Животные в славянской мифологии

Автор: Антон Пппп, 20 Ноября 2010 в 12:57, реферат

Описание работы

Славяне верили, что все мы наделены разными характеристиками, присущими различным животным. Каждое животное, зверь ли, птица или рыба, самый малый муравей имеют свой характер, историю и волшебную силу. Нашим богам присуще перевоплощение. Так если Перуну больше нравится обращаться в орла, то Индрику проще перевоплотиться в змея. Это зависит напрямую от тех качеств зверя, в которого перевоплощается тот или иной бог. Люди тоже могли оборачиваться зверем. Например, известны народные предания о Волкодлаках (человек – волк), Кошколаках (человек – рысь), людях – медведях, оленях, соколах и т. д.

До сих пор глубинная суть животных не скрылась за ворохом тысячелетий. Образы выступают в сказках, преданиях, песнях, пословицах и поговорках. В них звери и птицы говорят и мыслят, подобно нам, в то же время по-своему, по особым законам, часто жестоким и непонятным, но при соответствующем отношении, верным и справедливым. Черты животных находим мы в себе и окружающих. Улыбаемся или порой ужасаемся, видя свет разума в их глазах.

Работа содержит 1 файл

Животные в славянской мифологии.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

     Мышей просили не губить урожай, задабривали  их, оставляли последние колосья  со сжатого поля. Мышей заклинали  дать крепость зубам, увеличить мужскую  силу, женщины просили о здоровом ребенке, скотоводы – об обильном приплоде в стаде.

Роль – любовник, привидение, гонец дурной вести

Время мыши – поздняя осень. Цвет – серый

Приметы и  пословицы:

-Мыши бегают  в доме средь бела дня –  к пожару

- Мыши пищат  – к голоду

- Мыши портят  сено – к худому покосу

- Выпавший  зуб надо отдать мыши, ради крепости остальных

Паук

Паук  – Тварь Рода

Паук –  мизгирь, павук, тенетник.

     Диковинное  животное, не зверь, не насекомое, ткущее невероятно прекрасные паутины, спасающие  мир от полчищ паразитов и (о несправедливость!) вызывающее в людях омерзение  и страх. Ядовитый вампир, холодный и беспощадный убийца, пожиратель безобидных мух. Паучихи убивают самцов после спаривания, чтобы в свою очередь умереть, отложив яйца.

     Сложный, противоречивый, обросший мхом домыслов, образ. Многие представления о пауках неверны, другие нашептаны страхом ко всему, что шевелится и банальному незнанию. Во-первых, паук – не насекомое, у него восемь, а не шесть ног. Как писал Н.А. Заболоцкий: “спит животное-паук”. Во-вторых, почти все пауки ядовиты, но смертельно опасных среди них не так много. В средней полосе стоит опасаться, пожалуй, только крестовика. Но первым паук не нападает, а дурной нрав черных вдов связан исключительно с плохим зрением. Кровь он тоже не пьет, а впрыскивает желудочный сок под хитиновый покров жертвы и оставляет довариваться на пару дней. Получаются такие вот своеобразные консервы с надежной природной упаковкой.

     Потом, где видели пауков, стаями атакующих  человеческие жилища? Гадящих на обои, поганящих пищу, кусающих до крови  и откладывающих яйца в продукты. Трудно даже представить такое. А вот мухи, слепни и комары (основная пища пауков) вытворяют все это с непростительной частотой.

     Казалось  бы, что стоит отвести паукам пару темных углов в доме, не давить их при всяком удобном и неудобном  случае. Не рвать паутинки в лесу, не верить американским, дешевым по смыслу и бюджету боевикам с гигантскими спайдерами. Нет, страх сильнее любых разумных доводов. Страх цивилизованного человека перед законами природы, перед лучшими ее созданиями.

     К слову, предки наши относились к паукам куда с большим почтением. В отточенной красоте и симметрии паутины видели они солнечные лучи, разбегающиеся от единого центра. Как будто уже тогда предвидели, что Вселенную нашу астрономы представят в виде ячеистой структуры, сходной со строением паутины. И что геометрический центр паутины точно совпадает с ее центром тяжести. Всего этого они знать не могли, но уже тогда чувствовали, восхищаясь на рассвете радужными переливами солнечных лучей в тонких ниточках паутины.

     Многие  народы мира считают паука одним из творцов этого мира, соткавшего из своего тела каркас Вселенной. Причем, как правило, это не паук, а паучиха. Например, Мать Солнца или Бабка-Паучиха. Видимо поэтому и называют вторую половину сентября, время паучьего гона, когда по воздуху носятся паутинки – бабьим летом, в память о Прабабке Мира, Рожанице. Восьмое сентября, за неделю до начала “лета старых женщин”, посвящено Роду, преемнику верований о двух Рожаницах. Возможно, что паук – одно из его воплощений.

     Многогранный  ведический символ плодородия, солнечного света, единства бега времени и незыблемости пространства – свастика, напоминает паука, а узор на теле крестовика – символ плодородия. Как и имя паука, свастика давно покрылась грязью, отмыть которую почти невозможно. За отторжением символа приходит забвение, и лишь фольклор будет хранить его очень долго. Паук в нем – признак счастья, гармонии, солнечная мать всего живого.

Роль паука  – творец, борец с вампирами

Время паука  – начало осени. Цвета – черный, серый, белый

Пословицы и приметы:

- Убить паука  – загубить свое счастье, к  пожару или разорению

- Паутинка  прилепилась в бабье лето –  повезет

- Паук спустился  на паутинке – к письму или  известию

                 Ястреб

     Ястреб (коршун) – народная традиция нередко  смешивает ястреба и коршуна, объединяя их общей символикой хищной птицы. Так существует обряд изгнания коршуна, смысл которого заключается в защите домашней птицы от пернатого хищника и мог интерпретироваться как оберег села от смерти как таковой.

       Ястреб и коршун в представлении  русских объединяются в единый образ опасной птицы – хищника, воплощающей собой воинственную агрессивность, беспощадность и отсутствие благородства. Однако образ ястреба в первую очередь связывается со стремительностью атаки на противника, а образ коршуна – с коварством, готовностью безжалостно и кровожадно уничтожить свою жертву, используя любые средства для достижения своей цели.

Пословицы, приметы:

- Ястреб  ловит, что хочет, а богат,  купит, что может.

- Ястреба  вабят — не по голове гладят.

- Чем ястреб  с земли чужой, лучше ворон – зато свой.

- Целовал  ястреб курочку до последнего  перышка

- Ястреб  ястребу глаз не выклюет.

- Петух на  что храбр, и тот ястреба  боится.

- Ястреб  тогда голубя возьмет, когда стаю разобьет.

                   Сокол

     Сокол – В русских сказках образ  сокола используется редко, обычно это связано с мотивом его превращения в доброго молодца, который потом совершает различные подвиги (например «Финист – ясный сокол», «Марья Моревна»). Как символический образ, олицетворяющий «безумство храбрых», встречается в прозаическом стихотворении М. Горького «Песнь о соколе».

     Сокол быстр, смел и бесстрашен, он способен совершать отважные, дерзкие поступки. В представлении русских связывается  с положительным началом и  воспринимается как птица, символизирующая  напористый порыв, свойственный молодости и часто граничащий с безумством.

Пословицы, приметы:

- Сокол выше  солнца не летает.

- Соколу  лебедь не в диво.

- Сокол на  одном месте не сидит, а где  птицу видит, туда и летит.

- Знать  сокола по полету, а доброго  молодца по походке

- Гол как  сокол.

               Кабан

           Кабан – Зверь Перунов

     Силен медведь, люты волки и рыси, но наперед  всего боялся охотник в лесу схватиться один на один с грозным вепрем-кабаном. Упрям и жесток этот хищник, а  если разозлить его – то смерть от его клыков не заставит ждать. Неукротимость, воинственность кабана внушали уважение и этого зверя по праву посвятили Перуну – богу грозы и военной власти. В Днепре обнаружили дуб, в который было вставлено девять кабаньих челюстей, очевидно в ритуальных целях. Об этой связи говорит и пословица: ‘ На людях Илья – а дома свинья!’. Илья Пророк впитал многие черты Перуна. А свинья – многие черты кабана.

     С древних пор кабан символизировал воинскую доблесть, но вместе с тем  – и жадность, гордость, похотливость, попрание целомудрия. Отношение к  их одомашненным родичам – свиньям также было противоречиво. С одной стороны, упитанная и плодовитая свинья – воплощение сытости, богатства и благополучия. В индоевропейской традиции свинья – символ роющего землю плуга, весеннего буйства природы.

     Славяне подмечали таинственную древнюю связь между поведением свиней и приближением ненастья, ураганного ветра. Золотая щетина, приписываемая борову по легенде – это поэтический образ грозовой тучи, освещенной лучами летнего солнца. Острые зубы вепря – молнии, спадающие с темного тела тучи. Этот образ роднит кабана и свинью со многими грызунами – белками, зайцами, бобрами, крысами и мышами, также посвященными Перуну.

     Несмотря  на питательное свиное мясо и сало, склонность этих животных к грязи, неразборчивость  в еде, упрямство и жадность, доставшиеся от диких собратьев, принесли им дурную славу. Часто свиньи относились к миру смерти и тьмы. У множества народов есть предания о превращении людей за чрезмерную похотливость и стремление к наживе в диких свиней. Одержимость свиней демонами – древняя мифологическая традиция, корни которой уходят в египетские сказки. Сет, обратившись в черную свинью, ослепил Гора и лишь сам Ра смог излечить его.

     Пословицы и поговорки про свиней исполнены  презрения и плохо прикрытого страха. У свиньи нет рогов и клыков, а кабы были… И злорадствуют люди над ними, до сих пор дрожа от древнего ужаса перед Перуновым зверем… Недаром белый цвет свиной шкуры сравнивают с холодными грязно-белыми облаками, закрывающими солнце в короткие зимние дни.

     Время кабана – конец лета. Цвета – золотой, бурый. Время свиньи – начало зимы. Цвета – белый, серый

Пословицы и приметы:

- Была у  свинки золотая шерстка, да  в грязи завалялась, отняли.

- Где свинье  на небо глядеть!

- Сердит  да бессилен – свинье брат.

- Гусь свинье  не товарищ.

- Не мечите  бисера перед свиньями, да не  попрут его ногами.

- На медведя  идешь, соломки стели. На кабана  идешь – гроб теши.

- Не пинай  свинью – заболеешь.

- Свиньи  хрюкают – к беде.

- Свинья  чешется – к теплу, а визжит  – к ненастью.

- Свинья  сено ест – к голоду или к худому покосу.

- Свинья  скажет борову, а боров – всему  городу

Заяц

Заяц  – Зверь Ярилин

     Заяц  – скоромча, выторопень, ушкан, кривень, косой, лопоухий, билей, беляк, зец. Вешнего  зайца называют яровик, ранней зимой  – настовник, осенью – листопадник, а летом – травник или летник. Степного зайца, который не меняет на зиму цвет шубы и остается весь год серым, называют русак. Беляк живет в лесах и зимой белеет, прячась от врагов.

     Заяц  был в чести у славян, как  животное, символизирующее молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни. Заяц труслив, проворен, ловок и быстр, чрезвычайно плодовит.

     Заяц, как и глухарь, был посвящен Яриле  – весеннему богу солнца и продолжения  рода. Заяц хитер и этим спасает  себе жизнь, противостоя грозной, но не очень разумной силе прочих животных. С ним часто соотносили весеннее безумие, наступающее в марте. Предчувствуя радость совокупления, обычно осторожный заяц теряет голову и легко попадает в лапы хищников. Несмотря на свою трусливость, заяц всегда бьется до конца, отбиваясь от врага мощными задними лапами.

     За  быстроту и легкость, зайца сравнивают то с лучом света, бегущим по воде, то с синими искорками на угольках костра. Индийцы считали зайца (saya) лунным животным, из-за его белой шубы, сравнивая с отблесками луны на водной глади. С приходом христианства, образ зайца, как древнего тотемического животного, был объявлен нечистым. Отсюда и примета – перебежал заяц дорогу, быть беде. ‘Пень тебе да колода, нам путь да дорога’, – говорят вслед убегающему зайцу, чтобы отогнать беду.

     Часто быстрых зайцев сравнивали с молниями, верным спутниками громового бога Перуна. Молнии называли еще морскими зайчиками, которые купаются в море дождя, стремительно рассекая водяные струи. Зайцы, как  и другие грызуны – белки и  бурундуки имеют крепкие зубы, разгрызающие самое крепкое дерево, подобно молниям. Зайцы и белки несли с собой бурю и ненастье, губительное для людей. Плывущий в бурю никогда не упоминал имени зайца, опасаясь гнева водяного. Первая весенняя охота на зайца посвящалась верховному богу – громовику и символизировала приход нового сезона. Как Перун преследовал трусливые молнии, которые спешили укрыться от его гнева в темные тучи, так и охотники загоняли зайцев и белок, во славу громовика.

     Время зайца – начало весны. Цвета – белый и серый

Пословицы и приметы:

- Без собаки  зайца не поймаешь

- Коня положили, да зайца уходили

- За двумя  зайцами погонишься, и одного  не поймаешь

- Заяц по  селу бежит – к пожару

- Заяц дорогу  перебежал – к несчастью 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

Информация о работе Животные в славянской мифологии