Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 09:44, реферат
Главное направление реформаторской деятельности Генриха-2 шло по линии укрепления государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников. Судебная реформа была из них наиболее важная . 1. Из сеньориальных судов были изъяты иски о земле и переданы королевскому суду (Великая ассиза Генриха). Также из сеньориальных судов были исключены все уголовные дела. Этим был нанесен удар по привилегия феодальных магнатов.
19. Принятие Декларации независимости.
Выдающуюся роль в развитии американской демократии и конституционализма сыграла Декларация независимости 1776 г. (написана Т. Джефферсоном и утверждена Третьим Континентальным конгрессом) Д. носила революционный характер. Однако, Д. обошла молчанием вопрос о рабстве, принцип равноправия она распространяла только на белых мужчин-собственников, ибо коренные жители Америки - индейцы, которые не были рабами, не включались в политическую общность, как и рабы.
К числу «определенных неотъемлемых прав» Д. относит право на жизнь, свободу, стремление к счастью. В Д. нет права частной собственности. Исключение права частной собственности из перечня естественных прав не означало его упразднения, что было бы просто немыслимым в буржуазной Америке. Согласно Д. государство основывается на общественном договоре, заключенном между людьми, а не между управляемыми и управляющими.
Важнейшее значение имело положение о праве и обязанности народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство. Д. никогда не была юридическим документом в собственном смысле слова и не входит в корпус действующего американского права, но ее предписания оказали большое влияние на весь ход развития американского конституционализма, на политическое и правовое сознание американского народа.
20 . Конституция США 1787г.и Билль о правах 1791 г.
В апреле 1787 г. началась подготовка созыва Конвента для определения судьбы союза, который начал работу в мае этого же года. В Конвенте принимали участие примерно 50 представителей 12 штатов. Итогом работы этого органа и стала Конституция США 1787 г.
В этой конституции воплощалось два принципа:
1. Федерализм. В самой Конституции нет слова «федерация», но фактически США превратилась в единое союзное государство. Это подтверждается тем, что были созданы единые центральные органы. Так, в I статье Конституции перечисляются полномочия Конгресса: внешняя политика, оборона, армия, финансы, почта и телеграф, торговля между штатами… Самое последнее право – право издавать по всем предусмотренным вопросам законы, которые уже не требуют утверждения в штатах. Федеративное устройство подтверждается самой структурой Конгресса. В палате представителей заседают избранные депутаты от населения штатов. Другая палата – Сенат – состоит из 2 представителей от каждого штата.
2. Принцип разделения властей. В Конституции выделены 3 федеральных органа; Конгресс – законодательная власть; Президент США – глава исполнительной власти, избирается на 4 года в результате двухступенчатых выборов: население избирает выборщиков, а те президента. Президент США – гражданин старше 35 лет. Президент реализует полномочия главы государства, т.е. он является главнокомандующим, заключает международные договоры, формирует и руководит работой своей администрации; верховный суд – возглавляет систему судов США. Члены верховного суда назначаются Президентом с согласия сената на пожизненные сроки. Принцип разделения властей дополнен правилом «сдержек и противовесов».
Билль о правах – первые поправки к Конституции США.
Билль о правах 1791 г. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в конституции прежде всего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы. Из этого исходил и Д. Мэдисон, он внес решающий вклад в подготовку конституционных поправок, ставших известными как Билль о правах. Его содержание составило первые 10 поправок к конституции. Принципиальной идеей, положенной в их основу, являлось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний (ст. 1). Право иметь и носить оружие (ст. 2). В мирное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст. 3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыски без обоснованных разрешений (ст. 4). Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию (ст. 5). Право на адвоката (ст. 6). Запрет жестокие наказания (ст. 8). В сочетаниями с этими положениями конст приобрела большую прогрессивную направленность.
Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время следует иметь в виду, что этот документ, как и сама конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах. Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях актов Конгресса.
21. Декларация прав человека и гражданина 1789 и Конституция 1791 гг.
Важным событием в становлении французского конституционализма явилось провозглашение Декларации прав человека и гражданина (26.08.1789). В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия. На содержание декларации существенное влияние оказали идеи французских просветителей 18в., а также Декларация независимости США. Авторы французской Д. (Лафайет, Мирабо, Мунье) рассматривали человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами. В число естественных прав включались: свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению. Идея свободы была, центральной и самой демократической идеей декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе, а означала широкое понимание свободы предпринимательства, свободы передвижения, свободы религиозных убеждений и т. д.
В Д. запрещались произвольные королевские поборы (в том числе на содержание вооруженных сил) и устанавливались общие принципы налоговой системы (равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т. д.). Была осуществлена своеобразная "национализация" государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на "собственном праве короля", а трактовалась как выражение национального суверенитета.
Закон рассматривался как "выражение общей воли". Подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Провозглашалось, что всем гражданам "сообразно их способностям" в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. Одной из основных идей Декларации 1789 г., была идея законности.
Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка.
Общая характеристика французской конституции 1791 г.
Конституция открывалась Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., хотя Д. не рассматривалась в качестве собственно конституционного текста. В преамбуле было конкретизировано развитие ряд антифеодальных положений, провозглашенных в Декларации 1789 г. Отменялись сословные отличия и дворянские титулы, ликвидировались цехи и ремесленные корпораций, упразднялись система продажи и наследование государственных должностей и иные феодальные установления. В преамбуле отражена идея равенства. Конституция существенно расширяла перечень личных и политических прав и свобод: предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдением полицейских предписаний, свободу обращения к государств венным властям с индивидуальными петициями, свободу вероисповедания и право выбора служителей культа. Декларировались введение общего и частично бесплатного народного образования. Получила дальнейшее развитие концепция национального суверенитета. Выборная законодательная и судебная власть - в руках представителей победившего третьего сословия
власть исполнительная - которая по Конституции вверялась королю, рассматривалась дворянскими кругами в качестве своего оплота. Тем самым был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия.
Король рассматривался как верховный глава государства и исполнительной власти, на него возлагалось обеспечение общественного порядка и спокойствия. Являлся верховным главнокомандующим; единолично назначал и увольнял министров.
Законодательная власть осуществлялась однопалатным Национальным Законодательным собранием, (избиралось на два года, обладало правом принятия законов, объявления войны).
Организация судебной власти по К.: судьи избираются на определенный срок народом и утверждаются в должности королем. Судьи могли быть смещены или отстранены от должности только в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке. Введен институт присяжных заседателей.
К. окончательно закрепила новое административное деление Франции на департаменты, дистрикты (округа), кантоны. Местная администрация формировалась на выборной основе. К. не распространялась на французские колонии, где продолжало сохраняться рабство. В К. указывалось, что «нация обладает неотъемлемым правом изменять свою Конституцию». Но при этом устанавливался сложный порядок внесения в нее поправок и дополнений. Это делало Конституцию "жесткой", не способной приспосабливаться к быстро меняющейся революционной обстановке. Таким образом, скорая гибель конституции и основанного на ней конституционного строя была фактически предопределена.
22. Декларация прав человека и гражданина 1793 и Конституция 1793 гг. Конституция 1793 г.
В ответ на обвинения жирондистов в узурпации власти якобинцы очень быстро подготовили проект самой демократической конституции Франции. Проект был одобрен подавляющим большинством нации. К. закрепляла республиканский режим. Для принятия важного решения голосования одного законодательного корпуса было недостаточно. Требовалось еще одобрение граждан (очевидного большинства). Декларация прав содержит более радикальное истолкование суверенитета народа. Сопротивление угнетению путем восстания объявлено не только правом, но и обязанностью граждан. Избирательное право для всех французов после 21 года. Отменялось деление избирателей на активных и пассивных. Выборы депутатов - прямые и равные. Высшая зак-ая власть принадлежала нации. Был постоянно действующий 1-палатный законодательный корпус. Срок легислатуры - 1 год (этот орган мог издавать декреты, не подлежащие одобрению народа). Функции гос-управления осуществлял Исполнительный сове из 24 человек. Он действовал на основе законов и был подотчетен законодательному корпусу. Подотчетность, выборность, сменяемость, многочисленность Совета препятствовали узурпации власти. Конституция была хорошей, но тяжелая внешняя обстановка не позволила ввести ее в действие.
Конституционный акт 1793 г.
Демократические принципы Декларации были конкретизированы в конституционном акте, устанавливавшем государственный строй. Представшая на утверждении первичных собраний избирателей Конституция 1793 г. была одобрена голосами 1800 тыс. человек (против 11 тыс.).
Между этими документами в отличие от конституционных документов 1798-1791 гг. не было принципиальных расхождений. В Конституции 1793 г. воплотились некоторые важные демократические принципы организации государства. Торжественно подтверждалось установление республики: «Французская Республика едина и неделима» (ст.1). Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, и как следствие этого устанавливалось всеобщее (о только мужское) избирательное право. Возможность избирать предоставлять всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести месяцев (ст. 11). Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики (ст. 28).
Французское гражданство предоставлялось каждому родившемуся и имеющему место жительства во Франции. По достижении 21 года он допускался к осуществлению прав французского гражданина. Эти права мог получить также каждый иностранец по достижении 21 года, проживающий во Франции в течении одного года, живущий своим трудом, приобретший собственность или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика; наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению Законодательного корпуса, достаточные заслуги перед человечеством (ст. 4).
23. Источники и структура ФГК и ГГУ
ГГУ
Крупнейшей кодификацией буржуазного гражданского права является Германское Гражданское Уложение (ГГУ), введено в действие в 1900 году. Составление общеимперского свода гражданского права оказалось возможным только после объединения Германии, но и в этот период далось нелегко: кодекс вступил в силу через 26 лет после назначения комиссии для его составления. До этого времени не только каждое отдельное государство, входившее в состав империи, но даже самые незначительные области в пределах этих государств имели свое собственное право, свои особые юридические обычаи. Таким образом, разработка этого Кодекса связана с созданием единой Германской Империи и необходимостью регулирования общенационального рынка.
ГГУ составлено по так называемой пандектной системе. Уложение состояло из 2385 статей. Оно состоит не из трех частей, как Кодекс Наполеона, а из пяти (общая часть и четыре специальных):
1. Общая часть (о лицах физических и юридических, сделках и вещах вообще, давности и т.д.);
2. Обязательственное право;
3. Вещное право (собственность, владение);
4. Семейное право;
5. Наследственное право.
ГГУ значительно превосходит французский кодекс по своему общему объему. Оно написано тяжелым слогом, доступным только специалистам, обилие ссылок одних статей на другие; характерна неопределенность формулировок.
Существенные черты ГГУ:
Германская буржуазия должная была мириться с политическим преобладанием юнкерства и потому принять как должное сохранение феодального землевладения и многих связанных с ним пережитков прошлой эпохи;
Законодательно признаны права юридических лиц: подразделялись на общества (устав, наличие правления, полномочия) и учреждения (для создания акт учреждения и утверждение его тем союзным государством, в пределах которого учреждение должно иметь свое место жительства);
Недееспособны (Статьи 104 - 114): не достигшие 7-летнего возраста; душевно больные.
Статья 157 «Договор следует толковать согласно требованиям доброй совести и обычаям гражданского борота». Авторы делают вид будто существует некая общая и обязательная для всех мораль.