Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:09, реферат
Развитие капитализма в странах Западной Европы первой половины XIX века сопровождалось формированием мощного рабочего движения. Во Франции дважды восставали ткачи г. Лиона. В Англии была создана первая в мире рабочая партия. В этих условиях возник марксизм, оказавший огромное влияние на социально-политическую жизнь Европы и всего мира. Под руководством К. Маркса и Ф, Энгельса был образован I Интернационал - Международное товарищество рабочих. В 1871 г. рабочие французской столицы на несколько месяцев установили в ней свою власть. После поражения Парижской Коммуны и роспуска I Интернационала во всех европейских странах стали возникать социал-демократические партии, руководствовавшиеся идеями марксизма. В общественном сознании XIX столетия марксизм занял ведущее место.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ
КУЛЬТУРА XIX ВЕКА
Социально-политические коллизии революционной эпохи.
Формирование и развитие общественного сознания, основных
философских направлений, культурологических концепций.
Реорганизация системы образования и науки. Расширение
технического оснащения художественной культуры.
От ампира к романтизму. Эволюция импрессионизма.
Развитие капитализма
в странах Западной Европы первой
половины XIX века сопровождалось формированием
мощного рабочего движения. Во Франции
дважды восставали ткачи г. Лиона. В
Англии была создана первая в мире
рабочая партия. В этих условиях
возник марксизм, оказавший огромное
влияние на социально-политическую
жизнь Европы и всего мира. Под
руководством К. Маркса и Ф, Энгельса
был образован I Интернационал - Международное
товарищество рабочих. В 1871 г. рабочие
французской столицы на несколько
месяцев установили в ней свою
власть. После поражения Парижской
Коммуны и роспуска I Интернационала
во всех европейских странах стали
возникать социал-
В общественном
сознании формируются и иные взгляды.
В философии складываются основные
идеи позитивизма. Позитивизм (латин. -
positivus - положительный, фактический) - одно
из главных направлений, по которому
развивается западная философия
на протяжении XIX-XX веков, исходящее
из того, что только используя данные
научного опыта, человек способен познать
факты и явления жизни. Основоположники
позитивизма — французский
В западноевропейской
культуре второй половины XIX в. достойное
место занимает иррационалистическая
линия в философии, представленная
трудами Артура Шопенгауэра (1788-1860)
и Фридриха Ницше (1844-1900). В своих
философских и
- подменяли разумное основание мира неразумной, иррациональной, интуитивной волей;
- принижали значение разума и мышления, акцентируя имморальный произвол личности.
Шопенгауэру и Ницше принадлежит авторство т. н. «элитарной концепции» развития культуры. Производителем и потребителем элитарной культуры, с их точки зрения, является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мысли философов, обеспечивает общественный прогресс. Поэтому культура должна быть ориентирована на удовлетворение ее запросов и потребностей. В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части:
- «людей гения»,
то есть способных к
- «людей пользы»,
то есть ориентированных
В культурологической
концепции Ф. Ницше, сформулированной
им в известных трудах: «Рождение
трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое,
слишком человеческое» (1878), «Веселая
наука» (1872), «Так говорил Заратустра»
(1884) элитарная концепция проявляет
себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек»,
имеющий привилегированное
В XIX веке а Европе окончательно утверждается капиталистическая форма хозяйствования, в сознании людей прослеживается стремление быть полезным обществу, а культура приобретает демократические и светские черты. Доминирующая городская культура способствовала не только интенсивному развитию промышленного производства: машиностроения, энергетики, металлургии и пр., но также стимулировала процессы образования и науки. По всей Европе формируется система школьного и профессионального образования, возрастает количество студентов, обучающихся в университетах. Нормой европейской культуры становится стремление повышать свой образовательный уровень.
С начала XIX в. наука становится востребованной европейским сообществом в полном объеме. Наиболее фундаментальными научными достижениями века являются:
- открытие немецким микробиологом Робертом Кохом (1768-1839) возбудителя туберкулеза (палочка Коха);
- описание английским
ботаником Робертом Броуном (
- создание английским
физиком Майклом Фарадеем (1791-1867)
учения об электромагнитном
- обоснование
английским
разработка французским микробиологом и иммунологом Луи Пастером (1822-1895) метода профилактической вакцинации против сибирской язвы и других инфекционных заболеваний;
- предсказание
английского физика Джеймса
Со второй половины
XIX века меняется социальный статус науки.
В Европе появляются государственные
научные центры, включавшие в себя
научно-исследовательские
В последней
четверти XIX в. происходит расширение технического
оснащения художественной культуры.
Результатом массовизации производства
и достижений научно-технической
революции стало возникновение
современного дизайна или художественного
конструирования. Своим появлением
данный вид художественно-творческой
деятельности обязан, с одной стороны,
бурному развитию техники и совершенствованию
технологических
Предпосылкой
появление киноискусства
В художественной культуре XIX века функционировал ряд общеевропейских стилей и направлений. Дадим им краткие характеристики.
Ампир (франц. empire
- империя) - стиль в европейской
архитектуре и декоративном искусстве,
завершивший эпоху классицизма
и наиболее ярко проявивший себя во
времена империи Наполеона I (1804-1815).
В основу мотивов декора и архитектурных
форм стиля ампир легли образцы
древнегреческой архаики, древнеегипетской
архитектуры, искусства императорского
Рима. Разработали ампир в
Для архитектуры ампира характерны массивные объемы, геометрически правильные формы, великолепный лепной и резной декор, что нашло свое воплощение в дворцовых сооружениях, триумфальных арках, колоннах. Художественные приемы ампира способствовали развитию серийного производства тканей, фарфора, столового серебра.
Романтизм (фр. romantisme)
- широкое идейное и
Романтизм, зародившись в Германии, распространился по всему миру, был национально многолик, сложен, внутренне противоречив и неоднороден. В начале XIX в. в Европе существовали:
- романтическое искусство (Д. Байрон, В. Гюго, В. Жуковский);
- романтическая философия и эстетика (братья А. и Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг, С. Кьеркегор);
- романтические
политико-экономические
Романтизм нашел свое выражение не только в сфере идеологии, но и в области общественной психологии, выступая как определенное мироощущение и мировосприятие эпохи. Он создавал новое представление о богатстве и неисчерпаемости духовного мира человека. Романтизм постулировал неприятие действительности, политическую индифферентность, мистицизм, меланхолию, внимание к внутренней жизни личности.
Романтизм - это
мощное художественное направление, в
основе которого лежал творческий метод,
провозглашавший своим главным
принципом абсолютную и безграничную
свободу личности. Сутью романтического
мировосприятия является признание
драматически неразрешимого противоречия
между низменной
Для романтизма
как художественного стиля
Романтическая эпоха - это время небывалого расцвета музыки (Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Ф. Шуберт, Ф. Лист), живописи (Э. Делакруа, Т. Жерико, Д. Констебл, О. Кипренский) и литературы (В. Скотт, А. Дюма, Э. Гофман, Г. X. Андерсен, Ф. Купер). В романтическую эпоху люди почувствовали движение времени, общественные перемены, что сопровождалось небывалым интересом к народной культуре, ее истокам и к росту национального самосознания во многих европейских странах. Классическими странами романтизма являлись Германия, Франция, Англия.
Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) – творческий процесс и метод, характерный для художественной культуры европейских стран, согласно которому, задачу искусства составляет всеобъемлющая жизненная правда.
Понимание реализма
как правды жизни имеет давнюю
культурную традицию и проходит ряд
исторических этапов. Первой попыткой
теоретического осмысления понятия
«реализм» можно считать
Реализм XIX в. принято называть критическим реализмом. Ему свойственно:
- глубинное постижение жизни;
- широкий охват действительности;
- художественное
осмысление всех ее
Художник-реалист
показывает взаимоотношения и
В XX в. искусство
столкнулось с усложнившейся
действительностью, с глобальными (политическими,
экологическими, нравственными) проблемами,
затрагивающими интересы каждого человека.
Реализм XX в. наполняется гуманистическим
содержанием, помогая человеку преодолеть
абсурдность бытия и
Натурализм (франц.
naturalisme, от латин. Nature – природа) –художественный
метод, сложившийся в
В соответствии
с методологией позитивизма, природа
искусства объяснялась