Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:20, реферат
Период становления Русской государственности и события предшествующие этому являются одними из наименее изученными страницами нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, представлены крайне скудно, в основном, в изложении Византийских летописцев, которые описывали события, порой, противоречиво. Конечно, Византийцев занимали славяне, главным образом, как беспокойные, воинственные соседи и они не особо интересовались их культурой, бытом и нравами. Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические исследования.
Введение
Древнейшие цивилизации на территории нашей страны
Происхождение славян
Славяно-Русское язычество
Список литературы
СТРИБОГ - Род - Святовит
- Сварог ("Небесный"). Древнее первенствующее
божество неба и Вселенной, "бог-отец".
Уподобен христианскому богу-творцу
Савоафу. В греческой мифологии ему
приблизительно соответствует Уран.
ДАЖЬБОГ - Солнце
- сын Сварогов. Древнее божество
Природы, солнечности, "белого света",
податель благ. Полностью соответствует
античному Аполлону и противопоставлялся
христианскому богу-сыну. Дажьбог и
Стрибог оба были небесными богами.
МАКОШЬ. Древняя
богиня земли и плодородия. Дополнением
к ней служат "вилы" - русалки,
обеспечивающие орошение нив росою.
Может быть приравнена к греческой
Деметре ("Земле-матери") и христианской
матери божьей. Часто изображалась
с турьим "рогом изобилия".
СЕМАРГЛ. Божество
семян, ростков и корней растений.
Охранитель побегов и зеленей. В
более широком смысле - символ "вооружённого
добра". Посредник между верховным
божеством неба и землёй, его посланец.
Имел прямое отношение к Макоши, как божество
растительности, связанной с почвой.
ХОРС. Божество
солнечного светила. Представлял собою
некое неотделимое дополнение к
образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса
связаны ритуальные "хороводы"
и русское наречие "хорошо"
- "солнечно". Отношение Хорса к Дажьбогу
можно определить аналогией с Гелиосом
и Аполлоном у греков.
В итоге появляются
как бы три разряда богов: на первом
месте стоит
е) Влияние язычества
на культуру и быт Восточных Славян.
Культура Руси
складывалась с самого начала как
синтетическая, находящаяся под
влиянием различных культурных направлений,
стилей,
традиций.Одновременно
Русь не просто слепо копировала чужие
влияния и безоглядно заимствовала
их, но применяла к своим культурным традициям,
к своему дошедшему из глубины веков народному
опыту, пониманию окружающего мира, своему
представлению о прекрасном.
Язычникам были
известны многие виды искусств. Они
занимались живописью, скульптурой, музыкой,
развивали ремёсла. Здесь важную роль
в изучении культуры и быта играют археологические
исследования.
Раскопки на
территориях древних городов
показывают всё разнообразие быта в
городской жизни. Множество найденных
кладов и вскрытые могильники донесли
до нас предметы домашней утвари и ювелирные
украшения. Обилие женских украшений в
найденных кладах, сделало доступным изучение
ремёсел. На диадемах, колтах, серьгах
древние ювелиры отразили свои представления
о мире, с помощью витиеватого растительного
орнамента они могли рассказать о "Кащеевой
смерти", о смене времён года, о жизни
языческих богов... Неведомые звери, русалки,
грифоны и семарглы занимали воображение
тогдашних художников.
Большое значение
язычники придавали одежде. Она несла
не только функциональную нагрузку, но
и некоторую обрядность. Одежда украшалась
изображениями берегинь, рожаницами, символами
солнца, земли и отражала многояростность
мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось
с головным убором, земле соответствовала
обувь и т. д.
К сожалению, почти
вся языческая архитектура была деревянной
и для нас почти утрачена, но в сохранившихся
ранних каменных христианских храмах
можно увидеть в отделке и орнаменте языческие
мотивы. Это типично для периода двоеверия,
когда художник мог изобразить рядом христианского
святого и яыческого божества, свести
вместе в витиеватом орнаменте крест и
древние славянские символы.
Большим разнообразием
отличались языческие обряды и празднества.
В результате многовековых наблюдений
славянами был создан свой календарь,
в котором особенно ярко выделялись следующие
праздники, связанные с земледельным циклом:
1. Праздник первых ростков - 2 мая.
2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.
3. Ярилин день - 4 июня.
4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.
5. Праздник Купала - 24 июня.
6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.
7. Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля.
8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.
9. Праздник Перуна - 20 июля.
10. Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.
11. "Зажинки",
окончание жатвы - 7 августа.
Годичный цикл
древнерусских празднеств складывался
из разных элементов, восходящих к индоевропейскому
единству первых земледельцев. Одним
из элементов были солнечные фазы,
вторым был цикл молний и дождей,
третьим был цикл празднеств урожая,
четвёртым элементом были дни поминования
предков, пятым могли быть коляды, праздники
в первых числах каждого месяца.
Многочисленные
праздники, коляды, игрища, святки скрашивали
быт древнего славянина. Многие их этих
обрядов живы в народе и по сей
день, особенно в северных областях
России, именно там христианство приживалось
дольше и труднее, на севере особенно сильны
языческие традиции, что привлекает повышенное
внимание со стороны этнографов.
Список литературы.
Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982.
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. М., 1996.
Седова М.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.
Информация о работе Язычество восточных славян и его отражение в быте и нравах народа