Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:34, реферат
Вторая половина XIX века наглядно подтвердила особенности исторического развития Российской цивилизации. Именно в этот период Россия совершила крутой поворот от традиционного аграрного к индустриальному обществу. Этот поворот вылился в невиданную ранее модернизацию всех сторон российского общества. Такой поворот носил закономерный характер. Ее причины кроются в особенностях типа российской цивилизации.
Введение стр. 2
Земская реформа стр. 4
Городская реформа стр. 9
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 16
На культурно-
Земства не могли “ выходить из круга указанных им дел”:
“ Статья 7 :
Земские учреждения не могут выходить из круга указанных им дел; посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений”.3
И все же деятельность земств содействовали индустриальному развитию страны. Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания.
Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы . В ходе ее реализации не было создано органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств .
Когда в 1865 году Санкт-Петербугрское губернское земское собрание поставило вопрос об образовании такого органа, оно было попросту закрыто правительством.
Реформа не
создала также и нижнего звена
, которое могло бы замкнуть систему
земских учреждений - волостного земства.
Такие попытки также
Правительство законодательным путем внедряло дворянство в земства- председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного дворянства.
Отсутствие
достаточных материальных средств
( они формировались за счет обложения
специальным налогом местного населения.
В 1866 году было запрещено брать налоги
с торговых и промышленных предприятий)
и собственного исполнительного аппарата
усиливало зависимость земств от правительственных
органов.
2.
Городская реформа.
В пореформенной России очень быстро наметился процесс развития городов. Архаичность системы городского управления проявилась уже в момент ликвидации крепостного права . Весной 1862 года началась разработка основ городской реформы . В губернских и уездных городах были созданы комиссии , которые подготовили свои предложения по городской реформе. Большинство комиссий высказывалось в пользу “всесословности” избирательных прав городского населения. Однако широкое толкование принципа “всесословности” не устраивало правительственные круги, поэтому рассмотрение проекта городового положения искусственно затягивалось.
И все же 16 июня 1870 года было утверждено “Городовое положение”, что стало второй значительной реформой местного самоуправления.
Городская дума избиралась для “попечения о распоряжении по городскому хозяйству и благоустройству“1, а надзор за ней возлагался на губернаторов.
Гласные городской думы избирались на четыре года по куриям, создаваемым в зависимости от размера уплачиваемого налога.
В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей. Предъявляемые требования сводились к следующему ( Статья 17 “Городового положения”):
“ Всякий городской обыватель , к какому бы состоянию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при
следующих условия:
Не допускались
к выборам лица, подвергшиеся суду,
отрешенные от должности, подследственные,
лишенные духовного сана. Юридические
лица и женщины принимали участие
в выборах через
1. “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг “ под ред. В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое положение, ст. 1 ”, стр.87
Все городские
избиратели в соответствии с имущественным
(податным) цензом делились на три группы,
каждая из которых избирала одну третью
часть гласных в городскую думу:
“ Статья 24:
Все лица, имеющие
право на участие в выборах, заносятся
в список по мере убывания сумм сборов
с них и делятся на три группы по одной
трети всех собранных сборов. Каждая группа
выбирает одну треть общего числа гласных...” 1
Таким образом, на первые две трети всех избирателей, по имущественному положению падал максимальный процент избранных гласных.
Вот что пишет о выборах в городскую думу по куриям бывший московский городской голова Б.Н.Чичерин:
“Вся сумма городских сборов делилась на три части. Самые крупные плательщики уплачивали первую треть и составляли первый разряд, средние - второй, а мелкие - третий.
Каждый разряд избирал равное с другими количество гласных; но так как крупных плательщиков было меньше, то они, естественно, получали перевес. Эта система, заимствованная у Пруссии, отдала городское управление в руки купечества , которое своим богатством значительно возвышалось над остальными сословиями. Юридическая всесословность фактически привела к преобладанию одного сословия.”2
Компетенция городского самоуправления была установлена в тесных рамках хозяйственных вопросов, о чем лучше всего говорит текст “Городового положения”:
“статья 2:
К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат:
Статья 15 “Городового положения” указывала, что именно понимается под учреждениями городского самоуправления:
“ Учреждения городского общественного управления суть:
Городское избирательное собрание, согласно ст. 16, созывалось исключительно для избрания гласных в городскую думу, один раз в 4 года.
.
Хозяйственные функции городской думы перечислены в ст. 55 .
1. “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг “ под ред. В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое положение”, стр.88
2. Б.Н.Чичерин
“ Воспоминания. Земство и Московская
дума. “., М., 1934 г
Городская дума избиралась по вышеописанному принципу также на 4 года, причем в нее , согласно ст.32, мог быть избран каждый, имеющий право голоса. Однако устанавливалось предельное число лиц нехристианского вероисповедания - не более одной трети. Городским головой не могло быть лицо еврейской национальности.
Всего называется 14 пунктов, среди которых “ назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства, назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение размером оного, установление , увеличение и уменьшение городских сборов и налогов, сложение недоимок по городским сборам. и др. “ 1
Дума могла устанавливать в пользу города некоторые виды сборов и местных налогов, такие , как :
Расходы думы складывались из расходов по управлению, на общественные здания и помещения, на городские займы, на учебные и благотворительные заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Смету расходов и доходов контролировал губернатор.
Деятельность городских дум находился под неослабным внимание государственных чиновников - так, городской голова утверждался губернатором или, в крупных городах, министром внутренних дел. Последние могли наложить вето на любое решение городской думы.
Городская управа также избиралась на 4 года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года.
Статья 72 так описывает функции городской управы:
“ На городскую управу возлагается непосредственное заведывание делами городского хозяйства и общественного управления...
Управа ведет текущие дела по городскому хозяйству , изыскивает меры к его улучшению, исполняет определения думы , собирает нужные ей сведения, составляет проекты городских смет, взимает и расходует городские сборы на установленных думою основаниях и предоставляет в назначенные сроки отчеты о своей деятельности”. 2
Городской голова мог остановить решение управы. Но и управа, согласно статье 80, могла не исполнять решение думы, если большинство членов признавала его незаконным. Разногласия думы и управы решал губернатор.
Как и земские
органы, органы городского самоуправления
зависели от государственных
Вместе с
тем , создание новых органов самоуправления
способствовало становлению общественно-
Новое городское самоуправление, основанное на имущественном цензе, было шагом вперед по сравнению с сословной городской думой времен Екатерины II , существовавшей до городской реформы.
1. “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг “ под ред. В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое положение”, стр.87
2. Там
же, стр. 89
Заключение.
Решающее значение во второй половине XIX века имели великие реформы 60-х годов, инициатором и организатором которых стал император Александр II . Главной из этих реформ стала отмена крепостного права в России.
Важное значение в повороте России на путь индустриализационной модели имели также и другие реформы 60-х годов. В их числе выделяется земская реформа 1864 года. Она вводила новые органы местного управления - уездные и городские земства. Земские учреждения должны были состоять из выборных представителей всех сословий. Распорядительными органами в земствах были уездные и губернские собрания , а исполнительными - уездные и губернские управы. Избирательное право обуславливалось в основном имущественным цензом.
Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен хозяйственными нуждами уезда или губернии. Земства не могли “ выходить из круга указанных им дел”. И все же деятельность земств содействовали индустриальному развитию страны. Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания. Его служащие оказывали содействие распространению агрономических знаний в деревне, строили школы, больницы, дороги, поднимали местную промышленность.