Значение и последствия крещения Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:42, реферат

Описание работы

Знаменитое "крещение Руси", положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.

Содержание

1. Религия и верования восточных славян 3
2. Причины принятия христианства на Руси 7
3. Значение и последствия крещения Руси 9
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

крещение Руси.docx

— 30.30 Кб (Скачать)

Православная церковь  не только образовывала, но и воспитывала  древнерусское общество. Смягчая  нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих  пережитков, активно выступала она  и против рабства.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской  цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.

В то же время своеобразие  русского православия определило и  значительные отличия русской цивилизации  от европейской. Основу христианского  учения представляет идея индивидуального "спасения", достигаемого путем  нравственного самосовершенствования  и духовного очищения. Приближение  к Богу достигается через подавление в себе всего плотского и материального, дьявольского. На Руси же в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития, христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа, или, как будут говорить славянофилы в ХIХ в., - соборной личности.

В итоге, западноевропейское "прочтение" христианства, исходящее  из того, что спасение человека зависит  от его собственной воли, открывало  больше возможности для самостоятельности, а следовательно и внутренней свободы человека, что создавало  духовные предпосылки для становления  личности и достижения ею внешней  свободы. В результате этой активности личности и происходило более  динамичное развитие европейских стран. Православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек  обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя  общего. Более требовательно оно  относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства.

Это приводило к аскетизму, стремлению не приспособить мир согласно своим потребностям, а качественно  преобразовать его, добившись коллективного  спасения. Однако трудность достижения как духовного совершенства, так  и особенно одухотворения мира, его  спасения, очень часто приводила  к разочарованию и, в итоге, - к  отпадению человека от бога. В русской  истории эти периоды были отмечены народными бунтами, преступлениями и другими социальными бедствиями. Переходы же от одной крайности к  другой, т.е. от стремления к идеалу, а затем - к резкому отказу от него, определяли циклический, инверсионный характер русской истории.

Еще одно отличие православного  и католического мира заключалось  в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала  с королевской властью, вступая  с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского, договорного в своей основе, общества. Православная же церковь исторически  занимала подчиненное положение  и не только не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая  ее божественное происхождение. В итоге  это открывало дорогу деспотии.

В дальнейшем под влиянием целого комплекса геополитических, природных, этнических, социально-экономических  и исторических факторов различия между  западной и русской цивилизациями  будут нарастать. Отчуждение особенно усилится в годы вхождения Руси в  состав азиатского государства- Золотая  Орда. Таким образом, с самого начала русской цивилизации характерной  ее чертой станет раскол, т. е. сочетание  в себе черт западной и восточной  цивилизаций, с одновременным стремлением  преодолеть этот раскол, обрести определенную цельность. Противоречивое единство различных  цивилизационных векторов будет  влиять на весь ход русской истории, обуславливая ее цикличный, инверсионный характер.

Славяне-язычники поклонялись  стихиям, верили в родство людей  с различными животными, приносили  жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим  богам. Единых для всего славянского  мира представлений о богах никогда  не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время  не имели единого государства, они  не были едины в верованиях. Сложной  системе языческих верований  славян соответствовала не менее  сложная система культов. "Малые" божества не имели ни жрецов, ни святилищ, им молились либо поодиночке, либо семьей, либо поселком или племенем. Для  почитания высоких богов собиралось несколько племен, для этого создавались  храмовые комплексы, формировалось  жреческое сословие. Неизменность языческой  символики на протяжении многих столетий, говорит о том, что русский  народ, будучи крещенным, долго сохранял многие черты исконной религии, которые  касались обыденной жизни человека. Постепенно мифы и значения символов стали забываться, однако осколки  язычества дошли до наших дней в народных поверьях, обычаях и  традициях.

Знаменитое "крещение Руси", положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано  целым комплексом факторов. Среди  них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное  единство. Попытка достичь этих целей  с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти. Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных  славян, объединило их в единое древнерусское  общество, создав духовную основу русской  государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать  только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в  дальнейшем - сословия), все более  осознавая себя русским православным. Принятие христианства повлекло за собой  и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и  Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного  зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные  храмы типа Софийского собора в Киеве  становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

 

Список использованной литературы

 

 

1. Гордненко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Л., 1986.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. - М.: «Проспект»,1997.

3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

4. Федоров В.А. История России. 1861-1917. Учеб. для вузов / В.А.Федоров. - М.: Высшая школа, 2001. - 384 с.

5. Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия, М., 1995.

6. Фроянов И.Я. Об историческом значении «крещения Руси». - В кн.: Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1987.

7. http://www.mystic-chel.ru/sng/russia/200.html

 

 

 


Информация о работе Значение и последствия крещения Руси