Жизнь египтян в Древности: быт, семья, занятия, основные праздники

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:38, реферат

Описание работы

Древние египтяне заботились о своих богах и мертвецах больше, чем о живых. Когда они воздвигали новый храм, «обитель миллионов лет», строили на западе Фив гробницы, «дома вечности», они, не считаясь ни с какими расходами, привозили издалека камень, металлы и драгоценное в этих местах дерево. Поэтому храмы и гробницы просуществовали гораздо дольше, чем города, а в наших коллекциях неизмеримо больше саркофагов и стел, статуй фараонов и богов, чем бытовых предметов живых египтян, намного больше ритуальных и магических текстов, например копий «Книги мертвых», чем воспоминаний или романов.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………3
2.Глава 1 Семья…………………………………………………4-5
3. Глава 2 Быт…………………….……………………………..6-7
4. Глава 3 Занятия……………………………………………….8-9
5. Глава 4 Основные праздники…………………………….. 10-11
6.Заключение..…………………………………………………….12
7.Список использованных источников…...……………………..13

Работа содержит 1 файл

реферат по ист.культуры.docx

— 41.79 Кб (Скачать)

     Министерство  Образования Республики Беларусь

     УО  « МГУ им.А.А. Кулешова » 
 
 

     Реферат по теме: 

     « Жизнь египтян в Древности:

     быт, семья, занятия, основные праздники » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Подготовил:

     студент исторического факультета

     группы 1 «А»

     Куриленко В.М.

     Проверил:

     Игнатович А.Е. 
 
 

     Могилёв, 2011 

                                                       

 

Оглавление:

            1.Введение…………………………………………………………3

            2.Глава 1 Семья…………………………………………………4-5

           3. Глава 2 Быт…………………….……………………………..6-7

           4. Глава 3 Занятия……………………………………………….8-9

           5. Глава 4 Основные праздники…………………………….. 10-11

            6.Заключение..…………………………………………………….12

            7.Список использованных источников…...……………………..13 

 

                                                         Введение  

     Древние египтяне заботились о своих богах  и мертвецах больше, чем о живых. Когда они воздвигали новый храм, «обитель миллионов лет», строили  на западе Фив гробницы, «дома вечности», они, не считаясь ни с какими расходами, привозили издалека камень, металлы  и драгоценное в этих местах дерево. Поэтому храмы и гробницы просуществовали  гораздо дольше, чем города, а  в наших коллекциях неизмеримо больше саркофагов и стел, статуй фараонов и богов, чем бытовых предметов  живых египтян, намного больше ритуальных и магических текстов, например копий  «Книги мертвых», чем воспоминаний или романов. Но попытка описать повседневную жизнь древнего Египта вполне реальна, несмотря на то, что мы еще не знаем некоторых ее аспектов. Древние памятники сохранили нам рельефы и настенные росписи, статуи и стелы, саркофаги и культовые предметы, что уже само по себе немало. Но мы находим там же и другие свидетельства. Разумеется, мы бы предпочли вместо погребальной  мебели Тутанхамона или Псусеннеса увидеть подлинную мебель из дворцов Рамсесов. Но в конечном счете потребности усопшего были скопированы с потребностей живого фараона. К тому же набожные родственники часто оставляли в гробницах те вещи, которыми усопший пользовался при жизни, а также памятные семейные реликвии. Совершенно очевидно, что пользоваться источникам, охватывающими более трех тысяч лет, следует с предельной осторожностью.

     Все изменялось. Правда, в древнем Египте это происходило гораздо медленнее, чем в других более поздних  цивилизациях. Нил, приносящий жизнь  в свою долину, был и остается царственным владыкой. Его повеления  неизменны. Однако нравы, учреждения, ремесла  и верования не оставались незыблемыми. Эта истина, неоспоримая для любого египтолога, на практике частенько  забывается. В некоторых недавно  напечатанных исследовательских трудах тексты самых различных эпох цитируются вперемежку. Иногда пытаются объяснить  непонятные места в древних текстах  ссылками на Диодора или Плутарха, а то и вовсе на Ямблиха. Многие ученые продолжают использовать названия месяцев года, которые вошли в употребление в Саисскую эпоху. И так создается легенда, будто Египет оставался неизменным и одинаковым с начала и до конца его бесконечной истории. [1, c. 3].                          

                                                    
 
 

     Глава 1. Семья

     Художники и скульпторы изображают египетскую семью весьма привлекательно. Отец и мать держатся за руки или обнимают друг друга за талию. Детишки жмутся к родителям. При Эхнатоне стало  модным изображать нежные чувства царственных  супругов. Вот царица сидит на коленях  у фараона. Сам он и его супруга  осыпают своих детей поцелуями, а дети в ответ поглаживают  маленькими ручками подбородок отца или матери. Эта мода исчезла вместе с «ересью», которую она воплощала  или была ее следствием. С начала XIX династии египетское искусство вновь  обретает былую строгость, однако в  настенных росписях в гробницах  муж и жена по-прежнему изображаются рядом, объединенные вечностью, как  и при жизни. Каждый глава семьи жил в своем доме, будь то роскошный дворец с драгоценной мебелью или жалкая лачуга с циновкой на полу. Понятия «построить дом» и «взять жену» были для египтян синонимами. Мудрый Птахотеп советовал своим ученикам совершать то и другое в благоприятное время. Мы почти ничего не знаем о свадебных обрядах: тексты и изображения на рельефах дают мало материала. Когда фараон из «романа» о Сатни-Хаэмуасе решая поженить своих детей, он просто говорит: «Пусть приведут Ахури в дом Неферкаптаха этой же ночью! И пусть принесут с ней превосходные дары!» Так и было сделано, и теперь рассказывает молодая жена:«Они привели меня, как супругу, в дом Неферкаптаха. Фараон повелел, чтобы мне доставили красивое богатое приданое золотом и серебром, и все люди царского дома мне его преподнесли». [1, c, 42].

     Таким образом, главной частью брачной  церемонии являлся переход невесты  с ее приданым из отцовского дома в  дом жениха. Легко представить, что  этот свадебный кортеж был не менее  красочным и шумным, чем процессии  во время приношения даров в храмах, прибытия иноземных послов, стремящихся  «быть на воде царя», или погребальные шествия, которые египтяне в общем-то воспринимали как переселение из одного жилища в другое. Возможно, жених выходил навстречу кортежу, как Рамсес II, построивший крепость между Египтом и Финикией, где намеревался встретить свою невесту, дочь царя Хаттусили.

     Из  сказок мы знаем, что неверную жену карали смертью. Анупу, старший из двух братьев, когда узнал, хоть и с некоторым опозданием, обо всем, что случилось на самом деле, оплакал своего младшего брата, а потом вернулся к себе, убил жену и бросил ее труп собакам. Бата в конце сказки возбуждает процесс против своей жены перед великими судьями фараона, «да будет он жив, невредим и здоров». До нас не дошел текст приговора, но мы знаем, что богини Хатхор предсказали, что неверная жена погибнет от меча. Жена Убаинера, которая обманывала и ела поедом своего мужа, была сожжена, а прах ее выброшен в Нил. Сообщник ее тоже не избег своей кары. Это было законом. «Берегись женщины, которая выходит тайком! — советует писец Ани. — Не следуй за ней; она станет утверждать, что это была не она. Жена, чей муж далеко, посылает тебе записки и зовет к себе каждый день, когда нет свидетелей. Если она завлечет тебя в свои сети — это преступление, и ее ждет смерть, когда узнают об этом, даже если она не насладится своей изменой». В то же время неверность мужа, насколько мы знаем, не каралась никакими санкциями. Мужу разрешалось иметь в своем доме наложниц. Надпись в одной из гробниц перечисляет всю родню. Из нее видно, что семья состояла из отца, матери, друзей, приближенных, детей, женщин, кого-то еще под необъясненным названием «инет-хенет», любимцев и слуг. Известны случаи полигамии, но, правда, они довольно немногочисленны. У одного из грабителей гробниц, над которым состоялся суд, было две жены, и они между собой ладили. В стране, где палка играла такую большую роль, муж имел право бить свою жену, а брат свою сестру, однако в разумных пределах — увечья наказывались законом. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит сто палочных ударов сам и будет лишен права на совместно приобретенное имущество. В описанном случае в суд обратился отец жестоко избитой женщины. Поступил он правильно, однако не следует забывать, что он был египтянином и что многие предусмотрительные жены, наверное, не раз одурачивали своих мужей, обращаясь к судебным властям.[1, 44-46].                                                
 
 
 
 
 
 
 

 

     Глава 2. Быт

         Древние египтяне отличались чистоплотностью  и очень заботились о чистоте  тела, одежды и своих жилищ. Они  мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Умывальные принадлежности состояли из тазика и  кувшина с носиком, которые обычно находились под столом с блюдами. Название тазика «шау-ти» происходит, по-видимому, от слова «ша» — «песок», а название кувшина «хесмени» — от слова «хесмен» — «натрон». Можно предположить, что в тазик насыпали песок, а в воду для умывания добавляли натрон. В воду для полоскания рта добавляли другую очищающую соль — «бед». Под именем «суаб» (производное от «уаб», что означает «опрятный», «чистый») была известна густая, способная пениться «паста» с добавками для обезжиривания, например золы или сукновальной глины. После туалета он мог остаться в этой же повязке, даже если собирался выйти из дома, но надевал на запястья один или множество браслетов, на палец — кольцо, а на шею — нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с двумя застежками в форме соколиных голов. Если добавить к этому подвеску из яшмы или сердолика на длинном шнуре, наш египтянин будет вполне респектабелен: в таком наряде он может осматривать свои владения, вести деловые переговоры, заходить в учреждения. Он мог также сменить набедренную повязку на свободную прямую юбку и обуться в сандалии.

         Наряд знатной дамы не слишком отличался  от одежды ее супруга. Он состоял из очень тонкой рубашки и надетого сверху белого гофрированного платья, такого же, как у мужчины, но полупрозрачного  и с разрезом почти до пояса. Оно закреплялось на левом плече, оставляя правое открытым. Рукава с бахромой не закрывали тонких рук, что позволяло любоваться их изяществом и великолепиями, браслетами на запястьях. Браслеты были самыми разнообразными: в виде двух пластинок чеканного золота, соединенных двумя застежками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Локоны парика прикрывали голову и плечи. В волосах сверкала прекрасная диадема из бирюзы, лазурита и золота. Ее концы соединялись на затылке двумя шнурами с кисточками. На этой сложной прическе чудом держалось конусообразное благоухающее украшение. Неизвестно, из чего оно делалось. Кстати, это было не только женским украшением. Мужчины очень часто носили подобные конусы на нарядных париках.[1, c. 74].

         Египтяне всегда умели печь тонкие лепешки на раскаленном песке, как это до сих пор делают бедуины. А в эпоху Нового царства появились печи, где можно было выпекать одновременно много хлебов. Древние египтяне в отличие от сегодняшних, увы, даже не знали ничего об апельсинах, лимонах и бананах. Груши, персики, вишни и миндаль появились у них только в римскую эпоху. Тем не менее в летний период они могли наслаждаться виноградом, фигами, финиками и плодами сикомора, правда не такими крупными и вкусными, как фиги. Молоко считалось настоящим лакомством. Его хранили в пузатых глиняных сосудах, горлышко которых затыкали пучком травы, чтобы уберечь от насекомых. Многие слова обозначали молочные продукты — сливки, масло, творог — однако за точность перевода этих терминов ручаться нельзя. В некоторые снадобья и диетические блюда добавляли соль. Можно предполагать, что ее вообще много употребляли. Чтобы подсластить напиток или кушанье, доставляли мед или плоды рожкового дерева. Иероглиф «неджем» (с ним писали слова «сладкий», «сладость») имел вид стручка этого дерева. Египтяне отправлялись за медом и воском диких пчел далеко в пустыню. Этим занимались специальные люди. Сборщики меда объединялись со сборщиками скипидарной смолы в отдаленных вади. Фараон старался защитить их от опасностей, которым они подвергались вдали от Нильской долины, и посылал иногда лучников сопровождать их. Но египтяне разводили пчел и в своих садах. Ульями служили большие глиняные кувшины. Пасечник без боязни расхаживал среди ульев. Он отгонял пчел рукой и извлекал соты. Хранили мед в больших запечатанных каменных сосудах.

         Осенью  и зимой земледельцы возвращались с поля с наступлением ночи. Естественно, они надеялись найти дом освещенным. Когда Анупу вошел в свой дом, погруженный в темноту, он сразу почувствовал, что случилось нечто ужасное («Сказка о двух братьях»). Школяры и ремесленники в сумерках продолжали работать при свете ламп. Лампы заправляли маслом клещевины или оливковым маслом. Такими дешевыми простыми светильниками пользовались работники некрополя в гробницах. Кроме того, египтяне делали свечи, которые зажигали в храмах в ночь под Новый год, вечером Нового года, в ночь праздника «уаг». Видимо, они очень ценились, ибо отвечавший за них жрец храма получал высокое вознаграждение лишь за то, что отдавал уже послужившие свечи жрецу Ка.

                                            

         Глава 3. Занятия

         Одним из основных занятий древних египтян, от которого зависело будут они голодать или жить в достатке,  являлось земледелие. Писец относился с презрением к любому, занимавшемуся физической работой, но ниже всех он ставил земледельца. На своей работе земледельцы изнашивались так же быстро, как их орудия. Их били и нещадно эксплуатировали хозяева и сборщики налогов, их обкрадывали соседи и грабили мародеры, их подводила погода, разоряли саранча и грызуны, на них ополчались все враги рода человеческого — такова была доля земледельца. Злаковые были основной сельскохозяйственной культурой. Поля ячменя и пшеницы тянулись вперемежку по всей долине от болот Дельты до порогов. Египетские крестьяне были в основном землепашцами. Пока Нильская долина находилась под водой, в течение четырех месяцев сезона «ахет», им почти нечего было делать, однако, когда Нил возвращался в свои берега, они спешили использовать каждый час, пока земля еще влажная и легко поддается обработке. На некоторых росписях, изображающих пахоту, на заднем плане видны лужи, а это означает, что крестьяне даже не дожидались, пока разлив полностью схлынет. В таких условиях можно не проводить предварительной вспашки. На пахоте египтяне никогда не использовали быков, а только коров. Это свидетельствует о том, что от них не требовалось особых усилий.

         Известно, что рабочая корова дает немного  молока. Значит, у египтян было достаточно коров и для производства молока, и для полевых работ. Что касается быков, то они предназначались для  погребальных процессий. Быки тащили на полозьях саркофаг. Таким же образом  перетаскивали крупные каменные блоки. На коровах пахали потому, что  они вполне справлялись с этой нетрудной работой. К тому же удои снижались только на время, и это  не мешало использовать коров на полях. Пахарей обычно бывало двое. Труднее  всего приходилось тому, кто держал рукоятки плуга. Сначала, держась на одну рукоятку, он щелкал кнутом. Когда  коровы двигались с места, он сгибался вдвое и изо всех сил налегал  на плуг. Его товарищ, вместо того чтобы  вести и тянуть за собой упряжку, шел рядом с нею пятясь. Порою  это был маленький голый мальчик; прядь волос закрывала его  правую щеку, а в руках он нес  маленькую корзину. Он еще не мог  действовать кнутом или палкой и  направлял коров только криком. А  иногда рядом с коровами шла жена пахаря и разбрасывала семена.

Информация о работе Жизнь египтян в Древности: быт, семья, занятия, основные праздники