наполнены были телес  мертвых». Многие из уцелевших, особенно ремесленники, были угнаны в рабство. Ремесленное производство, секреты которого веками передавались из поколения в поколение, пришло в упадок. Исчезли целые специальности. Так, например, утрачено было умение изготовлять стеклянную посуду и оконное стекло, многоцветную керамику и украшения с перегородчатой эмалью. На полвека замерло каменное строительство.

Но саамы  тяжёлый урон был нанесён феодалам: князьям и дружинникам. Именно они, профессиональные воины, первыми встречали  захватчиков с оружием в руках  и первыми гибли на поле боя. Из двенадцати рязанских князей погибли  девять, из трёх ростовских – двое, из девяти суздальских – (тех, кто  были к этому времени взрослыми  и находились в своих владениях) – пятеро. Доля погибших дружинников была, скорее всего, не меньше, а больше. Среди московских бояр 16 века нет никого, чьи предки были бы известны до нашествия. Состав дружин сменился едва ли не полностью. На смену погибшим пришли совсем иные люди – выходцы из непривилегированных слоёв общества. Они привыкли быть не соратниками князей, а их покорными слугами. Так монгольское вторжение резко усилило процесс превращения князя из «первого среди равных» в полновластного господина. Этот процесс начался на Северо-Востоке ещё во второй половине 12 века.

Заключение.

Итак, на проблему взаимовлияния Руси и  Орды нет единого мнения историографов. Существует ряд теорий, каждая из которых выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь. Каждая теория имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.  

Главным историческим результатом  процессов, происходивших в X – XV вв. в пределах Древней Руси, явилось образование единого социального, культурного, духовного пространства. Сложившееся к концу XV в., оно дает основание говорить о том, что возник новый, интегративный тип цивилизации.  Его особенность заключалась в том, что на протяжении длительного исторического периода социальное тело и дух древнего русского мира успели основательно пропитаться очень многим из того, что исходило от Византии и Орды и имело разную качественную и силовую направленность. Одним из главных итогов подобного взаимодействия состоял в том, что Русь оказалась в еще большем, чем прежде, духовном и политическом отдалении от Европы.

Если  говорить об отношениях между Русью  и Ордой, то они не составляли единого  социального конгломерата ни в государственном, ни в культурном, ни в религиозном  отношениях. По мнению абсолютного  большинства русских историков, их пространственное соседство, утвердившееся  после серии монгольских завоевательных акций, подчинялось принципам взаимоотношений  насильника и жертвы.

Русь  нужна была Орде как постоянный донор, как безропотная кормилица великой  тьмы кочевников. Подобно огромному  осиному рою, они осели на ее восточных  окраинах и требовали прокорма. Русь, же в отличие от Орды, не нуждалась  ни в контактах с кочевниками, ни в соседстве этого гигантского  государства-вампира, клещом впившегося в нее и высосавшая из нее жизненные  силы. Таким образом, это был совершенно особый тип интеграции, который можно  считать вампирическим. Он практически не обладал сколько-нибудь заметной культурной значимостью для Руси, был деструктивен, как может быть деструктивен временный контакт человека с впившимся в него клещом.  
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы и интернет-ресурсов:

История России с древнейших времён до второй половины 19 века: курс лекций/ под ред. Б. В. Личмана.- Изд. 3-е, доп.- Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т, 1994.-304с.

Орлов, А.С. История России с древнейших времён до наших дней: учебник/ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.- М.: Москва, 2000.

Кацва, Л.А. История России 8 – 15 вв.: учебник/ Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов.- М.: МИРОС-Аргус, 1996.- 272с.

http://www.100mam.ru/

http://christsocio.info/content/view/635/42/

Информация о работе Золотая орда