Земская и Городская реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:34, реферат

Описание работы

Вторая половина XIX века наглядно подтвердила особенности исторического развития Российской цивилизации. Именно в этот период Россия совершила крутой поворот от традиционного аграрного к индустриальному обществу. Этот поворот вылился в невиданную ранее модернизацию всех сторон российского общества. Такой поворот носил закономерный характер. Ее причины кроются в особенностях типа российской цивилизации.

Содержание

Введение стр. 2
Земская реформа стр. 4
Городская реформа стр. 9
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 16

Работа содержит 1 файл

2 курс по истории.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

  На культурно-просветительные  нужды ассигнования земства к 70-м  годам составляли примерно 15-20 % их бюджета.

  Земства не могли “ выходить из круга указанных  им дел”:

  “ Статья 7 :

  Земские учреждения не могут выходить из круга указанных им дел; посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений”.3

  И все же деятельность земств содействовали  индустриальному развитию страны. Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания.

  Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы . В ходе ее реализации не было создано  органа, возглавляющего и координирующего  работу всех земств .

  

  1. Полное собрание законов. Собрание II, т.39 , № 40457.
  2. Там же
  3. Там же

  Когда в 1865 году Санкт-Петербугрское губернское земское собрание поставило вопрос об образовании такого органа, оно  было попросту закрыто правительством.

  Реформа не создала также и нижнего звена , которое могло бы замкнуть систему  земских учреждений - волостного земства. Такие попытки также пресекались  правительством в зародыше.

  Правительство законодательным путем внедряло дворянство в земства- председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного дворянства.

  Отсутствие  достаточных материальных средств ( они формировались за счет обложения  специальным налогом местного населения. В 1866 году было запрещено брать налоги с торговых и промышленных предприятий) и собственного исполнительного аппарата усиливало зависимость земств от правительственных органов. 

  2. Городская реформа. 

  В пореформенной  России очень быстро наметился процесс  развития городов. Архаичность системы городского управления проявилась уже в момент ликвидации крепостного права . Весной 1862 года началась разработка основ городской реформы . В губернских и уездных городах были созданы комиссии , которые подготовили свои предложения по городской реформе. Большинство комиссий высказывалось в пользу “всесословности” избирательных прав городского населения. Однако широкое толкование принципа “всесословности” не устраивало правительственные круги, поэтому рассмотрение проекта городового положения искусственно затягивалось.

  И все же 16 июня 1870 года было утверждено “Городовое положение”, что стало второй значительной реформой местного самоуправления.

  Городская дума избиралась для “попечения о  распоряжении по городскому хозяйству  и благоустройству“1, а надзор за ней возлагался на губернаторов.

  Гласные городской  думы избирались на четыре года по куриям, создаваемым в зависимости от размера уплачиваемого налога.

  В выборах  в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий  круг избирателей. Предъявляемые требования сводились к следующему ( Статья 17 “Городового положения”):

  “ Всякий городской  обыватель , к какому бы состоянию  он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при

  следующих условия:

  1. если он русский подданный
  2. если ему не менее 25 лет от рождения
  3. если он, при этих двух условиях , владеет в городских пределах на праве собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому, или же, прожив в городе в течение двух лет сряду перед производством выборов ... уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого или промыслового на мелочный торг, или прикащицкого 1-го разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений и
  4. если на нем не числится недоимок по городским сборам.”1

  Не допускались  к выборам лица, подвергшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические  лица и женщины принимали участие  в выборах через представителей. 

  

  1. “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг “ под ред. В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое положение, ст. 1 ”, стр.87

  Все городские  избиратели в соответствии с имущественным (податным) цензом делились на три группы, каждая из которых избирала одну третью часть гласных в городскую думу: 

  “ Статья 24:

  Все лица, имеющие  право на участие в выборах, заносятся  в список по мере убывания сумм сборов с них и делятся на три группы по одной трети всех собранных сборов. Каждая группа выбирает одну треть общего числа гласных...” 1 

  Таким образом, на первые две трети всех избирателей, по имущественному положению падал  максимальный процент избранных  гласных.

  Вот что  пишет о выборах в городскую  думу по куриям бывший московский городской  голова Б.Н.Чичерин:

  “Вся сумма  городских сборов делилась на три части. Самые крупные плательщики уплачивали первую треть и составляли первый разряд, средние - второй, а мелкие - третий.

  Каждый разряд избирал равное с другими количество гласных; но так как крупных плательщиков было меньше, то они, естественно, получали перевес. Эта система, заимствованная у Пруссии, отдала городское управление в руки купечества , которое своим богатством значительно возвышалось над остальными сословиями. Юридическая всесословность фактически привела к преобладанию одного сословия.”2

  Компетенция городского самоуправления была установлена  в тесных рамках хозяйственных вопросов, о чем лучше всего говорит  текст “Городового положения”:

  “статья 2:

  К предметам  ведомства городского общественного  управления принадлежат:

  • дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении города согласно утвержденному плану;
  • заведывание устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров, городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, и равно и освещение города;
  • дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров, предостережение против пожаров и других бедствий и об обеспечении причиняемых ими убытков;
  • попечительство об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений;
  • учреждение за счет города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими на основаниях, указанных для земских учреждений. “1

  Статья 15 “Городового  положения” указывала, что именно понимается под учреждениями городского самоуправления:

  “ Учреждения городского общественного управления суть:

  1. городское избирательное собрание;
  2. городская дума;
  3. городская управа . “ 2

  Городское избирательное собрание, согласно ст. 16, созывалось исключительно для  избрания гласных в городскую  думу, один раз в 4 года.

  .

  Хозяйственные функции городской думы перечислены  в ст. 55 .

    

  1. “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг “ под ред. В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое положение”, стр.88

  2. Б.Н.Чичерин “ Воспоминания. Земство и Московская дума. “., М., 1934 г 

  Городская дума избиралась по вышеописанному принципу также на 4 года, причем в нее , согласно ст.32, мог быть избран каждый, имеющий  право голоса. Однако устанавливалось  предельное число лиц нехристианского  вероисповедания - не более одной  трети. Городским головой не могло быть лицо еврейской национальности.

  Всего называется 14 пунктов, среди которых “ назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства, назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение размером оного, установление , увеличение и уменьшение городских сборов и налогов, сложение недоимок по городским сборам. и др. “ 1

  Дума могла  устанавливать в пользу города некоторые  виды сборов и местных налогов, такие , как :

  • с недвижимого имущества ( оценочный сбор),
  • с документов на право торговли и промышленности,
  • с трактиров, постоялых дворов и съестных лавок,
  • с извозного промысла,
  • с частных лошадей и экипажей,
  • с квартир и жилых помещений ,
  • с собак,
  • с аукционов.

  Расходы думы складывались из расходов по управлению, на общественные здания и помещения, на городские займы, на учебные и благотворительные заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Смету расходов и доходов контролировал губернатор.

  Деятельность  городских дум находился под неослабным внимание государственных чиновников - так, городской голова утверждался губернатором или, в крупных городах, министром внутренних дел. Последние могли наложить вето на любое решение городской думы.

  Городская управа также избиралась на 4 года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года.

  Статья 72 так  описывает функции городской  управы:

  “ На городскую  управу возлагается непосредственное заведывание делами городского хозяйства  и общественного управления...

  Управа ведет текущие дела по городскому хозяйству , изыскивает меры к его улучшению, исполняет определения думы , собирает нужные ей сведения, составляет проекты городских смет, взимает и расходует городские сборы на установленных думою основаниях и предоставляет в назначенные сроки отчеты о своей деятельности”. 2

  Городской голова мог остановить решение управы. Но и управа, согласно статье 80, могла  не исполнять решение думы, если большинство членов признавала его  незаконным. Разногласия думы и управы решал губернатор.

  Как и земские  органы, органы городского самоуправления зависели от государственных бюрократических  и полицейских учреждений.

  Вместе с  тем , создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов.

  Новое городское  самоуправление, основанное на имущественном  цензе, было шагом вперед по сравнению  с сословной городской думой  времен Екатерины II , существовавшей до городской реформы.

  

  1. “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг “ под ред. В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое положение”, стр.87

  2. Там же, стр. 89 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.

  Решающее  значение во второй половине XIX века имели великие реформы 60-х годов, инициатором и организатором которых стал император Александр II . Главной из этих реформ стала отмена крепостного права в России.

  Важное значение в повороте России на путь индустриализационной модели имели также и другие реформы 60-х годов. В их числе выделяется земская реформа 1864 года. Она вводила новые органы местного управления - уездные и городские земства. Земские учреждения должны были состоять из выборных представителей всех сословий. Распорядительными органами в земствах были уездные и губернские собрания , а исполнительными - уездные и губернские управы. Избирательное право обуславливалось в основном имущественным цензом.

  Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен хозяйственными нуждами уезда или губернии. Земства не могли “ выходить из круга указанных им дел”. И все же деятельность земств содействовали индустриальному развитию страны. Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания. Его служащие оказывали содействие распространению агрономических знаний в деревне, строили школы, больницы, дороги, поднимали местную промышленность.

Информация о работе Земская и Городская реформы