Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 10:47, реферат
Появление земств в Российской империи было вызвано социально-экономическими и политическими изменениями, происходившими в России в эпоху Великих реформ. По мере того, как разрушался сословно-крепостнический строй, все очевиднее становилась неэффективность старого административно-хозяйственного механизма управления. К середине XIX века дореформенная система местного управления изжила себя, а бюрократические методы управления, при почти полной апатии населения привели хозяйственную жизнь губерний и уездов к состоянию расстройства и упадка.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Земская реформа Александра II и её значение для Российской империи …... 4
Функции земств, прописанные в Положении 1864 г. ………………………… 4
Функции губернских земств ……………………………………………………. 6
Власть против земств …………………………………………………………… 9
Реформа городского самоуправления 1870 г. ………………………………... 11
Контрреформы 1890 – 1892 гг. ………………………………………………... 12
Практические результаты деятельности земств ……………………………... 14
Медицина ………………………………………………………………………. 14
Земское образование …………………………………………………………... 16
Земская благотворительность ………………………………………………… 17
Заключение …………………………………………………………………….. 18
Список использованных источников и литературы ………………………… 19
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Томский политехнический
университет
Реферат
Земства в России:
возникновение,
деятельность, значение
Выполнил студент гр. З-8001
Бадичев С.В.
(оценка)
Томск
2010
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3
Земская реформа Александра II и её значение для Российской империи …... 4
Функции земств, прописанные в Положении 1864 г. ………………………… 4
Функции губернских земств ……………………………………………………. 6
Власть против земств …………………………………………………………… 9
Реформа городского самоуправления 1870 г. ………………………………... 11
Контрреформы 1890 – 1892 гг. ………………………………………………... 12
Практические результаты деятельности земств ……………………………... 14
Медицина ………………………………………………………………………. 14
Земское образование …………………………………………………………... 16
Земская благотворительность ………………………………………………… 17
Заключение …………………………………………………………………….. 18
Список
использованных источников и литературы
………………………… 19
Введение
Появление
земств в Российской империи было
вызвано социально-
Введенные по “Положению о губернских и уездных земских учреждениях” 1864 г. земства стали первым российским опытом организации местного самоуправления на принципах всесословности и самофинансирования. Этот опыт оказался вполне успешным даже в условиях самодержавно-бюрократического строя. Земства проявили себя жизнеспособными учреждениями, выдержав испытание временем и на деле доказав устойчивость своих организационных структур и эффективность работы. В ведении земств находились народное образование, здравоохранение, ветеринария, сельское хозяйство, продовольственное дело, пути сообщения, местная статистика, благотворительные учреждения и др.
Постепенно
земская деятельность охватила все
стороны местной жизни и
Кроме того, в земствах трудилась целая армия (150 тыс. человек) наемных служащих (врачей, фельдшеров, учителей, статистиков, агрономов, ветеринаров и др.). Деятельность земств способствовала появлению значительного социального слоя “образованных людей”, названных писателем П.Д. Боборыкиным интеллигенцией.
На
службу в земства, в основном, устремлялась
молодежь из разночинной среды, сумевшая
получить образование благодаря
отмене крепостного права и тесно
связанными с этим событием другими
реформами Александра II. “Третий” элемент,
в противовес разрушительной тактике
народников, увидел в земстве возможность
своим каждодневным трудом “окультурить”
провинцию. Их деятельность постепенно
преобразовала российскую глубинку: у
населения появилась потребность в акушерке
или враче при родах, дети крестьян хотя
бы год-два посещали земские школы, в городах
и деревнях появились новшества в санитарно-гигиенической
и культурной сферах жизни – благоустроенные
общественные колодцы и водопроводы, народные
дома и библиотеки, музеи и периодические
земские выставки.
Земская реформа
Александра II и её значение для Российской
империи
Отмена крепостного права в 1861 году потребовала неотложной реформы системы местного управления. Новым этапом развития местного самоуправления стали земства. В марте 1863 года специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временные правила для них. А 1 января 1864 года император Александр II издал “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”, где было объявлено об их создании.
Первоначально
земская реформа затрагивала
только 33 губернии. Под действия “Положения
о губернских и уездных земских учреждениях”
не попадали прибалтийские, польско-литовские
губернии, Архангельская, Астраханская,
Юрьевская, Могилевская, а также области
Бессарабская и Войска Донского. К 1911 году
земства существовали в 43 губерниях. Земские
учреждения разделялись, согласно статьи
1-й сего Положения, на уездные и губернские.
Функции земств,
прописанные в Положении 1864 г.
I. Заведывание
имуществами, капиталами и денежными сборами
земства.
II. Устройство и содержание принадлежащих
земству зданий, других сооружений и путей
сообщения, содержимых на счет земства.
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV. Заведывание земскими благотворительными
и прочие меры призрения; способы прекращения
нищенства; попечение о построении церквей.
V. Управление делами взаимного земского
страхования имуществ.
VI. Попечение о развитии местной торговли
и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном
отношении и в пределах, законом определенных,
в попечении о народном образовании, о
народном здравии и о тюрьмах.
VIII. Содействие к предупреждению падежей
скота, а также по охранению хлебных посевов
и других растений от истребления саранчою,
сусликами и другими вредными насекомыми
и животными.
IX. Исполнение возложенных на земство
потребностей воинского и гражданского
управлений, и участие в делах о почтовой
повинности.
X. Раскладка тех государственных денежных
сборов, разверстание которых по Губернии
и уездам возлагается на земские учреждения,
на основании изданных о том узаконений
или особых распоряжений, Высочайшею властию
утвержденных.
XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование,
на основании Устава о земских повинностях,
местных сборов, для удовлетворения земских
потребностей Губернии или уезда.
XII. Представление, через Губернское начальство,
высшему правительству сведений и заключений
по предметам, касающимся местных хозяйственных
польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство
по сим предметам, также через Губернское
начальство; доставление, по требованиям
высших правительственных учреждений
и Начальников Губерний, сведений, до земского
хозяйства относящихся.
XIII. Производство выборов в члены и другие
должности по земским учреждениям, и назначение
сумм на содержание этих учреждений.
XIV. Дела, которые будут вверены земским
учреждениям, на основании особых уставов,
положений или постановлений.
К ведомству уездных земских учреждений, кроме того, в особенности, относятся:
I. Раскладка внутри уезда тех государственных
и Губернских сборов, которых разверстание
по уезду будет возложено, по закону или
распоряжению правительства, на уездные
учреждения.
II. Составление предварительных предположений,
для Губернских смет, о размерах и способах
исполнения в уезде повинностей, к разряду
Губернских отнесенных, и представление
означенных предположений в Губернскую
Управу.
III. Представление Губернским земским
учреждениям местных сведений и заключений
по предметам хозяйства.
IV. Разрешение на открытие торгов и базаров.
V. Отнесение проселочных и
VI. Содержание бечевников; представление
чрез Начальника Губернии ходатайств
об отнесении, по уважительным причинам,
содержания бечевников на счет казны.
VII. Местные распоряжения и надзор, по указаниям
Губернской Управы, в пределах уезда, по
устройству Губернских путей сообщения,
по исполнению потребностей управления,
на Губернские повинности отнесенных,
и по взаимному страхованию; представление
о действиях по сим предметам отчета Губернской
Земской Управе (ст. 72).
В круг обязанностей, возлагаемых на земские
учреждения по 2, 61-64 ст. сего Положения,
принадлежат: Земским Собраниям – распорядительная
власть и общий надзор за ходом дел, а Земским
Управам – как распоряжения исполнительные,
так и вообще ближайшее заведывание земскими
делами.
Функции губернских земств
Губернские земские учреждения заведывают
теми из земских дел, поименованных
во 2-й ст. сего Положения, которые относятся
до всей вообще Губернии или нескольких
ее уездов.
Независимо от сего,
к ведомству Губернских
земских учреждений,
в особенности, относятся:
I. Разделение на Губернские и уездные;
земских зданий, сооружений, путей сообщения,
повинностей, заведений общественного
призрения, а равно перемены в сем разделении.
II. Дела об открытии новых ярмарок и о перенесении
или изменении сроков ярмарок существующих.
III. Дела об открытии новых пристаней на
судоходных реках и о перенесении существующих
пристаней.
IV. Представление, чрез Начальника Губернии,
ходатайств о перечислении, по уважительным
причинам, земских дорожных сооружений
или целых дорог в разряд государственных.
V. Распоряжения по взаимному земскому
страхованию имуществ от огня.
VI. Раскладка между уездами сумм государственных
сборов, которых разверстание возложено
на земские учреждения по закону или особому,
Высочайшей властию утвержденному, распоряжению
правительства.
VII. Рассмотрение и разрешение затруднений,
могущих встретиться в утверждении смет
и раскладок уездных сборов.
Как видим, функции земства исключительно хозяйственные. Структура выборов в земства была следующей:
Основной
земский орган – уездное
Устроители земской реформы не решились, открыто провести сословный принцип формирования новых местных органов. Однако неприемлемым для них было и всеобщее избирательное право. Поэтому для выборов земских учреждений предполагалось разделить все уездное население на три курии, в каждой из которых, как отмечала комиссия, “преобладает одно из главных исторически сложившихся сословий”. Избирательная система должна комбинировать сословное начало с началом имущественного ценза. Кроме того, куриальная система позволяла правительству заранее планировать число выборщиков от сословий и регулировать их соотношение в земских учреждениях.
Курия
уездных землевладельцев
В
курию городских обывателей входили
городские промышленники и
В сельской курии не был установлен имущественный ценз. Однако в ней была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, назначали своих выборщиков и посылали их на собрание, которое избирало земских гласных (в уездное земское собрание). При этом надо отметить, что из данных трёх курий только крестьянский съезд носил чисто сословный характер, что лишало возможности участия в нем лиц, не входящих в состав сельского общества, прежде всего сельской интеллигенции.
Информация о работе Земства в России: возникновение, деятельность, значение