Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:09, контрольная работа
Законы Вавилонского царя Хаммурапи – самый древний свод законов дошедший до нас. Хаммурапи приказал высечь их на каменной стеле, где был изображен и сам он, и бог Шамаш, дающий эти законы царю. По законам Хаммурапи можно судить об отношениях между людьми древних государств рабовладельческого общества. Изучение данных законов позволяет говорить о том, что законы в первую очередь защищали интересы властителя и верхушки общества - знати и жрецов, затем учитывались права рабовладельцев, которыми являлись почти все вавилоняне.
Введение ………………………………………………………….
3
Государственный строй Древнего Вавилона эпохи царя Хаммурапи (первая половина XVIII в. до н.э.)………………………………………………………………
4
Основные источники права Древнего Вавилона. Общая характеристика и внутренняя структура судебника царя Хаммурапи…………………………………………………………..
6
Правовое положение основных групп населения …………...
8
Собственность в Древнем Вавилоне …………………………
11
Семейно-брачные отношения по Законам Хаммурапи ……..
13
Преступления и наказания. Основные черты судебного процесса и система доказательств ……………………………
15
Заключение ……………………………………………………….
17
Список использованной литературы …
Правда, эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин. Муж же, наоборот, мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми. Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь.
Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, "ходить из дома в дом", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца.
В определенных обстоятельствах: болезнь жены, женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей, плохое поведение жены - муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья: "Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня". Слова "станет разорять свой дом" могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи. В этом же случае она могла, так сказать, иметь свои собственные накопления по вполне понятным причинам.
Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее закон ограничивал эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.
Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе, о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака, об имуществе жены. Женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел.
Целый ряд статей кодекса Хаммурапи указывает на то, что вдова не имела права отчуждать своё имущество после смерти мужа, ибо «это имущество считалось наследством детей, среди которых старший сын имел право на получение преимущественной доли наследства»10.
Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
Как и другие древние кодификации, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются таковыми. Ничего не говорится в законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.
Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится). К таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину, врача, причинившего смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф.
Предусматривались суровые наказания за клевету и оскорбление. Так, в Законе Хаммурапи записано: "Если человек станет обличать под клятвою человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего его должно убить". Там же говорится: "Если человек протянет палец (обвинит в дурном поведении) против энтум (жрицы) или жены человека и не докажет обвинения, то этого человека должно подвергнуть перед судьями, а также обрить ему виски (выбрить знак рабства)" (§ 30)11.
К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие с них клейма законы определяли как преступные действия. Отличным от кражи преступлением законы называли грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили.
Среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишался руки).
Виды наказаний, предусмотренные
законами Хаммурапи, определялись их целью.
Такой целью было возмездие. Поэтому
при определении наказания
Судебный процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Так, например в § 5 Законов Хаммурапи указанно, что если судья разобрал дело, постановил решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере. Кроме того, в судебном собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде13.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законы Хаммурапи — крупнейший и важнейший памятник права древней Месопотамии, представляют собой плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм. Эта работа основывалась на принципах, существенно отличных от применяемых ныне, но проводившихся в общем довольно строго и последовательно. Нормы группируются по предмету регулирования, а переход от одной нормы к другой осуществляется по принципу ассоциации. Таким образом, один и тот же предмет рассматривается в смежных нормах в различных правовых аспектах. Случаи, которые считались очевидными и не вызывавшими сомнений, в Законах Хаммурапи вообще не упоминаются, например наказание за умышленное убийство, кражу или за чародейство. Такие дела решались по обычаю. Вместе с тем вавилонские юристы еще испытывали затруднения при формулировке важнейших общих принципов и понятий права, хотя определенное представление о них имели, поэтому они выражали их казуистически.
Вавилонское право, как и любое древнее право, не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и т.п. Текст Законов Хаммурапи носит «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Общество, каким оно обрисовано в Законах Хаммурапи, состоит, как уже упоминалось, из свободных общинников (авилум), царских людей (мушкенум) и рабов (вардум). Положение царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя очень большие наделы и были одновременно и общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Иначе говоря, между свободой и рабством внутри категории царских людей существовали многочисленные промежуточные ступени.
Кроме этого Законы Хаммурапи дают нам представление о социально-политическом и экономическом устройстве Вавилона времен Хаммурапи. Так, например, мы можем говорить о том, что государственное правление представляло собой деспотическую монархию, огромную роль в экономики играло сельское хозяйство и система орошения. Так же в это время получили свое развитие ростовщичество и торговля.
Законы Хаммурапи были в окончательной редакции изданы только после победы в войне против эламской гегемонии, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи, а саму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка.
Законы Хаммурапи принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Следует учесть,
что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни стран (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.
Список использованной литературы
Контрольную работу выполнила ____________
Дата выполнения работы 28.04.2012 г.
1 [1, с.136 Ч. I.]
2 [ 2, с. 62-63]
3 [1, с. 146-148]
4 [3, с. 167-190]
5 [4, Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства]
6 [5, с. 196-219]
7 [7, с. 152-177]
8 [4, Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства]
9
[6, http://www.gumer.info/
10
[6, http://www.gumer.info/
11 [7, с. 152-177]
12 [5, с. 196-219]
13 [8, Истоки коррупции и особенности борьбы с ней]