Западная культура XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:09, реферат

Описание работы

Развитие капитализма в странах Западной Европы первой половины XIX века сопровождалось формированием мощного рабочего движения. Во Франции дважды восставали ткачи г. Лиона. В Англии была создана первая в мире рабочая партия. В этих условиях возник марксизм, оказавший огромное влияние на социально-политическую жизнь Европы и всего мира. Под руководством К. Маркса и Ф, Энгельса был образован I Интернационал - Международное товарищество рабочих. В 1871 г. рабочие французской столицы на несколько месяцев установили в ней свою власть. После поражения Парижской Коммуны и роспуска I Интернационала во всех европейских странах стали возникать социал-демократические партии, руководствовавшиеся идеями марксизма. В общественном сознании XIX столетия марксизм занял ведущее место.

Работа содержит 1 файл

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА.docx

— 25.30 Кб (Скачать)

- достигнуть  правдивого, а точнее жизнеподобного  изображения современной жизни;

- дать в художественном  произведении ее правдивую интерпретацию,  основанную на методе и достижениях  естественных наук.

Натурализм возник и программно оформился прежде всего  во Франции. Своеобразным манифестом натурализма  стала работа И. Тэна «Введение в  историю английской литературы» (1864), в которой автор выдвинул триаду - «раса», «среда», «момент» как единственно  возможные и реальные причины  эволюции индивида в области культуры. Причем, своеобразие «расы» сводилось  к воздействию на человека как  на биологическую особь - среды, климата, питания, характера местности и  т. д. Приверженцы натурализма в  искусстве рассматривали человека как пассивный результат неотвратимого  воздействия наследственности и  материальной среды. Следует заметить, что в этот период натурализм начинает тяготеть к документальности, достаточно широко вводит документ в искусство. В 70-80-е годы XIX века натурализм поднимал очень важные темы:

- детально показывал  жизнь обездоленных и угнетенных;

- исследовал  механизмы взаимодействия человека  и среды с целью ее разумной  организации;

- активизировал  внимание на роль бессознательных  моментов в человеческой психике.

На рубеже XIX-XX веков художественные приемы натурализма  будут востребованы в отдельных  направлениях модернизма. Среди писателей  наиболее известными приверженцами  натурализма являются французы - братья Э. и Ж. Гонкуры, Э. Золя, Г. де Мопассан; немцы – А. Хольц и Г. Гауптман; англичанин –

Дж. Мур. В России влияние натурализма было ощутимо  в творчестве П. Боборыкина, Д. Мамина-Сибиряка, И. Панаева.

Импрессионизм (от фр. impression – впечатление) – художественное направление, возникшее во Франции  в 60-70-х годах XIX века и получившее наиболее яркое воплощение в изобразительном  искусстве, художественной литературе, музыке, скульптуре. Импрессионизм  предстает как последнее цельное  художественное течение во Франции XIX века, отмеченное общими стойкими стилистическими  признаками. Среди художников следующего поколения такого единства уже не было.

Признаками импрессионистического  стиля является:

- отказ от  замкнутости и стабильности изображения  объектов;

- фрагментарность  композиций, фиксирующих мгновенные, как бы случайные ситуации;

- неожиданные  ракурсы, срезы фигур и предметов.

Импрессионизм особенно ярко заявил о себе в живописи. Художники-импрессионисты (О. Ренуар, Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, К. Писсаро) с помощью  новых живописных приемов стремились передать красоту мимолетных состояний  природы, подвижность и изменчивость человеческой жизни. Свои пейзажные  работы (а пейзаж - воспроизводящий  динамичную и красочную жизнь  природы - стал ведущими жанром импрессионизма) художники писали на открытом воздухе (пленэре), передавая с помощью  чистой, светлой живописи ощущение сверкающего солнечного света. Следует  отметить, что работа на пленэре, творческий контакт с природой вызвали к  жизни и новую живописную технику, которая особенно проявилась в цветовом решении полотен. Пленэр развил у  импрессионистов не только обостренное  восприятие локального цвета, но и тончайшее  ощущение цветовой гаммы, которая видоизменялась в зависимости от освещения и  состояния воздушной среды. Французский  писатель Э. Золя очень тонко заметил  о сути искусства импрессионизма, что это «кусочек природы, рассмотренный  сквозь тот или иной темперамент». В своем творчестве импрессионисты исходили из доверия к природе  как объективной данности. Они  были убеждены, что мир природы  невозможно отделить от его восприятия. А себя они осознавали как своеобразных посредников между миром природы  и людьми, которые призваны раскрывать людям красоту этого мира.

В период своего восхождения на художественный Олимп  импрессионизм тяготился теоретизированием  в искусстве и не занимался  им. Основное внимание было сосредоточено  на вопросах художественного видения  и путях его воплощения. Поэтому  для начального этапа функционирования импрессионизма были характерны групповые  выставки, которые периодически объединяли различных художников и поддерживали между ними определенную связь. Широкое  культурологическое и философско-эстетическое осмысление этого явления произошло  лишь в начале XX века, в период его  творческого заката.

Импрессионистические  приемы использовались и в других видах искусства. На рубеже XIX-XX веков  принцип живописности выступает  одним из определяющих и в литературе, и в скульптуре, и в музыке импрессионизма. В поэзии он прозвучал в творчестве Я. Верлена, достигнув апогея в его  знаменитом сборнике «Романсы без слов» (1874), в музыке - в блистательных  миниатюрах М. Равеля и К. Дебюсси. Использовали этот стиль в своем творчестве - скульпторы О. Роден и П. Трубецкой, писатели Э. Дюжарден, М, Пруст, К. Гамсун и И. Анненский. Русскими художниками-импрессионистами были К. Коровин и И. Грабарь. Написанные ими в светлой, сияющей цветовой гамме полотна с редкостной силой  передают красоту и радость жизни.

Информация о работе Западная культура XIX века