Зарождение таможни в Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

С того момента, как люди перестали приобретать товары путём их обмена, торговля постепенно обрела цивилизованное «обличие». Торговля как общенациональное явление и как относительно обособленная форма экономической деятельности общества находится в процессе эволюции с тех пор, как произошло ее отделение от земледелия и ремесла.

Содержание

Введение

1. Основные торговые пути Древней Руси

2. Великий варяжский путь

3. Торговые города Древней Руси

Заключение

Работа содержит 1 файл

история. др русь.docx

— 36.65 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Российская таможенная академия» 
Ростовский филиал 
 
РЕФЕРАТ 
 
по дисциплине «История таможенного дела и таможенной политики России» 
на тему «
Зарождение таможни в Древней Руси» 
 
 
 

Выполнил: студент 1-го курса очной формы обучения 
факультета таможенного дела,  
группы 13 ФТД Барнагян В.С. 
Проверил: Щербина А.В. 
Оценка_____________________  
 
Подпись ________________________ 
 
«___»___________________ 2011 г. 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону 
  2011г.
 
 

Содержание  

Введение

1. Основные торговые  пути Древней Руси

2. Великий варяжский путь

3. Торговые города  Древней Руси

Заключение

 

Введение

С того момента, как люди перестали приобретать  товары путём их обмена, торговля постепенно обрела цивилизованное «обличие». Торговля как общенациональное явление и  как относительно обособленная форма  экономической деятельности общества находится в процессе эволюции с  тех пор, как произошло ее отделение  от земледелия и ремесла.

Причиной же возникновения торговли исторически  считается, что мелкие общины, начавшие заниматься сельским хозяйством, нуждались  во многих товарах (дереве, камне, украшениях). Добыть это можно было только за сотни и тысячи километров от места  проживания. Самим этим мелким общинам  было не под силу направлять так  далеко экспедиции за нужным товаром. И вот тогда они стали объединяться вокруг храмов и снаряжать общие  отряды для похода и за камнем и  за золотом, и за деревом. Эти совместные заботы привели к укрупнению общин, в которые стали входить не только близкие родственники, а потом  они стали строить большие  укрепленные города.

Исследование  эволюции торговли в нашей стране в разные исторические периоды в  различных социально-экономических  условиях дает богатейший материал для  теоретических обобщений различных  форм единства торговли с экономикой страны. Летописи и другие исторические памятники свидетельствуют, что  на Руси уже с давних времен существовали купцы и промышленники.

Само собой  разумеется, что на первых порах  исторической жизни Древней Руси, торговля и промышленность были развиты в ней очень мало и притом почти не выходили из предметов обихода, тесно связанного с несложным сельским хозяйством, преимущественно земледельческим занятиями, или с домашними ремеслами.

Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает.

Цель работы: посредством всестороннего изучения и обобщения теоретического материала  по теме работы охарактеризовать основные торговые пути и торговые города древней  Руси.

Работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

1. Основные торговые  пути Древней Руси

Древние славяне  обычно строили свои поселения по берегам рек. Вода была необходима для  жизни и ведения хозяйства. Водные пути играли выдающуюся роль и были главными или единственными торговыми  путями сообщения. Важнейшими торговыми  путями Древней Руси были следующие.

1) Самым замечательным  из них был тот, который носил  название Великого водного пути, - путь «из варяг в греки», начинавшийся  из Варяжского моря, по озеру  Нево, по рекам Волхов и Днепр выходивший в Чёрное море, Балканскую Болгарию и Византию (этим же путём, войдя из Чёрного моря в Дунай, можно было попасть в Великую Моравию).

Параллельно ему  существовал также и Восточный  водный путь -- через Волгу и Каспий. Великий Волжский путь («путь из варяг в арабы»), шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье.

2) Из других  Водных путей отметим следующие:

- Киево-новгородский водный путь, совпадавший, начиная с оз. Ильменя, с путем варяжским.

- Водный путь  из Новгорода на север и  северо-восток:

а) заволочский: pp. Мета, Молога, Волга, Шексна, Порозовица, оз. Кубенское, Сухона и Северная Двина,

б) к реке Каме, пройдя весь заволочский путь, шел по pp. Вычегде, Сев. Кельтме и Южн. Кельтме.

в) к р. Печоре -- по тому же заволочскому пути, затем по pp. Вычегде, Сев. Мылье и Южной Мылье.

г) С р. Камы на Печору ходили по pp. Вишере и Колье.

д) Водный путь новгородцев за Урал шел по pp. Печоре, Щугору, Иличу, Сосве, Оби; по pp. Печоре, Усе, Ельцу, Соби и Оби.

- Водный путь, соединяющий Озерную область  с Белым морем -- от города Онеги вверх по р. Онеге до устья р. Кены, по р. Кено, Кенозером, р. Почей через Почозеро в рч. Волошу и в Волошозеро; оттуда 6-тиверстным волоком на р. Череву, по pp. Череве и Водле, оз. Онежским, р. Свирью, оз. Ладожским и р. Невою до Финского залива. Этот путь стал известен новгородцам, как видно из Уставной грамоты 1137 г., не позже начала XII в. Важное значение его для доставки грузов из Архангельска и Онеги сохранялось до начала нынешнего столетия.

- Водный путь  из Новгорода по pp. Волге и Оке: pp. Мста, Тверца, Волга, Шоша, Ломь, Руза, Москва и Ока. Этот путь был одним из главнейших, по которым шла колонизация из Новгорода в Поволожье; но были еще и другие, как-то:

а) из оз. Ильменя  через речки Полу и Явонь с переволоком к оз. Селигеру; из него в р. Селижаровку и ею в р. Волгу;

б) р. Волховом до оз. Нево, оттуда Свирью в оз. Онего, из него р. Вытегрой до Ковжи и р. Ковжей в Белоозеро; из Белоозера в Волгу Шексною.

- Водный путь  между Псковом и Новгородом: pp. Великая, Череха, волок, р. Уза и Шелонь.

- Моложский водный путь из Озерной области к Волге шел, как полагает Ходаковский, или от озера Нево посредством pp. Сяси и Боложи до Волока Хотьславля (в нынешнем Тихвинском уезде), или же от Волока Держковского на Мсте к озеру Печенову по pp. Люту, Шерегодру, Ситинце, оз. Ясином, волоком до оз. Межволочья, р. Песой, Чагодощей и Мологой.

- Владимирский  водный путь из Поволжья шел  или через Переяславское оз., или по р. Солме к верховьям р. Нерли, впадающей в Клязьму несколько ниже г. Владимира.

- Ростовский  водный путь вел по прав. притоку Нерли, Солме, к верховьям р. Сарры, вливающейся с юго-зап. в Ростовское озеро.

- Водные пути, соединяющие pp. Днепр и Дон с Волгою:

а) путь из Азовского  моря к р. Волге: р. Дон (до г. Саркела или Белой вежи) и волок;

б) с Днепра на Дон: р. Самара, Волчья, волок, или р. Миус, или Кальмиус -- или Орель, Берестовая, Сев. Донец;

в) pp. Днепр, Вязьма, волок, Вазуза, Волга;

г) pp. Дон, Шать, Упа, Ока;

д) pp. Дон, Сосна, Зуша, Ока;

е) pp. Дон, Воронеж, Ряса, волок, Хупта, Рановая, Проня, Ока.

- Водные пути  из Варяжского моря к Пскову  и Изборску: а) по системе р.  Пернавы к оз. Вирц, р. Эмбах, оз. Чудское, оз. Великое, р. Великая; б) р. Нарова, оз. Чудское.

Плавание по рекам тогда было трудным и  опасным. Древнерусским судам - ладьям -- приходилось преодолевать и каменистые участки -- пороги, и по сухопутным путям волоком добираться от одной реки до другой. Но русские купцы не боялись далеких путешествий и вели интенсивную торговлю. Вот почему уже к концу Х века новгородские гости - так тогда называли купцов из-за их мирных намерений, связанных только с желанием торговать, - освоили почти весь русский Север от берегов Финского залива до самого Урала.

Русские купцы  вывозили в Западную Европу меха и  кожи, «рыбьи зубы», так тогда назывались моржовые клыки, а также лен, сало и мед. Обратно везли серебро  и медь, стекло, различные изделия  из золота, ткани и оружие.

Особенно активно  торговали с Русью купцы из северных немецких городов, их называли варяжскими гостями, поскольку варягами русские люди называли каждого человека, который приплыл к ним из-за моря.

Только с конца XVII века это название прочно связалось  с теми, кто приезжал на Русь из Германии. Таким образом, удобные водные пути способствовали развитию торговых связей Руси с другими государствами  Европы и Азии, ведь по рекам можно  было добраться до Волги, а оттуда через Каспийское море и до Средней  Азии.

3) Кроме того, существовал и сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через  Киев, выходивший на Волгу и  далее в Азию.

А также Западный путь -- вдоль Атлантического побережья Европы вплоть до портовых городов Италии в Средиземном море, что подтверждается многочисленными письменными источниками и археологическими находками.

4) Одним из  замечательных достижений древних  цивилизаций по праву считается  Великий Шелковый Путь. Разветвленные  сети караванных дорог пересекали  Европу и Азию от Средиземноморья  до Китая и служили в эпоху  древности и средневековья важным  средством торговых связей и  диалога между культурами Запада  и Востока. Тем самым были  соединены в одно целое две  великие дороги - одна, шедшая с  Запада из стран Средиземноморья  в Среднюю Азию и другая, ведущая  с Востока, из Ханьской Империи в Среднюю Азию.

Великий Шелковый путь начинался в Риме и через  Средиземное море выходил к сирийскому городу Гирополю, а оттуда через Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вел в оазисы Восточного Туркестана и далее в Китай. Среднеазиатский участок начинался в Арее (Герат). Отсюда дорога отклонялась на север и шла в Антиохию Маргианскую (Мерв), отсюда на юго-запад к Бактрии, а затем шла в двух направлениях - на север и восток.

Третья трасса Великого Шелкового Пути - Степной  Путь, проходил к северу от Средней  Азии. Он начинался в городах Северного  Причерноморья, далее - через крупный  античный город Танаис, расположенный  в низовьях Дона, пересекал южнорусские  степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а  затем через южный Казахстан  выходил на Алтай и Восточный  Туркестан, где соединялся с основной трассой Великого Шелкового Пути. Одно из ответвлений этой дороги от Северного Приаралья через Хорезм шло в Согдиану и далее на юг.

 

2. Великий варяжский  путь

Путь «Из варямг в гремки» -- водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии викингов («варягов») из района проживания (западная часть бассейна Балтийского моря) на Юг -- в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII--XIII веках н. э. Этим же путем пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией. Летописец Сильвестр в своём труде называет этот путь «из грек в варяги».

Рис.1. На карте  показаны основные торговые пути варягов: по Волге и Путь из варяг в греки, а также другие торговые пути VIII-XI вв.

Особенностью  русско-византийских отношений было и то, что торговля осуществлялась в основном славянами, сведений о  пребывании греков по своим делам  на Руси нет. Справедливость этого утверждения  подтверждается и самим названием  торгового пути «из варяг в греки».

Начальной точкой пути на Севере принято считать Восточную  Швецию - район озера Мэларен, население которого поддерживало тесные торговые связи с восточной частью Балтийского региона. Главным центром восточной торговли в Скандинавии, по оценкам учёных, была Бирка - торгово-ремесленное поселение вблизи современной Упсалы (Швеция). Участвовали в этом и выходцы из Западной Скандинавии - датчане и норвежцы. Из Бирки морской путь вёл к острову Готланд и далее вдоль северного побережья Балтийского («Варяжского») моря в Финский залив и устье Невы.

На Руси этот путь шел следующим образом: от Варяжского моря в Царьград, т.е. Константинополь. Одна часть его проходила по внутренним пределам Руси и ею, конечно, сами русско-славянские племена могли пользоваться раньше своих соседей, норманнов. В состав ее входил Днепр (от устья до верховьев) - в великом водном пути, соединявшем  окраинные моря восточной равнины, Днепр составлял главное звено. Его верховья стояли в связи, с  одной стороны, с Западною Двиною и через нее с озерною областью, а с другой -- с Поволожьем.

От Балтийского  моря он проходил по реке Нева, по которой  корабли входили в Ладожское  озеро, откуда по реке Волхов, вблизи устья которого располагался город Ладога. Он контролировал вход во внутренние районы Руси; затем плыли до озера Ильмень, на берегу которого находился Новгород, один из древнейших русских городов - главному политическому центру Северной Руси и оживлённому перекрёстку международной торговли, далее по реке Ловать и ее притокам; затем волоком до реки Западная Двина; далее волоком до реки Днепр, а дальше плыли до Киева: преодолевая опасные днепровские пороги, путешественники попадали в Днепровский лиман, и далее выходили в Чёрное море («Понт»). И по морю вдоль побережья Болгарии до Константинополя.

Информация о работе Зарождение таможни в Древней Руси