Животные в славянской мифологии

Автор: Антон Пппп, 20 Ноября 2010 в 12:57, реферат

Описание работы

Славяне верили, что все мы наделены разными характеристиками, присущими различным животным. Каждое животное, зверь ли, птица или рыба, самый малый муравей имеют свой характер, историю и волшебную силу. Нашим богам присуще перевоплощение. Так если Перуну больше нравится обращаться в орла, то Индрику проще перевоплотиться в змея. Это зависит напрямую от тех качеств зверя, в которого перевоплощается тот или иной бог. Люди тоже могли оборачиваться зверем. Например, известны народные предания о Волкодлаках (человек – волк), Кошколаках (человек – рысь), людях – медведях, оленях, соколах и т. д.

До сих пор глубинная суть животных не скрылась за ворохом тысячелетий. Образы выступают в сказках, преданиях, песнях, пословицах и поговорках. В них звери и птицы говорят и мыслят, подобно нам, в то же время по-своему, по особым законам, часто жестоким и непонятным, но при соответствующем отношении, верным и справедливым. Черты животных находим мы в себе и окружающих. Улыбаемся или порой ужасаемся, видя свет разума в их глазах.

Работа содержит 1 файл

Животные в славянской мифологии.doc

— 74.00 Кб (Скачать)
 

Животные  в славянской мифологии

     Славяне верили, что все мы наделены разными  характеристиками, присущими различным  животным. Каждое животное, зверь ли, птица или рыба, самый малый  муравей имеют свой характер, историю  и волшебную силу. Нашим богам  присуще перевоплощение. Так если Перуну больше нравится обращаться в орла, то Индрику проще перевоплотиться в змея. Это зависит напрямую от тех качеств зверя, в которого перевоплощается тот или иной бог. Люди тоже могли оборачиваться зверем. Например, известны народные предания о Волкодлаках (человек – волк), Кошколаках (человек – рысь), людях – медведях, оленях, соколах и т. д.

       До сих пор глубинная суть  животных не скрылась за ворохом  тысячелетий. Образы выступают  в сказках, преданиях, песнях, пословицах и поговорках. В них звери и птицы говорят и мыслят, подобно нам, в то же время по-своему, по особым законам, часто жестоким и непонятным, но при соответствующем отношении, верным и справедливым. Черты животных находим мы в себе и окружающих. Улыбаемся или порой ужасаемся, видя свет разума в их глазах.

     Тотемные, священные животные у славянских народов не редкость. Так, к примеру, Волк, медведь, сокол – это священные  звери наших предков. Почему, скажем, именно эти звери , а не верблюд, крокодил, слон? Да потому, что как у каждого народа должна быть своя исконная культура, вероисповедание и образ жизни как таковой, так и почитание тех или иных животных зависит от географического положения, специфики исторического развития, обрядов, обычаев и т.д. Но у Славян не было деревянных кумиров почитаемых животных, это мы можем найти у алтайцев и других народов. Информацию об интересующей нас проблеме мы находим в устном народном творчестве, мифах, пословицах и поговорках.

Кошка

Кошка – Зверь Велесов

     Дикие кошки и рыси – лесные хищники, наделенные острым зрением, невероятной гибкостью, живучестью и терпением. За ночной образ жизни была причислена к вредным духам и силам. С самых давних временен, кошки живут рядом с человеком, и лишь дикие рыси до сих пор остаются грозой северных лесов.Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки – самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и лживых.Если кошка – ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот – вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-баюн (рассказчик) – частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.

     Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.

     Черных  кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретится с ними – плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.

     Оборотня-кошку  еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув  через мертвеца, непременно обратит  его в вампира. Убивший кота –  навлечет на себя семь лет бед и  несчастий.

     Вечное  противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил – земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).

     Время кошки – зима. Цвета – черный, белый

Пословицы и приметы:

- Черный  кот хвост из трубы кажет  (дым)

- Белая кошка  лезет в окошко (о рассветном  солнце)

- Кошка умывается  – к гостям или перемене  погоды.

- Лежит кошка  брюхом вверх – к теплу,  прячет голову – к холоду, распушает  хвост – к метели.

- Кошку девятая  смерть донимает (о живучести  кошек)

- Язык блудлив,  что кошка

- Сболтнул  бы коток, да язык короток

Корова

Корова  – Зверь Велесов

Корова – буренка, боденушка, кравица.

     В пастушескую эпоху у славян корова – одно из первых и крупнейшее из сельскохозяйственных животных. Стадо  тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова “деньги” и “скот” звучат одинаково. Санскритский корень “go” (как, например, в слове говядина) означал главные силы природы – небо, землю и солнечные лучи.

     Корова  – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная – ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц. Черная корова весь мир поборола – загадка, ответ на которую – ночь.

     С черной коровой связан и жуткий образ  славянского демона – Коровьей Смерти. Этот темный рогатый дух обходит  стада, заражая их опасными болезнями. Ее появлением объясняли массовый необъяснимый падеж скота. Ведьмы иногда доят коров, задаивая до смерти

     Но  светлые коровы – это легкие рассветные облака, которых Заря выгоняет поутру на небесное пастбище. Их молоко – это  роса, в целебные свойства которой так верили наши предки.

     Время коровы – середина весны. Цвета –  белый, черный, рыжий

Пословицы и приметы:

- Купил мужик  корову, привел домой, стал доить,  ан бык; ин так и быть

- Долог у  коровы язык, да не велели говорить

- Та бы  корова молчала, что под медведем была

- И одна  корова, да жрать здорова

- Которая  корова пала, та по три удоя  давала

- Утка в  юбке, курочка в сапожках, селезень  в сережках, корова в рогоже, да  всех дороже

- Корова  комола (безрога), лоб широкий, глазки  узеньки, в стаде не пасется, в руки не дается – медведь

- Черная  корова идет вечером впереди  стада – к ненастью, пестрая  – к переменной погоде, белая  или рыжая – к вёдру 

Конь

Конь - Зверь Дажьбогов

     Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых  почитаемых у славян животных. Белые  и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

     Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака), отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру – сивыми (темно-vсерыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же – это вороной (черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали с конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой – целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

     Кони  сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с  тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

     Всадник на коне – символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников, и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь – это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.

     На  конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину – то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного ведического святилища. С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа – все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.

     Время коня – конец весны. Цвета –  белый, рыжий, сивый, вороной

Пословицы и приметы:

- Конь споткнулась  на пороге – к беде

- Конь воина  нюхает – к гибели

- Больной  бредит о конях – скоро умрет

- Ржание  коня – к добру, но при  расставании – к долгой разлуке

- Не в  коня корм

- Царство  без грозы, как конь без узды

- Счастье  на коне, безсчастье под конем

- Свинья  коню рылом и по хвост не вышла

- Дареному  коню в зубы не смотрят

- Кто в  кони пошел – тому и воду  везти

Бык

Бык – Зверь Сварогов

Бык – вол, вил, бугай.

     Если  корова – это в первую очередь  дойное животное, то бык использовался  главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык – олицетворение грубой и упрямой природной силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы.

     Наши  предки верили, что боги сами пахали на небесных быках и научили людей обрабатывать землю. Низкое бычье мычание породило немало сравнений и поэтических метафор. Это и гудение пчел (бучел, по старому) и рокот воды близ глубокой заводи (бучила) и плотные предгрозовые тучи (бычки) и крик выпи (водяного быка) в ночной мгле. Бык связывался с пахотными работами, с возрождением, с прибавлением и приростом. Многие народы мира поклонялись золотому тельцу – воплощению земного блага, богатства.

     Ярый  тур – образ наступающей весны, олицетворение напористого животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на пути остатки зимней скверны. Бычье око сравнивалось с озерами, имеющими округлую форму и родниками. Быка славили в весенний праздник Турицы и в Коляды. Древнее обычай гласил, что хозяин имел право на такой надел, какой мог запахать за один день. В сказке Добрыня ограждает русские земли от кочевников, пропахав глубокую борозду на огнедышащем Змее, закрепив таким образом священные границы.

     Время быка – середина весны. Цвета –  рыжий, золотой, синий, красный

Пословицы и приметы:

- Хвать быка  за рога – ан вилы в руках

- Богатый,  что бык рогатый: в тесные  ворота не влезет

Мышь

Мышь  – Тварь Макоши

     Мышь (плюгавка, гнус, гад, поганка) – маленькое  серое животное, трусливое и беспокойное. Предпочитает укромные темные норы, за пропитанием выходит в основном ночью. Со стародавних времен живут рядом человеком, паразитируя на его запасах зерна и других продуктов.

     Мышь  считалась нечистым, поганым животным. Стаи грызунов опустошают амбары, портят вещи, переносят опасные, иногда – смертельные заболевания. Молва предписывает им необыкновенную похотливость и огромный аппетит. Крепкие зубы мыши внушали одновременно и страх и уважение. Погрызенную мышью одежду считали нечистой, полагали знаком грядущей беды или даже гибели. Однако доесть за мышью – укрепить зубы.

     В целом – мышь персонаж отрицательный, несущий беды, болезни, голод. В отличие  от прочих грызунов, мышь связывалась  не с Перуном-громовиком, а с Макошью. Видимо из-за ее близости к жилищу человека и слабости. За незаметность и серый цвет мышь сравнивали с тенью, духом умершего человека. Мыши, подобно домовому, считались законным и непременным обитателем дома, их бегство – верный знак, что стоять жилищу недолго. Посему убивать мышь без веской причины не разрешалось.

Информация о работе Животные в славянской мифологии