Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:19, реферат
Крупнейшим и важнейшим по своему политическому влиянию в регионе стало с конца XIX в. до н. э. Древневавилонское царство, трехсотлетнее существование которого(1894-1595 гг. до н. э.) составило особую эпоху в истории Двуречья. Вавилон, достигший своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), объединивший на новых административно-территориальных организационных основах (путем создания административных областей и округов, управляемых царскими сановниками) огромные территории от Персидского залива до Сирии, предстает в качестве государства-империи, идеологической базой которого стал культ единого бога, «царя над богами»- Мардука. Вавилон в Законах царя Хаммурапи объявляется вечным обиталищем «царственности»,в отличие от принятого ранее принципа. А правовые институты Вавилона, представленные знаменитым Законами Хаммурапи (XVIII в. до н. э. -далее также ЗХ) и Ассирии-Законами Среднеассирийского царства, дают возможность выявить целый ряд особых черт вавилоно-ассирийской региональной цивилизции древности, ее государства и права.
Введение...........................................................................................................................1
Глава1. Источники и общая характеристика «Законов Хаммурапи».........................2
Глава2. Правовой статус основных групп населения..................................................4
Глава3. Преступления и наказания................................................................................6
Заключение.....................................................................................................................10
Список использованных литератур............
Третья группа - это преступления против семейных устоев: кровосмешение, неверность жены, ее распутное поведение (ст. 129,133,143), изнасилование (ст. 130), похищение и подмена ребенка (ст. 14, 194), бегство женщины от мужа, укрывательство беженки, увоз замуженей женщины и др. При определении наказания на жту группу преступлений учитывалось не только социальное положение преступника и потерпевшего, но и их пол, семейный статус. В САЗ, например, сравнительно меньшее наказание следовало за изнасилование незамужней, чем замужней, женщины (III, 55-56).
Из преступлений против государства ЗХ предусматривают только одно, а именно - недонесение корчемницей о сборищах преступников в ее корчме, когда «она их не схватила и не привела во дворец» (ст.109). Другие государственные преступления, видимо, карались по слову царя или по обычному праву. Близки к государственным преступлениям преступления воинские и должностные :1) уклонение воина от выступления в поход, злоупотребления властью его началников, приносящие вред воину (ст. 26, 30, 33-34; выше, «Государство и право», II, 3); 2) близко к преступлениям против государтсва тяжкое служебное преступление против правосудия как устоя государственного управления : изменение судьею своего решения, изложенного в документе с печатью (возможно, ввиду подкупа судьи или иной его личной заинтересованности); наказание - взыскание с виновного 12-кратной суммы иска по данному делу и удаление виновного судьи с судейского кресла без права дельнейшего участия в судебной деятельности (ст. 5)2.
Небезынтересно
отметить, за какие из перечисленных преступлений,
предусматриваемых ЗХ, они устанавливают
смертную казнь. Это - преступления против
государства и близкие к ним, предусмотренные
ст. 109; 26, 33, 34 и ст. 110(сожжение); преступления
против личности, предусмотренные ст.
229, 230, 116, 1 и 3; преступления против собственности,
предусмотренные ст. 15-16, 19, 227, 21(расправа
на месте преступления), 25(то же), 143(то же),
153(сажание на кол), 130 и 14 - всего 31 случай.
К этому надо прибавить такие преступления,
некоторые судились по обычному праву,
но также карались, вероятно, смертной
казнью, например, некоторые случаи убийства,
воровства и другие, не предусмотренные
ЗХ. Остальные наказания - большей частью
либо членовредительство и (в ст. 5, 127) позорящие
«символические наказания»,(см. выше «государство
и право», раздел II, 1, Б), либо штрафы; но
в случае несостоятельности осужденного
штраф также в ряде случаев заменяется
смертной казнью, например, по ст. 8, 256(разрывание
скотом); ордалия тоже могла превращаться
в смертную казнь (ст. 2, 132). В других случаях
несостоятельности осужденного, вероятно,
продавали в рабство; это мера встречается
в виде самостоятельного наказания. В
качестве наказания применялось и изгнание
(например ст. 154).
Заключение
ЗХ считались образцом законодательства на протяжении всей дальнейшей истории «клинописной» культуры Месопотамии. Их продолжали переписывать и изучать вполть до эллинистического и даже парфянского периода истории Вавилонии. До нас дошло около 40 списков текста ЗХ, что намного превышает количество списков подавляющего большинства древних текстов.
В
заключение необходимо отметить, что мнения
специалистов о месопотамских законах
значительно расходятся. Некоторые счтают,
что перед нами не законы в собственном
смысле слова, а самовосхваления царей,
долженствующие показать их мудрость
и справедливость, либо некие теоретические
упражнения месопотамских ученых, не имеющие
практического значения. Среди тех, кто
считает их настоящими законами, существуют
разногласия по вопросу о том, какую часть
населения охватывают их установления
(всех жителей страны или тоько царских
людей). В российской науке настоящими
законами, хотя и весьма архаичными, и
охватывают все население царства.
Список
использованных литератур
Информация о работе Законы Хаммурапи(преступление и наказание)