Женщины на российском троне

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:08, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – показать судьбу каждой женщины на троне. Увидеть их как живых, и запомнить этих женщин, которые любили и ненавидели, совершали ошибки и преступления, страдали сами и мучили других. Все они, как и наши современницы, такие разные, и у каждой своя, необычная судьба.

Содержание

Введение 3

1. Россия после Петра I 4

2. Женщины на российском троне 6

2.1. Екатерина I 6

2.2. Анна Иоанновна 10

2.3. Анна Леопольдовна 15

2.4. Елизавета Петровна 17

2.5. Екатерина II (Великая) 21

Заключение 26

Литература 28

Работа содержит 1 файл

готовая история.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

    Больше  двадцати лет Екатерина преданно служила своему повелителю, угождая  ему во всем и никогда не забывая, кем она была и кем он ее создал. И вот служба кончилась. Наша героиня  стала полновластной хозяйкой огромной империи и – главное – хозяйкой самой себе. Отныне все угождали только ей одной, все старались угодить ее нраву, исполнять ее прихоти. И бедная сорокалетняя Золушка, будто чувствуя, что все это ненадолго и скоро раздастся зловещий бой часов, спешила насладиться всеми радостями жизни – балы сменялись ассамблеями и куртагами, обильные застолья – танцами до упаду, как в молодые годы, прогулки – любовными утехами.

    Не  прошло и двух лет, как стало ясно, что российский трон вскоре вновь  опустеет. Кто же тогда унаследует императорскую корону? Налицо было три реальных кандидата: великий князь Петр Алексеевич – одиннадцатилетний мальчик, и две дочери Екатерины – Анна Петровна и Елизавета Петровна.

    Все чаще организм Екатерины не выдерживал такого бешенного ритма. Она слабела на глазах. Ослабевшая от болезней, потерявшая волю императрица подписывала все документы, которые ей давал Меньшиков. Ведь они давние друзья и она полностью ему доверяла. А Меньшиков старался упрочить свое положение всеми силами. Екатерина боролась за жизнь, которая стремительно от нее уходила. Незадолго до смерти она вздумала прокатиться по улицам весеннего Петербурга, но вскоре повернула назад – не было сил. В начале мая 1727 г. царица слегла окончательно. 6 мая 1727 г. в девять часов вечера, прожив на свете сорок три года и один месяц и процарствовав два года, три месяца и одну неделю, Екатерина умерла. Сказка о Золушке кончилась. 

    2.2. Анна Иоанновна

    Ночь  с 18 на 19 января 1730 г. для многих в Москве была бессонной. В императорской резиденции – Лефортовском дворце, что находился на реке Яузе, умирал русский самодержец император Петр Алексеевич. Умирал четырнадцатилетний мальчик, прямой потомок мужской ветви династии Романовых.

    Тотчас  после смерти Петра II в Лефортовском дворце собрался Верховный тайный совет – высший правительственный орган. На этом Совете Голицын предложил выбрать на трон одну из дочерей царя Ивана. Выбор пал на Анну. Она вдова и, самое главное, «она рождена среди нас и от русской матери в старой хорошей семье, мы знаем доброту ее сердца и прочие ее прекрасные достоинства».2

    И вот со смертью Петра II вдруг появилась возможность резко изменить ситуацию в пользу «фамильных». И предложение Голицына о выборе на престол такого заведомо слабого правителя, как Анна, при условии ограничения ее власти Советом, состоящим в основном из «фамильных» - родовитых вельмож, устраивало и Голицыных, и Долгоруких. Это позволяло забыть вражду и соперничество, которые разделяло эти два клана в царствование Петра II, да и раньше. Так был совершен еще один дворцовый переворот, на этот раз Верховным тайным Советом.

    А что же наша героиня? Вечером 18 января 1730 года тридцатилетняя герцогиня Курляндская Анна Иоановна, как обычно, отправилась спать. А наутро она проснулась российской императрицей, повелительницей одной из самых могущественных держав мира. Но в то утро, и в следующее, и еще несколько дней и ночей она не знала своей свершившейся судьбы: слишком далека была от Москвы заснеженная, тихая Митава – столица маленького немецкого герцогства Курляндии, что располагалось на территории современной Латвии.

    И только через неделю, 25 января вечером, в Митаву прибыла делегация Верховного тайного совета, чтобы звать Анну на царство. Она сразу же приняла  посланников Москвы. Анна подписала бы что угодно, лишь бы вырваться наконец из Митавы, прервать унылую череду долгих лет какой-то убогой, второсортной жизни, насладиться пусть не властью, но хотя бы почетом, достатком, покоем. Ей так хотелось выйти из Успенского собора Кремля с императорской короной на голове под звон колоколов, грохот салюта, восторженные крики толпы, еще вчера путавшей одну с другой дочерей царя Ивана. Конечно, она не могла не использовать внезапно открывшийся ей чудесный шанс. Свой отъезд из Митавы Анна назначила на 29 января.

    Жизнь ее сложилась неудачно. Она была исковеркана чужой, могучей волей, подчинена интересам других, прошла в страхе, унижении, бедности, без  тепла и семьи. А ведь началось все так лучезарно: 28 января 1693 г. в Кремле родилась царская дочь.  Вряд ли Анна помнила отца – царь Иван V Алексеевич умер, когда ей едва исполнилось три года. Вдовая царица с тремя девочками покинула Кремль и переселилась в загородный дворец своего покойного свекра – Измайлово. Именно с подмосковным селом Измайлово были связаны самые ранние и, вероятно, лучшие воспоминания безмятежного детства Анны. Наступила юность. Ее начали вывозить в свет. Но Анне жилось невесело. Здесь в Петербурге, особенно отчетливо проявилась неприязнь к ней матери. Она росла молчаливой, даже угрюмой, не склонной к сердечным беседам с матушкой.

    Вскоре, в 1710 г., ее выдали замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма. О ее чувствах никто не спрашивал – не было принято: дядюшка с матушкой порешили – вот и все. Спустя два месяца после свадьбы молодоженов отправили домой, в Митаву. Но доехали они только до первой почтовой станции, утомленный непрерывными попойками в Петербурге, внезапно отдал Богу душу ее муж. Анна вернулась в Петербург, но будущее наверняка казалось ей мрачным – печальной и унизительной была на Руси судьба бездетной вдовы. И ее снова отправили в Митаву. Жизнь Анны на чужбине можно охарактеризовать тремя словами: бедность, неопределенность, зависимость. Жизнь ее складывалась из унизительных мелочей, больших и маленьких страхов. Особенно боялась Анна грозного «батюшку-дядюшку» царя, который был суров к племяннице и беспощадно отправлял ее обратно «по месту государевой службы» всякий раз, как она приезжала в Россию. Надежд на то, чтобы выйти снова замуж, не было. Ее сердечные увлечения оканчивались крахом. Одним из последних ее утешителей стал новый фаворит Эрнст Иоганн Бирон.

    Никто не решился бы назвать Анну красавицей. С парадных портретов на нас угрюмо смотрит высокая, грузная женщина. Короткая шея, ниспадающие на нее  локоны жестких смоляных волос, длинный нос, недобрый взгляд черных глаз. Вообще в Анне проглядывала некая мужеподобность.

    С появлением на троне Анна Иоанновны  продолжилось наступившее после  смерти Петра I «безвременье», т.е. невыразительный, унылый период, когда у власти появились люди, которые думали в первую очередь о своей собственной судьбе и были глубоко равнодушны к судьбам России. Анна Иоанновна стала ярким олицетворением этого периода в жизни страны.

    Полуобразованная, глубоко провинциальная женщина  взошла на трон великой державы при противодействии значительной части знати и широких кругов дворянства. Прежде всего, она постаралась окружить себя преданными и близкими людьми. Из Курляндии немедленно был вызван ее обер-камергер Бирон, ее фаворит, в которого она была влюблена всю жизнь. Он постоянно находился рядом с царицей и направлял фактически все ее действия. Коренные интересы России Бирону как иностранцу были чужды. Российские проблемы не тревожили его сердце. Под стать ему были и другие иностранцы, пришедшие к власти вместе с Анной Иоанновной.

    Для упрочения своего положения среди  дворянства Анна вынуждена была провести ряд мероприятий. Первый шаг –  дворяне получили долгожданное право  на ограничение срока службы в  армии. Он был сокращен до 25 лет, после  чего они могли выходить в отставку. Вторым шагом стала отмена закона о единовластии имений. Теперь их можно было дробить между сыновьями. Третий шаг – создание кадетского корпуса, откуда дворянские дети сразу же выходили в армию офицерами и не должны были тянуть солдатскую лямку, как при Петре I.

    В 1731 г. был образован Кабинет министров  для «порядочного отправления всех государственных дел». В кабинет  вошли весьма доверенные сановник: канцлер Головкин, вице-канцлер Остерман, кабинет-министры Черкасский, Ягужинский, а позже – Волынский.

    Анна  постоянно демонстрировала свое откровенное нежелание заниматься государственными делами, особенно в  дни, когда она отдыхала. А отдыхала она почто непрерывно. Императрица  часто выговаривала своим министрам  за то, что они вынуждали ее что-то решать, особенно по делам, которые назывались мелкими или малыми.

    Внешняя политика при Анне в сравнении  со временами Петра Великого не претерпела существенных перемен и уж никак  не была отступлением от императорских  принципов. Наоборот, можно говорить лишь о развитии этих принципов. В 30-е гг. XVIII века не пошатнулось и экономическое положение России. Во времена «бироновщины» оно продолжало улучшаться и о нанесении какого-то ущерба национальной экономике не могло идти и речи. В 1739 г. было принято новое горно-промышленное законодательство – Берг-регламент, над которым работал саксонский специалист Шемберг.

    В середине 30-х гг., стремясь поддержать положение великой державы, Россия ввязалась в войну с Польшей  и Турцией. Война с Польшей  разгорелась после смерти короля Августа II, русского ставленника на польском троне. Русские захватили Варшаву и двинулись на Гданьск. Август III получил польскую корону, а слабеющая Польша осталась в политической зависимости от Российской империи.

    Причина войны с Турцией заключалась в обострившейся борьбе двух держав из-за Закавказья и южного берега Каспийского моря, захваченного Петром I у Персии. Боевую компанию против Турции возглавил фельдмаршал Миних. В ходе военных действий русские войска овладели Азовом, преодолели Перекопский перешеек и ворвались в Крым. Результаты мирного договора оказались скромными, Россия обязалась вернуть все захваченные территории, но все-таки сохранила за собой Азов.

    Анна  все меньше и меньше занималась делами. Теперь она зачастую выходила из себя, когда ей докучали бумагами. Зато ее тяга к развлечениям, страсть к роскоши расцвели пышным цветом. Балы, маскарады, торжественные обеды и ужины по любому поводу, иллюминации и фейерверки сменяли друг друга. А в перерывах между развлечениями императрица либо проводила время со своими фаворитками, либо в своих палатах играла в карты, слушала  сказительниц и просто умелых рассказчиц, до которых была охоча. Часто она брала ружье и стреляла прямо из окон своей комнаты по птицам, сидящим на ветках. Многое ей уже прискучило в этой жизни, и лишь страсть к Бирону не проходила. Когда ей пошел пятый десяток, Анна превратилась в располневшую, ленивую, подозрительную и жесткую особу.

    Издавна Анна страдала почечнокаменной болезнью, и осенью 1740 г. произошло ее обострение, началось омертвение почек. 17 октября1740 г., прожив 47 лет и процарствовав десять, Анна Иоанновна отдала Богу душу. Умирая, она до самого конца смотрела на стоящего в ее ногах плачущего Бирона. 

    2.3. Анна Леопольдовна

    В связи с тяжелым заболеванием Анны Иоанновны, встал вопрос о наследовании престола. Потомства у императрицы  не было, пришлось  вновь выбирать наследников на стороне. Анна Иоанновна  остановилась на двухмесячном сыне своей  племянницы. Эта племянница – Анна Леопольдовна, была дочерью ее сестры и одного из немецких князей. Она вышла замуж за принца брауншветского Антона Ульриха. У этой четы  12 августа 1740 г. родился сын Иван Антонович. Вот его-то и определила императрица в свои преемники. Но она долго не могла определиться с регентом. И  только перед самой смертью был подписан указ о назначении Бирона регентом.

    Вскоре  созрел заговор. Его инициатором  стал Остерман, а исполнителем –  Миних. Последний получил согласие Анны Леопольдовны стать регентшей  при своем сыне. Анна Леопольдовна провозгласила себя правительницей.

     28 июля 1718 г. в Ростоке у герцогини  Мекленбурской  Екатерины и  Карла Леопольда родилась девочка  Елизавета Екатерина Христина, которую  в России после крещения в  православную веру, почему-то назвали Анной Леопольдовной, а не Анной Карловной.

    Девочка росла болезненной и слабой, но очень любима своей далекой бабушкой-царицей  Прасковьей Федоровной. О годах, проведенных  после приезда из Мекленбурга  в Россию и до воцарения Анны Иоанновны  в 1730 г., известно очень мало, как и характере девочки. Известно, что принцесса вместе с матерью и бабушкой из Измайлова переехала в Петербург. так и осталось бы в безвестности имя нашей героини, если бы на престол не была провозглашена Анна Иоанновна. В 1731 г. девочку забирают от матери ко дворцу, назначают приличное содержание, штат придворных, а главное начинают поспешно воспитывать в православном духе, ведь с ее именем связана большая государственная игра. Принцесса Анна не производила выгодного впечатления на современников. «Она не обладает ни красотой, ни грацией, - пишет жена английского резидента леди Рондо в 1735 г.,- а ее ум еще не проявил никаких блестящих качеств. Она очень серьезна, немногословна и никогда не смеется; мне это представляется весьма неестественным в такой молодой девушке, и я думаю, за ее серьезностью скорее кроется глупость, нежели рассудительность».3 3 июля 1739 г. ее выдали замуж за принца Антона Ульриха. Вскоре у них рождается сын Иван.

    Провозгласив  себя 10 ноября 1740 г. великой княгиней и правительницей государства и став самодержавной императрицей, Анна Леопольдовна продолжала жить, как жила раньше. Мужа своего она презирала и частенько даже не пускала на свою половину. Вообще же Анна Леопольдовна была существом безобидным и добрым и любила делать добро. Но вместе с тем не умела делать его кстати.

    В конце июля 1741 г. Швеция начала войну. Смерть Анны Иоанновны, свержение Бирона, а потом Миниха стали сигналом для реваншистов из Стокгольма. Победа над шведами была яркая, неожиданная, ее отмечали в Петербурге очень торжественно.

    Казалось, что победа укрепит власть Анны Леопольдовны и внутри страны, но ничего не вышло. Все глубже намечался раскол между  немецкой руководящей верхушкой  и русским обществом. Русские  вельможи лишь с большим трудом могли пробиться  с государственными и своими личными нуждами на прием к правительнице. Это их возмущало. В гвардии шло брожение.

Информация о работе Женщины на российском троне