Законы Хамурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Вавилония - примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Свое название получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды - в XVIII и VII вв. до н. э. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере, до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
1. Законы Хаммурапи: историческая справка………………………………......5
2. Процесс становления государства в древней Месопотамии……………......6
3. Общественный строй………………………………………………………......8
Заключение…………………………………………………………………....17
Список использованной литературы………………………………….18

Работа содержит 1 файл

ИПЗС.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

     Из  всего этого, можно сделать вывод, что мушкенум — это  человек, порвавший связь с общиной (или никогда ее не имевший) и принявший государственное обеспечение под условием службы (повинности). В эту категорию одинаково входили дослужившийся  до  высших чинов вельможа и сидящий на царской земле полукрепостной земледелец, лишь бы они не имели иного обеспечения, кроме государственного, выданного им под условием службы.

     Член  общины, поступающий на царскую службу и принимающий от царя ее обеспечение, не переставал от этого быть «авилумом» (ведь он сохранял членство в общине и общинный участок); точно так же мушкенум, добившийся членства в общине, становился авилумом,  что не мешало ему по-прежнему нести повинность за сохраняемое им держание от царя.     

 В  отличие от «авилумов», «мушкенумы»  не были наделены автономным  самоуправлением и их жизнь  в широких пределах регулировалась  администрацией (значительная часть  которой состояла из мушкенумов). Земледельцев-мушкенумов, например, могли произвольно  перебрасывать с участка на участок. Социально, мушкенумы считались менее значимы, чем авилумы: их достоинство и неприкосновенность расцениваются в Законных Хаммурапи существенно дешевле. Однако имущество мушкенумов охраняется строже: «Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит  мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит». Аналогично имуществу дворца или храма (храмы при Хаммурапи были государственными учреждениями, а их хозяйства - автономными частями государственного  хозяйства) - поскольку имущество мушкенума и является частью государственного имущества, выданного ему в обеспечение. Даже за развод мушкенум платит меньше авилума «Если он мушкенум, то он должен дать ей 1/2 мины серебра». А рабы мушкенумов получают определенные привилегии наряду с рабами самого царя.

     Существенный  интерес представляет количество земли, выдаваемое царем в обеспечение того или иного «илка»: за исполнение обязанностей жрицы (храмовой блудницы), тамкара (торгового агента), крупного чиновника или особо квалифицированного ремесленника выдавали 12-75 га, за военную службу и ремесленные работы средней категории - 9-12 га, за уплату доли урожая, выпас скота и наименее квалифицированный ремесленный труд - единицы га. Жрецы-мужчины вообще получали не землю, а только жалованье.

     Третье  сословие - вардумы («рабы») составляли люди, имевшие хозяев - лиц, правомочных произвольно распоряжаться их временем и рабочей силой, возможно, и жизнью (невольно причиненная смерть или умышленное телесное повреждение раба расценивались не как покушение на человека, а лишь как порча или уничтожение чужой собственности и требовали лишь имущественного возмещения.) Рабство было патриархальным либо дворцовым. Рабы составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.

     Рабы считались имуществом, так что их хозяева могли расправляться с ними как угодно, а также свободно отчуждать это право. Тяжкие кары полагались за укрывательство раба и пособничество ему в уклонении от рабства. Если рассматривать некоторые статьи Закона Хаммурапи, то можно заметить, что у беглого раба часто находилось достаточно помощников, возможно, и небескорыстных. Специальным жестоким наказаниям со стороны государства подвергается раб, посмевший без основания оспорить авторитет и власть хозяина или ударить свободного.

Статус раба носил наследственный характер (исключая  детей  раба от свободной). «Авилумы» по закону могли становиться рабами только на время. Положение рабов государственных  учреждений  и мушкенумов регулировалось государством и было, привилегированным (они могли иметь семью); в отношения «авилумов» со своими рабами государство не вмешивалось.

     Подавляющее большинство рабов являлось домашними  рабами. Отдача  рабов в найм практиковалась крайне редко. Раб царя или «царского человека», взявший в жены свободную, мог иметь собственную недвижимость, по его смерти отходившую к господину: «..если  дворцовый раб или же раб мушкенума взял в жены дочь полноправного человека и, когда он взял ее, она вступила в дом дворцового раба или же раба мушкенума вместе с приданым дома своего отца, а после того, как они соединились, они построили дом и приобрели добро, и затем либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума умер, то дочь полноправного человека может забрать свое приданое, а все, что она и ее муж приобрели после того как они соединились, должны поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь полноправного человека для своих сыновей.» Не исключено, что имущество любого вида мог иметь и всякий раб; в таком случае оно считалось бы его неотъемлемым придатком, не могла бы отчуждаться им, в том числе по завещанию, а после его смерти доставалась бы, господину. Более вероятно, что своего имущества у рабов, исключая мужей свободных женщин, не было. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

     Не  ограничивалась власть господина над  рабом. Лишь некоторые категории  рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие  детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.

Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония- очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.

Сословное положение влияло прежде всего на социальный статус, а не на достаток человека. И возмещение за телесное повреждение, и гонорар врачу за успешное лечение. Жизнь и здоровье ценились по значимости сословия.

Наряду  с сословиями - Законы называют также  профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых Законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих.

В соответствии с важным государственным значением  религии и храмов в Вавилонии  почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.

     Довольно  высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

     Особую  категорию составляли жрицы-энтум (как  правило, дочери, вышедшие из-под власти отца). Они получали значительные привилегии в наследовании отцовского имущества. Однако на них налагались и определенные запреты: жрицы не могли посещать «злачных» мест, заниматься торговлей, корчемством – эти занятия, считались обычными для прочих женщин. Жрицы, в отличие от жрецов-мужчин, которые состояли на жалованье у царя, могли обладать наделами из дворцовых или царских земель.

     Судебные  функции первоначально осуществлялись жрецами в форме религиозного ритуала либо принадлежали верховному правителю и назначаемым им судебным органам.

     Правовые  обычаи содействовали и закреплению  царской власти на основе ее божественного  происхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников, покушение на религиозные  основы.

     Низшие  ступени профессионально-служебной  лестницы занимают крупные купцы  и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров, в отличие от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок); врачи получали плату.

     Еще одну категорию населения составляли войны – редум, баирум.  За свою воинскую службу царю они наделялись землей, где вели сельское хозяйство, на определённых условиях. Закон обязывал воинов строго выполнять главное условие - нести службу, если воин отказывался идти в поход, его ждала казнь. Надел мог быть унаследован в семье, если был сын,  даже малолетний, который сможет в впоследствии служить. В случае плена и даже долгого отсутствия, права воина на надел сохранились. Имущество и надел, данные воину на праве илку, нельзя было продавать, да и любые денежные сделки с ними вообще считались не действительными. Однако если воин сам бросил надел и по своей воле отсутствовал более 3 лет, он не мог претендовать на возврат имущества. Законы защищали воинов от злоупотреблений низших воинских начальников, которых ждала смерть за попытки присвоить надел или подарок царя.

     Обладатель  имущества илку обязан был лично  выполнять военную службу в пользу государства. В случае если он наймет заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, то имущество переходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни. Если воин попадал в плен, то участок и сад илку передавался взрослому сыну под условием несения службы. Если сын еще мал, то матери передавалось 1/3 поля и сада, чтобы она могла воспитать сына.

     Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные  воином поле, сад, дом. Взрослый сын  воина становился законным наследником  его надела. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертельная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.

     Правовые  обычаи содействовали и закреплению царской власти на основе ее божественного происхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников, покушение на религиозные основы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Таким образом, можно выделить то, что своим  законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой, в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Законы Хаммурапи - это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй и частную собственность.

     Можно также отметить и то, что в данных законах люди не были одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу. Хотя четких границ между категориями людей не было, и все они обладали правоспособностью как в области имущественных, так и личных прав.

     Субъектами  права по Законам Хаммурапи признаются свободный общинник авилум и неполноправный свободный, находящийся на царской  службе - мушкенум. Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети  же рассматривались лишь как объекты права.

     Таким образом мы рассмотрели правовое положение населения по Законам  царя Хаммурапи, не смотря на достаточно высокий уровень развития товарно-денежных отношений структура месопотамского общества отличалась сложностью, которая была связана с многоукладным характером экономики, с незавершенностью процессов образования классов. Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего на свободных и рабов. Наряду с сословным признаком можно выделить так же слои по роду занятий (храмовые служащие, ремесленники, воины и т.д.), о которых упоминается в Законах Хаммурапи.  
 
 
 

Список  использованных источников: 

1. Жидкова О. А., Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1. – М., 1999

2. Кузин  Н. П., Нарочницкий А. Л., Нечкина  М. В. Энциклопедия./ Из истории  человеческого общества / Том 8. –  М, 1975

3. Омельченко  О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. Учебник 1. – М., 2001

4. Садиков  В.Н. Хрестоматия по Всеобщей  истории государства и права.  Учебное пособие. – М, 2002

5. Хачатурян  В. М. История мировых цивилизаций  с древних времён до конца  ХХ века. – М., 2001

Информация о работе Законы Хамурапи