Жизнь и политическая деятельность Александра II

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 11:02, реферат

Описание работы

Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..4
1.Краткий очерк биографии царя…………………………………………………………5
2. Детство и юность царя-либерала………………………………………………………6
2.1. Детство……………………………………………………………………………7
2.2. Юношеские скитания……………………………………………………………9
3. Политическая деятельность, политическая жизнь Александра II…………………..11
3.1. Начало государственной деятельности………………………………………..11
3.2. Первые дни царствования Александра II………………………………………12
3.3. Буржуазные реформы Александра II. Отмена крепостного права в России…13
3.4. Внешняя политика……………………………………………………………….18
3.4.1. Военные действия до войны с Турцией………………………………………18
3.4.2. Война с Турцией (1877-1878)………………………………………………….18
4. Террор против царя……………………………………………………………………..23
4.1. Покушения на царя………………………………………………………………23
4.2.Взрыв в Зимнем дворце…………………………………………………………..24
4.3. Последние минуты жизни……………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Александр 2 - копия.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

Министерство  высшего и профессионального  образования РФ

Новосибирский государственный технический университет 

Кафедра истории и политологии. 
 
 

РЕФЕРАТ

Жизнь и  политическая деятельность

Александра  II 
 
 

Факультет: ЛА

Группа: МА-91

Студент: Рыбин Д.К.

Преподаватель: Попова Р.Н. 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2009г. 

Император Александр II 
 
 
 

План  реферата

Введение………………………………………………………………………………………..4

1.Краткий очерк биографии царя…………………………………………………………5

2. Детство и юность царя-либерала………………………………………………………6

    2.1.  Детство……………………………………………………………………………7

    2.2.  Юношеские скитания……………………………………………………………9

3. Политическая деятельность, политическая жизнь Александра II…………………..11

    3.1.  Начало государственной деятельности………………………………………..11

    3.2. Первые дни царствования Александра II………………………………………12

    3.3. Буржуазные реформы Александра II. Отмена крепостного права в России…13

    3.4. Внешняя  политика……………………………………………………………….18

    3.4.1. Военные  действия до войны с Турцией………………………………………18

    3.4.2. Война  с Турцией (1877-1878)………………………………………………….18

4. Террор против  царя……………………………………………………………………..23

    4.1. Покушения  на царя………………………………………………………………23

    4.2.Взрыв в  Зимнем дворце…………………………………………………………..24

    4.3. Последние  минуты жизни……………………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………………………30

Список литературы……………………………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Исторические  пути России, судьба ее реформ – одна из постоянных, неиссякаемых тем Руссой мысли. С новой остротой она заявляет о себе в переживаемый исторический момент. Вопрос о Российских реформах волнует современную общественную мысль - от размышления интеллектуалов, профессионалов, политиков, до бытового сознания.

    Представляется  поучительным и актуальным вернуться  к истокам Российских реформ, попытаться проследить их исторические и теоретические предпосылки, перипетии их решения, их воздействие на историю страны, оценить их объективный смысл с позиции современного исторического опыта.

    Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях.

    Столкновение  старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью  радикальных реформ. В силу особенностей государственного устройства и особенностей жизненного уклада России движение вперед было возможно лишь при содействии монарха.

    Александр II и его просвещенные бюрократы ввели Россию в основное русло прогресса ХIХ в., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти… 

    29 апреля 2008 года  - 190 лет со дня  рождения императора Александра  II. Мой интерес к реформатору на троне, с чьей деятельностью связывалась эпоха Великих реформ (среди которых известная каждому школьнику отмена крепостного права), далеко не случаен. Эпоха Александра II заинтересовала меня следующими аспектами:

  1. - Александр II и по сей день считается двуокой личностью для русского народа. С одной стороны это царь-либерал, который сделал то, что до него никто не делал: отменил крепостное право в России. С другой стороны после отмены крепостного права на царя покушались 7 раз. Царя убили. Царя убил сам народ.
  2. - Личность Александра II заинтересовала меня ещё и тем, что он по своей политической деятельности не похож на предыдущих царей Государства Российского. Царь, который хотел из глубоко аграрного государства сделать капиталистическое. Ведь он был поистине мягкий, душевный человек, который никогда не стремился к кровавым лаврам власти. Всегда уважал себя и окружающих. И вместе с тем, он был человеком, глубоко неуверенным в себе, человеком, который не мог по своим моральным качествам держать государство в “ежовых рукавицах”. И народ чувствовал это, он чувствовал неуверенность царя.

   Отсюда  и вытекали недовольства, покушения… 
 
 
 
 

  1. Краткий очерк биографии  царя.

    

    АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ (Освободитель) (17.04.1818-1.03.1881), российский император (коронован 26 августа 1856 в Кремле). Его воспитателями в юности были глубоко православный поэт В.А. Жуковский, но также масон М.М. Сперанский и выкрест Е.Ф. Канкрин. Будучи наследником, командовал гвардейскими частями, а во время Крымской войны — всеми войсками столицы. При вступлении на престол объявил амнистию декабристам, петрашевцам и др., списал недоимки с крестьян, а также упразднил “военные поселения”. Основные усилия Александра II были направлены на проведение реформ, давно назревших в России, прежде всего — крестьянской. Надо признать, что подготовка преобразований была организована продуманно и по-деловому: создавались разного рода комитеты, велось обсуждение различных проектов, как кабинетное, так и открытое в печати. Поначалу деятельно занимался подготовкой реформ и император, однако он не имел твердых установок и целей, колебался, в разное время поддаваясь различным влияниям, что сказалось на всем ходе преобразований, прежде всего по самому важному вопросу — о земле.

    Под давлением дворянства освобождение крестьян произошло в основном за их счет в пользу помещичьего землевладения. Так возникло малоземелье крестьянских хозяйств, ставшее тормозом общественного развития страны вплоть до 1917. Крестьянская реформа носила отчетливо классовый характер, советы виднейших славянофилов того времени, которые наиболее подходили для России, были отвергнуты. Титул “Освободитель”, который даровала Александру II придворная историография, был в значительной мере надуманным, привнесенным “сверху”. Та же печать легла и на другие реформы. Наиболее глубокой следует считать судебную, которая значительно превосходила европейское судопроизводство той поры. Недостатком тут было перенесение западного опыта на русскую почву без должного учета народных обычаев. Военная реформа преодолела военное отставание, характерное для двух последних десятилетий, однако была половинчатой и медленно проводилась в жизнь. Университетская реформа дала поначалу большие права университетам, что подчас приводило к недостаточной требовательности к студенческой молодежи, из рядов которой полвека в значительной части рекрутировались революционно-разрушительные силы. Зато значительные успехи наблюдались в среднем и, особенно, начальном образовании. Городская и земская реформа в целом оказались удачными и надолго прижились.

    С течением времени Александр II все более отходил от реформаторской деятельности. Этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, с 1866 на него был совершен ряд злодейских покушений, включая взрывы на железных дорогах и в Зимнем дворце. Император вынужден был применять жесткие меры пресечения, однако не смог привлечь т. н. образованное сословие сильными и смелыми идеями, которых у него не имелось. Во-вторых, Александру II была присуща внутренняя слабость. Как личность он не был глубоко православным человеком и, зараженный либеральными веяниями, не осознавал своеобразия исторического пути России. Отличался женолюбием, имел несколько незаконных детей. После смерти супруги, не выдержав положенного траура, вступил в морганатический брак с Е. Долгоруковой, от которой имел четырех детей (потомки их живы до сих пор). Через Долгорукую действовали разного рода проходимцы и гешефтмахеры. В конце жизни Александр II передоверил правление авантюристу М. Лорис-Меликову, который тайно готовил введение в России парламентского строя. Во внешней политике придерживался германской ориентации, был сторонником “Союза трех императоров”. Был убит вместе с несколькими чинами охраны взрывом бомбы на Екатерининском канале, брошенной революционерами-террористами.

    2. Детство и юность царя-либерала

    Целесообразным  считаю начать с детских и юношеских лет царя. Начального этапа его жизни. Александр II Николаевич Романов - Государь император и самодержец Всероссийский в 1855 - 1881 гг. Сын императора Николая 1 и императрицы Александры Федоровны. Родился 17 апреля 1818 г. Вступил на престол 18 февраля 1855 г. Короновался 26 августа 1856 г.

    Известно, что рождение Александра привлекло  к себе особое внимание всего русского общества. Отец его, великий князь  Николай Павлович, третий сын императора Павла I, занимал в то время более, чем скромное положение и даже не помышлял о престоле. Однако поскольку оба старшие брата не имели наследников мужского пола, то в лице его сына род Романовых как бы получил долгожданное продолжение.

    Родители  будущего императора были люди очень  разные, но Александр гораздо более унаследовал характер своей матери. 
 

    1. Детство

    

    Александр вместе с сестрой  Марией. 1821 год.

    Родившийся  в 1818 году сын князя Николая Павловича  Александр с самых первых дней своей жизни почитался как  будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.

    Первым  воспитателем Александра II был капитан  Мердер,а в девять лет его обучением  занялся знаменитый поэт В.А.Жуковский. Программа, по которой учился будущий  император была тщательно проработана  и направлена на то, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения мелочами военного дела. Самою лучшей характеристикой полученного воспитания могут служить слова, сказанные Жуковским про своего сотоварища в деле воспитания генерала Мердера, которые всецело могут быть отнесены к нему самому:

    "В  данном им воспитании не было  ничего искусственного; вся тайна  состояла в благодетельном, тихом,  но беспрестанном действии прекрасной  души его... Его питомец... слышал один голос правды, видел одно бескорыстие... могла ли душа его не полюбить добра, могла ли в то же время не приобрести и уважения к человечеству, столь необходимого во всякой жизни, особливо в жизни близ трона и на троне".

    

    Учебный процесс. Жуковский и цесаревич Александр.

    Нет никакого сомнения, что Жуковский  общим своим влиянием содействовал подготовлению сердца своего питомца  к будущему освобождению крестьян.

    Александр II рос мальчиком мягким, чувствительным, даже сентиментальным. Чувства и переживания всегда играли в его жизни большую роль. Твердость и непреклонная властность, присущие Николаю Павловичу, никогда не были отличительными чертами его сына. В детстве Александр отличался живостью, быстротой и сообразительностью. Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность, хорошие манеры и красивую внешность. Но вместе с тем признавали, что цесаревичу недостает настойчивости в достижении цели, что он легко пасует перед трудностями, не имеет характера и воли.

    Конечно, будучи сыном царя, этому мальчику суждено было знать, уметь очень  много.

    В шесть лет воспитание Александра было поручено человеку сугубо военному - капитану Мердеру. Это был боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную  под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806 - 1807 годов. Современники единодушно отзывались о нем, как о человеке высоконравственном, добром, обладавшем ясным и любознательным умом и твердой волей. Вообще, выбор оказался удачным. Сделавшись императором, Николай тотчас озаботился общим образованием наследника и избрал ему в наставники Жуковского. Поэт отнесся к назначению с величайшей ответственностью. В течение полугода он составил' специальный "План учения", рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем 1. Этот педагогический трактат представлял собой подробную программу нравственного воспитания и обучения.

Информация о работе Жизнь и политическая деятельность Александра II