Законы Хамурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Вавилония - примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Свое название получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды - в XVIII и VII вв. до н. э. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере, до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
1. Законы Хаммурапи: историческая справка………………………………......5
2. Процесс становления государства в древней Месопотамии……………......6
3. Общественный строй………………………………………………………......8
Заключение…………………………………………………………………....17
Список использованной литературы………………………………….18

Работа содержит 1 файл

ИПЗС.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ) 
 

Факультет –  юридический

Специальность – правовое обеспечение национальной безопасности 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: История права зарубежных стран 

                                                   Вариант 4 
 
 

        студентки 1 курса, группы ЮНБЗ-101

                                                                    Долговой Ольги Романовны 

                               Преподаватель

                                                   Ляшенко Елена Николаевна 
 

                                                     Дата сдачи:_______________ 

                                                     Оценка:__________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тольятти 2011

Содержание

Введение...............................................................................................................3

1. Законы Хаммурапи:  историческая справка………………………………......5

2. Процесс становления государства в древней Месопотамии……………......6

3. Общественный  строй………………………………………………………......8

Заключение…………………………………………………………………....17

Список  использованной литературы………………………………….18   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Вавилония - примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Свое название получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды - в XVIII и VII вв. до н. э. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере, до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. Население здесь занималось в основном рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Каменные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду.

     Резкое  деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы  свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев  населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкенумов), массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем раньше, структуру общества Вавилона, в котором развертывалась острая классовая борьба.

     Так, в период царствования Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия. Древневавилонское государство достигло наибольшего расцвета в царствование Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи.

  Законы древневавилонского правителя Хаммурапи считаются одними из древнейших в мире. По своему содержанию и по юридическому значению эти законы стали самым важным памятником всего древневосточного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Законы  Хаммурапи: историческая справка 

В 1901 году французская археологическая экспедиция, раскапывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н.э. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона - Мардук. В руках Хаммурапи жезл - символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом они пытались придать им большую силу.  
           Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала. Законник оказался в Эламе, скорее всего, в виде трофея. Захваченный и вывезенный из Вавилона одним из победоносных эламских царей, он должен был напоминать о поражении Вавилона. Для этого на очищенном от старых надписей месте предполагалось начертать что-нибудь хвалебное. В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня много. Выставленный на городской площади «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.
 
 
 
 
 
 
 

2. Процесс становления  государства в древней Месопотамии 

     Процесс становления централизованных государств в Древней Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, затянулся на столетия. Мелкие города-государства противились централизации, между ними велась борьба за гегемонию. Вавилонский царь Хаммурапи создал мощную централизованную державу, которая стала типичной восточной деспотией. Реформы Хаммурапи повлияли на социально-экономическое устройство государства, его систему управления и право. Централизация власти прослеживается и в том, что по Законнику Хаммурапи судебная система перешла под контроль царской администрации, роль общинных судов резко ограничилась. Это была коренная реформа правосудия. Объединение мелких государств в крупную державу с централизованным управлением, и единой системой законов имело положительное значение для организации ирригационных работ, орошения, водообеспечения. Во главе древневавилонской империи был царь Хаммурапи, ему подчинялся весь бюрократический аппарат, он подчинил себе жреческую организацию вместе с их храмами, сам назначал и контролировал деятельность служителей культа.

     Правовые  обычаи помогали и закреплению царской власти на основе ее божественного происхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников, покушение на религиозные основы. Большую роль в становлении правовых норм играли судебные органы, защищавшие, прежде всего интересы имущих и привилегированных каст, классов. Они содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам. Становление государственности требовало все более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности, эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власти, которые были ориентированы, прежде всего, на защиту собственности, личности знати и ее неприкосновенности, власти высших каст или сословий над низшими, рабовладельца над рабом или наемным работником. Интересам богатых и знати служили нормы о праве наследования и другие. Такого рода правовые нормы нашли отражение в широко известных исторических памятниках древнейших государств, в Законах царя Хаммурапи. Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству.

     Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием  сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности. Первая кодификация была создана на втором году правления: это был год, когда царь «установил право стране». Эта кодификация не сохранилась. Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. 
 
 
 
 

3. Общественный строй 

     Большую роль в становлении правовых норм Древнего Вавилона играли судебные органы, защищавшие, прежде всего интересы имущих и привилегированных каст, классов. Они содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам. Судебные функции первоначально осуществлялись жрецами в форме религиозного ритуала либо принадлежали верховному правителю и назначаемым им судебным органам. Все это способствовало созданию правовых норм судами, то есть возникновению судебного прецедента, под которым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму. Позднее по Законнику Хаммурапи судебная система перешла под контроль царской администрации, роль общинных судов резко ограничилась. Хаммурапи реорганизовал судебную систему, ограничил в ней роль жрецов. Вместе с тем он сохранил право общинных органов управления по разбирательству мелких правонарушений, наказуемых поступков, имущественных споров между общинниками, оставил обычное право. В Законнике упоминается должность профессиональных судебных следователей, в процессах были задействованы и другие царские служащие. В больших городах были коллегии царских судебных чиновников, они разбирали преступления и имущественные споры лиц, находившихся в царских владениях. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой, в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй и частную собственность.

     Законы  Хаммурапи исходили из того, что  люди не одинаковы по своим юридическим  возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу. Хотя, конечно, жестких граней между категориями людей не было, и не все они обладали правоспособностью как в области имущественных, так и личных прав.

     Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего на свободных и рабов.

Вполне  полноправной личностью с точки зрения права считался самостоятельный мужчина - хозяин, глава патриархального семейства. Он мог принадлежать к категории свободных общинников, быть собственником выделенной общинной земли, обладать всеми подразумеваемыми правами в отношении имущества, семейных отношений – такого законы называют авилум.

Термин  «авилум» имеет как общее, так и специальное, сословное значение. Законы Хаммурапи исходят из разделения всего населения, охваченного их нормами, на три сословия: авилумов, мушкенумов и вардумов.

     Первое  и высшее из них охватывает членов «общин». Общины пользовались самоуправлением, а их члены имели право на участки общинной земли. Общинный характер землевладения выражался не в том, что община контролировала  распределение и передачу этих участков, а в том, что владение ими было неразрывно связано с членством в соответствующей общине. Цари не вмешивались во внутреннюю жизнь общин и в землевладельческие отношения общинников. Хаммурапи даже специально следил, чтобы его чиновники не покушались на огосударствление наделов «авилумов», однако, они собирали с общин различные налоги. Создавая свою державу Хаммурапи ограничился назначением глав общинного самоуправления царской властью и регулированием прав наследования и частных сделок «авилумов».

     Всякий  общинник - «авилум» возглавлял патриархальную семью, над членами которой (детьми и женой) располагал весьма значительной властью.  Он мог отдавать их в залог или в уплату долга, определял судьбу дочери и браки детей. Только он был полноправным собственником семейного имущества при жизни, хотя не мог вполне произвольно его завещать. Жена в целом считалась собственностью мужа, однако, ее достоинство и положение в какой-то мере гарантируются в Законах Хаммурапи независимо. И жена, и муж имели право на развод, однако, для мужа оно было неизмеримо шире, а жена, должна была сохранять верность даже покойному супругу.

     Женщина в законах Хаммурапи воспринималась главным образом как чья-то жена,вдова или дочь, вообще являлась субъектом права в очень малой степени, исключая независимых женщин-жриц, приравненных к «авилумам» и называвшихся в женском роде авилтум, но они были исключены из нормальной семейной жизни.

     Второе  сословие - мушкенумы. Они не были членами какой-либо  общины и не имели своей земельной собственности, должны были брать в держание участок царской земли или перейти на иное государственное обеспечение, попав тем самым в лично-административную зависимость от царя и принять  на себя обязанность выполнять определенную повинность перед государством. Кто-то из них был вынужден отказаться от земельного участка в общине и бросить ее из-за разорения и долгов, кто-то из-за личных неурядиц, а кто-то  мечтал о продвижении на царской службе. Наконец, чьи-то общины  оказывались сами разорены и разгромлены в ходе непрестанных  внутримесопотамских войн и не могли обеспечить своим членам  нормального существования либо вообще гибли, так что количество бродячего населения, постоянно пополнялось. Ряды мушкенумов расширялись также за счет выходцев из кочевых племен, по сходным причинам покинувших свои кланы.

Информация о работе Законы Хамурапи