Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:09, реферат
Развитие капитализма в странах Западной Европы первой половины XIX века сопровождалось формированием мощного рабочего движения. Во Франции дважды восставали ткачи г. Лиона. В Англии была создана первая в мире рабочая партия. В этих условиях возник марксизм, оказавший огромное влияние на социально-политическую жизнь Европы и всего мира. Под руководством К. Маркса и Ф, Энгельса был образован I Интернационал - Международное товарищество рабочих. В 1871 г. рабочие французской столицы на несколько месяцев установили в ней свою власть. После поражения Парижской Коммуны и роспуска I Интернационала во всех европейских странах стали возникать социал-демократические партии, руководствовавшиеся идеями марксизма. В общественном сознании XIX столетия марксизм занял ведущее место.
- достигнуть правдивого, а точнее жизнеподобного изображения современной жизни;
- дать в художественном
произведении ее правдивую
Натурализм возник
и программно оформился прежде всего
во Франции. Своеобразным манифестом натурализма
стала работа И. Тэна «Введение в
историю английской литературы» (1864),
в которой автор выдвинул триаду
- «раса», «среда», «момент» как единственно
возможные и реальные причины
эволюции индивида в области культуры.
Причем, своеобразие «расы» сводилось
к воздействию на человека как
на биологическую особь - среды, климата,
питания, характера местности и
т. д. Приверженцы натурализма в
искусстве рассматривали
- детально показывал
жизнь обездоленных и
- исследовал
механизмы взаимодействия
- активизировал
внимание на роль
На рубеже XIX-XX веков художественные приемы натурализма будут востребованы в отдельных направлениях модернизма. Среди писателей наиболее известными приверженцами натурализма являются французы - братья Э. и Ж. Гонкуры, Э. Золя, Г. де Мопассан; немцы – А. Хольц и Г. Гауптман; англичанин –
Дж. Мур. В России влияние натурализма было ощутимо в творчестве П. Боборыкина, Д. Мамина-Сибиряка, И. Панаева.
Импрессионизм
(от фр. impression – впечатление) – художественное
направление, возникшее во Франции
в 60-70-х годах XIX века и получившее
наиболее яркое воплощение в изобразительном
искусстве, художественной литературе,
музыке, скульптуре. Импрессионизм
предстает как последнее
Признаками
- отказ от
замкнутости и стабильности
- фрагментарность композиций, фиксирующих мгновенные, как бы случайные ситуации;
- неожиданные
ракурсы, срезы фигур и
Импрессионизм
особенно ярко заявил о себе в живописи.
Художники-импрессионисты (О. Ренуар, Э.
Мане, Э. Дега, К. Моне, К. Писсаро) с помощью
новых живописных приемов стремились
передать красоту мимолетных состояний
природы, подвижность и изменчивость
человеческой жизни. Свои пейзажные
работы (а пейзаж - воспроизводящий
динамичную и красочную жизнь
природы - стал ведущими жанром импрессионизма)
художники писали на открытом воздухе
(пленэре), передавая с помощью
чистой, светлой живописи ощущение
сверкающего солнечного света. Следует
отметить, что работа на пленэре, творческий
контакт с природой вызвали к
жизни и новую живописную технику,
которая особенно проявилась в цветовом
решении полотен. Пленэр развил у
импрессионистов не только обостренное
восприятие локального цвета, но и тончайшее
ощущение цветовой гаммы, которая видоизменялась
в зависимости от освещения и
состояния воздушной среды. Французский
писатель Э. Золя очень тонко заметил
о сути искусства импрессионизма,
что это «кусочек природы, рассмотренный
сквозь тот или иной темперамент».
В своем творчестве импрессионисты
исходили из доверия к природе
как объективной данности. Они
были убеждены, что мир природы
невозможно отделить от его восприятия.
А себя они осознавали как своеобразных
посредников между миром
В период своего
восхождения на художественный Олимп
импрессионизм тяготился
Импрессионистические приемы использовались и в других видах искусства. На рубеже XIX-XX веков принцип живописности выступает одним из определяющих и в литературе, и в скульптуре, и в музыке импрессионизма. В поэзии он прозвучал в творчестве Я. Верлена, достигнув апогея в его знаменитом сборнике «Романсы без слов» (1874), в музыке - в блистательных миниатюрах М. Равеля и К. Дебюсси. Использовали этот стиль в своем творчестве - скульпторы О. Роден и П. Трубецкой, писатели Э. Дюжарден, М, Пруст, К. Гамсун и И. Анненский. Русскими художниками-импрессионистами были К. Коровин и И. Грабарь. Написанные ими в светлой, сияющей цветовой гамме полотна с редкостной силой передают красоту и радость жизни.