Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:57, реферат
С того момента, как люди перестали приобретать товары путём их обмена, торговля постепенно обрела цивилизованное «обличие». Торговля как общенациональное явление и как относительно обособленная форма экономической деятельности общества находится в процессе эволюции с тех пор, как произошло ее отделение от земледелия и ремесла.
Введение
1. Основные торговые пути Древней Руси
2. Великий варяжский путь
3. Торговые города Древней Руси
Заключение
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Ростовский филиал
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История таможенного дела
и таможенной политики России»
на тему «Зарождение
таможни в Древней Руси»
Выполнил: студент
1-го курса очной формы обучения
факультета таможенного дела,
группы 13 ФТД Барнагян В.С.
Проверил: Щербина А.В.
Оценка_____________________
Подпись ________________________
«___»___________________ 2011 г.
Ростов-на-Дону
2011г.
Содержание
Введение
1. Основные торговые пути Древней Руси
2. Великий варяжский путь
3. Торговые города Древней Руси
Заключение
Введение
С того момента, как люди перестали приобретать товары путём их обмена, торговля постепенно обрела цивилизованное «обличие». Торговля как общенациональное явление и как относительно обособленная форма экономической деятельности общества находится в процессе эволюции с тех пор, как произошло ее отделение от земледелия и ремесла.
Причиной же
возникновения торговли исторически
считается, что мелкие общины, начавшие
заниматься сельским хозяйством, нуждались
во многих товарах (дереве, камне, украшениях).
Добыть это можно было только за
сотни и тысячи километров от места
проживания. Самим этим мелким общинам
было не под силу направлять так
далеко экспедиции за нужным товаром.
И вот тогда они стали
Исследование
эволюции торговли в нашей стране
в разные исторические периоды в
различных социально-
Само собой разумеется, что на первых порах исторической жизни Древней Руси, торговля и промышленность были развиты в ней очень мало и притом почти не выходили из предметов обихода, тесно связанного с несложным сельским хозяйством, преимущественно земледельческим занятиями, или с домашними ремеслами.
Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает.
Цель работы:
посредством всестороннего
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Основные торговые пути Древней Руси
Древние славяне обычно строили свои поселения по берегам рек. Вода была необходима для жизни и ведения хозяйства. Водные пути играли выдающуюся роль и были главными или единственными торговыми путями сообщения. Важнейшими торговыми путями Древней Руси были следующие.
1) Самым замечательным
из них был тот, который носил
название Великого водного
Параллельно ему существовал также и Восточный водный путь -- через Волгу и Каспий. Великий Волжский путь («путь из варяг в арабы»), шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье.
2) Из других
Водных путей отметим
- Киево-новгородский водный путь, совпадавший, начиная с оз. Ильменя, с путем варяжским.
- Водный путь из Новгорода на север и северо-восток:
а) заволочский: pp. Мета, Молога, Волга, Шексна, Порозовица, оз. Кубенское, Сухона и Северная Двина,
б) к реке Каме, пройдя весь заволочский путь, шел по pp. Вычегде, Сев. Кельтме и Южн. Кельтме.
в) к р. Печоре -- по тому же заволочскому пути, затем по pp. Вычегде, Сев. Мылье и Южной Мылье.
г) С р. Камы на Печору ходили по pp. Вишере и Колье.
д) Водный путь новгородцев за Урал шел по pp. Печоре, Щугору, Иличу, Сосве, Оби; по pp. Печоре, Усе, Ельцу, Соби и Оби.
- Водный путь, соединяющий Озерную область с Белым морем -- от города Онеги вверх по р. Онеге до устья р. Кены, по р. Кено, Кенозером, р. Почей через Почозеро в рч. Волошу и в Волошозеро; оттуда 6-тиверстным волоком на р. Череву, по pp. Череве и Водле, оз. Онежским, р. Свирью, оз. Ладожским и р. Невою до Финского залива. Этот путь стал известен новгородцам, как видно из Уставной грамоты 1137 г., не позже начала XII в. Важное значение его для доставки грузов из Архангельска и Онеги сохранялось до начала нынешнего столетия.
- Водный путь из Новгорода по pp. Волге и Оке: pp. Мста, Тверца, Волга, Шоша, Ломь, Руза, Москва и Ока. Этот путь был одним из главнейших, по которым шла колонизация из Новгорода в Поволожье; но были еще и другие, как-то:
а) из оз. Ильменя через речки Полу и Явонь с переволоком к оз. Селигеру; из него в р. Селижаровку и ею в р. Волгу;
б) р. Волховом до оз. Нево, оттуда Свирью в оз. Онего, из него р. Вытегрой до Ковжи и р. Ковжей в Белоозеро; из Белоозера в Волгу Шексною.
- Водный путь между Псковом и Новгородом: pp. Великая, Череха, волок, р. Уза и Шелонь.
- Моложский водный путь из Озерной области к Волге шел, как полагает Ходаковский, или от озера Нево посредством pp. Сяси и Боложи до Волока Хотьславля (в нынешнем Тихвинском уезде), или же от Волока Держковского на Мсте к озеру Печенову по pp. Люту, Шерегодру, Ситинце, оз. Ясином, волоком до оз. Межволочья, р. Песой, Чагодощей и Мологой.
- Владимирский водный путь из Поволжья шел или через Переяславское оз., или по р. Солме к верховьям р. Нерли, впадающей в Клязьму несколько ниже г. Владимира.
- Ростовский водный путь вел по прав. притоку Нерли, Солме, к верховьям р. Сарры, вливающейся с юго-зап. в Ростовское озеро.
- Водные пути, соединяющие pp. Днепр и Дон с Волгою:
а) путь из Азовского моря к р. Волге: р. Дон (до г. Саркела или Белой вежи) и волок;
б) с Днепра на Дон: р. Самара, Волчья, волок, или р. Миус, или Кальмиус -- или Орель, Берестовая, Сев. Донец;
в) pp. Днепр, Вязьма, волок, Вазуза, Волга;
г) pp. Дон, Шать, Упа, Ока;
д) pp. Дон, Сосна, Зуша, Ока;
е) pp. Дон, Воронеж, Ряса, волок, Хупта, Рановая, Проня, Ока.
- Водные пути из Варяжского моря к Пскову и Изборску: а) по системе р. Пернавы к оз. Вирц, р. Эмбах, оз. Чудское, оз. Великое, р. Великая; б) р. Нарова, оз. Чудское.
Плавание по рекам тогда было трудным и опасным. Древнерусским судам - ладьям -- приходилось преодолевать и каменистые участки -- пороги, и по сухопутным путям волоком добираться от одной реки до другой. Но русские купцы не боялись далеких путешествий и вели интенсивную торговлю. Вот почему уже к концу Х века новгородские гости - так тогда называли купцов из-за их мирных намерений, связанных только с желанием торговать, - освоили почти весь русский Север от берегов Финского залива до самого Урала.
Русские купцы вывозили в Западную Европу меха и кожи, «рыбьи зубы», так тогда назывались моржовые клыки, а также лен, сало и мед. Обратно везли серебро и медь, стекло, различные изделия из золота, ткани и оружие.
Особенно активно торговали с Русью купцы из северных немецких городов, их называли варяжскими гостями, поскольку варягами русские люди называли каждого человека, который приплыл к ним из-за моря.
Только с конца XVII века это название прочно связалось с теми, кто приезжал на Русь из Германии. Таким образом, удобные водные пути способствовали развитию торговых связей Руси с другими государствами Европы и Азии, ведь по рекам можно было добраться до Волги, а оттуда через Каспийское море и до Средней Азии.
3) Кроме того, существовал и сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через Киев, выходивший на Волгу и далее в Азию.
А также Западный путь -- вдоль Атлантического побережья Европы вплоть до портовых городов Италии в Средиземном море, что подтверждается многочисленными письменными источниками и археологическими находками.
4) Одним из
замечательных достижений
Великий Шелковый путь начинался в Риме и через Средиземное море выходил к сирийскому городу Гирополю, а оттуда через Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вел в оазисы Восточного Туркестана и далее в Китай. Среднеазиатский участок начинался в Арее (Герат). Отсюда дорога отклонялась на север и шла в Антиохию Маргианскую (Мерв), отсюда на юго-запад к Бактрии, а затем шла в двух направлениях - на север и восток.
Третья трасса
Великого Шелкового Пути - Степной
Путь, проходил к северу от Средней
Азии. Он начинался в городах Северного
Причерноморья, далее - через крупный
античный город Танаис, расположенный
в низовьях Дона, пересекал южнорусские
степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а
затем через южный Казахстан
выходил на Алтай и Восточный
Туркестан, где соединялся с основной
трассой Великого Шелкового Пути.
Одно из ответвлений этой дороги от
Северного Приаралья через
2. Великий варяжский путь
Путь «Из варямг в гремки» -- водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии викингов («варягов») из района проживания (западная часть бассейна Балтийского моря) на Юг -- в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII--XIII веках н. э. Этим же путем пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией. Летописец Сильвестр в своём труде называет этот путь «из грек в варяги».
Рис.1. На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге и Путь из варяг в греки, а также другие торговые пути VIII-XI вв.
Особенностью русско-византийских отношений было и то, что торговля осуществлялась в основном славянами, сведений о пребывании греков по своим делам на Руси нет. Справедливость этого утверждения подтверждается и самим названием торгового пути «из варяг в греки».
Начальной точкой пути на Севере принято считать Восточную Швецию - район озера Мэларен, население которого поддерживало тесные торговые связи с восточной частью Балтийского региона. Главным центром восточной торговли в Скандинавии, по оценкам учёных, была Бирка - торгово-ремесленное поселение вблизи современной Упсалы (Швеция). Участвовали в этом и выходцы из Западной Скандинавии - датчане и норвежцы. Из Бирки морской путь вёл к острову Готланд и далее вдоль северного побережья Балтийского («Варяжского») моря в Финский залив и устье Невы.
На Руси этот
путь шел следующим образом: от Варяжского
моря в Царьград, т.е. Константинополь.
Одна часть его проходила по внутренним
пределам Руси и ею, конечно, сами русско-славянские
племена могли пользоваться раньше
своих соседей, норманнов. В состав
ее входил Днепр (от устья до верховьев)
- в великом водном пути, соединявшем
окраинные моря восточной равнины,
Днепр составлял главное звено.
Его верховья стояли в связи, с
одной стороны, с Западною Двиною
и через нее с озерною
От Балтийского моря он проходил по реке Нева, по которой корабли входили в Ладожское озеро, откуда по реке Волхов, вблизи устья которого располагался город Ладога. Он контролировал вход во внутренние районы Руси; затем плыли до озера Ильмень, на берегу которого находился Новгород, один из древнейших русских городов - главному политическому центру Северной Руси и оживлённому перекрёстку международной торговли, далее по реке Ловать и ее притокам; затем волоком до реки Западная Двина; далее волоком до реки Днепр, а дальше плыли до Киева: преодолевая опасные днепровские пороги, путешественники попадали в Днепровский лиман, и далее выходили в Чёрное море («Понт»). И по морю вдоль побережья Болгарии до Константинополя.