Зарождение таможни в Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

С того момента, как люди перестали приобретать товары путём их обмена, торговля постепенно обрела цивилизованное «обличие». Торговля как общенациональное явление и как относительно обособленная форма экономической деятельности общества находится в процессе эволюции с тех пор, как произошло ее отделение от земледелия и ремесла.

Содержание

Введение

1. Основные торговые пути Древней Руси

2. Великий варяжский путь

3. Торговые города Древней Руси

Заключение

Работа содержит 1 файл

история. др русь.docx

— 36.65 Кб (Скачать)

Но, перед тем, как выйти в Черное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань купцы делали остановку для этих целей.

Летописец того времени, между Днепром и Ловатью помещает только волок, но на самом деле здесь была еще и Западная Двина, миновать которую было невозможно. На протяжении этого пути было несколько пристаней (Смядин, Любеч, Вышгород, Киев, Триполье, Канев, остров св. Елферия на Днепре). Некоторым препятствием для судоходства на Днепре служили пороги, русские и славянские названия которых сообщил еще Константин Багрянородный.

Огромный русский  караван греки не пускали в  стены своей столицы. Русь помещалась в предместье св. Мамы и жила там  с полгода, пока не кончала своих  торговых дел. Прибывших русских  послов и купцов греки переписывали и по списку доставляли им съестные припасы от казны.

Из предместья в самый Царь-град греки допускали русских сразу не более 50 человек, без оружия и с провожатым: оставаться на зиму в Греции не позволяли никому.

Таким образом, греки разрешали Руси устраивать под Константинополем как бы свою ярмарку с их покровительством, но под надзором и с предосторожностями.

Правила, которые  устанавливали порядок торговли русских в Греции и определяли все возникавшие между Русью  и греками во время торга отношения, обыкновенно вносились в договоры и составляли главное их содержание - вот почему эти договоры и называются торговыми.

Русские письменные источники свидетельствуют, что  Константинополь не был конечным южным пунктом на этой средневековой  торговой трассе. Отсюда открывалась  дорога на Балканы, а морем вокруг современной Греции - в Рим.

Норманны пользовались «Варяжским путем» для своих походов  в Грецию. Этот путь Снорри Стурлезон называет Austur-vigi, в противоположность Vestur-vigi, который вел в Византию вдоль западного побережья Европы. Днепровский путь сближался с Двинским с одной стороны, и Волжским с другой (путь в Хвалиссы, т. е. в Каспийское море).

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались викингами для грабительских  набегов на экономически и культурно  более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом  между Скандинавией, Северной Европой  и богатой Византией. По мере освоения этого пути варяги-викинги колонизовали прилегающие к нему и заселенные славянскими племенами земли.

Таким образом, возникли варяжско-славянские государства-княжества, викингской династии «Рюриковичей»: сначала в Новгороде (Рюриково городище) и Старой Ладоге, а затем в Смоленске и Киеве.

Наиболее активное использование пути «из варяг  в греки» относится к IX - XI вв. В  этот период он становится, с одной  стороны, международной транзитной трассой, с другой стороны, важнейшей  коммуникационной осью, обеспечивающей стабильность и единство Древнерусского государства: перемещение боевых дружин, ежегодный сбор дани («полюдья»), регулярный товарообмен. Между Русью и Византией устанавливаются стабильные торговые связи.

Основными товарами, поступавшими в Византию с севера, были меха, мёд, воск, льняное полотно, из Средиземноморья на север перевозились драгоценные металлы, шёлковые ткани, вино и предметы роскоши. Эта древняя  транспортная артерия давала также  возможность миграции групп населения. Войны-скандинавы, передвигаясь по Волховско-Днепровскому пути, устраивались на службу к русским князьям и нередко добивались самого высокого положения.

Византийских  императоров в Х веке охраняла варяжская гвардия. Вместе с воинами  из Балтийского региона прибывали  и ремесленники, познакомившие Русь с передовыми технологиями средневековой  Европы.

Археологические исследования позволяют в полной мере представить масштабы передвижения людей и товаров между Балтикой и Cредиземноморьем. Вещи византийского происхождения: монеты, посуда, обломки амфор, стеклянные бусы, предметы христианского культа - обнаружены во многих могильниках и на раскопках поселений, связанных с Волховско-Днепровским путём. Женские украшения и оружие скандинавского происхождения найдены на ключевых участках «пути из варяг в греки»: в Старой Ладоге, на Рюриковом городище, под Новгородом, в Гнёздове (Смоленск), в Киеве.

Православные  миссионеры из Византии попадали на Русь тем же маршрутом, что и купцы, воины и дипломаты, что способствовало распространению христианства задолго  до официального крещения Руси князем Владимиром.

В течение почти  трёх столетий Великий торговый путь «из варяг в греки» являлся основным каналом общения между языческим севером Европы и римско-византийской цивилизацией Средиземноморья, наследовавшей традиции античной культуры и государственности. Византийское общество с его древними городскими центрами, развитым ремеслом, сложными политическими структурами и высокой культурой дало сильнейший импульс для социального и культурного развития славян, скандинавов и других народов Северной и Восточной Европы.

Со временем значение торгового пути падало. Затухание транзитного движения со второй половины XI в. было обусловлено общим изменением исторической обстановки в Европе: спадом торговой и военной активности варягов на Севере, постоянным присутствием в южнорусских степях кочевников, затруднявших передвижение по Днепру. Раздробленность Руси, централизация стран Скандинавии, упадок Византии и, наконец, захват монголами приволжских земель положили конец пути «из варяг в греки».

Существовал и  более древний вариант пути «из  варяг в греки», он шёл напрямую из Балтийского моря в Западную Двину. Затем, через волоки в Верхнее Поднепровье и далее вниз по Днепру в Черное море. Об этом варианте пути могут свидетельствовать два захоронения из Лесной группы Гнёздова. Это курганы № 38 и № 47, безусловно связанные, как со скандинавской, так и с балтской культурами. Поскольку в эту историческую эпоху у племен подобных викингам граница между торговлей (обменом товарами) и грабежом была весьма неустойчива, трудно сказать -- когда именно торговля стала превалировать над грабежом и водным пиратством.

 

3. Торговые города Древней Руси

По всей видимости, появление городов стало следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VIII в., и было возникновение древнейших торговых городов на Руси. Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк и др. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями.

С развитием  по русским рекам торгового движения к черноморским и каспийским рынкам в земле славян стали возникать  большие города.

Такими были: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Любеч - у радимичей, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Новгород - у ильменских славян и др.

Подобные города служили сборными пунктами для купцов и складочными местами для  товаров. В них встречались торговые иноземцы, варяги по преимуществу, с  русскими промышленниками и торговцами; происходил торг, составлялись торговые караваны и направлялись по торговым путям на хазарские и греческие  рынки. С развитием торговли среди  этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились  для торговли, для гостьбы, как говорили в старину. Мелкие сельские рынки тянули к более крупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков, служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли наши древнейшие торговые города по греко-варяжскому торговому пути. Охрана товаров в складах и на путях требовала вооруженной силы, поэтому в городах образовались военные дружины или товарищества, в состав которых входили свободные и сильные люди (витязи) разных народностей, всего чаще варяги. Во главе таких дружин стояли обыкновенно варяжские предводители - конунги (по-славянски конунг - князь). Они или сами торговали, охраняя оружием свои товары, или нанимались на службу в городах и оберегали города и городские торговые караваны, или же, наконец, конунги захватывали власть в городах и становились городскими владетельными князьями. А так как городу обыкновенно подчинялась окружавшая его волость, то в таком случае образовывалось целое княжество, более или менее значительное по своему пространству. Такие варяжские княжества были основаны, например, Аскольдом и Диром в Киеве, Рюриком в Новгороде, Рогволодом в Полоцке.

Довольно беглого  взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что города были созданы успехами внешней торговли Руси. Возникновение древнейших восточнославянских торговых городов являлось следствием оживленного торгового движения по пути «из варяг в греки». Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути по линии Днепра - Волхова. На этих реках появлялись новые города: Ладога, Новгород, Торопец, Полоцк, Смоленск, Любеч, Чернигов, Вышгород, Волоколамск и другие. Только некоторые: Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области Верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям.

Города служили  для окрестных жителей средоточением торговли, а позднее превратились и в военно-экономические опорные пункты. В центре каждого из городов располагался торг, где сбывалась ремесленная и сельскохозяйственная продукция. Торг подразделялся на отдельные ряды. Восточные славяне имели относительно развитое ремесло. Часть городских ремесленников Киева, Смоленска, Новгорода работала исключительно на рынок.

Среди восточнославянских городов наиболее важное ремесленно-торговое значение имели Киев и Новгород. Находившиеся на торговом пути «из варяг в греки», оба они являлись главными пунктами внешних экономических сношений для всего Киевского государства, первый - с византийским юго-востоком, второй - с европейским северо-западом. Киев не только был расположен на столбовой торговой дороге, но и почти в центре пути «из варяг в греки», значительно ближе к главному византийскому рынку. Киев всего дальше был выдвинут к западу, в сторону Польши и Венгрии, что облегчало экономические и прочие связи с этими странами. Тем самым, по образному выражению В.О.Ключевского, «кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли».

Киев, столица  сильного восточнославянского государства, по свидетельствам иностранных торговцев, был одним из крупнейших городов  Европы. В нем насчитывалось более 40 церквей и несколько торговых площадей. Второй столь же крупный  город, Новгород, занимал в Киевском государстве особое положение. Через  этот город, ставший первым в истории  нашей страны «окном в Европу», по озерно-речному пути, Балтийскому  морю, шла торговля Руси с Западной Европой.

Главным направлением внешней торговли Киевской Руси было южное, где ее основным партнером выступала Византия. В эпоху раннего средневековья Византийская империя являлась наиболее сильным в экономическом отношении государством того времени. Высокоразвитое ремесленное производство Константинополя и других городов поставляло множество самых разнообразных предметов не только для местного потребления, но и вывоза за границы империи. Понятно, что восточнославянские купцы стремились завязать с нею тесные торговые отношения.

Великий Новгород - старейший восточнославянский город со времени Киевской Руси поддерживал оживленные торговые связи со многими странами Западной Европы. Исключительно выгодное положение в самом начале великого водного пути «из варяг в греки» и в непосредственной близости к Балтийскому морю сделали его важным транзитным центром внешней торговли Киевского Государства.

Целый ряд особых хозяйственных, исторических и географических условий был причиной того, что  внешняя торговля Новгорода получила широкое развитие и являлась важным элементом его хозяйственной  системы. После упадка торгового  значения Киева главные пути торговли европейского Востока с Западом  проходили через балтийские порты. Для русской внешней торговли эти новые торговые пути имели  то значение, что к ним примыкал древнейший волжско-каспийский путь арабской торговли. А через ряд переволоков  и соседних рек этот путь вел далее  в центральные русские земли  и княжества - Московское, Тверское, Рязанское. На Запад этот путь вел  в Ганзейский союз, Данию, Швецию и  другие страны. Сухопутными торговыми  трактами были вотский, лужский и псковский.

Внешняя торговля была двигателем всех сторон жизни Новгородской республики - политической, экономической, культурной, бытовой. Если в других городах Киевской Руси внешней торговлей занимались представители господствующего класса, то в Новгороде же она со временем перешла в руки купечества. Здесь еще в период Киевской Руси шел процесс складывания сословия торговцев; они вели торговлю, выступали приказчиками и посредниками в торговых сделках.

Крупные имущественные  состояния, нажитые внешней торговлей, были отмечены в Новгороде уже  к концу ХII века. Новгород держал в своих руках транзитную торговлю Руси с Европой, по сути дела, продолжал быть как, и в предыдущий период, «окном в Европу». Новгородские торговые люди, в отличие от купечества других городов, представляло собой не только экономическую, но и крупную политическую силу.

Торговля внутренняя и внешняя была жизненным нервом города. Князь нужен был Новгороду  не только для обороны границ, но и для обеспечения торговых его  интересов: он должен был давать в  своем княжестве свободный и  безопасный путь новгородским купцам. Князь обязывался пускать их в  свои владения «гостить без рубежа», без задержки. Было точно определено, какие пошлины взимать князю  с каждой новгородской ладьи или  торгового воза, являвшихся в его княжество.

В Новгороде  рано появляются заморские купцы  с Запада. Около половины XII в. здесь  основались купцы с острова Готланда из города Висби, который был тогда средоточием торговли по балтийским берегам. Новгородцы очень дорожили своей балтийской торговлей и давали большие льготы обеим иноземным конторам, хотя при корпоративной сплоченности и расчетливо выработанном порядке ведения дел заморские торговые компании извлекали из Новгорода несравненно больше выгод, чем умел извлечь Новгород из них. По договорным грамотам, князь мог участвовать в торговле города с заморскими купцами только чрез новгородских посредников; он не мог затворять немецкого торгового двора, ни ставить к нему своих приставов.

Информация о работе Зарождение таможни в Древней Руси