Земская и Городская реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:34, реферат

Описание работы

Вторая половина XIX века наглядно подтвердила особенности исторического развития Российской цивилизации. Именно в этот период Россия совершила крутой поворот от традиционного аграрного к индустриальному обществу. Этот поворот вылился в невиданную ранее модернизацию всех сторон российского общества. Такой поворот носил закономерный характер. Ее причины кроются в особенностях типа российской цивилизации.

Содержание

Введение стр. 2
Земская реформа стр. 4
Городская реформа стр. 9
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 16

Работа содержит 1 файл

2 курс по истории.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

  Содержание: 
 

  1. Введение                     стр. 2
  2. Земская реформа              стр. 4
  3. Городская реформа            стр. 9
  4. Заключение                   стр. 14
  5. Список литературы            стр. 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Вторая половина XIX века наглядно подтвердила особенности исторического развития Российской цивилизации. Именно в этот период Россия совершила крутой поворот от традиционного аграрного к индустриальному обществу. Этот поворот вылился в невиданную ранее модернизацию всех сторон российского общества. Такой поворот носил закономерный характер. Ее причины кроются в особенностях типа российской цивилизации. Крымская война со всей остротой поставила вопрос о том, быть или не быть России великой мировой державой. Без новой исторической модернизации Россия не смогла бы сохранить свое мировое значение. Именно эти объективные обстоятельства вызвали необходимость поворота к индустриальной модернизации. К этому подталкивал и рост освободительного движения в России , которое усилилось к началу 60-х годов.

  Решающее  значение во второй половине XIX века имели  великие реформы 60-х годов, инициатором  и организатором которых стал император Александр II . Главной  из этих реформ стала отмена крепостного  права в России. Она означала важную веху в многовековой истории особой российской крепостнической системы и борьбе за ее ликвидацию.

  Специальные комитеты и редакционная комиссия подготовили  проекты основных документов. 19 февраля 1862 года были приняты Манифест и  “ Положение об освобождении крестьян”. Согласно этим историческим документам крепостное право в России отменялось навсегда , крестьяне получали право свободных сельских обывателей.

  Отмена крепостного  права имела историческое значение. Она создала объективные предпосылки  для индустриальной модернизации России. В результате ее на путь модернизации стали вступать помещики. Среди крестьян стал возникать зажиточный слой, вставший на путь товарного производства. Многочисленное крестьянство пополнило ряды рабочих и тем самым двигало промышленный прогресс в России.

  Падение крепостного  права явилось своеобразным этапом в замене господства феодального  способа производства капиталистическим. Феодальные производственные отношения  в России заменялись буржуазными. Изменения  в экономической структуре общества неизбежно должны были вызвать соответствующие изменения и в его политической, государственной и правовой системах.

  Важное значение в повороте России на путь индустриализационной модели имели также и другие реформы 60-х годов.

  Главными  реформами 60-70 годов XIX века были земская, городская, судебная и военная.

  Вступление  на путь индустриализации требовало  специалистов. Отсюда вытекает важное значение реформы в сфере образования.

  Проведена была также судебная реформа 1864 года. Она заменила старый сословный суд  новым, основанным на принципах буржуазного права : равенство всех граждан перед законом и независимость суда от власти, несменяемость судей, гласность суда и состязательность судебного процесса с участием прокурора и адвоката.

  Судебная  реформа являлась решительным шагом к созданию в стране элементарных норм законности и правопорядка.

  Важным этапом в становлении местного самоуправления стали земская реформа 1864 года и  городская реформа 1870 года.

  Они вводили  новые органы местного управления, позволяли вывести русский государственную культуру на новый уровень.

  В результате реформ произошла трансформация  русского общества, в котором наметились необратимые перемены, было создано  новое, более сложно организованное общество, заложен фундамент русской  политической культуры новейшего времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Земская реформа.

  Земская реформа  вводилась “Положением о губернских и уездных учреждениях “ от 1 января 1864 года.

  Она вводила  новые выбираемые, но с ограниченными  правами, органы местного самоуправления - уездные и губернские земства.

  Согласно  “Положению...” земские учреждения должны были состоять из представителей ( в лице избранных гласных) всех сословий, что формально соответствовало  принципу представительства. Избирательное  право обусловливолось , в основном, имущественным цензом.

  Законом предусматривалось  создание 3-х избирательных курий :

  1. Уездных землевладельцев, состоявшую преимущественно из дворян - помещиков , для участия в которой требовался высокий имущественный ценз. В первой группе были представлены крупные землевладельцы, имеющие не менее 200 десятин , а также собственники крупных торгово-промышленных предприятий и недвижимого имущества, стоимостью не ниже 15 тыс. рублей. Мелкие землевладельцы, имевшие не менее 10 десятин, объединяясь, выдвигали лишь уполномоченных;
  2. Городской курии, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством либо предприятием определенного размера. Остальное население городов - мелкая буржуазия, ремесленники, рабочие и др. - в выборах гласных не участвовало.

  Сельской  курии, в которой не устанавливался имущественный ценз, но была введена  система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной  сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое уже избирало земских  гласных.

  Обратимся к тексту “Положения...”, статьи 23 и 28 которого четко указывает на группы лиц, обладающих правом голоса по куриям:

  “ Статья 23:

  В избирательном  съезде уездных землевладельцев  имеют право голоса:

  а) лица, владеющие  в уезде на праве собственности  пространством земли , определенным для того уезда в прилагаемом расписании;

  б) лица, владеющие  в уезде другим недвижимым имуществом , ценою не ниже пятнадцати тысяч  рублей , а также владеющие в  уезде промышленным или хозяйственным  заведением не ниже той же капитальной  стоимости или имеющие годовой оборот производства не ниже шести тысяч рублей;

  ......

  г) уполномоченные от нескольких землевладельцев , а также  от разных учреждений и товариществ, владеющих в уезде пространством  земли, не достигающим положенного  в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного.

  Примечание: В избирательном съезде землевладельцев  участвуют лично или через  уполномоченных те крестьяне, которые  приобрели в собственность, вне  пределов крестьянского надела, участки  земли , достигающие размеров, указанных в пунктах “а” и “г”. “ 1

  В городских  избирательных съездах участвуют :

  а) лица, имеющие  купеческие свидетельства;

  б) владельцы  находящихся на городской земле  фабрик и других промышленных или  торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее шести тысяч рублей; 

  

  1. Полное собрание законов. Собрание II, т.39 , № 40457.

  “ Статья 28: 

  в) лица, владеющие ... недвижимой собственностью , оцененною для взимания налога в городских поселениях от 2000 до 1000 жителей - не менее одной тысячи рублей и во всех прочих городских поселениях - не ниже пятисот рублей. “ 1

  Число гласных, подлежавших избранию, распределялось между указанными группами избирателей так, что заранее обеспечивалось преобладание в земском собрании представителей от землевладельцев, т.е. в основном - помещиков-дворян. Так избиралось уездное земство . Выборы гласных в губернское земское собрание происходили на уездных земских собраниях.

  Таким образом, системы выборов во “всесословное” земство на самом деле гарантировало  руководящую роль дворянства, составлявшее вместе с представителями крупной  буржуазии , подавляющее большинство  в земстве.

  В 1865-1967 гг. примерно по 30 губерниям в уездных земских собраниях гласные- дворяне составляли около 42 %, купцы и прочие - 20 %, крестьяне - 30 %. В губернских земских собраниях дворяне имели 74 % гласных, крестьяне - только около 11 %.

  Земское собрание и земская управа ( исполнительный орган, состоящий из председателя и двух членов) избирались на три года: 

  “ Статья 38:

  Гласные избираются на три года в сроки, назначаемые  министром внутренних дел по особому  расписанию губерний”. 2

  В качестве исполнительного органа на три года уездным земским собранием создавалась земская управа, состоящая из председатели и двух членов. ( Ст. 46)

  Председатель  уездной управы утверждался в  должности губернатором, а председатель губернской управы- министром внутренних дел:

  “ Статья 48 : Избранный земским собранием председатель уездной управы утверждается в этой должности начальником губернии”.3

  Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был строго ограничен пределами  “местных нужд” уезда и губернии, нужд хозяйственного порядка. Для его  определения обратимся к тексту “Положения...”:

  “ Статья 2:

  Дела, подлежащие ведению земских учреждений в  губернии или уезде, по принадлежности, суть:

  1. Заведывание имуществами , капиталами и денежными сборами земства;
  2. Устройство и содержание принадлежащих земству здание, других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства;
  3. Меры обеспечения народного продовольствия;
  4. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей;
  5. Управление делами взаимного земского страхования имуществ;
  6. Попечение о развитии местной торговли и промышленности;
  7. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах;
  8. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными;
  9. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управления и участие в делах почтовой повинности;

      1. Полное собрание законов. Собрание II, т.39 , № 40457.

      2. Там же.

      3. Там же 

  
  1. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по губерниям и уездам возлагается на земские учреждения на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, высочайшею властью утвержденных;
  2. Назначение, раскладка , взимание и расходование... местных сборов для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда;
  3. Представление через губернское начальство высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд;
  4. Производство выборов в члены и другие должности, по земским учреждениям и назначение суммы на сохранение этих учреждений ;
  5. Дела, которые будут вверены земским учреждениям на основании особых уставов, положений или постановлений. “ 1
 

  Как видим, обязанности земства были довольно широки и разносторонни.

  Но земства не могли вмешиваться в содержание работы школ ; постановка учебного дела регламентировалась и была под наблюдением чиновников министерства народного образования.

  Земства не имели права опубликовывать отчеты о своих заседаниях без разрешения губернатора, им запрещалось вступать в сношения с земствами других губерний.

  “Положение...”  специально оговаривало поднадзорность земств государственной власти и  зависимость от нее :

  “ Статья 9: Начальник губернии имеет право  остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным интересам”. 2

  Земства были введены не везде. Ряд губерний, где  дворянско-помещечье землевладение  отсутствовало или было незначительным (например- в Архангельской, Астраханской губерниях, в Сибири и Средней Азии) , был лишен земских учреждений. Земство не было введено в западных губерниях империи ( Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украине и на Кавказе, т.к. там русских помещиков было мало.

  Земство выражало процесс развития страны, содействовало этому развитию.

  Земства оказывали  содействие распространению агрономических знаний в деревне, помогали развитию кустарной промышленности, налаживали статистику по хозяйству, культуре , быту, усиливали врачебную помощь населению  через земских врачей и больницы, учреждали школы. 

Информация о работе Земская и Городская реформы