Законы Хаммурапи(преступление и наказание)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:19, реферат

Описание работы

Крупнейшим и важнейшим по своему политическому влиянию в регионе стало с конца XIX в. до н. э. Древневавилонское царство, трехсотлетнее существование которого(1894-1595 гг. до н. э.) составило особую эпоху в истории Двуречья. Вавилон, достигший своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), объединивший на новых административно-территориальных организационных основах (путем создания административных областей и округов, управляемых царскими сановниками) огромные территории от Персидского залива до Сирии, предстает в качестве государства-империи, идеологической базой которого стал культ единого бога, «царя над богами»- Мардука. Вавилон в Законах царя Хаммурапи объявляется вечным обиталищем «царственности»,в отличие от принятого ранее принципа. А правовые институты Вавилона, представленные знаменитым Законами Хаммурапи (XVIII в. до н. э. -далее также ЗХ) и Ассирии-Законами Среднеассирийского царства, дают возможность выявить целый ряд особых черт вавилоно-ассирийской региональной цивилизции древности, ее государства и права.

Содержание

Введение...........................................................................................................................1
Глава1. Источники и общая характеристика «Законов Хаммурапи».........................2
Глава2. Правовой статус основных групп населения..................................................4
Глава3. Преступления и наказания................................................................................6
Заключение.....................................................................................................................10
Список использованных литератур............

Работа содержит 1 файл

Реферат по ИГПЗС-1.docx

— 40.88 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТИ И ГАЗА ИМ. И.М.ГУБКИНА 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории  государства и  права  

Реферат по дисциплине

«История  государства и  права зарубежных стран»

на тему:

Законы  Хаммурапи(преступление и наказание) 
 
 

 Студент:Пак ЕнХи

Группа:юр-11-03

Руководитель:К.и.н.,доцент

Котков  Николай Дмитриевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 год

План 

Введение...........................................................................................................................1 

Глава1. Источники и общая характеристика «Законов Хаммурапи».........................2 

Глава2. Правовой статус основных групп населения..................................................4 

Глава3. Преступления и наказания................................................................................6 

Заключение.....................................................................................................................10 

Список  использованных литератур..............................................................................11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ввдение

  Крупнейшим  и важнейшим по своему политическому  влиянию в регионе стало  с  конца XIX в. до н. э. Древневавилонское царство, трехсотлетнее существование которого(1894-1595 гг. до н. э.) составило особую эпоху в истории Двуречья. Вавилон, достигший своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), объединивший на новых административно-территориальных организационных основах (путем создания административных областей и округов, управляемых царскими сановниками) огромные территории от Персидского залива до Сирии, предстает в качестве государства-империи, идеологической базой которого стал культ единого бога, «царя над богами»- Мардука. Вавилон в Законах царя Хаммурапи объявляется вечным обиталищем «царственности»,в отличие от принятого ранее принципа. А правовые институты Вавилона, представленные знаменитым Законами Хаммурапи (XVIII в. до н. э. -далее также ЗХ) и Ассирии-Законами Среднеассирийского царства, дают возможность выявить целый ряд особых черт вавилоно-ассирийской региональной цивилизции древности, ее государства и права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава1.Источники  и общая характеристика «Законов Хаммурапи» 

  Законы  Хаммурапи-крупнейший и важнейший  памятник права древней Месопотамии. Хотя никаких теоретических сочинений  по праву из Месопотамии до нас  не дошло (их, как и в других науках, видимо, не было), Закон Хаммурапи предствавляют собой плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм. Эта работа основывалась на принципах, существенно отличных от применяемых ныне, но проводившихся в общем довольно строго и последовательно. Нормы группируются по предмету регулирования, а переход от одной нормы к другой осуществляется по принципу ассоциации. Таким образом, один и тот же предмет рассматривается в смежных нормах в различных правовых аспектах. Случаи, которые считались очевидными и не вызывавшим сомнений, в Законах Хаммрапи вообще не упоминаются, например наказание за умышленное убийство или за чародейство. Такие дела решались по обычаю. Вместе с тем вавилонские юристы еще испытывали затруднения при формулиовке важнейших обших принципов и понятий права, хотя определенное представление о них имели. Поэтому они выражали их казуистически: принцип «по одному делу решение два раза не выносится» выражен, видимо, в §5,который карает судью за после того, как решение уже принято и выдан соответствующий документ; представлние о недееспособности малолетних и несвободных выражено, видимо,в §7, карающем за принятие какого-либо имущества из рук (а при свидетелях, которым известны участники сделки, она не могла бы иметь место).

  Закон Хаммрапи с , в котором Вавилон объявляется вечным обиталищем перемещалась из одного города в другой, перечисляются заслуги Хаммурапи перед каждым важнейшим городом Месопотамии и их божествами-покровителями (в провозглашается цель создания Законов: «Дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказываема была справедливость... ». Далее следуют собственно Законы. В тексте Законов можно выделить следующие разделы: 1)осноные приципы правосудия (§1~5); 2) охрана собственности царя, храмов, общиников и царских людей (§6~25); 3) нормы, касаюшиеся служебного имущества (§26~41); 4) операции с невдижимостью и связанные с нею деликты (§42~88); 5) торговые и коммерческие операции (§99~126); 6) семейное право (§127~195); 7) телесные повреждения (§196~214); 8) операции с движимым имуществом и личный наём (§215~282). Далее следует «Эпилог», содержащий проклятия тем, кто отступит от установлений, содержащихся в Законах Хаммрапи. «Пролог» и «Эпилог» написаны торжественным и архаичным языком и во многих отношениях напоминают литературные произведения, сами же узаконения изложены сухим и ясным деловым языком.

  Вавилонское право, как и любое древнее право, не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и т.п. Текст Законов Хаммрапи носит «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Глава2. Правовой статус основных групп населения
 

  Возглавляемое монархом вавилонское общество делится  на три сословия, резко обособленных одно от другого в отношении их прав и обязанностей. Осоновную массу населения составляет класс свободных («авилум»). Это граждански полноправные вавилонские подданные, в большинстве своем владевшие землей и несшие имущественные и личные повинности в пользу государства. Следующим общественным классом были вольноотпущенники («мушкенум»). Состоя в большинстве случаев из бывших рабов двора или храма, вольноотпущенные не могли приобрести гражданской полноправности наравне со свободными, и, например, при нечаянном убийстве в ссоре за вольноотпущенника уплачивается в виде пени треть мины серебра (ст. 208), тогда как за свободного - полмины (207), но зато в силу клиентчестких отношений к прежнему господину - двору или храму - они пользовались и некоторыми преимуществами перед свободными: кража у вольноопущенника возмещается в десятикратном размере (8), между тем как свободному просто возращается украденное.

  Низший  общественный слой составляют рабы («вардум»). Кроме военнопленных, а также покупных рабов значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных. Таковы, например, преступники и несостоятельные должники. Последние для расплаты с долгами могли предоставить кредитору своих жену и детей во временное рабство (117) или же были порабощены насильно (114,115). Рабы рассматриваются законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Подобно всякому другому роду имущества, право собственности на рабов переходило в семье от поколения к поколению. Рабов продают (278~281), перепродают (117) и закладывают (118)1. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считается не более как только повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный и обязан возместить ущерб. Так, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности, например, врачом (219) или строителем (231) - виновный обязан отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего (216); за умерщвление его бодливым быком (252); за смертельный удар, нанесенный рабыне дерущимися (211), господину их уплачивается треть мины; за удар, причинивший беременной рабыне выкидыш, - 2 сикля (213); за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собою его смерть, - половина его стоимости (220).

  При всем доверии, каким иногда раб мог пользоваться со стороны господина, он не имел права самовоьно распоряжаться чем бы то было из имущества последнего, например, продавать его, закладывать и прочее. Не говоря уже о самом рабе, даже покупатель, совершивший с ним куплю-продажу, наказывался смертью (7). Против бегства рабов, по-видимому, нередкого в Вавилонии были принимаемы серьезные меры, как, например, обыски подозрительных домов. Иногда царь по получении от кого-либо прошения о правительственной помощи в деле отыскания беглого раба лично принимал меры к розыску беглеца. За содействие бегству и укрывательство казенного раба или раба-вольноотпущенника и отказ выдать его на требование власти виновный подлежал смертной казни (16), равно как и поимщик раба, которого, поймав, он держит у себя подозрение в укрывательстве (19). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава3. Преступления и наказания 

  Правовая  мысль Месопотамии не достигла такого уровня развития, при котором стало бы возможным закрепление в законодательстве общих принципов угловного права, абстрактно сформулированных норм, касающихся таких понятий, как форма вины, обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание, соучастие, покушение и проч. Ео определенные упоминания об этих понятиях есть в ЗХ: например, понимание различий между умышленным и неумышленным преступлением (ст.206-207), соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства, обстоятельств, отягчающих преступление, и проч.

  Так, нанесение в драке побоев, повлекших смерть свободного человека, наказывалось штрафом, сумма которого определяласьв зависимости от того, кто был потерпевший: авилум или мушкенум. Эта норма стала исключением из общего правила обычного права: убийство человека, умышленное или неумышленное, наказывается смертью преступника или его родственника. Неумышленное нанесение раны в драке по ЗХ освобождало от наказания свободного человека. С особой жестокостью - немедленным сожжением - каралась кража на пожаре (ст. 25), сообщиничество женщины в убийстве своего мужа (ст. 153) и др.

  По  САЗ «правосудие» в отношении жены было в основном в руках мужа, который мог или простить ее, наказать. Муж мог взять на себя ответственность за жену в случае кражи. Ему предоставлялась возможность выкупить жену, отдав краденое, но при этом отрезать ей уши. Женщине-воровке, от которой отказывался муж, угрожало отрезание носа, и собственник краденого мог «забрать ее». Кража, совершенная женой у своего мужа, влекла за собой также отрезание ей ушей мужем (САЗ,III, 3). По ЗХ (ст. 129) женщину, изменившую мужу, бросали в воду, если муж ее не прощал. По ст. 23 в случае грабежа на территории общины, «если грабитель не будет схвачен... », «все пропавшее» должен была возместить потерпевшему община и ее глава - радианум.

  Общая черта месопотамского законодательства - его жестокость, что было особенно характерно для САЗ. Большой круг преступлений (в ЗХ - около 30) карался смертной казнью, которая применялась и по принципу талиона не только в случае умысла преступника, но и по его неосторожности. Согласно ст.229 ЗХ, строитель, построивший дом, который обвалился, убив хозяина, то убивали и сына строителя (ст.230). Лекарю, неосторожно выколовшему глаз больному во время операции, отрубали кисть руки (ст. 218).

  Смертная  казнь предписывалась в форме  сожжения, утопления, сажания на кол; применялись и членовредительные наказания: отсечение рук, пальцев, отрезание уха, языка, в том числе по принципу талиона (око за око, зуб за зуб), если потерпевший и преступник были равны по социальному положению. Эти наказания соседствовали с такими, как обращение в рабство, изгнание из общины и семьи, штраф (композиция), принудительный труд, клеймение, битье палками и проч.

  Штраф в виде взыскания многократной стоимости похищенного был равнозначен смертной казни. Заведомая непосильность таких штрафов, как, например, тридцатикратная стоимость похищенного из дворца или храма вола, ладьи и проч., предполагала неизбежную смерть преступника. Величина штрафа (так же, как и тяжесть членовредительных наказаний) зависела от социального положения преступника и потерпевшего.

  Если  попытаться как-то систематизировать  все преступления, закрепленные в ЗХ, то следует всего выделить так называемые преступления против личности, к которым относились умышленное или неумышленное убийство (улийство женой мужа, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение должника до смерти  голодам в доме кредитора и проч.), телесные повреждения, оскорбление словом и действием, ложные обвинения, клевета и т.д.

  Другую  группу составляли преступления против собственности. Воры и покупатели краденого  у частных лиц сурово наказавались, но особо охранялась, как уже говорилось, собственность дворца или храма. Вопреки общему правилу такой состав преступления, как посягательство на собственность дворца или храма, был сформулирован в ст. 6 в абстракной форме: «Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украженное, должно убить».

  К имущественным преступлениям кроме  кражи и грабежа относились снятие с раба его знаков рабства (ст. 226-227), мошеничество корчемницы или тамкара в отношении заимодавца (ст.90-95, 108), повреждение и уничтожение чужого поля водой из своего арыка или плотины (ст. 53-55), потрава поля скотом (ст. 57) и проч.

Информация о работе Законы Хаммурапи(преступление и наказание)