Значение присоединения Сибири к России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:12, реферат

Описание работы

Сибирью называют часть Азии площадью примерно в 10 миллионов километров, простирающуюся от Урала до горных хребтов Охотского побережья, от Северного ледовитого океана до казахстанских и монгольских степей. Однако в XVII веке «сибирскими» считались еще более обширные территории, в них включались и дальневосточные и уральские земли.

Содержание

Содержание:
Введение……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ПЕРВЫЕ ШАГИ В СИБИРИ……………………………….……..5
1.1 Движущие силы колонизации…………………………………….……….5
1.2 Ермак как историческая личность………………………………….…...6
1.3 Экспедиция Ермака………………………………………………….……8
ГЛАВА 2. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ……………………………………15
2.1 Присоединение к русскому государству Западной Сибири……………..15
2.2 Присоединение к русскому государству Восточной Сибири…………17
ГЛАВА 3. РОССИЯ И СИБИРЬ…………………………………...………….20
3.1Историческая оценка и значение…………………………………...……...20
3.2 Значение вхождения народов Сибири в состав Русского государства....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…24
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 359.90 Кб (Скачать)

     Русское войско медленно, но верно приближалось...

     Хан Кучум лихорадочно собирал воинов, требуя от мурз и князей, чтобы они пришли к столице со своими отрядами. Сибирскому хану удалось создать определенное численное преимущество над казаками Ермака. Сдаваться без боя он не собирался.

     Укреплялась столица ханства - город Искер, также были укреплены близлежащие городки Атик и Карачин.

     Первую  серьезную попытку задержать  русское войско хан Кучум предпринял близ устья реки Туры. Сюда пришли главные силы сибирского войска. Эта попытка была обречена на неудачу. Казаки, отстреливаясь из пищалей, миновали засаду и вошли в реку Тобол. Но и дальше, вниз по Тоболу, плыть было довольно тяжело. Казакам то и дело приходилось высаживаться на берег, дабы отпугнуть противника. В этом очень важна была та тактика, которой пользовался Ермак. Дело в том, что Ермак вел боевые действия, четко следуя определенному плану. Чаще всего при сражении Ермак атаковал в два «захода». Сначала в бой вступали пищали, при ударах которых очень большое количество воинов противника гибло, затем шло молниеносное наступление пехоты, отчаянно навязывая противнику рукопашный бой. Татары не любили рукопашного боя и страшно его боялись.

     После ведения порою довольно затяжных битв Ермак неожиданным ударом взял Карачин. Укрепленный городок всего в шестидесяти километрах от Искера. Отбить город попытался сам Кучум, но ему пришлось отступить и вернуться в столицу. Затем воины Ермака захватили другой укрепленный городок, прикрывавший сибирскую столицу, - Атик. Время сражения, которому было суждено решить судьбу Сибирского ханства приближалось. Силы Кучума были еще весьма значительными, город хорошо укреплен...

     Первый  приступ казаков не удался. Штурм  повторился и снова за окопы прорваться не удалось. Именно после этого Маметкул, оборонявший Чувашский мыс, и совершил крупную военную ошибку. Ободренный неудачами русских приступов и малочисленностью дружины Ермака, он решился на большую вылазку… «в трех местах сами разломав засеку, кинулись в бой рукопашный, конечно безвыгодный для Ермаковых малочисленных воинов; действовали сабли и копья: люди падали с обеих сторон; но казаки, немецкие и литовские воины стояли единодушнее, крепкою стеною – успевали заряжать пищали и беглым огнем редили толпы неприятельские, гоняя их к засеке.»… «К счастию россиян, к ужасу неприятеля, раненый Маметкул должен был оставить сечу: мурзы увезли его в ладии на другую сторону Иртыша, и войско без предводителя отчаялось в победе: князья остяцкие дали тыл; бежали и татары. Слыша, что знамена христианские уже развиваются на засеке, Кучум искал безопасности в степях Ишимских, успев взять только часть казны своей в сибирской столице. Сия главная, кровопролитнейшая битва, в коей пало 107 добрых казаков, доныне поминаемых в соборной Тобольской церкви, решила господство России от Каменного хребта до Оби и Тобола» (2;с.249).

     В этих сложных условиях Ермак проявил  себя не только дальновидным военачальником, но и дипломатом, политическим деятелем. Удержаться в крепости, удаленной  от России на тысячи километров, можно  было только при поддержке местного населения, и Ермак сразу же постарался установить дружеские связи с  вогульскими и остяцкими «князьями». Ненависть жителей Западной Сибири к хану Кучуму способствовала этому.

     Разгром большого татарского войска Ермак использовал  для того, чтобы поставить под  свою власть соседние земли. Он разослал в разные стороны казацкие отряды, которые «очищали» земли от остатков орды. Русские потери в этих походах оказались минимальными.

     Летом 1583 года казацкие войска на судах двинулись  по Иртышу, подчиняя местных князьков...

     Итак, подводя некий итог, мы можем сделать  некоторые выводы. Поход был тщательно  подготовлен. Первоначально казаков  насчитывалось около 540, затем их численность увеличилась до 1650 человек. Были построены большие лодки - струги, каждая из которых вмещала до 20 воинов с запасами оружия и продовольствия. Но если сравнивать силы Ермака с силами, которые мог привлечь хан Кучум, то становится непонятно, как Ермак смог выиграть сражения.

     По  данным тогдашнего Посольского приказа, Кучум мог вывести в поле около 10 тыс. воинов, причем большей частью конных. Также хан мог принудить себе в помощь вогульские и остяцкие войска плюс к этому добровольная помощь ногаев, с которыми у хана Кучума были хорошие отношения. Таким образом, численное преимущество хана было более чем подавляющим.

     Историки  обычно объясняли блестящие победы Ермака превосходством в вооружении, прежде всего в огнестрельном  оружии, которого татары, якобы, могли не знать и которое приводило их в ужас. Но на самом деле, это не совсем верная гипотеза. С огнестрельным оружием сибирские татары были знакомы, хотя и не имели его в достаточном количестве.

     Несомненно, рать Ермака имела хорошее по тем  временам оружие. По словам летописца, ее снабдили «оружием огненным». Пушки  были, но только легкие (так как транспортировка  больших, тяжелых орудий была более  проблематична) и при всем этом было их немного, всего несколько штук. Зато имелось триста пищалей, дробовые ружья и даже испанские аркебузы. В целом же ручным огнестрельным  оружием владело не более одной третьей части войска, остальные воины имели луки со стрелами, сабли, копья, топоры, кинжалы, какое-то количество самострелов. Пушки стреляли на 200-300 метров, пищали - на 100, причем скорострельность была незначительной (2-3 минуты на перезарядку). Так что решающего преимущества Ермаку огнестрельное оружие не давало.

     Что же обеспечило успех Ермака?

     Во-первых, умелое командование и четкая организация  войска. Сам Ермак обладал большим  военным опытом. Признанными воеводами  считались и его ближайшие  соратники: Иван Кольцо и Иван Гроза. Дружина разделялась на пять полков во главе с выборными есаулами. Полки в свою очередь делились на сотни, сотни - на полусотни и десятки  со своими сотниками, пятидесятниками  и десятниками соответственно. В  войске были выделены полковые писари, трубачи, литаврщики и барабанщики, подававшие сигналы во время сражений. В течение всего похода соблюдалась  строжайшая дисциплина. Казаки были искусными, мужественными бойцами, привычными к дальним и трудным походам.

     Во-вторых, успехам Ермака способствовала умело  выбранная тактика - быстрые маневры  «судовой рати», недоступной для  татарской конницы, внезапные удары, сочетание «огненного» и рукопашного  боя, использование легких полевых  укреплений.

     В-третьих, Ермак выбрал для похода наиболее выгодное время, когда силы Кучума оказались раздробленными. Как раз накануне похода Ермака хан послал своего старшего сына и наследника Алея с лучшими отрядами на Пермский край.

     И, наконец, тыл хана Кучума был довольно непрочным. Вогульские и остяцкие «князья», данники хана, только по принуждению присоединились к его войску, на их верность нельзя было рассчитывать, а местные жители, рыболовы и охотники, вообще не желали воевать с русскими...

     Три года длилась первая сибирская экспедиция. Голод и лишения, суровые морозы, бои и потери - ничто не могло  остановить вольных казаков, сломить  их волю к победе. Три года дружина  Ермака не знала поражений от многочисленных неприятелей. В последней ночной стычке поредевший отряд отступил, понеся небольшие потери. Но он лишился  испытанного вождя. Без него экспедиция продолжаться не могла.

     Прошло  несколько лет, прежде чем правительственные  войска окончательно закрепились в  Сибири и выстроили в окрестностях Кашлыка крепость Тобольск, ставшую новой столицей края. Через тринадцать лет после гибели Ермака царские воеводы окончательно разгромили Кучума.

 

      ГЛАВА 2. ПРИСОЕДИНЕНИЕ  К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ  ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ  СИБИРИ 

     2.1 Присоединение к  русскому государству  Западной Сибири 

     Поход дружины Ермака сыграл большую роль в подготовке процесса присоединения  территории Зауралья к Русскому государству. Он открыл возможности широкого хозяйственного освоения Сибири русскими.

     Таким образом, начало присоединения и  освоения Сибири было положено не правительственными отрядами, а выходцами из народа, освободившими хантов, манси, башкир, западносибирских татар и другие народности от ига потомков чингисидов. Русское правительство использовало победу для распространения своей власти на Сибирь.

     Одним из стимулов русской колонизации  Сибири на начальном этапе была пушнина, поэтому продвижение шло главным  образом в таежные и тундровые  районы Сибири, наиболее богатые пушным зверем.

     Наиболее  известной дорогой в Сибирскую  землю был путь по притоку Камы реке Вишере. Далее через горные перевалы путь шел по рекам восточных  склонов Урала – Лозьве и Тавде. Для освоения и укрепления этого пути был построен Лозьвинский городок. В царских указах вновь назначенных в Сибирь воеводам обязательно приписывалось идти через Лозьву, через Лозьву передавались запасы продовольствия и боеприпасы, там же покорители Сибири ждали начала навигации, и весной, когда «лед скроетца» спускались вниз по Лозьве на лодках, стругах, дощаниках и судах до Тобольска, затем до Березова и Сургута, от Сургута вверх по течению Оби двигались до Нарыма и Кетского острога, от Тобольска вверх по Иртышу ездили до Тары, вверх по Тоболу – до Тюмени.

     В начале 1593г. развернулось наступление  против враждебного России пелымского князька Аблагирима. Для этой цели в Чердыни началось комплектование отряда, воеводами которого были назначены Н.В. Траханиотов и П.И. Горчаков, сопротивление Аблагирима было сломлено, подвластная ему территория вошла в состав России. Летом 1593 года участники отряда начали строительство Пелымского городка на берегу реки Тавды. Тем самым был обеспечен путь между Лозьвинским городком и Тобольском. Царский наказ обязывал Горчакова организовать хлебное производство в Сибири, с тем, чтобы уменьшить количество доставляемого из Европейской части государства продовольствия для снабжения служилых людей.

     В феврале 1594 года из Москвы была направлена небольшая группа служилых людей  с воеводами Ф.П. Барятинским и  В.Аничковым для закрепления в составе России земель Приобья выше устья Иртыша. Хантыйский князек Бардак добровольно принял русское подданство и оказал русским помощь в постройке крепости в центре подвластной ему территории на правом берегу Оби при впадении в нее реки Сургутки. Новый город на Оби стал называться Сургутом. Все селения хантов в Приобье выше устья Иртыша вошли в состав нового Сургутского уезда.

     В 1596 году был построен Нарымский острог. Вслед за Нарвмским острогом на берегу правого притока Оби реке Кети был построен Кетский острог, с его основанием представители воевод из Сургута и Нарыма начали собирать ясак – (дань с местного населения) с населения бассейна реки Кети, продвигаясь на восток к Енисею.

     В начале XVII в. эуштинский князец Троян приехал в Москву и обратился с просьбой к правительству Б.Годунова взять под защиту Российского государства селения томских татар в нижнем притомье и поставить в их земле русскую крепость.

     В марте 1604 года в Москве было окончательно принято решение о строительстве  города на берегу реки Томь, местом для  сооружения укрепленного пункта был  избран высокий мыс горы на правом берегу Томи, к концу сентября 1604 года строительные работы окончились и в Томске наряду с ратными  людьми появились крестьяне и  ремесленники. В начале XVII в. Томск был самым восточным городом Русского государства. Прилегающий к нему район нижнего течения Томи, средней Оби и Причулымья вошли в состав Томского уезда.

     К началу XVII в. почти вся территория западной Сибири от Обской губы на севере до Тары и Кузнецка на юге стала составной частью России. Выросли русские центры – города и остроги. Многие из них стали центрами сформировавшихся уездов. 

     2.2 Присоединение к  русскому государству  Восточной Сибири 

     Присоединение Восточной Сибири к Русскому государству  началась с бассейна Енисея, прежде всего с его северной и северо-западной части.

     Целые поколения промышленников преемственно были связаны с пушными промыслами в Енисейском крае. В первые десятилетия XVII в., проникновение русских в бассейне среднего течения Енисея из Западной Сибири в Восточную шло по притоку Оби, реки Кети, русские промышленники стали энергично осваивать районы по крупнейшим восточным притокам Енисея – Нижней и Подкаменной Тунгуске, а так же продвигаться вдоль побережья Северного Ледовитого океана к устью реки Пясины, до северо-восточных берегов Таймыра. После основания Сургута, Нарыма, Томска и Кетска отряды людей вышли к Енисею, на Енисее возник Енисейский острог (1619г.). Несколько позже на верхнем течении Енисея был основан Красноярский острог. После образования в Мангазее в 1625 году постоянного гарнизона (100 служилых людей) местные власти создали сеть ясачных зимовьев, охватившую весь Мангазейский уезд и процесс объясачивания на этом участке был завершен. Таким образом, рассматриваемая территория практически вошла в состав Русского государства к моменту, когда пушные промыслы русских промышленников и их экономические связи с местным населением были уже в расцвете. По мере удаления на восток основных районов пушного промысла Мангазея стала терять с 30-х годов свое значение торгово-перевалочного пункта и ее роль перешла к Труханскому зимовью в низовье Енисея. В первой половине XVII в. мангазейскими промышленниками были основаны на Енисее Дубическая слобода (1637г.), Хантайская слобода, выросшая из зимовья (1626г.), заимки в верховьях Нижней Тунгуске и другие населенные пункты с постоянным населением.

Информация о работе Значение присоединения Сибири к России