Живопись и скульптура второй половины ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:34, доклад

Описание работы

Вторая половина ХХ в. ознаменовалась драматическими переменами во всех сферах существования человечества. Трагическая эпоха Второй мировой войны завершилась, благодаря победе над фашизмом изменилась политическая карта мира и его «культурная география». Образовалось два идейно полярных мира – страны социализма в Европе и Азии (Куба как часть Америки вошла в него в 1959г.) и страны

Содержание

Содержание
Абстракционизм……………………………………………………….3
Поп-арт…………………………………………………………………5
Постмодернизм………………………………………………………...7
Скульптура……………………………………………………………..7
«Суровые реалисты»…………………………………………………..9
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Живопись и скульптура второй половины ХХ век22.doc

— 62.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Живопись и скульптура второй половины ХХ века»

 

ученицы 11 – Б класса

специализированной школы № 55

г. Луганска

Комаровой Дарьи

учитель: Сулаева И. А.  

 

 

 

 

 

 

2007г.

 

Содержание

Абстракционизм……………………………………………………….3

Поп-арт…………………………………………………………………5

Постмодернизм………………………………………………………...7

Скульптура……………………………………………………………..7

«Суровые реалисты»…………………………………………………..9

Список литературы…………………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Живопись и скульптура второй половины ХХ века

Вторая половина ХХ в. ознаменовалась драматическими переменами во всех сферах существования человечества. Трагическая эпоха Второй мировой войны завершилась, благодаря победе над фашизмом изменилась политическая карта мира и его «культурная география». Образовалось два идейно полярных мира – страны социализма в Европе и Азии (Куба как часть Америки вошла в него в 1959г.) и страны Североатлантического блока (США и Западная Европа). Распад колониальной системы открыл пути развития искусства стран Азии, Африки, Океании, а также возможности интенсивного обмена культур и идей, образующих  отныне всемирное достояние.

С 1970-х гг. страны Запада вступают в постиндустриальную эпоху – эпоху новейших технологий, глобальной компьютерной сети, распределения экономических ролей. В 1980-х наступает крах системы социализма, вливающейся отныне в общемировой рынок.

Бурные события происходят в сфере икусства. Возникают новые течения, направления, стили.

Абстракционизм

Зародившись в годы войны в США в кругах художников, абстракционизм широко распространился в 50-е гг., развивая изобретённое ранние. В абстракционизме можно различить три потока.

Первый – экспрессивный (Д. Полок, В. де Кунинг, А. Горки). К нему относится и ташизм – т. е. лирическая абстракция (Н.де Сталь, С. Поляков, П. Сулаж, Х.Матье). эти художники делают акцент на самом действии живописи – «психический автоматизм».

Второй поток – абстракционизм метафизический, мифотворческий (М. Тоби, М. Гревс, Х. Миро, А. Масон, Ж. Дюбуффе, группа «КОБРА»).

Третий поток знаменует абстракционизм технизированный, абстрактно-геометрический (Ж. Тенгли, М. Ротко, И. Кляйн, Б. Ньюман).

Эта классическая эра абстракционизма продлилась до начала 60-х гг. Абстракционизм претендовал на универсальное значение в искусстве ХХ в., на то, чтобы стать конечным достижением всей истории искусства, абсолютным выражением его глубинной сути.

Абстрактное искусство чаще всего персонифицируют с Джексоном Поллоком (1904-84). Обладая независимым, раскованным художественным мышлением, он прошел яркую творческую эволюцию. Самой знаменитой стала его итоговая серия т. н. « живописи действия», где художник работая над холстом с ведром и кистью, делал акцент на самом физическом акте живописи. В месиве брызг и капель на огромных форматах чётко прослеживается определённая структурная композиция и прекрасное владение цветом. Полок выступал как шаман, и его работы оказывали огромную магическую силу, являясь классикой и авангардом одновременно.

Марк Ротко (1903-70) также представлял абстрактный экспрессионизм. В своём творчестве он пытался «втянуть зрителя внутрь картины, «оживлял» пространство непосредственно через цвет. Его интересом стало выражение древнейших человеческих понятий и эмоций – трагедии, экстаза, смерти – посредством одного или двух цветов на огромном формате, кажущимся повисшем в бесконечном пространстве, растворённым в плоскосте стены.

Известны своими лирическими абстракциями также Никола де Сталь и Серж Поляков. Этих художников принято называть «ташистами», ибо они работали с цветовым пятном (от франц. tache – пятно). Трагична судьба де Сталя: в самых своих пронзительных работах «Парижские крыши», мастерски работая серым и чёрным цветом, он постоянно испытывал творческую неудовлетворённость. Вместо спонтанности он искал художественную традицию, но так и не смог её найти. Это привело к самоубийству в возрасте 42-х лет, что стало большой потерей для французского искусства.

Интересен также ныне живущей Пьер Сулаж, работающий только в чёрном цвете (чем добивается сильного мистического впечатления), на огромных форматах. В столкновениях и преломлениях живописных фактур. Он поставил перед собой почти непосильную задачу: из такой живописи автор должен уйти, а живопись – стать мистически объективной реальностью.

Абстракционизм воплощает характерную тенденцию искусства второй половины ХХ в. – стремление уничтожить грань искусством и действительностью, растворить художественный жест в окружении, спонтанно протекающих процессах жизни.

 

Поп-арт

В начале 60-х гг. в искусстве назревают новые тенденции, оттесняющие абстракционизм с магистрали развития искусства. Это поп-арт, противопоставивший замкнутому эстетизму абстракции свою программу прямого и активного на человека посредством форм и предметов, выдернутых из реального мира. Это искусство обратилось от возвышенного к обыденному, к жизни, текущей с шумом улицы, и – драмой одинокого человека.

Художники поп-арта открыли возможность не только отображать жизнь, но жить в ней, внося в неё свою лепоту. Эти художники находят новые жанры творчества: коллаж, материальный подбор, ассамблаж, инстоляцию, перфоманс, искусство экспозиции.

Само английское «РОР-ART» - популярное, общедоступное искусство, но «рор» также и леденец, отрывистый удар, хлопок, шлепок – т. е. искусство, производящие шокирующий эффект. Оно переплеталось с искусством торговой рекламы, ставшей неотъемлемой частью жизни. Как и в рекламе, главными сюжетами его стали автомашины, манекены с модной одеждой, сосиски, холодильники, пылесосы, косметика…

Кумиром промышленников, потребителей, арткритиков и последующего поколения художников стал Энди Уорхол  (1928-87) – один из самых мощных певцов «американского образа жизни». Впервые он сенсационно заявил о себе тем, что выставил в качестве художественного произведения банку томатного супа «Кэмпбел». Изображение этого супа методом шелкографии многотысячным тиражом поставило вопрос об авторстве и ценности как уникальных, так и обыденных вещей. Повторением одного и того же мотива он добивался эстетической отстраненности от собственного творчества, исчезновения личности перед массовым стандартом. Его выбор сюжетов: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, Мерлин Монро, Деки Кеннеди, Мао Цзэдун, расовые волнения, электрический стул и т.д. – должны были демистифицировать глобальные проблемы Уорхол известен также как издатель журнала современного искусства «Фабрика», признанного законодателем в этой области. Блестящий мастер саморекламы, он добился того, что сам стал восприниматься как сплошная загадка.

Крупнейшим представителем поп-арта является также Роберт Раушенберг (род. 1925), который сумел предметы быта подать как произведение искусства. Его задачей было по-новому связать обыкновенную жизнь с искусством. В 1964 году Раушенберг получил первый приз на венецианской Бьеннале. Ватикан резко осудил эстетическую позицию этого художника и высказался о всеобщем и окончательном «упадке культуры». Для художественного мира такое заявление стало официальным признанием искусства поп-арта.

Одним из ярчайших представителей поп-арта является Рой Лихтенштейн (1923-97). Его находка состояла в том, что он выносил какую-либо деталь сюжета как самостоятельное живописное приведение в многометровом формате, имитируя газетные точки растра (побочного  дефекта работы типографского станка). Миловидное лицо девушки, мчавшийся автомобиль, атакующий самолет, поцелуй, бутылка из под кока-колы становились продуктами материальной культуры и средств массовой информации. В интерпретации Лихтенштейна они приобретали статус особого знака и стандарта. Эти объекты легко узнавались как часть повседневных впечатлений, но в изображении художника они вырастали до глобальных символов цивилизации.

Одним из ярких течений искусства начиная с 70-х годов ХХ века стал ленд-арт. Это искусство Земли: планеты, окружающей среды, природы. Современный художник столкнувшись с научно-техническим прогрессом и его побочными последствиями, как никогда остро почувствовал ответственность человека перед лицом природы. С этой точки зрения развивается самосознание искусства как особого рода гуманитарной деятельности. Ярчайшим представителе этого движения был  Р. Смитсон. Его «Мол в штате Юта» (1970) являл собой громадную спираль из валунов, уходящую далеко в воды соленого озера и хорошо различимую только с высота птичьего полета. Создание человеческих рук стало похоже на космический архаический знак – символ целой цивилизации внутри самой природы.

В числе многих представителей лэнд-арта ярчайшей фигурой является американский скульптор Криста (Христо Явачев). Он начинал как художник поп-арта, затем его специализацией стало так называемое «упаковочное искусство, состоящее в обвертывании тканью различных объектов. Так он упаковал десятки километров скал в Австралии, Рейхстанг в Берлине, Новый мост в Париже и т.д. Упакованный объект приобретает некоторое мистическое значение, становится узнаваемой и неузнаваемой одновременно частью природы или городского ландшафта, новым произведением искусства. Поразителен энтузиазм этого художника: громадное средство, необходимые для «упаковки» одного объекта, Кристо добывает путем продажи открыток своих произведений, чтением лекций и статьями, а упаковкой занимаются многочисленные поклонники его идей.

Среди течений, возникших в 70-е гг., следует упомянуть оп-арт, виднейшим представителем которого был Виктор Вазарелли (1908-97). Представители оп-арта  работали с изображением пространства на плоскости. Они использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты перемещения, слияния, парения форм  достигались ритмическими  повторами, резкими цветовыми и тональными контрастами, пересечениями спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.

В 70-егг. Набирает силу новое движение – гиперреализм – обширные живописные полотна, на которые переносятся мельчайшие детали жизни улицы или человеческого лица. Такая дотошность кажется просто невероятной. Среди представителей этого течения  крупнейшими являются американцы Ч. Клоуз и Д. Эдди.

Постмодернизм

С конца 70-х гг. в искусстве наступает новый этап  - постмодернизм, который длится до сего дня. Для него существуют десятки определений. Он означает то, что не лежит в русле ортодоксального  модернизма и отличается большей терпимостью  к неясному и противоречивому, вниманием к особенностям контекста, свободной в обращении с историческими  заимствованиями, диалогом с заказчиком, потребителем. Постмодернизм многообразен. Ему присуща ориентация и на профессионалов, и на широкую публику; внимание к контексту места, многослойная  метафоричность и дух тайны, метафизики.

Скульптура

В ряду величайших скульпторов ХХ в.- Пабло Пикассо (1881-73). В 50-е гг., работая в Антибах, кроме живописи, он обращается также  к скульптуре и керамике.  Его подвижнический и мученический «Человек с ягненком» в центре приморского городка говорит о недостижимости гармонии и красоты как в мире земном, так и мифическом. Многие пластические знаки Пикассо, его эксперименты с формой  наши воплощение в творчестве многих скульпторов ХХ в.

Генри Мур (1898-1986)  британский скульптор, еще при жизни названный великим. Язык его скульптур узнаваем мгновенно. Он открыл своим творчеством сложную, динамичную,  пространственную скульптуру, впечатление от которой складывается из множества ракурсов, которую нельзя нарисовать.  Статуи кажутся  испытавшими на себе воздействие всех стихий, их углы как будто стерты непогодой за долгие годы существования.  Надевая на фигуры греческие драпировки, Мур придает им вневременной смысл. Это – гармония художественного творчества и жизни природы, человека и мира.

В Италии работал Джакомо Манцу (1908-91).Среди его шедевров – серия «Кардиналы». Они сидят, стоят, возвышаются, нависают над зрителем, неся различные состояния духа: покой, медитацию, властность, тайну. Отсутствие черт лица, упрощение фигуры до формы конуса подчеркивают анонимность личности, скрытой под официальными атрибутами сана. В этих произведениях Манцу выступает и как глубоко религиозный человек, и как  выразитель духа своего времени. В трактовке человеческой фигуры, рельефа и даже натюрморта скульптор поразительно классичен при остроте и новизне современного видения. Ярчайший представитель авангардной скульптуры ХХ века – французский скульптор Джакометти (1901-66). Тема его художественного поиска – человек в необъятно пространстве, представлявшемся скульптору бездонной враждебной пропастью, где теряются фигуры – поэтому он часто сжимал их до драматически скудных пропорций. Невероятно вытянутые вверх по вертикали, стоящие или идущие, они воплощают болезненную уязвимость человека. ХХ век кажется воплощённым в таком типе человеческой фигуры, хотя на самом деле они восходят ещё к вотивным (культовым) статуэткам искусства древних этрусков.

Информация о работе Живопись и скульптура второй половины ХХ века