Зарубежные корреспонденты Екатерины II и их влияние на музейную политику в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:27, реферат

Описание работы

Целью данной работы автор ставит ответ на вопрос: какое влияние имели деятели французского Просвещения на музейную политику Екатерины II? Можно ли говорить о нем, как об отличительном свойстве развития русского музейного дела во второй половине XVIII века? Задачи работы: выявить отличительные признаки указанного выше влияния, кто именно, почему и каким образом его оказывал; какие последствия в музейной сфере России оно имело в дальнейшем.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2
Глава 1. Роль фигуры государя в музейном деле Российской империи----- 7
Глава 2. «Идейное» влияние адресантов Екатерины Великой----------------- 9
Глава 3. Деятельность, осуществлявшаяся корреспондентами-------------- 11
§ 1. Э. М. Фальконе. Создание Медного всадника------------------------------ 11
§ 2. Дени Дидро и Фридрих Мельхиор Гримм. Формирование личных художественных коллекций императрицы---------------------------------------- 13
Заключение------------------------------------------------------------------------------ 16
Список использованных источников и литературы--------------------------

Работа содержит 1 файл

реферат история музеев мира 3 курс заруб корреспнденты екатерины 2и их влияние на музейн политику в россии.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

     Императрица соглашалась с мнением своих корреспондентов, но ровно до тех пор, пока это не ограничивало ее политику, самодержавную во всех отношениях. Например, Дидро придавал большое значение музеям как средству образования и воспитания масс: «Музей должен напоминать Мусейон Птолемеев и стать храмом искусств, сочетать в себе коллекции и исследовательские кабинеты ученых»18, однако при Екатерине ни один музей так и не приобрел статус публичного, свои коллекции государыня именовала Императорским музеем. Также философ говорил о важности воспитания своих отечественных художников для развития художественного вкуса в стране. Тем не менее, за весь период правления Екатерины Францию посетило не более двадцати начинающих русских художников.

     В письмах императрица соглашалась со своими корреспондентами о важности культурного развития населения страны, воспитания, образования. И реформы в сфере образования действительно занимали огромное место в проводимой ею внутренней политике. Однако сфера искусства по-прежнему оставалась для нее скорее увлечением, средством поднять свой статус среди европейских монархов, так что о целенаправленной политике в этой области говорить не приходится.

     Глава 3. Деятельность, осуществлявшаяся  корреспондентами.

     § 1. Э. М. Фальконе. Создание Медного всадника.

     Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге  состоялось в 1782 году. Э. Фальконе приехал в Россию для работы над статуей в 1767 году19. Таким образом, работа над памятником продолжалась более десяти лет, и все это время скульптор и Екатерина II вели активную переписку. Также императрица наносила многочисленные визиты в мастерскую Фальконе, с удовольствием следя за тем, как двигалась работа над статуей.

     Екатерина, взывавшая к духу и авторитету Петра, решила установить ему монумент в городе, созданном самим почившим императором. Замысел был следующий: установить линию преемственности, наследования между деяниями Петра и собственной деятельностью. Она велела Д. Голицыну, находившемуся тогда во Франции, узнать, кто из французских мастеров мог бы помочь ей осуществить задуманное. Князь, близко знакомый с Д. Дидро, обратился к нему с просьбой императрицы. Именно Дидро и посоветовал Екатерине II одного из своих друзей, члена французской Королевской Академии живописи и скульптуры, ставшего уже довольно известным скульптором Этьена Фальконе. Контракт был заключен.

     В обсуждении концепции памятника  принимали участие сама Екатерина II, Дидро и Вольтер. Памятник был  должен изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой  природой. Постамент памятника призван был символизировать природу, варварство, и тот факт, что Фальконе обтесал грандиозный Гром-камень, отполировал его, вызвал возмущение и критику современников.

     В Россию мастер приехал вместе со своей  ученицей, Мари-Анной Колло, помогавшей создавать монумент и вылепившей впоследствии голову Петра. Екатерина II делала многочисленные заказы мадемуазель Колло, специализировавшейся в области скульптурного портрета: художница создала портреты самой Екатерины Великой, наследника престола, Павла Петровича, и его жены, Д. Дидро, фаворита императрицы графа Г. Г. Орлова и других. В своей переписке Фальконе и Екатерина часто обговаривают детали этих заказов, в письмах же скульптор просит императрицу предоставить какое-либо произведение, с которого его ученица могла бы лепить голову Петра. После небольших раздумий на эту роль была выбрана посмертная маска Петра работы Растрелли. Государыня была очень впечатлена работой М.-А. Колло, назначив последней пожизненную пенсию в 10000 рублей и пожелав (велев), чтобы та была избрана в  российскую Академию художеств.

     Как заказчица, Екатерина полностью  контролировала создание памятника, свои действия Фальконе обязательно согласовывал с волей Ее Величества. Однако сама императрица относилась с уважением  к мнению мастера, прислушивалась к нему: « …я повременила с выражением своего согласия, покуда узнала от вас ваше мнение, мне хотелось выяснить всевозможные против змеи возражения, но теперь я не противлюсь»20.

     В первые годы пребывания Фальконе в  России императрица относилась к  нему весьма благосклонно, о чем свидетельствуют тон писем и частота, с которой императрица их писала. Однако уже в 1771 году в посланиях Екатерины проскальзывает заметная прохладца, с каждым годом все увеличивавшаяся. Причины такой резкой перемены отношения императрицы к Фальконе не совсем ясны. По мнению А. Половцева, большую роль здесь сыграл Иван Иванович Бецкой21. Личный секретарь императрицы и скульптор испытывали друг к другу сильнейшую неприязнь, и в своих письмах Фальконе часто жалуется императрице на неудобства, которые, по его мнению, «г-н Б.»22 создает намеренно.

     В конечном счете, скульптор покинул Россию в 1778 году, а работу над памятником завершали архитектор Ю. М. Фельтен и скульптор Ф. М. Гордеев.

     Таким образом, благодаря замыслу Екатерины  II, посредничеству Д. Голицына и Д. Дидро, а также грандиозной работе Этьена Мориса Фальконе, был создан один из самых известных памятников русской и мировой монументальной скульптуры, первый скульптурный памятник в России. Вплоть до сегодняшнего дня величественная фигура Петра верхом на коне, вместе со знаменитой надписью на постаменте, придуманной Фальконе: «PETRO primo CATHARINA secunda», привлекает в город на Неве тысячи желающих лицезреть памятник воочию.

§ 2. Дени Дидро и Фридрих Мельхиор Гримм. Формирование личных        художественных коллекций императрицы.

     В течение почти двух десятилетий  Дени Дидро, Фридрих Мельхиор  Гримм, а также русские дворяне, пребывавшие в то время во Франции, занимались массовыми закупками художественных произведений, впоследствии составившими личную коллекцию императрицы,  а позднее превратившиеся в один из крупнейших музеев мира – Эрмитаж.

Основой коллекции стали 225 картин преимущественно  голландских и фламандских художников, так называемое собрание купца Гоцковского, приобретенные императрицей в 1764 году. В 1768-1783 гг. ценнейшие произведения западноевропейской живописи стали стекаться в Зимний дворец целым потоком, благодаря неутомимой деятельности Д. А. Голицына. Близким другом князя был Дени Дидро, зачастую советовавший русскому дворянину приобрести для Ее Величества те или иные картины. В 1770 году они вместе уговорили коллекционера Ф. Гроншена продать свое собрание. Сам Дидро, получавший годовую ренту за оказанные им услуги, покупал картины для Эрмитажа вплоть до 1773 года. Для «его Государыни» французский философ приобрел доски, гравированные Ж.-Ф. ле-Ба с фламандских и голландских оригиналов; коллекции эстампов Кайе; галерею французских мастеров господина де-ля-Лив-де-Жюлли; некоторые работы из коллекции Гэнья. Летом 1769 г. в Петербург прибыла коллекция графа Генриха Брюля, содержавшая множество гравюр и рисунков, свыше 600 картин голландской, фламандской, французской, итальянской и немецкой школ. Среди ее шедевров - полотна Рембрандта "Портрет ученого" и "Портрет старика в красном", Рубенса "Персей и Андромеда", работы Пуссена "Снятие с креста" и Ватто "Затруднительное предложение", а также пейзажи кисти Рейсдаля. Благодаря Дидро императрица стала обладательницей коллекции барона Тьера, бывшей частью собрания картин Пьера Кроза, ставшей одним из самых ценных приобретений за всю историю Эрмитажа. «Из всех коллекций, образовавшихся в Париже в начале XVIII столетия, самой замечательной во всех отношениях была коллекция Пьера Кроза»23. Банкир Кроза, прекрасный знаток искусства, тесно связанный с художественным миром, собирал свою коллекцию более полувека. Коллекция обогатила музей такими шедеврами, как "Святое семейство" Рафаэля, "Юдифь" Джорджоне, "Даная" Тициана, "Даная" и "Святое семейство" Рембрандта, "Оплакивание Христа" Веронезе. Среди произведений Рубенса были приобретены "Вакх" и "Портрет камеристки", эскизы для оформления Люксембургского дворца в Париже. Ван Дейк был представлен 6 портретами, среди которых - автопортрет художника. Помимо картин итальянской, нидерландской, голландской и фламандской школ, коллекция Кроза включала очень много полотен французских мастеров XVII-XVIII вв.: Ленена, Пуссена, Миньяра, Ларжильера, Ватто, Ланкре, Шардена. В числе французских работ в состав собрания Эрмитажа вошли картины "Актеры французского театра" Ватто и "Прачка" Шардена. Вторую часть собрания банкира, коллекцию камней, первоначально попавшую к герцогу Орлеанскому, приобрел для императрицы Ф. М. Гримм в 1787 году. При его же содействии в 1781 году была приобретена коллекция графа Бодуэна. Рекомендуя коллекцию вниманию императрицы, Гримм подчеркивал, что она известна всем русским, приезжающим в Париж. Собрание, насчитывающее 119 первоклассных картин, преимущественно фламандской и голландской школ, было последним крупным пополнением Картинной галереи Эрмитажа в XVIII в. Оно включало девять картин Рембрандта, среди которых "Портрет старика", "Портрет старушки", "Портрет поэта Иеремиаса де Деккера", "Девушка, примеряющая серьги", а также полотна Ван Дейка, Остаде, Якоба ван Рейсдала и Тенирса Младшего. Гримм также был посредником между Екатериной и Рейфенштейном, ее комиссионером по художественным делам в Италии.

В итоге, в 1783 году Эрмитаж, помимо коллекций  ювелирных изделий, серебра, фарфора, резных камней, насчитывал в своем  собрании 2658 картин, став одной из самых значительных галерей Западной Европы.

Екатерина II тратила огромные суммы на приобретение художественных произведений, о чем свидетельствуют слова Вольтера в одном из его писем императрице: «Лишь только успело Балтийское море поглотить картины, купленные вами в Голландии на шестьдесят тысяч ефимков, а вы уже приказали из Франции привезти их на четыреста пятьдесят тысяч ливров. Да сверх того, вы выписываете еще из Италии множество разных редкостей; по чести не знаю я, откуда Вы берете столько денег?»24 В ответ на это Екатерина писала о неограниченных возможностях своей казны и о том, что не всегда можно возвратить «упущенный случай» приобретения уникальных произведений искусства.

Заключение

     XVIII век в истории России – век абсолютизма, и фигура императора в то время играла решающую роль во всех сферах жизни страны. Екатерина II довольно большое место в своей политике отводила преобразованиям в сфере культуры. Однако музейное дело не являлось самостоятельной частью этой политики: императрица собирала свои коллекции, приглашала иностранных художников и архитекторов, делала заказы на возведение новых дворцов и парковых ансамблей по причинам личной увлеченности искусством, желания превратить столицу России и императорский Двор в одни из самых блестящих среди своих европейских собратьев.

     Огромное  влияние на предпочтения, увлечения, вкус и образ жизни государыни оказали французские просветители XVIII века. В беседах и переписке с ними императрица обсуждала текущую государственную обстановку в России, происходившие события как в самой империи, так и за рубежом, советовалась по вопросам образования, искусства, литературы, театра. Им же Екатерина поручала покупку западноевропейских коллекций произведений искусства, полностью полагаясь на выбор своих агентов. Заключив контракт на создание памятника Петру I с Э. М. Фальконе, императрица начала с ним многолетнюю переписку, также интересуясь мнением французского скульптора по многим вопросам, связанным как с западноевропейским, так и русским искусством.

     Личность и интересы самой Екатерины, ее формирующиеся обширные коллекции не могли не оказывать влияния на ближайшее окружение императрицы, что привело к росту интереса к собирательству вообще и искусству в частности среди ближайшего окружения дворян.

     Все это имело большие последствия  в музейном деле России в будущем: сформировалась основа Эрмитажа и некоторых  других музеев, следствием наставительно-воспитательного  пафоса Просвещения явилось создание университетов и небольших музеев при них, благодаря корреспонденту императрицы был создан один из самых известных памятников Санкт-Петербурга, сегодня являющийся обязательным пунктом в обзорных экскурсиях по бывшей столице России.

     Таким образом, влияние зарубежных корреспондентов  Екатерины II на музейную политику в России является неоспоримым, оно проявлялось различными способами, и в некоторых случаях имело далеко идущие последствия.  
 

Список  использованных источников и литературы:

I. Источники:

1. Дидро Д.  Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро. С пояснительным очерком и примечаниями М. Турне. – СПб.: 1902. – 155 с.

2. Дидро Д.  Салоны. – Т. 1-2. – М.: 1989.

3. Дидро Д. Собрание сочинений. – Т. 9. Письма. – М.-Л.: 1940. – 583 с.

4. Сборник Русского исторического общества. – Т. 17. – СПб.: 1876. – 450 с.

5. Сборник Русского исторического общества. – Т. 23. – СПб.: 1878. – 756 с.

6. Сборник Русского исторического общества. – Т. 33. – СПб.: 1881. – 551 с.

7. Философическая  и политическая переписка Екатерины  II с Вольтером. – Ч. 1-2. – СПб.: 1802.

II. Литература:

7. Алленов М.  М. История русского искусства.  – Т. 2. Русское искусство XVIII – начала XX вв. – М.: 2008. – 503 с.

8. Беловинский  Л. В. Культура русской повседневности. – М.: 2008. – 767 с.

9. Грицкевич  В. П. История музеев мира: учеб. пособие. – Мн.: 2003. – 230 с.

10. Грот  Я. К. Екатерина II в переписке с Гриммом. – СПб.: 1881. – 301 с.

11. Карп С. Я. Переписка Гримма с Екатериной II: публикации и источники // Россия и Франция XVIII – XX вв.: сб. ст. – М.: 1991. – С. 5- 24.

12. Каррер д’Анкосс Э. Екатерина II: золотой век в истории России. – М.: 2006. – 444 с.

13. Левинсон–Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764 – 1917). – Л.: 1985. – 404 с.

14. Молок А. Дидро о России // Д. Дидро. Собрание сочинений. – Т. 10. Rossica. Произведения, относящиеся к России. – М.: 1947. – С. 5-40.

15. Музейное дело России. – 2-е изд. -  М.: 2005. – 614 с.

Информация о работе Зарубежные корреспонденты Екатерины II и их влияние на музейную политику в России