Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:08, реферат
ХОДЖА АХМЕТ ЯССАУИ (1093-1166) - основатель поэзии суфизма, ставший духовным наставником для всех мусульман Востока, религиозный деятель, прозванный «Святейшим султаном». Он пользовался таким почетом и уважением, что еще при его жизни появилось выражение «В Медине - Мухаммед, в Туркестане - Ходжа Ахмет».
ХОДЖА
АХМЕТ ЯССАУИ (1093-1166) - основатель поэзии
суфизма, ставший духовным наставником
для всех мусульман Востока, религиозный
деятель, прозванный «Святейшим султаном».
Он пользовался таким почетом и уважением,
что еще при его жизни появилось выражение
«В Медине - Мухаммед, в Туркестане - Ходжа
Ахмет».
Произведения Ходжа Ахмеда Яссави - стихи,
диваны, рисаля - были широко популярны
среди местных жителей. Он выступал не
только как духовный наставник, но и как
мудрый государственный деятель. В своих
духовных проповедях, стихах и трактатах
он откликался на злободневность, когда
чувствовал, что может сказать народу
свое откровенное слово. Ходжа Ахмед Яссави
призывал народ быть терпимым к людям
иной веры:
Если будет
перед тобой Неверный, не делай
обиду ему.
От сердца жестокого,
от души обидчика отвращается Господь.
О, Аллах, истинный!
Такому рабу уготована преисподняя
ада!
Согласно легенде, Яссави вынужден был
уйти от мирской суеты для служения Всевышнему.
Он поселился в подземной келье города
Яссы, около мечети,гдеи провел остаток
жизни.
В 1166/67 г. Ходжа Ахмед Яссауи умер и как
великой святой был похоронен в городе
Яссы в сооруженном для него мавзолее,
который впоследствии превратился в место
массового паломничества и поклонения
мусульман.
Созданная Ходжа Ахмедом Яссауи школа
богословия стала центром притяжения
для жаждущих знания. Благодаря его авторитету
Туркестан стал самым значительным средневековым
просветительным центром Казахстана.
После смерти шейха, созданный им духовный
суфийский центр Яссавийа продолжал активную
деятельность, а возникший у могилы мемориальный
комплекс стал одним из популярных во
всей Центральной Азии мест поклонения.
И как всегда было на мусульманском Востоке,
место массового поклонения стало местом
активной торговли, ремесленной и духовной
жизни.
В конце XIV в. по велению великого Тимура,
восхищавшегося глубиной ума поэта
и подвигом его жизни, своими руками начертил
проект мечети Яссауи. Так возникло это
красивейшее творение рук средневековых
мастеров – мечеть Ходжа Ахмеда Яссауи,
на месте небольшой усыпальницы Ахмеда
Яссауи.
“ДИВАН-И ХИКМЕТ”.
Диван-и Хикмет"
- не просто памятник религиозной суфийской
литературы, они являются одним из древнейших
тюркоязычных памятников и, по мнению
многих тюркологов, относятся к караханидской
литературной традиции. Истоки его стихов
находятся и в шаманских песнях тюркских
кочевников. В языке его стихов есть кыпчакские
элементы. Знаменитые "Диван-и Хикмет"
- общее наследие тюркоязычных народов,
они передавались из уст в уста, из поколения
в поколение, призывали народ к честности,
справедливости, доброжелательности и
терпению.
Исторические документы свидетельствуют,
что "Хикметы" переписывались множество
раз, редактировались, дополнялись. Рукописи
"Диван-и Хикмет" хранятся в основном
в библиотеках Ташкента, Санкт-Петербурга,
Стамбула. В хранилищах рукописей Санкт-Петербургского
отделения ИВ РАН находятся 23 списка "Диван-и
Хикмет", относящихся к XVIII-XIX векам.
Ташкентские списки хранятся в рукописном
собрании ИВ АН Узбекистана, Институте
рукописей (56 экземпляров). В основном
списки относятся к XIX веку.
Кроме рукописных списков, в Казани издавались
стихи Ахмеда Яссауи арабской графикой.
Наиболее полное издание содержит 149 "Хикметов",
датируемых 1896, 1905 гг. В настоящее время
"Хикметы" сохранились во многочисленных
списках. В разные периоды ученые посвящали
исследования и статьи гениальному поэту,
философу. В последние десятилетия "Диван-и
Хикмет" несколько раз переиздавались
как за рубежом, так и в нашей стране.
В этом произведении обобщены основные
положения ясавийского тариката. Хикметы
проповедовали ислам и способствовали
укреплению мусульманства в народе. Среди
тюркоязычных народов "Диван-и хикмет"
называли "Корани тюрки", так как
именно они восприняли Коран через "Хикметы"
Ходжа Ахмеда Яссауи, поэтому тюрки стали
называть его "Хазрет Султан" - "Святой
Султан", а Туркестан второй Меккой.
Хикметы Ходжа Ахмеда Яссауи не только
проповедовали ислам, но и призывали тюркоязычные
народы к духовному единению, суверенитету,
здесь были оговорены все необходимые
условия для их создания.
Для мусульман
мои хикметы будет учителем
Кто бы ни был, должен поклоняться богу,
Мои хикметы, говори только тем кто поймет.
Восславляя молитвами, погружайся в милость
Аллаха.
Произнеся "Бисмилляхи..." я начну
сказывать хикмет,
Рассыпая ученикам драгоценности и бриллианты
(слов)
Напрягая душу, испытывая горе, захлебываясь
кровью,
Открываю я страницы сказаний "Дафтар-и
сани".
Благословляю вас жаждущих истины, единения
И откровенных разговоров с родственными
душами.
Благосклонен я к несчастным и обездоленным
И избегаю тех, кто пресыщен жизнью, доволен
собою.
Где бы ты ни увидел прокаженных, упавших
духом, будь мягок,
Если такой несчастливец в неведении,
поделись сокровенным знанием
В судный день, чтобы быть ближе к Всевышнему,
Я сбежал от высокомерных, самоуверенных
гордецов.
Обездоленных, несчастных, осиротевших
знал Пророк
В ту ночь вышел он в М`аридж чтобы увидеть,
Спросить и посочувствовать обездоленным,
И я тоже решил пуститься по следам несчастных.
Если ты умен и мудр заботься о нищих
Как Мустафа собирай и опекай сирот повсюду
От алчных и подлых, держась подальше
Убереги себя и стань как полноводная
река.
Превратившись в черствого, злоязыкого,
коварного
Лжеученый, читая Коран не делает благодеяния.
Нет у меня состояния, чтобы растратить
Боясь гнева Хак -а, без огня сгораю я.
Беззащитных, обездоленных и сирот ублажай
Одари, уважь их, душу им осветли.
Трудом заработаешь хлеб, с чистой душой
придут люди.
Эти слова услышав, я от Всевышнего передаю
вам.
Если он не суннит и неверный, то пропадет
От черствых и злоязыких Аллах отворачивается
От имени Аллаха им уготован ад.
Эти слова, услышав от дамоллы - передаю
вам.
Приняв правила суннитов, стал правоверным,
Спустившись в подземелье один, получил
озарение.
Поклонников Всевышнего видел много и
понял:
Грешные радости и наслаждения отсек кинжалом.
Грешные чувства сбили с пути, погубили
Заставили важничать перед простым людом,
унижая их.
Не давали читать молитвы и заклинания,
сдружили с шайтанами.
Заставил себя отдалиться, пронзив острием
кинжала, плотское.
Жаждущие лучезарной славы бездарные
рабы.
Безвинных заставляют унижаться.
Беийты, аяты, хадисы для них ерунда,
Поэтому я утопаю в неизбывном тяжком
горе (из-за невежд)
В просторных садах любви к Всевышнему,
Хочу быть соловьем, который на рассвете
поет печальные песни свои...
В те часы хочу увидеть лучезарный облик
Моего Аллаха, глазами сердца своего.
Пусть питается сердце любовью,
Одеждой счастья укроется тело.
Силой любви хочу возвыситься,
И птицей опуститься на веточку сознания.
Пока не отведаешь нектар любви,
Пока не оденешь одежды влюбленных,
Пока не соберешь в единое веру и поклонения,
Не сможешь увидеть божественный лик Создателя.
Помогай всем людям, работай как раб,
Несчастным людям делай добро.
Если придут ученые, с почтением стоя встречай
их.
От подлых людей нет никакой помощи.
Пророк всегда помогал нищим, калекам.
Когда видишь несчастных, льются слезы
сочувствия.
Всегда больно видеть обездоленных калек.
А благодарность калек, самая высшая благодарность.
Если ты правоверный - иди по пути пророка
к Аллаху
Если услышишь их имя, поклоняйся и восхваляй
их.
Попробуй судьбу обездоленных и несчастных,
учись у них.
Стань опорой несчастным и калекам, пойми
их.
Милостивый Создатель мой, поставь на
верный путь,
Своею милостью и любовью озари.
Своих заблудших рабов направь на верный
путь,
Без тебя невозможен этот путь.
Для божественной проповеди нужен учитель,
У этого учителя, должен быть надежный
ученик
Работая усердно, они должны заслужить
высшую благодарность.
Такие любящие и преданные будут отмечены
Всевышним.
Люди влюбленные в Создателя, достигли
своей мечты.
Смотри не опозорься, прикидываясь влюбленным,
Через мост по имени Сират, который тоньше
И острее лезвия меча, лжецы не пройдут
на том свете.
Если ты влюблен, люби так,
Пусть ароматом донесется до людей сила
твоей любви
Как только услышит имя Аллаха, готов ко
всему.
Такой влюбленный не нуждается в земном.
МАВЗОЛЕЙ ХОДЖА АХМЕТА ЯССАУИ.
Комплекс мавзолея Ахмета Яссауи в городе Туркестане – выдающийся памятник средневекового зодчества
Мавзолей Ходжи
Ахмета Яссауи, расположенный в городе
Туркестан на юге Казахстана - удивительный
комплекс дворцов и храмов, шедевр
архитектуры, построенный в период
с 1385 по 1405 годов. Включён в Список
всемирного наследия ЮНЕСКО.
История строительства мавзолея
Народные предания
рассказывают о большом уважении
эмира Тимура к святыне Туркестана.
По его указанию более чем два
века спустя после смерти Ахмета Яссауи
на месте небольшого надмогильного
сооружения, очевидно, пришедшего в
ветхость, был построен один из выдающихся
памятников мирового зодчества, который
вошел в список мирового наследия
ЮНЕСКО.
Архитектура мавзолея
Мавзолей Ахмета
Яссауи является архитектурным комплексом,
в котором объединены функции
мавзолея, мечети, ханаки (помещения
для совершения массовых ритуальных
обрядов - казандыка), помещений административного
и хозяйственного назначения. В плане
он имеет размеры 46,5 х 62,5 м. Внешне симметричный,
компактный план включает до 35 помещений,
соединенных переходами, лестницами и
коридорами, которые отходят от углов
казандыка и членят помещение на восемь
отсеков-блоков.
Деление здания на блоки свидетельствует
о стремлении обеспечить их самостоятельную
осадку. Разные по весу части сооружения
строители опирали на различные по глубине
и строительным материалы конструкции.
Большим разнообразием отличаются сводчатые
конструкции. Здесь применены крестовые
своды, тромповые, парусные, балочные и
консольно-ячеистые подкупольные конструкции;
параллельные арки, соединенные друг с
другом полуарочками, конструкции являются зародышем
идеи пересекающихся арок, которые получили
окончательную разработку в последующие
этапы развития архитектуры Средней Азии.
Здание сложено из квадратного обожженного
кирпича размерами 25х25х5 см и 26х26х6 см.
В качестве вяжущего материала использован
алебастровый (ганчевый) раствор.