Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:27, реферат
Целью данной работы автор ставит ответ на вопрос: какое влияние имели деятели французского Просвещения на музейную политику Екатерины II? Можно ли говорить о нем, как об отличительном свойстве развития русского музейного дела во второй половине XVIII века? Задачи работы: выявить отличительные признаки указанного выше влияния, кто именно, почему и каким образом его оказывал; какие последствия в музейной сфере России оно имело в дальнейшем.
Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2
Глава 1. Роль фигуры государя в музейном деле Российской империи----- 7
Глава 2. «Идейное» влияние адресантов Екатерины Великой----------------- 9
Глава 3. Деятельность, осуществлявшаяся корреспондентами-------------- 11
§ 1. Э. М. Фальконе. Создание Медного всадника------------------------------ 11
§ 2. Дени Дидро и Фридрих Мельхиор Гримм. Формирование личных художественных коллекций императрицы---------------------------------------- 13
Заключение------------------------------------------------------------------------------ 16
Список использованных источников и литературы--------------------------
Оглавление
Введение----------------------
Глава 1. Роль фигуры государя в музейном деле Российской империи----- 7
Глава 2. «Идейное» влияние адресантов Екатерины Великой----------------- 9
Глава 3. Деятельность, осуществлявшаяся корреспондентами-------------- 11
§ 1. Э. М. Фальконе.
Создание Медного всадника----------------------
§ 2. Дени Дидро и
Фридрих Мельхиор Гримм. Формирование
личных художественных
коллекций императрицы-------------------
Заключение--------------------
Список использованных
источников и литературы------------------
Введение
В истории музейного дела России XVIII век занимает особое место, являясь началом русской музейной истории в целом.
К этому времени в Европе сложились уже устойчивые формы коллекционирования, вырабатывались идеи и обсуждались вопросы экспонирования предметов; превращения музеев, успевших стать определенным историко-культурным пространством, в публичные места, открытые для посещения всем желающим.
Нельзя сказать, что в России не существовало коллекционирования вовсе. В период средневековья здесь появились арсеналы, хранившие разного рода оружие; кремлевская сокровищница; старинные вещи, книжные и рукописные собрания хранились в соборах и монастырях1. Однако круг лиц, занимавшихся коллекционированием, был чрезвычайно узок и состоял, в основном, из царя и нескольких приближенных к нему лиц. Их собрания были скромными, и не могли соперничать с дворцовыми коллекциями европейских государств. Вещи сохранялись в качестве диковин, драгоценностей, особо значимых даров от иностранных правителей. Как и в других европейских средневековых государствах, в России существовали и частные коллекции, и протомузейные формы: зверинцы, аптекарские сады, Оружейная палата. В этом контексте XVIII век явился поворотным моментом в истории русского музейного дела в целом и коллекционирования в частности. Петр I, совершив свои поездки по Западной Европе, не мог не познакомиться там с библиотеками, кунсткамерами, картинными галереями. Молодой царь был восхищен, посетив многие из этих учреждений, и, оценив их, главным образом, научную важность, начал активно собирать свою собственную коллекцию. Появилась Кунсткамера, первый русский музей, несколько десятилетий остававшаяся единственным музеем в стране.
Екатерина II, чей период правления в русской историографии часто называют «золотым веком» Российской империи, во многом продолжила проевропейскую политику Петра. Большое внимание императрица уделяла просветительской идее особого воспитания и образования подрастающих поколений. В этой сфере образование музеев могло оказать огромную помощь. Также государыня хотела сделать из России величайшую державу, способную не просто конкурировать на равных с другими европейскими государствами, но и превосходить их по всем параметрам. Императрица затратила массу усилий, времени и материальных средств на то, чтобы сделать свой двор поистине блестящим, затмевающим своим великолепием европейских собратьев. Царица строила новые дворцы, собирала свои личные коллекции гемм и картин. За два десятилетия, что для XVIII века явилось настоящим прецедентом, Екатерина II смогла собрать одну из лучших художественных коллекций в Западной Европе, как по количеству, так и по качеству приобретенных работ, начав фактически «с нуля».
Разумеется, Екатерина не смогла бы осуществить все это одна. У нее были помощники – в основном, французы, деятели эпохи Просвещения, состоявшие в интимной переписке с самой государыней. Такие известные имена, как Дени Дидро, Фридрих Мельхиор Гримм, Этьен Фальконе, Вольтер, внесли огромный вклад в формирование личного собрания Екатерины II, впоследствии превратившегося в крупнейший художественный музей в России, и один из крупнейших – в Европе. Более того, перечисленные деятели сильнейшим образом влияли и на склонность императрицы к идеям Просвещения, неизменно подчеркивая значение просветительских идеалов для любого государства. Они же поддерживали контакты и с ближайшим окружением императрицы: князем Д. А. Голицыным, государственным деятелем И. И. Бецким и другими.
Целью данной работы автор ставит ответ на вопрос: какое влияние имели деятели французского Просвещения на музейную политику Екатерины II? Можно ли говорить о нем, как об отличительном свойстве развития русского музейного дела во второй половине XVIII века? Задачи работы: выявить отличительные признаки указанного выше влияния, кто именно, почему и каким образом его оказывал; какие последствия в музейной сфере России оно имело в дальнейшем.
В качестве источника автор рассматривал письма Екатерины II и корреспондентов Ее Величества, а именно: Вольтера, Фридриха Мельхиора Гримма, Этьена Мориса Фальконе, Дени Дидро. Все участники переписки сохраняли свои послания, являющиеся бесценным источником для русской историографии и сегодня все желающие могут с ними ознакомиться. Переписка императрицы с Вольтером была полностью опубликована уже в 1802 году, в двух частях2. Сами письма издатель расположил в хронологической последовательности, так, что послания обоих корреспондентов следуют друг за другом. Огромную работу по публикации писем в XIX веке проделало Русское историческое общество, собиравшее, обрабатывавшее и публиковавшее материалы и документы, связанные с историей нашей государства в целом. XVII том «Сборника Русского исторического общества», главным редактором которого был В. В. Каргадов, включает в себя письма императрицы и Э. М. Фальконе, опубликованные как на русском, так и на французском языке3. Это оставляет возможность ознакомиться с оригинальным текстом переписки, не обращаясь к письмам как к таковым. Составитель XXIII тома того же собрания, Я. Грот, опубликовал письма государыни к Ф. М. Гримму исключительно на французском4. Тем не менее, ответы самого господина Гримма все же были изданы на русском языке5. Также Русское историческое общество частично опубликовало письма Дени Дидро к Екатерине II6, а в 1902 году вышла публикация их личных бесед7, которые они вели в то время, когда Дидро пребывал в Санкт-Петербурге.
Краткую характеристику самих писем, по возможности максимально объективную, дают уже предисловия тех изданий, где они были опубликованы. Издатели информируют о личности корреспондентов и их взаимоотношениях, о предмете переписок. Поистине огромную важность имеет работа Я. К. Грота, в которой издатель постарался расположить письма (а также свои замечания к ним, способствующие наиболее полному восприятию посланий) императрицы к Ф. М. Гримму, по темам, звучащим, например, следующим образом: «Загородные дворцы и постройки, увеселительное путешествие по каналам и в Москву»8.
Существует множество исследований, посвященных периоду правления Екатерины II. Отметим здесь колоссальный труд Элен Каррер д’Анкосс «Екатерина II: золотой век в истории России», вышедший в 2006 году и довольно полно характеризующий основные черты политики, проводимой Екатериной, а также некоторые свойства ее личности. Тема истории музейного дела в XVIII веке достаточно подробно освещена в коллективном труде нескольких специалистов музейного дела «Музейное дело России», под общей редакцией Каулен М. Е., Косовой М. И., Сундиевой А. А. Большую ценность для исследования переписки Екатерины II и ее корреспондентов представляют статьи в сборниках РИО самих составителей, а также статья С. Я. Карпа «Переписка Гримма с Екатериной II: публикации и источники», опубликованная в 1995 году9. Собрание сочинений Дидро в десяти томах предоставляет возможность читателям ознакомиться с философскими, политическими и иными концепциями великого деятеля французского Просвещения. История Эрмитажа, включая самый ранний ее период, в полном объеме представлена Борисом Борисовичем Пиотровским, выдающимся ученым-археологом, египтологом, в течение многих лет возглавлявшим Государственный Эрмитаж10.
В
Интернет-пространстве, как российском,
так и зарубежном, существует небольшой
объем информации о переписке
Екатерины и французских
Данная работа состоит из трех глав. В первой главе автор рассмотрит влияние императрицы на культурную, в том числе и музейную политику в России как ничем не ограниченной главы государства.
Вторая
глава посвящена
В третьей главе автор дает краткий обзор собственно деятельности французских корреспондентов, а именно: приобретений западноевропейских художественных коллекций и создания памятника Петру Великому.
Глава 1. Роль фигуры государя в музейном деле
Российской империи.
На самом верху социальной, а также политической, культурной и др. системах России стоял монарх, с 1721 г. именовавшийся императором. Самодержцы, в том числе и Екатерина II, были не просто людьми, а своего рода высшими государственными учреждениями, по мере централизации власти приобретавшими неограниченные права во всех сферах жизни страны, не исключая и культурной. С начала XVIII века практически любое, устное или письменное, распоряжение монарха, приобретало силу закона11.
Фигура императора играла чрезвычайно важную роль в жизни страны в качестве своеобразного центра, объединяя общественную жизнь верхов на дворцовых собраниях, балах, приемах и пр.
Таким образом, во второй половине XVIII века именно Екатерина II, а также ее окружение, были основным центром культурной жизни страны. В тот период времени музейное дело довольно слабо выделялось на фоне общекультурных процессов, а инициатива в этой сфере целиком и полностью принадлежала императрице и ближайшим ее сподвижникам.
Ее Императорское Величество за несколько десятилетий сумела собрать одну из лучших в Европе художественных коллекций, на основе которой в дальнейшем возник Эрмитаж. Она особо выделила труд первых музейных работников Кунсткамеры, наградив их золотыми медалями. Частное коллекционирование, возникновение которого в России датируют XVII веком, получило широкое распространение. Крупными собраниями обладали граф А. С. Строганов, княгиня Е. Р. Дашкова, граф И. И. Шувалов, и др. Интерес к подобного рода крупному коллекционированию не мог не быть связан с новыми европейскими, а точнее французскими, веяниями, модой, начало которым положили фундаментальные реформы Петра. Екатерина II своим личным примером, а также решительными действиями в области образования и воспитания страны способствовала развитию этого интереса, о чем Дидро писал следующим образом: «У нас здесь теперь много высокопоставленных россиян, делающих честь своей нации. Пример их государыни внушил им любовь к искусствам, и они возвратятся в свое отечество, нагруженные собранной у нас добычей»12. Корреспонденты государыни переписывались не только с ней, но и с представителями императорского двора, давая последним советы, оказывая небольшие услуги в связи с, например, покупкой художественных произведений. Благополучие, успех дворян напрямую зависели от воли императрицы, что означало постоянную осведомленность об интересах, увлечениях, мировоззрении главы государства. При Петре I лояльность, а также подражание западноевропейским формам культуры было практически необходимым, при Екатерине II – уже модным. Франция середины XVIII века – центр европейского просвещения и одновременно законодатель светских мод – привлекает к себе внимание русского общества больше, чем какая-либо другая страна Западной Европы.
Тот факт, что Екатерина Великая питала огромный интерес к французской культуре, а именно литературе, философской мысли, искусству, можно считать неоспоримым. Государыня думала «прежде всего, об искусстве и разуме, в отличие от Петра»13. Подобная увлеченность Францией оказывала непосредственное влияние на культурные (и зарождавшиеся музейные) процессы в стране.
Глава 2. «Идейное» влияние адресантов Екатерины Великой.
Существуют различные мнения о причинах столь активной переписки императрицы всероссийской с выдающимися представителями французского Просвещения. Одной из возможных причин общения исследователи называют любознательность Екатерины и удовольствие от французской культуры, личные вкусы и склонности, а также философский по природе ум14. Эти письма для императрицы были орудием множества умственных наслаждений. Существует и иное мнение: императрица с воодушевлением играла роль «мудреца на троне» перед властителями дум эпохи Просвещения – Дидро, Вольтером, Гриммом. «Северная Семирамида» хотела создать себе в Европе славу покровительницы Просвещения и тем поднять свой престиж за границей15. Сама Екатерина писала Вольтеру, что не читает никаких других книг, кроме написанных им; что его произведения сформировали ее вкус в литературе. Она признавалась философу, что искусства являются одним из основных ее увлечений. Занимаясь самообразованием, государыня имела особое расположение и к французской литературе, о чем свидетельствует постоянный обмен мнениями между императрицей и ее французскими корреспондентами о том или ином прочитанном произведении. Дидро, Вольтер, Гримм часто посылали Екатерине экземпляры редких или только что вышедших в свет книг, советуя государыне непременно с ними ознакомиться.
Императрица называла себя «ученицей Вольтера», признавалась Фальконе в том, что довольно слабо разбирается в искусстве живописи, полностью полагаясь на мнение своих собеседников в этом вопросе16. Когда Дидро приехал в Санкт-Петербург, Екатерина ежедневно проводила часы в его обществе, выслушивая его суждения обо всем, в том числе и о делах государственных. Следует отметить, что Дени Дидро много занимался искусством, являлся создателем художественной критики, следовательно, тема искусства не могла не звучать в приватных беседах философа и императрицы. Вопросам педагогики, как и все просветители XVIII века, он придавал огромное, почти решающее значение, они занимают большое место в записках, которые Дидро писал в Санкт-Петербурге. Он много говорил о важности того, чтобы весь состав художественной деятельности был подчинен воспитательным целям, включая сюжетные предпочтения и выбор образцов для подражания. «Идея воспитания – idea fixe просветительства»17