Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:27, реферат
Целью данной работы автор ставит ответ на вопрос: какое влияние имели деятели французского Просвещения на музейную политику Екатерины II? Можно ли говорить о нем, как об отличительном свойстве развития русского музейного дела во второй половине XVIII века? Задачи работы: выявить отличительные признаки указанного выше влияния, кто именно, почему и каким образом его оказывал; какие последствия в музейной сфере России оно имело в дальнейшем.
Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2
Глава 1. Роль фигуры государя в музейном деле Российской империи----- 7
Глава 2. «Идейное» влияние адресантов Екатерины Великой----------------- 9
Глава 3. Деятельность, осуществлявшаяся корреспондентами-------------- 11
§ 1. Э. М. Фальконе. Создание Медного всадника------------------------------ 11
§ 2. Дени Дидро и Фридрих Мельхиор Гримм. Формирование личных художественных коллекций императрицы---------------------------------------- 13
Заключение------------------------------------------------------------------------------ 16
Список использованных источников и литературы--------------------------
Императрица соглашалась с мнением своих корреспондентов, но ровно до тех пор, пока это не ограничивало ее политику, самодержавную во всех отношениях. Например, Дидро придавал большое значение музеям как средству образования и воспитания масс: «Музей должен напоминать Мусейон Птолемеев и стать храмом искусств, сочетать в себе коллекции и исследовательские кабинеты ученых»18, однако при Екатерине ни один музей так и не приобрел статус публичного, свои коллекции государыня именовала Императорским музеем. Также философ говорил о важности воспитания своих отечественных художников для развития художественного вкуса в стране. Тем не менее, за весь период правления Екатерины Францию посетило не более двадцати начинающих русских художников.
В письмах императрица соглашалась со своими корреспондентами о важности культурного развития населения страны, воспитания, образования. И реформы в сфере образования действительно занимали огромное место в проводимой ею внутренней политике. Однако сфера искусства по-прежнему оставалась для нее скорее увлечением, средством поднять свой статус среди европейских монархов, так что о целенаправленной политике в этой области говорить не приходится.
Глава 3. Деятельность, осуществлявшаяся корреспондентами.
§ 1. Э. М. Фальконе. Создание Медного всадника.
Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге состоялось в 1782 году. Э. Фальконе приехал в Россию для работы над статуей в 1767 году19. Таким образом, работа над памятником продолжалась более десяти лет, и все это время скульптор и Екатерина II вели активную переписку. Также императрица наносила многочисленные визиты в мастерскую Фальконе, с удовольствием следя за тем, как двигалась работа над статуей.
Екатерина, взывавшая к духу и авторитету Петра, решила установить ему монумент в городе, созданном самим почившим императором. Замысел был следующий: установить линию преемственности, наследования между деяниями Петра и собственной деятельностью. Она велела Д. Голицыну, находившемуся тогда во Франции, узнать, кто из французских мастеров мог бы помочь ей осуществить задуманное. Князь, близко знакомый с Д. Дидро, обратился к нему с просьбой императрицы. Именно Дидро и посоветовал Екатерине II одного из своих друзей, члена французской Королевской Академии живописи и скульптуры, ставшего уже довольно известным скульптором Этьена Фальконе. Контракт был заключен.
В обсуждении концепции памятника принимали участие сама Екатерина II, Дидро и Вольтер. Памятник был должен изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент памятника призван был символизировать природу, варварство, и тот факт, что Фальконе обтесал грандиозный Гром-камень, отполировал его, вызвал возмущение и критику современников.
В Россию мастер приехал вместе со своей ученицей, Мари-Анной Колло, помогавшей создавать монумент и вылепившей впоследствии голову Петра. Екатерина II делала многочисленные заказы мадемуазель Колло, специализировавшейся в области скульптурного портрета: художница создала портреты самой Екатерины Великой, наследника престола, Павла Петровича, и его жены, Д. Дидро, фаворита императрицы графа Г. Г. Орлова и других. В своей переписке Фальконе и Екатерина часто обговаривают детали этих заказов, в письмах же скульптор просит императрицу предоставить какое-либо произведение, с которого его ученица могла бы лепить голову Петра. После небольших раздумий на эту роль была выбрана посмертная маска Петра работы Растрелли. Государыня была очень впечатлена работой М.-А. Колло, назначив последней пожизненную пенсию в 10000 рублей и пожелав (велев), чтобы та была избрана в российскую Академию художеств.
Как заказчица, Екатерина полностью контролировала создание памятника, свои действия Фальконе обязательно согласовывал с волей Ее Величества. Однако сама императрица относилась с уважением к мнению мастера, прислушивалась к нему: « …я повременила с выражением своего согласия, покуда узнала от вас ваше мнение, мне хотелось выяснить всевозможные против змеи возражения, но теперь я не противлюсь»20.
В первые годы пребывания Фальконе в России императрица относилась к нему весьма благосклонно, о чем свидетельствуют тон писем и частота, с которой императрица их писала. Однако уже в 1771 году в посланиях Екатерины проскальзывает заметная прохладца, с каждым годом все увеличивавшаяся. Причины такой резкой перемены отношения императрицы к Фальконе не совсем ясны. По мнению А. Половцева, большую роль здесь сыграл Иван Иванович Бецкой21. Личный секретарь императрицы и скульптор испытывали друг к другу сильнейшую неприязнь, и в своих письмах Фальконе часто жалуется императрице на неудобства, которые, по его мнению, «г-н Б.»22 создает намеренно.
В конечном счете, скульптор покинул Россию в 1778 году, а работу над памятником завершали архитектор Ю. М. Фельтен и скульптор Ф. М. Гордеев.
Таким образом, благодаря замыслу Екатерины II, посредничеству Д. Голицына и Д. Дидро, а также грандиозной работе Этьена Мориса Фальконе, был создан один из самых известных памятников русской и мировой монументальной скульптуры, первый скульптурный памятник в России. Вплоть до сегодняшнего дня величественная фигура Петра верхом на коне, вместе со знаменитой надписью на постаменте, придуманной Фальконе: «PETRO primo CATHARINA secunda», привлекает в город на Неве тысячи желающих лицезреть памятник воочию.
§ 2. Дени Дидро и Фридрих Мельхиор Гримм. Формирование личных художественных коллекций императрицы.
В течение почти двух десятилетий Дени Дидро, Фридрих Мельхиор Гримм, а также русские дворяне, пребывавшие в то время во Франции, занимались массовыми закупками художественных произведений, впоследствии составившими личную коллекцию императрицы, а позднее превратившиеся в один из крупнейших музеев мира – Эрмитаж.
Основой
коллекции стали 225 картин преимущественно
голландских и фламандских
В итоге, в 1783 году Эрмитаж, помимо коллекций ювелирных изделий, серебра, фарфора, резных камней, насчитывал в своем собрании 2658 картин, став одной из самых значительных галерей Западной Европы.
Екатерина II тратила огромные суммы на приобретение художественных произведений, о чем свидетельствуют слова Вольтера в одном из его писем императрице: «Лишь только успело Балтийское море поглотить картины, купленные вами в Голландии на шестьдесят тысяч ефимков, а вы уже приказали из Франции привезти их на четыреста пятьдесят тысяч ливров. Да сверх того, вы выписываете еще из Италии множество разных редкостей; по чести не знаю я, откуда Вы берете столько денег?»24 В ответ на это Екатерина писала о неограниченных возможностях своей казны и о том, что не всегда можно возвратить «упущенный случай» приобретения уникальных произведений искусства.
Заключение
XVIII век в истории России – век абсолютизма, и фигура императора в то время играла решающую роль во всех сферах жизни страны. Екатерина II довольно большое место в своей политике отводила преобразованиям в сфере культуры. Однако музейное дело не являлось самостоятельной частью этой политики: императрица собирала свои коллекции, приглашала иностранных художников и архитекторов, делала заказы на возведение новых дворцов и парковых ансамблей по причинам личной увлеченности искусством, желания превратить столицу России и императорский Двор в одни из самых блестящих среди своих европейских собратьев.
Огромное
влияние на предпочтения, увлечения,
вкус и образ жизни государыни
оказали французские
Личность и интересы самой Екатерины, ее формирующиеся обширные коллекции не могли не оказывать влияния на ближайшее окружение императрицы, что привело к росту интереса к собирательству вообще и искусству в частности среди ближайшего окружения дворян.
Все
это имело большие последствия
в музейном деле России в будущем:
сформировалась основа Эрмитажа и некоторых
других музеев, следствием наставительно-воспитательного
пафоса Просвещения явилось создание
университетов и небольших
Таким
образом, влияние зарубежных корреспондентов
Екатерины II на музейную политику в
России является неоспоримым, оно проявлялось
различными способами, и в некоторых случаях
имело далеко идущие последствия.
Список использованных источников и литературы:
I. Источники:
1. Дидро Д. Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро. С пояснительным очерком и примечаниями М. Турне. – СПб.: 1902. – 155 с.
2. Дидро Д. Салоны. – Т. 1-2. – М.: 1989.
3. Дидро Д. Собрание сочинений. – Т. 9. Письма. – М.-Л.: 1940. – 583 с.
4. Сборник Русского исторического общества. – Т. 17. – СПб.: 1876. – 450 с.
5. Сборник Русского исторического общества. – Т. 23. – СПб.: 1878. – 756 с.
6. Сборник Русского исторического общества. – Т. 33. – СПб.: 1881. – 551 с.
7. Философическая
и политическая переписка
II. Литература:
7. Алленов М.
М. История русского искусства.
8. Беловинский
Л. В. Культура русской
9. Грицкевич В. П. История музеев мира: учеб. пособие. – Мн.: 2003. – 230 с.
10. Грот Я. К. Екатерина II в переписке с Гриммом. – СПб.: 1881. – 301 с.
11. Карп С. Я. Переписка Гримма с Екатериной II: публикации и источники // Россия и Франция XVIII – XX вв.: сб. ст. – М.: 1991. – С. 5- 24.
12. Каррер д’Анкосс Э. Екатерина II: золотой век в истории России. – М.: 2006. – 444 с.
13. Левинсон–Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764 – 1917). – Л.: 1985. – 404 с.
14. Молок А. Дидро о России // Д. Дидро. Собрание сочинений. – Т. 10. Rossica. Произведения, относящиеся к России. – М.: 1947. – С. 5-40.
15. Музейное дело России. – 2-е изд. - М.: 2005. – 614 с.