Западная культура XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:09, реферат

Описание работы

Развитие капитализма в странах Западной Европы первой половины XIX века сопровождалось формированием мощного рабочего движения. Во Франции дважды восставали ткачи г. Лиона. В Англии была создана первая в мире рабочая партия. В этих условиях возник марксизм, оказавший огромное влияние на социально-политическую жизнь Европы и всего мира. Под руководством К. Маркса и Ф, Энгельса был образован I Интернационал - Международное товарищество рабочих. В 1871 г. рабочие французской столицы на несколько месяцев установили в ней свою власть. После поражения Парижской Коммуны и роспуска I Интернационала во всех европейских странах стали возникать социал-демократические партии, руководствовавшиеся идеями марксизма. В общественном сознании XIX столетия марксизм занял ведущее место.

Работа содержит 1 файл

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА.docx

— 25.30 Кб (Скачать)

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ  КУЛЬТУРА XIX ВЕКА 

Социально-политические коллизии революционной эпохи.

Формирование  и развитие общественного сознания, основных

философских направлений, культурологических концепций.

Реорганизация системы образования и науки. Расширение

технического  оснащения художественной культуры.

От ампира к  романтизму. Эволюция импрессионизма.

Развитие капитализма  в странах Западной Европы первой половины XIX века сопровождалось формированием  мощного рабочего движения. Во Франции  дважды восставали ткачи г. Лиона. В  Англии была создана первая в мире рабочая партия. В этих условиях возник марксизм, оказавший огромное влияние на социально-политическую жизнь Европы и всего мира. Под  руководством К. Маркса и Ф, Энгельса был образован I Интернационал - Международное  товарищество рабочих. В 1871 г. рабочие  французской столицы на несколько  месяцев установили в ней свою власть. После поражения Парижской  Коммуны и роспуска I Интернационала во всех европейских странах стали  возникать социал-демократические  партии, руководствовавшиеся идеями марксизма. В общественном сознании XIX столетия марксизм занял ведущее  место.

В общественном сознании формируются и иные взгляды. В философии складываются основные идеи позитивизма. Позитивизм (латин. - positivus - положительный, фактический) - одно из главных направлений, по которому развивается западная философия  на протяжении XIX-XX веков, исходящее  из того, что только используя данные научного опыта, человек способен познать  факты и явления жизни. Основоположники  позитивизма — французский философ  Огюст Конт(1798-1857) и английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903) сформулировали ряд культурно-эстетических теорий, которые оказали серьезное влияние  на становление в конце века в  США «массовой культуры».

В западноевропейской культуре второй половины XIX в. достойное  место занимает иррационалистическая линия в философии, представленная трудами Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900). В своих  философских и культурологических сочинениях они:

- подменяли разумное  основание мира неразумной, иррациональной, интуитивной волей;

- принижали значение  разума и мышления, акцентируя  имморальный произвол личности.

Шопенгауэру и  Ницше принадлежит авторство  т. н. «элитарной концепции» развития культуры. Производителем и потребителем элитарной  культуры, с их точки зрения, является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную  высокими творческими задатками. Именно элита, по мысли философов, обеспечивает общественный прогресс. Поэтому культура должна быть ориентирована на удовлетворение ее запросов и потребностей. В своем  основополагающем труде «Мир как  воля и представление», завершенном  в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом  плане разделяет человечество на две части:

- «людей гения», то есть способных к эстетическому  созерцанию и художественно-творческой  деятельности;

- «людей пользы»,  то есть ориентированных только  на чисто практическую, утилитарную  деятельность.

В культурологической концепции Ф. Ницше, сформулированной им в известных трудах: «Рождение  трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884) элитарная концепция проявляет  себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение  в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной творческой восприимчивостью.

В XIX веке а Европе окончательно утверждается капиталистическая  форма хозяйствования, в сознании людей прослеживается стремление быть полезным обществу, а культура приобретает  демократические и светские черты. Доминирующая городская культура способствовала не только интенсивному развитию промышленного  производства: машиностроения, энергетики, металлургии и пр., но также стимулировала  процессы образования и науки. По всей Европе формируется система  школьного и профессионального  образования, возрастает количество студентов, обучающихся в университетах. Нормой европейской культуры становится стремление повышать свой образовательный уровень.

С начала XIX в. наука  становится востребованной европейским  сообществом в полном объеме. Наиболее фундаментальными научными достижениями века являются:

- открытие немецким  микробиологом Робертом Кохом  (1768-1839) возбудителя туберкулеза  (палочка Коха);

- описание английским  ботаником Робертом Броуном (1773-1858) ядра растительной клетки и  открытие беспорядочного движения  мельчайших частиц (броуновское  движение);

- создание английским  физиком Майклом Фарадеем (1791-1867) учения об электромагнитном поле;

- обоснование  английским естествоиспытателем  Чарльзом Дарвиным (1809-1882) основных  факторов эволюции органического  мира от обезьяны к человеку;

разработка французским  микробиологом и иммунологом  Луи Пастером (1822-1895) метода профилактической вакцинации против сибирской язвы и  других инфекционных заболеваний;

- предсказание  английского физика Джеймса Максвелла  (1831-1879) существования электромагнитного  поля.

Со второй половины XIX века меняется социальный статус науки. В Европе появляются государственные  научные центры, включавшие в себя научно-исследовательские институты  и лаборатории. В практику входит проведение научных конференций, симпозиумов  и всемирных выставок, как новых  форм международного культурного обмена.

В последней  четверти XIX в. происходит расширение технического оснащения художественной культуры. Результатом массовизации производства и достижений научно-технической  революции стало возникновение  современного дизайна или художественного  конструирования. Своим появлением данный вид художественно-творческой деятельности обязан, с одной стороны, бурному развитию техники и совершенствованию  технологических производственных процессов, с другой - проникновению  художественного творчества в новые  области деятельности и расширению границ эстетической действительности. Именно эти процессы формировали  и новое отношение человека к  окружающей его среде, в которой  любые технические конструкции  и предметы должны были стать носителями гармонии и красоты.

Предпосылкой  появление киноискусства явилось  возникновение в конце XIX в. кинематографической  техники. В марте 1895 года во Франции, с помощью киноаппарата, братья Люмьер осуществили первый киносеанс. С  небывалой активностью в конце  века осуществлялись эксперименты по соединению музыки и цвета. Цветовая энергетическая динамика в творчестве А. Скрябина, М. Чюрлениса становилась  новым конструктивным методом музыкальной  композиции.

В художественной культуре XIX века функционировал ряд  общеевропейских стилей и направлений. Дадим им краткие характеристики.

Ампир (франц. empire - империя) - стиль в европейской  архитектуре и декоративном искусстве, завершивший эпоху классицизма  и наиболее ярко проявивший себя во времена империи Наполеона I (1804-1815). В основу мотивов декора и архитектурных  форм стиля ампир легли образцы  древнегреческой архаики, древнеегипетской архитектуры, искусства императорского Рима. Разработали ампир в наполеоновскую эпоху французские архитекторы  Ш. Персье и П. Фонтен. Правда, свои идеи они воплотили не в теоретические  концепции, а реализовали через  издание в Париже в 1801 и 1812 годах  альбомов архитектурных и декоративных образцов.

Для архитектуры  ампира характерны массивные объемы, геометрически правильные формы, великолепный лепной и резной декор, что нашло  свое воплощение в дворцовых сооружениях, триумфальных арках, колоннах. Художественные приемы ампира способствовали развитию серийного производства тканей, фарфора, столового серебра.

Романтизм (фр. romantisme) - широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества, начавшееся на рубеже XVIII-XIX вв., просуществовавшее  до 40-х годов XIX в., а затем не раз  возрождавшееся в разнообразных  неоромантических формах.

Романтизм, зародившись  в Германии, распространился по всему  миру, был национально многолик, сложен, внутренне противоречив и  неоднороден. В начале XIX в. в Европе существовали:

- романтическое  искусство (Д. Байрон, В. Гюго, В.  Жуковский);

- романтическая  философия и эстетика (братья  А. и Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг,  С. Кьеркегор);

- романтические  политико-экономические концепции  (речь идет о взглядах представителей  европейского утопического социализма  и русских народников).

Романтизм нашел  свое выражение не только в сфере  идеологии, но и в области общественной психологии, выступая как определенное мироощущение и мировосприятие эпохи. Он создавал новое представление  о богатстве и неисчерпаемости  духовного мира человека. Романтизм  постулировал неприятие действительности, политическую индифферентность, мистицизм, меланхолию, внимание к внутренней жизни личности.

Романтизм - это  мощное художественное направление, в  основе которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным  принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Сутью романтического мировосприятия является признание  драматически неразрешимого противоречия между низменной действительностью  и высоким идеалом, несовместимым  с нею, а подчас и вообще нереализуемым. В романтизме главное - не показ индивидуализма, а героика - патетическое прославление одиночества.

Для романтизма как художественного стиля характерно противопоставление классицистскому  «подражанию природе» творческой активности художника, с его правом на преображение реального мира. Романтизм стимулирует  отрицание нормативности в создании произведений искусства и выступает  за обновление художественных форм. Художник создает именно свой особый мир, более  прекрасный, чем реальный. Понимая  искусство как высшую реальность, романтизм стимулирует ассоциативность  художественного мышления и взаимопроникновение  различных видов и жанров искусства. Произведения романтиков наполнены  чувствами восторга и разочарования, воодушевления и отчаяния. Эти  душевные колебания создавали ощущение непостижимости действительности, вечной загадки мира, признание невозможности  его полного духовного познания. Гетерогенность романтического стиля  породила неустойчивость всей художественной системы в целом.

Романтическая эпоха - это время небывалого расцвета музыки (Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Ф. Шуберт, Ф. Лист), живописи (Э. Делакруа, Т. Жерико, Д. Констебл, О. Кипренский) и литературы (В. Скотт, А. Дюма, Э. Гофман, Г. X. Андерсен, Ф. Купер). В романтическую эпоху люди почувствовали движение времени, общественные перемены, что сопровождалось небывалым интересом к народной культуре, ее истокам и к росту национального самосознания во многих европейских странах. Классическими странами романтизма являлись Германия, Франция, Англия.

Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) –  творческий процесс и метод, характерный  для художественной культуры европейских  стран, согласно которому, задачу искусства  составляет всеобъемлющая жизненная  правда.

Понимание реализма как правды жизни имеет давнюю культурную традицию и проходит ряд  исторических этапов. Первой попыткой теоретического осмысления понятия  «реализм» можно считать античный мимесис («подражание природе» в  трактовке Аристотеля), затем эта  проблема стала ключевой в теоретическом  наследии мыслителей Возрождения. Особое истолкование реалистическое «свободное подражание» получает в трудах Г. Лессинга и Д. Дидро. Однако целостное  понимание и сам термин «реализм»  возникает в 20-е годы XIX в. и его  значение усиливается к середине столетия.

Реализм XIX в. принято  называть критическим реализмом. Ему  свойственно:

- глубинное постижение  жизни;

- широкий охват  действительности;

- художественное  осмысление всех ее противоречий.

Художник-реалист  показывает взаимоотношения и взаимовлияния  человека и среды, проявляя подлинно энциклопедические познания. Не случайно многие сочинения приобретают характер социального исследования: («Красное и черное» Ф. Стендаля, «Ревизор»  Н. Гоголя). В реалистическом искусстве  характер человека трактуется как противоречивое и развивающееся единство. Проявление характера обусловлено средой обитания и обстоятельствами жизни. Характер может меняться от содержания этих условий, в зависимости от переживаемого  момента. Для реализма XIX века характерен обостренный интерес именно к  социальному началу в действительности (О. Бальзак, Ф. Достоевский, И. Крамской, А. Чехов, Л. Толстой и др.). Искусство  этой эпохи активно на этом сосредоточено.

В XX в. искусство  столкнулось с усложнившейся  действительностью, с глобальными (политическими, экологическими, нравственными) проблемами, затрагивающими интересы каждого человека. Реализм XX в. наполняется гуманистическим  содержанием, помогая человеку преодолеть абсурдность бытия и одиночество.

Натурализм (франц. naturalisme, от латин. Nature – природа) –художественный  метод, сложившийся в западноевропейской и американской культуре последней  трети XIX века под влиянием философии  позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, И. Тэна и др.

В соответствии с методологией позитивизма, природа  искусства объяснялась посредством  представлений, заимствованных у естествознания. В своих произведениях художник-натуралист должен абсолютизировать первооснову  бытия, стремиться к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию, изображению единичных явлений. При этом влияние социального фактора явно преуменьшается. Первостепенное значение натуралисты придавали точному описанию фактов действительности, «кусков жизни», усматривая в подобном описании непременное условие правдивости искусства. Таким образом, натурализм ставил перед художником две задачи:

Информация о работе Западная культура XIX века