Земский собор, как орган государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:15, реферат

Описание работы

Что такое «соборность»? Когда она зародилась? Как формировалась? Ответы на эти вопросы может дать лишь глубокое изучение истории России, в том числе и периода функционирования земских соборов. Поэтому закономерно предполагать, что изучение этого периода истории Российского государства поможет более глубоко уяснить смысл понятия соборности, а также выработать более верное представление об основательности или безосновательности употребления этого понятия в наши дни.

В процессе изучения темы «Земский собор, как орган государственного управления» ставилась цель выяснить, почему появились земские соборы, какие экономические и политические обстоятельства и процессы в Московском государстве к середине XVI в. вызвали к жизни такую форму опоры правительства на феодальное сословие и городскую верхушку общества в форме земских соборов.

Содержание

Введение…………..………….…………………………….……………….3

1. Общественно-политическая мысль России о древнерусских земских соборах…………………………………………………..........................................4

2. История появления земских соборов..………………………………....6

3. Понятие «Земский собор» и классификация земских соборов………..………….………………………………………………………..8

4. Деятельность земских соборов…………………………………...…...16

Заключение…………...…………….……..……………….……………...23

Список литературы…………………………………………….…………26

Работа содержит 1 файл

Земский собор, как орган государственного управления.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Избирательные соборы (четвертая группа) собирались для выбора, утверждения на престоле Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова, Петра и Иоанна Алексеевичей, а также предположительно Федора Ивановича и Алексея Михайловича.

     Созывались  воинские соборы, зачастую они были экстренным сбором, представительство  на них было неполным, приглашали тех, кто заинтересован в территории, являющейся причиной войны и тех, кого в короткие сроки можно призвать в расчете на поддержку политики царя.

     В число соборов включено и три  церковных собора в силу следующих  обстоятельств:

     1. на этих соборах все же присутствовал  земской элемент;

     2. решаемые религиозные вопросы  в те исторические времена  и мели и светское «земское  значение».

     Конечно, эта классификация условна, но она помогает уяснить содержание деятельности соборов.

     Для более глубокого понимания роли соборов целесообразно провести еще одну классификацию:

     - Соборы, решавшие вопросы реформ;

     - Соборы, решавшие внешнеполитические дела Руси, вопросы войны и мира;

     - Соборы, решавшие дела внутреннего «устроения государства», в том числе способов усмирения восстаний;

     - Соборы смутного времени;

     - Избирательные соборы (избрание царей). 

  1. Деятельность  земских соборов
 

     В учебнике «История государственного управления в России» под редакцией А. Н. Марковой земские соборы XVI — XVII в.в. названы принципиально новым органом государственного управления. Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Собор, как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входил царь, Боярская дума и освященный собор, которые не избирались, а участвовали в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Вопросы обсуждались по сословиям (по палатам). Каждое сословие подавало сове письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся соборный приговор, принимаемый всем составом собора.

     Соборы  собирались на красной площади, в Патриарших палатах или в Успенском соборе Кремля, позже — в Золотой палате или Столовой избе.

     Земские соборы возглавлял царь и митрополит. Роль царя на соборе была активной, он ставил перед собором вопросы, принимал челобитные, выслушивал челобитчиков, практически осуществлял все  руководство соборного действия.

     В источниках того времени есть сведения, что на некоторых соборах царь обращался и к челобитчикам за пределами палат, в которых проводилось совещание по сословиям, то есть не к членам собора. Есть также сведения, что на некоторых соборах царь в ходе очень острых ситуаций обращался к мнению людей на площади, примыкающей к дворцовым палатам.

     Открывался  собор традиционным молебном, возможно, в некоторых случаях крестным ходом. Это было традиционное церковное  торжество, сопровождавшее важнейшие  политические события. Заседания собора продолжались от одного дня и до нескольких месяцев в зависимости от обстоятельств. Так, Стоглавый собор проходил с 23 февраля по 11 мая 1551 г., Собор примирения проходил 27 - 28 февраля 1549 г., земский собор о походе в Серпухов для отпора войскам крымского хана Казы-Гирея проходил 20 апреля 1598 г. в течение одного дня.

     Не  существовала никакого закона и никаких  традиций о периодичности созыва соборов. Их созывали в зависимости  от обстоятельств внутри государства  и внешнеполитических условий. В  соответствии с источниками в некоторые периоды соборы собирались ежегодно, а подчас бывали перерывы в несколько лет.

     Приведем  для примера вопросы внутренних дел, рассматривавшиеся на соборах:

     1580 г. — О церковном и монастырском  землевладении;

     1607 г. — Об освобождении населения  от присяги Лжедмитрию 1, о прощении клятвопреступлений в отношении Бориса Годунова;

     1611 г. — Приговор (учредительный  акт) «всей земли» о государственном  устройстве и политических порядках;

     1613 г. — О посылке по городам  сборщиков денег и запасов;

     1614, 1615, 1616, 1617, 1618 г.г. и др.10 — О взыскании пятинных денег, то есть о сборе средств на содержание войска и общегосударственные расходы.

     Примером  того, как царю и правительству  пришлось прибегнуть к помощи земского собора в результате тяжелой внутренней смуты, является период 1648 — 1650 г.г., когда вспыхнули восстания в Москве и Пскове. Эти факты проливают свет на влияние волнений в деле созыва земских соборов.

     Московское  народное восстание началось 1 июня 1648 г. с попыток подачи челобитной царю, возвращавшемуся богомолья из Троицко-Сергиевского монастыря. Суть жалоб состояла в изобличении «неправды и насилия, какие над ними (челобитчиками) учиняются». Но надежды на мирный разбор и удовлетворение жалоб не оправдались. 2 июня, после новых бесплодных попыток вручить челобитную царю во время крестного хода народ прорвался в Кремль, громили дворцы бояр.

     Интересно содержание одной из челобитных, от 2 июня 1648 г. царю Алексею Михайловичу, дошедшей до нас в шведском переводе. Челобитная составлена «от всяких чинов людей и всего простого народа». В тексте есть обращение к царю «выслушать нашу и московского простого дворянства, городовых служивых людей, больших и меньших чинов в Москве жалобу». Этот перечень чинов воспроизводит обычный состав земского собора. По содержанию — это петиция, главным образом, служилых людей, говорящих от имени всего населения Московского государства, проникнутая идеями возмущения 1648г. В ней подданные взывают в последний раз к чувству чести и страха молодого царя, угрожая ему за допускаемые в стране насилия и грабежи божьей карой и карой народного возмущения.

     Также представляют интерес позитивные предложения челобитной, касающиеся реорганизации государственного аппарата. Особое внимание челобитная уделяет обоснованию судебной реформы. К царю обращаются следующими словами: «Ты должен … повелеть всех неправедных судей искоренить, неразумных сместить и на их место выбрать справедливых людей, которые бы за свой суд и за службу перед богом и перед твоим царским величеством отвечать могли». Если царь не выполнит этот наказ, то он «должен указать всяким людям самим всех служащих и судей назначить своими собственными средствами, и для того людей выбирать, которые бы их по старине и по правде ведать могли и от сильных (людей) насилия оберегать».

     Для понимания характера деятельности соборов можно привести краткую  характеристику войскового собора января 1550 г. Иван Грозный собрал войско во Владимире, направлявшееся в поход  под Казань.

     По  данным документа, называющегося Хронографом, Иван IV прослушав молебен и обедню в Успенском соборе, обратился в присутствии митрополита Макария с речью к боярам, воеводам, княжатам, детям боярским, дворовым и городовым Московской и Нижегородской земель с призывом отказаться от местнических счетов на царской службе во время похода. Речь имела успех и воины заявили «Твое царское наказание и повеление службе восприемлем; как ты государь повелишь, так и делаем».

     С речью выступил и митрополит Макарий. Этот собор освятил готовность земли  идти на Казань.

     Большой исторический интерес представляет собор 1653 г., на котором обсуждался вопрос о принятии Украины в русское подданство по просьбе украинских представителей. Источники свидетельствуют, что обсуждение этого вопроса было долгое, опросили людей «всех чинов». Приняли во внимание и мнение «площадных людей» (очевидно, не участников собора, а тех, кто был на площади, пока шли заседания собора).

     В результате была высказано единодушное  положительное мнение в присоединении  Украины к России. В Грамоте  о присоединении выражено удовлетворение добровольным характером этого присоединения со стороны украинцев.

     Некоторые историки собор 1653 г. о принятии Украины  в русское государство считают  практически последним собором, дальше соборная деятельность была уже  не так актуальна и переживала процесс отмирания.

     Для полной характеристики содержания деятельности соборов и их влияния на общественно-политическую жизнь страны, на историю России, рассмотрим для примера деятельность трех соборов: Стоглавого собора, Собора, принявшего решение об опричнине и Уложенного собора.

     Большинство специалистов считает, что Стоглавый  собор нельзя исключать из соборной системы XVI — XVII в.в.11, хотя и подчеркивают, что это был церковный собор. Однако в общую соборную систему он должен быть включен по трем причинам: 1) он был созван по инициативе царя; 2) на нем присутствовали светские представители от Боярской думы; 3)принятый на соборе сборник решений в определенной мере касался и мирян. Собор заседал в Москве в январе-феврале 1551 г., окончательное завершение работ относится к маю 1551 г. Свое название он получил от сборника соборных решений, поделенного на сто глав — «Стоглав». Инициатива правительства в созыве собора была обусловлена стремлением поддержать церковь в борьбе с антифеодальными еретическим движениями и одновременно подчинить церковь светской власти.

     Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило подсудность  духовных лиц царю. В обмен на это члены Стоглавого собора пошли на уступки правительству в ряде других вопросов. В частности, монастырям запрещалось основывать новые слободы в городах.

     Решениями собора были унифицированы церковные  обряды и пошлины по всей территории России, регламентированы нормы внутрицерковной  жизни с целью повышения морального и образовательного уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей. Предусматривалось создание училищ для подготовки священников. Был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и др. На протяжении второй половины XVI и в XVII в.в. вплоть до Соборного Уложения «Стоглав был не только кодексом правовых норм внутренней жизни духовного сословия, но и его взаимоотношений с обществом и государством.

     Значительную  роль в укреплении абсолютной монархии сыграл собор 1565 г. В начале 60-х годов XVI в. Иван IV стремился к активному продолжению Ливонской войны, но натолкнулся на оппозицию некоторых лиц из своего окружения. Разрыв с Избранной Радой и опалы на княжат и бояр 1560—1564 г.г. вызвали недовольство феодальной знати, руководителей приказов и высшей феодальной знати, руководителей приказов и высшего духовенства. Некоторые феодалы, не соглашаясь с политикой царя, изменили ему и бежали за границу (А. М. Курбский и др.). В декабре 1564 г. Иван IV уехал в Александровскую слободу под Москвой и 3 января 1565 г. объявил об отречении от престола из-за «гнева» на духовенство, бояр, детей боярских и приказных людей. По инициативе сословий в этих условиях собрался земский собор в Александровской слободе. Сословия были обеспокоены судьбой трона. Представители собора заявили о своей приверженности монархии. Что же касается гостей, купцов и «всех граждан Москвы», то они, помимо заявлений монархического характера, проявили антибоярские настроения. Они били челом, чтобы царь «их на расхищение волкам не давал, наипаче же от рук сильных избавлял; а хто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребляет»12.

     Земский собор согласился на предоставление царю чрезвычайных полномочий, утвердил опричнину.

     Уложенный собор — собор, принявший Соборное Уложение 1649 г. — кодекс законов  Русского государства. Он проходил под  непосредственным влиянием московского  восстания 1648 г. Заседал он долго.

     Составлением  проекта занималась специальная комиссия во главе с боярином князем Н. И. Одоевским. Проект Уложения целиком и по частям обсуждали члены Земского собора посословно («по палатам»). Напечатанный текст был разослан в приказы и на места.

     Источниками Соборного Уложения были:

Информация о работе Земский собор, как орган государственного управления