Жеты жаргы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:59, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе системного анализа нормативно правовых документов, судебной практики и учебного материала по наследственному праву раскрыть содержание института наследования по завещанию.

Работа содержит 1 файл

Свод законов. реф..doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Кроме того, если писаное право, иными словами, закон, обращается к будущему, постановляет, что впредь должно быть правом, имеет  перспективный характер, то обычное  право по природе своей, есть право, смотрящее не вперед, а назад, имеет ретроспективный характер, сообразуется неизбежно не с тем, что может быть в будущем, и не с настоящими условиями как таковыми, а с тем, что раньше в более или менее отдаленном прошлом.

Отсюда следует, что для казахского обычного права, характерны такие особые черты:

- консерватизм, выражавшийся в закреплении многих  патриархальных, родовых обычаев,  правил (например, обязательство о  взаимопомощи сородичей);

- наличие множества  пережиточных правил и институтов (барымта и др.);

- слабое разграничение понятия условного преступления и гражданского правонарушения;

- медлительность  развития и относительная неподвижность  обычного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  ОБЩЕСТВЕННАЯ  ЖИЗНЬ КОЧЕВНИКОВ В КАЗАХСТАНЕ В КОНЦЕ XVII – НАЧАЛЕ XVIII ВЕКОВ

 

В истории казахского права ханского периода (XV–XIX вв.) известен только один законодательный памятник – «Жети жаргы» («Семь уложений»). По казахским преданиям творцом «Жети жаргы» принято называть хана Тауке. По одной версии он собрал для совета трех биев – Толе би, Казбек би, Айтеке би – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. По другой версии, Тауке-хан собрал в урочище Куль-Тобе семь биев и они соединили старые обычаи ханов Касыма и Есима в новые обычаи, названные «Жети жаргы». Создание этого документа относится к последней четвери XVII столетия.

Время правления  Тауке-хана приходится на один из самых  трудных периодов истории казахского народа. На западе ханства шла война  с Аштарханидами за господство над  присырдарьинскими городами, на юго-востоке продолжалась изнурительная борьба с джунгарами из-за обладания семиреченскими кочевьями. По мере распространения экспансии джунгарских феодалов на казахские земли, казахи потеряли к 70-м годам XVII века значительную часть своих кочевий в Семиречье и на северо-востоке страны. Это вызвало внутренние неурядицы, и, прежде всего, борьбу за пастбища среди самих казахов. Возникшая междоусобица вела к нарушению традиционных обычаев, права, подрыву норм общественной и государственной жизни. Для того чтобы мобилизовать все силы для общей обороны от сильного внешнего врага, необходимо было законодательно урегулировать расшатавшиеся общественные устои. Кроме того, при создании «Жети жаргы» важным, определяющим сам его характер оказалось стремление приспособить существующие нормы обычного права к новым потребностям казахского общества, узаконив лишь те из ник, которые соответствовали интересам феодальной знати, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые и выгодные ей правила.

«Жети жаргы» содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть в нем охватывались все стороны жизни казахского общества.

Верховная власть, по «Жети жаргы», должна быть сосредоточена в руках хана. Судя по отдельным статьям законов, хан был верховным судьей, он судил и наказывал за преступления и проступки, разбирал иски, издавал порядок налогообложения. «Жети жаргы» узаконивало различные сборы в пользу хана и биев. Например, одна из статей (ст. 33) гласит: «Чтобы всякий, могущий носить оружие, кроме султанов, платил хану и правителям народным в подать 20-ю часть своего имущества, ежегодно».

Однако хан  не был единственным носителем власти. Ему, верховному сюзерену, приходилось  делить ее с султанами и биями, сосредоточившими в своих руках власть и над подвластными им жителями улусов и родовыми объединениями. Управление общегосударственными делами осуществлялось посредством совокупной деятельности составляющих господствующую группу феодалов. Так, одним из пунктов уточнялся порядок управления ханством султанами родоплеменными старейшинами. Хан, султаны и бии ежегодно собирались осенью в одно место, среди степи, для рассуждения о делах народных (ст. 31). При этом все они должны были являться на «собрания народные» с оружием. Это требование было настолько неукоснительным, что явившийся на курултай безоружным не имел права голоса и младшие в нарушение всех обычаев могли не уступать ему места.

Все казахские  племена, роды и поколения должны были иметь свою собственную тамгу. Тамги эти тогда же и были розданы «с обязанностью накладывать их на весь скот и имущество для различения что кому принадлежит» (ст. 34).

Как и в других правовых памятниках эпохи средневековья, основное место в «Жети жаргы» отводилось уголовно правовым нормам. В перечень преступных действий входили: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбление, несоблюдение правил сыновней почтительности, воровство, прелюбодеяние, кровосмешение. За эти преступления наказаниями являлись: кун (откуп), смерть, конфискация имущества, остракизм (изгнание), предание публичному позору.

Самым распространенным видом наказания был кун (имущественное  вознаграждение, возмещение). Уплатой  куна даже убийца с согласия истцов мог сохранить себе жизнь. Размер куна зависел от социальной принадлежности преступника и потерпевшего.

Сохранился  принцип талиона – «за кровь  мстить кровью, за увечье таким же увечьем» (ст. 1). Этот принцип со временем потерял свою непреложность. Наказание могло быть смягчено, и истец вполне удовлетворялся куном.

Смертная казнь  была двух видов: удавление, побивание  камнями (за богохульство).

Семейно-брачное  право и право наследования не получили в «Жети жаргы» достойной  разработки. Это объясняется, вероятно, тем, что многие отношения между согражданами регулировались обычным правом и были общеизвестны, а поэтому «Жети жаргы» касалось их лишь отчасти.

Субъектом права  признавались только лично свободные: раб не признавался юридическим  лицом. «Жалоба раба на господина  нигде не приемлется», гласит ст. 16, за владетелем признается право над жизнью принадлежащего ему раба.

Личная свобода, которой обладала основная масса  казахского общества, не всегда представляла собой юридическое полноправие. Например, женщины, как слуги и  рабы, не могли выступать в суде в качестве свидетелей. Полноправным юридическим лицом был только свободный, «могущий носить оружие» мужчина – хозяин дом, глава семьи.

В «Жети жаргы» вошли также некоторые установления шариата, духовного мусульманского права, в частности предусматривающие меры защиты ислама и определяющие наказания за богохульство и переход в христианство. В области семейно-брачных отношений утверждалось право родительской власти над жизнью детей, закреплялось неравноправное положение женщин в семье.

В статье о наследственном праве «Жети жаргы» подтверждались, по-видимому, нормы обычного права. После смерти отдельно проживавшего бездетного сына его имущество поступало к отцу. После смерти родителей малолетние дети отдавались в опеку ближайшим родственникам, а в случае их отсутствия – «посторонним надежным людям» (ст. 23).

Таково лишь в самых общих чертах содержание дошедшего до нас текста «Жети  жаргы», фактически являвшегося конституцией, регулировавшей правовые отношения  в государстве.

Тауке – сын  Жангир-хана. Полное имя его, согласно легенде, содержащейся на его личной печати, было – Таваккул-Мухаммад-батыр-хан. Он правил очень долго, прожил богатую событиями жизнь и умер глубоким стариком в 1718 году.

В XVII веке ханская  власть Тауке была достаточно сильной  и территориально распространялась на все три казахских жуза. При правлении Тауке-хана число подвластных казахам городов в Присырдарье достигло 32. Основным местом пребывания Тауке-хана был город Туркестан.

Тауке был государем  разумным и окружил себя умными людьми. Достаточно сказать, что членами совета при нем были такие чрезвычайно сведущие в обычном праве люди и известные ораторы своего времени, как Толе би из Улу жуза (Старшего жуза), Казбек би из Орта жуза (Среднего жуза), Айтеке би из Киши жуза (Младшего жуза). Тауке-хан был трезвым политиком, действующим решительно и наверняка. Условия времени требовали реформ, и он собирает в урочище Куль Тобе (Сырдарьинская область) своих мудрых биев, и они вместе создают законодательный акт, который известен под названием «Жети жаргы» («Законы хана Тауке»). В него вошли в основном установления, отвечающие потребностям военно-политической и социальной жизни казахского общества XVII столетия. Санкционированная в нем совокупность правовых норм действовала в пределах всего казахского государства.

Так путем законодательного урегулирования расшатавшихся было общественных устоев, Тауке-хану удалось  укрепить хозяйственно-политические связи  между тремя жузами, преодолеть политический распад единого Казахского ханства  и мобилизовать все наличные силы страны для общей обороны от сильного внешнего врага – джунгар-ойратов.

Всю свою долгую жизнь Тауке вел активную внешнюю  политику. Еще в молодости, при  правлении своего отца, он возглавлял посольство к моголам Кашгарии, и  в 90-х годах XVII столетия, будучи ханом, участвовал в политических делах Монгольского государства. При Тауке происходили столкновения с Аштарханидами из-за господства над присырдарьинскими городами, но большой войны между Бухарским и Казахским ханствами не было. Зато военные действия между казахами и джунгарами носили характер организованных беспрестанных войн. В этой долгой войне Тауке-хан умело руководил своим войском, приобрел славу знатока военного дела, человека отважного в сражениях, неустрашимого в опасностях. За все эти военные заслуги, судя по надписи на личной ханской печати, он был удостоен своими подданными почетного титула батыр (герой, храбрец, витязь). Этот титул (батыр, бахадур) присваивался за личную храбрость в сражении, за умелое руководство военными действиями. Как титул слово батыр прибавлялось к собственному имени храбреца. Этот почетный титул мог получить за свои личные военные качества любой свободный член кочевого общества, будь он рядовым воином или принцем крови.

Упорная и многолетняя  борьба с Джунгарией создавала тяжелую политическую и экономическую обстановку в стране и способствовала сближению Казахского ханства с Россией. Только в 1686–1693 годах Тауке-хан отправил в Россию пять посольств с важными дипломатическими поручениями. Сохранилось письмо Тауке-хана Петру I, составленное в октябре 1694 года, с предложением о поддержании дружественных отношений с Россией. В первые десятилетия XVIII века сношения казахов с Россией оживились. В 1717 году Тауке-хан возбудил просьбу о подданстве казахов России. Но эти переговоры были прерваны смертью Тауке-хана.

Тауке был последним  казахским ханом, власть которого признавалась во всем государстве. После его смерти подняли голову келте ханы (мелкие ханы) и во всех трех жузах казахов  появились свои властелины. С тех пор каждый жуз имел личную историю.

Значение роли Тауке-хана в истории Казахстана определяется многим:

– он был главным инициатором и создателем «Жети жаргы» – единственного дошедшего до нас памятника права казахов ханского периода;

– решительные действия, умная политика хана и его ближайшего окружения, умение соединять верность традиции с новшествами, принципиальность с гибкостью, идеал с реалиями жизни обеспечили в трудные годы борьбы с ойратами сохранение единства Казахского ханства, его политического суверенитета, целостности основных территорий государства.

Тауке-хан был  государем от природы: он превосходил  всех окружающих умом, отвагой, мудростью  и в то же время отличался мягким нравом и справедливостью. Все это  создало Тауке-хану огромное уважение при жизни, великую славу в потомстве. В документе, датируемом 1748 годом, М. Тевкелев, российский дипломат и переводчик, так характеризовал его: «Тевке-хан был человек умный и у киргисцов (казахов) в великом почтении». Так уж было суждено первому казахскому государству, чтобы его последний правитель оказался выдающейся личностью, которого ученые-историки поставили в один ряд с величайшими законодателя древности Солоном и Ликургом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

«Жеты Жаргы», являлось сводом законов обычного права, состоял из семи разделов и разрешал споры в семи сферах общественной жизни:

- земельные  тяжбы;

- споры из-за  вдовы;

- споры из-за  куна;

- воспитание  детей и брачные отношения;

- ответственность  за преступления;

- межродовые  споры;

- обеспечение  национальной безопасности.

Опираясь на «Жеті Жарғы», народные обычаи и  судебную практику прошлых времен, Бии создали систему права, вполне отвечающую требованиям казахского кочевого общества.

«Семь установлений Аз-Тауке» в каждом своем пункте, разделе, части отражали требования своего времени, связанные с жизненно важными проблемами, приводили в соответствие с условиями жизни поведения и права членов общества. Более того, некоторые положения носили характер обязательных законов, опережая свое время, предвосхищая будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Жанайдаров О. Степная Конституция хана Тауке // Мир закона.- 2001.-N2-3.-C.38-39.
  2. Законы хана Тауке. История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 2. Алма-Ата, Наука, 1979, с. 334 – 341; 3.
  3. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (в пяти томах). / под ред. М. Козыбаева. – Алматы: Атамура, 1995.
  4. Фукс С.Л.- «Обычное право казахов»
  5. Молдабаев С. – «Субъекты преступлений в обычном праве, журнал «Правоведение», № 5 от 2001 года
  6. Алимжан К.А.- «Обычное право как форма прав»
  7. Кулмуханбетов Б.А. –«Некоторые особенности имущественного наказания в казахском обычном праве»
  8. Сартаев, C.C. Становление Конституции Республики Казахстан / С.С. Сартаев, Л.Т. Назаркулова – Алматы: Казахский институт права и международных отношений, 2002 г. – 248 с.
  9. Нұрпейісов, Е.К. Қазақстан мемлекеті. Хандық биліктен президенттік республикаға дейін / Е.К. Нұрпейісов, А.К. Котов - Алматы: Жеті жарғы, 2002 ж. 286 б.    
  10. Адильбаев, А. Жеті-жарғы хакында / А.Адильбаев в сб. Қазақтың Ата Зандары.в 10 томах. Алматы 2004-2007 гг
  11. Абуталиев, Н. Дала конституция -«Жеті-жарғы» / Н.Абуталиев в сб. Қазақтың Ата Зандары.в 10 томах. Алматы 2004-2007 гг
  12. Байжанов, С. Бізге жеткен -«Жеті-жарғы» / Байжанов С.- в сб. Қазақтың Ата Зандары.в 10 томах. Алматы 2004-2007 гг

Информация о работе Жеты жаргы