Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:06, курсовая работа
Актуальность этого вопроса состоит в том, что тяжело назвать другую тему из истории Украины, которая вызывала бы такой большой интерес, как история запорожского казачества. Ему посвящены многочисленные научные и популярные, исторические и литературные труды, произведения изобразительного искусства, драматургии, музыки, устного народного творчества.
Введение 8
1. Появление казачества 9
2. Запорожская Сечь 13
2.1. Государственное устройство Запорожской Сечи 13
2.2. Общественный строй Запорожской Сечи 21
2.3. Право Запорожской Сечи 28
3. Упадок казацкой державы 36
Заключение 40
Список использованных источников
Привилегированное положение занимали в городах и купцы. Польские купцы, которых и в войну было не очень много в украинских городах, покинули Украину. Вынуждены были оставить украинские города и евреи. В Зборовском договоре имеется специальный пункт, запрещающий евреям заниматься промыслами и торговлей в Украине. Это лишало украинских купцов конкуренции не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Часто купцы выдвигались на высшие должности в органах городского самоуправления.
Значительной группой населения городов были ремесленники. Источники того периода свидетельствуют о том, что в годы войны феодальная организация ремесла не была нарушена. Продолжали существовать цеховые организации. Узость рынка была основной причиной того, что значительная часть ремесленников занималась также сельским хозяйством. Одновременно это свидетельствовало и о том, что ремесло окончательно еще не отделилось от сельского хозяйства. [1, с. 168-171]
Ярким свидетельством победы элитизма стало возникновение «знатного военного общества» в результате социального отделения казацкой старшины от основной массы казачества. Это была новая аристократическая прослойка, которая состояла из трех разрядов или уровней, каждый из которых наделялся соответствующими привилегиями и льготами. Его верхушку составляло «бунчукове общество», к которому универсалами гетмана относились особенно заслуженные представители казацкой верхушки. Это были лица из непосредственного окружения гетмана («находились под бунчуком»). Они подлежали исключительной юрисдикции гетмана или генерального суда, их должности и собственность впоследствии становятся наследственными. К категории знатного принадлежало «военное общество» членов военной канцелярии и тех, которые выполняли ее поручение, а также «значкове общество», члены которого находились при генеральных старшинах и полковниках. Благодаря привилегиям и вольностям, полученным от Б. Хмельницкого, господствующий слой закрепил за собой исключительное право на промыслы, оптовую торговлю, была освобождена от уплаты пошлины и налогов. Прежде всего «знатное общество» и шляхта были землевладельцами. Они приобретали землю как плату за несение службы («ранговые земли»), путем «заимки», покупали и захватывали казацкие и крестьянские земли. Составляя в 1735 г. меньше 1 процента населения, они владели 50 процентами земель. Несколько династий, из которых выходили гетманы и генеральная старшина, имели огромные латифундии. Так, у И. Мазепы было 19,7 тыс. владений, у И. Скоропадского — 18,8 тыс., у Д. Апостола — 9,1 тыс. При правлении Екатерины II земельные угодья украинских феодалов значительно увеличились. Практиковались жалование земель царями украинским феодалам на территориях, недавно присоединенных в Россию (в частности в Крыму и на Кавказе), а российским – на Украине. В соответствии с царскими указами в 1764 г. состоялась нобилитация (предоставлено дворянство) украинской старшины, а в 1783 г. — всей украинской шляхты, что способствовало укреплению проимперской ориентации украинских феодалов.
Казачество после победы в национально-освободительной войне получило широкие привилегии. Все казаки, которые служили в войске, считались реестровыми. За службу им предоставлялись земельные наделы. Они пользовались свободой торговли, освобождались от налогов. Им даже были предоставлены привилегии, которыми раньше пользовалась шляхта: производить водку, принуждать крестьян отбывать барщину. Однако рост влияния казацкой верхушки привел к тому, что простых казаков отстранили от участия в советах, они потеряли право избирать старшину.
В XVIII ст. социально-экономическое положение рядового казачества ухудшилось. Все более обременительной для казаков становилась обязанность собственными средствами принимать участие в частых войнах царской России. К тому же их вынуждали строить фортификационные сооружения, пути, каналы, осушать болота на севере России. Долгое отсутствие казаков дома лишала их возможности заниматься хозяйством. Многие из них, не имея средств, чтобы отбывать военную службу, становились зависимыми от старшины, фактически переходили к сословию крестьян. В результате упадка казачества его численность в 1730 г., сравнительно с 1650 г., уменьшилась больше чем вдвое. Одновременно происходило последующее расслоение казачества, определилась его иерархическая структура. В 1735 г. согласно указа царского правительства реестровцы были разделены на две категории: выборных (более зажиточных, боеспособных) и подпомощников (слишком бедных, чтобы купить военное снаряжение). Основным назначением выборных казаков было участие в военных походах. Подпомощники же должны были служить более зажиточным товарищам и старшине, работать в их хозяйствах. На них возлагались такие же повинности, как и на крестьян, хотя и вдвое меньшие по объему. Существовала еще одна группа, которую составляли обеднелые, безземельные казаки — подсоседки. Они жили и работали в хозяйствах выборных казаков и подпомощников, которые их одевали и кормили. Закон предоставлял им право, в отличие от посполитых, свободно передвигаться в поисках лучших условий жизни, вообще переходить к зажиточному слою, если они заводили собственное хозяйство.
Но
эти изменения не спасли казачество
от упадка. Хотя в 60-ые годы XVIII ст. в реестре
значилось около 176 тыс. выборных казаков
и около 200 тыс. подпомощников, — боеспособными
из них были только 10 тыс. До конца века
большинство обеднелых казаков опустились
до уровня государственных крестьян. Исчезновение
потребности в традиционной охране границ,
экономические трудности, отсталость
по военному делу привели к тому, что казачество
в Украине фактически перестало существовать.
[13, с. 89-90]
2.3.
Право Запорожской Сечи.
С формированием казацкого республиканского строя складывается своеобразная правовая система на Запорожье. Казаки не признавали действия статутов и магдебургского права на своей территории. Правосудие на Запорожье происходило в соответствии со старинными обычаями, "словесным правом и здравым смыслом". [1, с. 154]
Важное значение в украинских землях имело обычное казацкое право — совокупность правовых обычаев, которые устанавливались в сфере казачества. Важность этого источника подчеркивает тот факт, что сразу после присоединения Украины к России царская грамота от 25 марта в 1654 г. предоставляла войску Запорожскому право судиться «у своих старшин по давнишним правам их», то есть на основе обычного права. А база обычного права закладывалась как раз в XV — середине XVII ст. Сначала особенную популярность обычное казацкое право получило в среде украинских крестьян, которые убегали от своих хозяев и властей в районы среднего и нижнего Приднепровья. Нормы обычного права, которые сложились на Запорожской Сечи, закрепляли военно-административную организацию казачества, некоторые правила военных действий, работу судебных органов, порядок землепользования и заключения отдельных договоров, виды преступлений и наказаний. Наличие у казачества своего особенного права признавалось польским правительством. Невзирая на строгость, а иногда жесткость норм обычного казацкого права, в нем была "честность великая". Казачество всячески отстаивало обычное казацкое право, побаиваясь, что писаное право сможет ограничить казацкие вольности. [15, c. 94]
Нормы обычного права, которые сложились в Запорожской Сечи, закрепляли военно-административную организацию казачества, работу судебных органов, порядок землепользования, порядок составления отдельных договоров, виды преступлений и наказаний. Можно утверждать, что казацкое обычное право представляло собой народную конституцию. Среди уголовных преступлений наиболее тяжкими признавались убийство, нанесение побоев, воровство, дезертирство, пьянство и др.
Как наказание практиковалось привязывание преступников к пушке, битье канчуками (батогами) под виселицей, членовредительство и т. д.
За наиболее тяжкие преступления приговаривали к смертной казни, которая подразделялась на простую и квалифицированную. К последней относились закапывание живым в землю, посажение на кол, повешение на крюк, забивание палками возле позорного столба.
Продолжало действовать и каноническое право. Правовым сборником православных норм был греческий Номоканон, католических — "Свод канонического права" 1532 г. [1, с. 154]
Формирование украинского государства, бесспорно, повлияло на развитие украинского права. Но если после освободительной войны польский аппарат государственной власти был полностью ликвидирован, то в правовой сфере изменения происходили несколько иначе. Среди источников права были упразднены лишь те, которые служили укреплению господства польской шляхты: “Устава на волоки”, “Ординация войска Запорожского”, Королевская и сеймовая конституции. Другие же, в частности, Литовские статуты (1529, 1566, 1588 гг.), сборники магдебургского права, отдельные королевские и княжеские грамоты, постановления сейма частично продолжали действовать. Однако своеобразие правовой системы Гетманщины заключалось в том, что в ее основе лежало обычное право, которое в наиболее традиционной форме и полнее всего действовало на Запорожский Сечи. Оно регулировало широкий круг общественных отношений, военно-административную организацию государственности, казацкую систему судопроизводства. Обычное право продолжало существовать в условиях ограничения украинской государственности в XVIII в. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что его нормы учитывались всеми без исключения кодификациями и законодательством империи, которое распространялось на территорию Украины. Важная роль принадлежала Мартовским статьям Б. Хмельницкого, а также статьям, подписанными другими гетманами. Это были правовые документы конституционного характера, которые определяли правовое положение Гетманщины в составе России, затрагивали главные вопросы внутренней жизни Украины. Главное место занимало также гетманское законодательство, в частности, универсалы, декреты, грамоты, ордера, инструкции, письма. Настоящие акты регулировали преимущественно административные и гражданские отношения. Среди них были как общеобязательные, так и те, которые определяли правовое положение отдельных состояний, учреждений, хозяйств, лиц. Статус подзаконных актов, направленных на реализацию актов царя и гетмана, имели универсалы и Указы Генеральной военной канцелярии. Нормы российского законодательства действовали на Слобожанщине и в Новоросии, хотя и там в некоторых случаях, например, при рассмотрении мелких уголовных дел, еще придерживались обычного права. Начиная с XVIII в. российское законодательство все больше распространялось на украинские земли, хотя не могло вытеснить нормы местного права. Отдельные российские законодательные акты, которые имели определяющее значение (Указ о единонаследии в 1714 г., Табель о рангах 1722 г. и др.), все более ощутимо влияли на развитие общественных отношений. [13, с. 99]
Со временем значительный вес получают новые источники права. Речь идет прежде всего о гетманских универсалах. Это были распорядительные акты высшей власти, которые носили общеобязательный характер для всего населения Украины. Универсалы регулировали государственные, административные, гражданские, уголовные и процессуальные отношения. Распространение гетманского законодательства соответственно суживало функции обычного права. Когда нормы последнего не противоречили интересам общественной верхушки, им, как правило, придавалась сила закона.
Нормы обычного права в своей традиционной форме были основными источниками права в Запорожской Сечи, где население придерживалось "подлуг старожитных и старейших обычаев". Существующие в Запорожье военно-административная и судебная системы руководствовались нормами обычного права. [16, c. 289]
Следует
упомянуть о существовании в
Украине так называемого
Источниками права были также международные соглашения, которые заключались гетманом, главным образом с соседними государствами. В них закреплялось положение Украины как субъекта международно-правовых отношений. В соглашениях находим нормы гражданского и административного права.
Перераспределение собственности в годы Освободительной войны нуждалось в нормах права, которые регулировали бы новые формы собственности, прежде всего собственность на землю. Появляются "ранговые земли", или "ранговые поместья". Это были земли, которые гетман своими универсалами жаловал казацкой старшине за службу, "в ранг", во время занятия ею определенной должности. [1, с. 154]
Под преступлением понималось всякое нарушение норм "давнего казачьего права". В системе преступлений на первом месте стояли воинские преступления (измена, неоказание помощи во время боя и др.). Особо жестоко наказывали предателей — их казнили. Наиболее распространенными видами наказания были смертная казнь и штрафы.
Необходимо отметить, что в этот период прослеживается постепенный переход от норм обычного права к нормам, созданным государством. Процесс этот был тесно связан с формированием государственности.
Следовательно, в Украине действовали разные, во многом устаревшие правовые нормы, которые часто противоречили друг другу, или, напротив, дублировались. Кардинальные изменения в общественной жизни с превращением России в абсолютную монархию также требовали унификации права. Царское правительство надеялось таким способом сближать правовые системы Украины и Российской империи. Верхушка украинского общества, которая стремилась уравняться в правах с российским дворянством, видела в этом свой интерес. Одновременно казацкая старшина пыталась закрепить свои права и возобновить автономное положение Украины. Все это стало причинами кодификации украинского права во второй четверти XVIII в. [17, с. 134]
Информация о работе Запорожская Сечь. Упадок казацкой державы