Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:20, реферат
Период становления Русской государственности и события предшествующие этому являются одними из наименее изученными страницами нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, представлены крайне скудно, в основном, в изложении Византийских летописцев, которые описывали события, порой, противоречиво. Конечно, Византийцев занимали славяне, главным образом, как беспокойные, воинственные соседи и они не особо интересовались их культурой, бытом и нравами. Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические исследования.
Введение
Древнейшие цивилизации на территории нашей страны
Происхождение славян
Славяно-Русское язычество
Список литературы
Реферат по истории
Русской культуры на тему:
Язычество восточных
славян и его отражение в быте
и нравах народа
Ландышев С.В.
1998
Оглавление:
Введение
Древнейшие цивилизации на территории нашей страны
Происхождение славян
Славяно-Русское язычество
Список литературы
Введение.
Период становления
Русской государственности и
события предшествующие этому являются
одними из наименее изученными страницами
нашей истории. Письменные источники,
повествующие о тех временах, представлены
крайне скудно, в основном, в изложении
Византийских летописцев, которые описывали
события, порой, противоречиво. Конечно,
Византийцев занимали славяне, главным
образом, как беспокойные, воинственные
соседи и они не особо интересовались
их культурой, бытом и нравами. Поэтому
для изучения истории Древней Руси и язычества,
как её неотъемлемой части, использовались,
в основном, археологические и этнографические
исследования.
Язычество прошло
сложный многовековой путь от архаических,
примитивных верований древнего
человека до государственной "княжеской"
религии Киевской Руси к IX веку. К этому
времени язычество обогатилось сложными
обрядами (можно выделить обряд погребения,
в котором сконцентрировались многие
представления язычников о мире), чёткой
иерархией божеств (создание пантеона)
и имело огромное влияние на культуру
и быт древних славян.
Тема реферата
выбрана мной не случайно. Язычество
притягивает к себе любого любознательного
человека не только таинственными, порой
непонятными обрядами, не только забытыми,
канувшими в века и извлечёнными
из недр земли, памятниками культуры, но
и запахом древнего леса, бескрайними
речными долинами, мужеством древних охотников
и первопроходцев. Именно язычество помогало
древнему человеку противостоять неизвестной
и враждебной стихии, делая мир ближе и
понятнее.
Этнографические
исследования показывают поразительную
живучесть многих представлений
о мире, которые славяне перенесли
даже в христианство. Удивляет этнографов
и народная память: в некоторых
сказаниях упоминаются даже вымершие
исполины - мамонты "чудища хоботистые".
После принятия
христианства на Руси язычество стало
подвергаться гонениям, но не так просто
оказалось вытравить из души народа
верования, которые складывались веками.
Христианизация Руси продолжалась несколько
столетий, в результате русское православие,
по крайней мере в народном представлени,
превратилось в симбиоз Византийского
христианства и Славянского язычества.
Многие христианские праздники уходят
своими корнями в язычество. Например,
день святых Бориса и Глеба (2 мая) совпадал
с языческим праздником первых ростков.
Язычество Восточных
Славян - огромный культурный пласт, представляющий
интерес для историков, этнографов
и искусствоведов. Трудно переоценить
его влияние на дальнейшую судьбу
Русского государства.
Древнейшие
цивилизации на территории
нашей страны.
В настоящее
время в славянских республиках
бывшего СССР доля славян составляет
от 85% до 98%. Однако такое положение
сложилось относительно недавно. На
заре нашей эры лишь северо-запад
Украины входил в ареал расселения
древних славян. По мере освоения новых
земель, предки русских, украинцев и белорусов
смешивались с местными народами, впитывая
в себя их культуру и обычаи. Поэтому особенно
важно учитывать огромную роль неславянских
народов в становлении Древнерусского
государства.
Северное побережье
Чёрного моря и Кавказ ещё в
доисторические времена были заселены
Скифами. Скифы, в данном случае, могут
отождествляться с иранцами, таврами
(народ, живший на территории Крыма), фракийцами,
финскими и праславянскими племенами.
Изначально Скифы были кочевниками, но
позже основная их масса перешла к оседлому
образу жизни и образовала "Скифское
царство", которое находилось в постоянных
контактах со своими соседями. Примерно
в VII в. до н.э. началась колонизация Северного
Причерноморья древними греками. Колонизаторы
встречали сопротивление со стороны скифов,
но, как правило, в локальных стычках выходили
победителями, обращая в рабство непокорные
племена. Впрочем, рабы-скифы не пользовались
большим спросом из-за их строптивости
и природной склонности к вину. Позже скифам
приходилось вести борьбу и с Римлянами.
Только в прошлом
веке российскими археологами была
открыта ещё одна своеобразная культура,
существовавшая примерно в II-IV веках
нашей эры и названная
Следы "черняховской"
культуры были найдены на побережье
Днепра, недалеко от Киева. Этнически "черняховцы"
были близки к иранцам, вместе с тем
среди них могли быть и другие
этносы, в том числе и праславяне.
Известно, что "черняховцы" имели
весьма тесные контакты с Римской империей
и готскими племенами. Высокая концентрация
населения, а также высокий уровень развития
земледелия и ранних ремёсел создали предпосылки
для создания государственности, но самобытная
цивилизация не устояла под ударами гуннов.
Большие изменения
в демографическую обстановку на
территории нашей страны в то время
внесло гуннское нашествие. Гунны были
известны ещё древним китайцам. Примерно
во II веке до н.э. они были вынуждены
отойти на запад под давлением
войск "поднебесной" и где-то ко II
веку н.э. вышли к Волге. На берегах Волги
гунны вынуждены были задержаться почти
на два столетия, поскольку встретили
сопротивление со стороны алан (иранцев).
Позже, сломив сопротивление аланских
племён, гунны устремились на поселения
"черняховцев" и далее на запад. Весьма
воинственные гунны вели кочевой образ
жизни, тем не менее, испытывая на себе
влияние культур покорённых народов, все
более тяготели к благам цивилизации.
Знаменитый гуннский царь Аттила уже имел
дворцы и прочие атрибуты оседлого быта.
Таким образом, можно говорить о появлении
на карте мира к IV-V вв. гуннского государства,
простиравшегося до границ римской империи,
и которое представляло собой сложный
конгломерат народов, где пришлые гунны
уже составляли меньшинство. После смерти
Аттилы, начались распри среди наследников
и покорённые народы, воспользовавшись
ситуацией, оттеснили гуннов на восток
в причерноморские степи.
В составе гуннских
племён можно выделить прототюрков.
Поначалу их роль не была доминирующей,
но положение стало меняться в VI веке,
когда с востока, из пределов нынешней
Монголии, на запад устремился мощный
поток прототюркских племён. Тогда же
ими была образована сильная конфедерация,
названная Тюркский каганат и которая
простиралась на огромном пространстве
от Монголии до Волги. В каганате существовала
чёткая иерархическая структура, во главе
которой находился хакан, имеющий неограниченную
власть и приравненный кочевниками к китайскому
императору. Позже Тюркский каганат распался
на две части, из которых так называемый
Западнотюркский каганат властвовал на
территории от Алтая до Волги, а затем
распространил свою власть и на часть
предкавказья.
Самым серьёзным
последствием этого образования
был приход тюрок на запад, в том
числе и в Восточную Европу.
В VI-X вв. население почти всей степной
части Восточной Европы подверглось тюркизации,
тогда как в лесостепной утверждался доминант
славян.
Только на центральном
Кавказе сохранился мощный массив аланского
(иранского) этноса, который оправился
после гуннского погрома и воссоздал
своё политическое объединение - Аланский
союз.
Также, в западном
Предкавказье (территория нынешнего
Краснодарского края) в VI в. господствующее
положение заняли булгары и образовали
государство, которое получило название
Великая Булгария. Булгары соперничали
с западными тюрками и пытались распространить
своё влияние на западе, в степях современной
Украины. Во второй половине VII в., под ударами
хазар, они вынуждены были покинуть родину.
Большая часть булгар ушла на Балканы,
часть в Центральную Европу, но некоторые
всё же остались в предгорьях Кавказа.
В VII в., распадается
Западнотюркский каганат и из
него, самостоятельным образованием,
выделяется Хазарское царство. Изначально
хазары описывались разными
Возникновение
в низовьях Волги колонии евреев,
гонимых из Византии, и поражения
в войнах с мусульманами подвинуло
определённую часть хазарской знати к
принятию иудаизма. Тогда же главными
действующими лицами стали крупные еврейские
торговцы, которые могли финансово подкрепить
такого рода операцию. Принятие иудаизма,
однако, не принесло Хазарии большой пользы.
К тому же основная часть населения исповедовало
ислам, христианство и старые языческие
культы.
В покорённых хазарами
странах поднимались восстания.
К первой трети IX в. освободились славяне-поляне,
а к концу IX в. попытки сбросить
хазарскую власть предпринимались в Волжской
Булгарии - небольшом государстве, возникшем
на Средней Волге. В X век Хазария вступила
ослабленной. Главным врагом её теперь
была Русь, которая разгромила Хазарский
каганат.
Происхождение
славян.
Вплоть до первых
столетий нашего века трудно найти какие-либо
упоминания о славянах. И это не удивительно.
Прежде всего, восточные славяне возникли
в результате слияния так называемых праславян,
носителей славянской речи, с различными
другими этносами Восточной Европы.
Ареал расселения
праславян, которые, как полагают лингвисты,
отделились от родственных им балтов в
середине I тыс. до н.э., был весьма невелик.
В ранних источниках праславяне назывались
венедами и связывались как с германскими
племенами, так и с финнами (не современными
финнами). Отсюда можно сделать предположение,
что венеды занимали приблизительно территорию
нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной
Белоруссии и Северо-Западной Украины.
На протяжении II в. славяне оттеснили или
ассимилировали какую-то часть других
народов с побережья Балтийского моря
и, позже, заняли районы Прикарпатья.
Гуннское нашествие
привело к значительным перемещениям
населения. Примерно в одно время
с заселением тюрками степной
части Юго-Восточной Европы, её лесостепную
часть постепенно осваивали славяне,
которые уже к 5 в. вышли к среднему Днепру.
Затем они продвинулись в бассейн реки
Десны, получившей славянское название
(Правая). Любопытно, что основная часть
крупных рек на юге сохранили свои старые,
иранские названия. Так, Дон - просто река,
Днепр - объясняется как глубокая река,
Рось - светлая река, Прут - река и т. д.
Главными врагами
гуннов были готы и иранцы, славяне
же если не стали союзниками гуннов,
то, во всяком случае, смогли использовать
сложившуюся ситуацию в свою пользу.
После войн с азиатами в лесостепной части
местное население значительно уменьшилось.
В лесах же оно никогда
многочисленным
и не было. При этом славяне первоначально
как жители лесов продвигались вдоль
больших рек, служивших в ту пору
едва ли не единственными транспортными
артериями для лесных и лесостепных областей.
Местное население (иранское, балтское,
а затем и финское) довольно легко ассимилировалось
славянами, как правило, мирным путём.
До VI в. Византийские
историографы почти не упоминают
о славянах, но позже информация о них
начинает расти. Это связано, скорее всего,
с началом активной колонизации Балкан
славянами (они вплотную приблизились
к византийским границам). Византийцы
делили славян на две группы. Западные
славяне так и назывались как славяне
(склавины, склавии). К ним же относились
и балканские славяне. Но, кроме того, упоминались
анты, которые считались особой, скорее
всего восточной, группой славян.
Византийские
писатели выделяли антов как храбрейших
из славян. Любопытно, что анты и
склавины часто враждовали друг с другом
и этим умело пользовались византийцы,
ещё больше сталкивая своих северных соседей.
Целесообразно
привести отрывок из описания славян
VI в. византийцами: " Племена склавов
и антов одинаковы по образу жизни,
и по нравам; свободные, они никоим образом
не склонны ни стать рабами, ни повиноваться,
особенно в собственной земле. Они многочисленны
и выносливы, легко переносят и зной, и
стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку
пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры
и дружественны, препровождают их с места
на место, куда бы там ни было нужно; так
что, если гостю по беспечности принявшего
причинён вред, против него начинает вражду
тот, кто привёл гостя, почитая отмщение
за него священным долгом... У них множество
разнообразного скота и злаков, сложенных
в скирды, в особенности проса и полбы...
Живут они среди лесов, озёр и труднопроходимых
болот, устраивая много, с разных сторон,
выходов из своих жилищ... Ведя разбойную
жизнь, они любят совершать нападения
на своих врагов в местах лесистых, узких
и обрывистых. С выгодой для себя пользуются
засадами, внезапными нападениями и хитростями...
Они опытнее всех других людей и в переправе
через реки и мужественно выдерживают
пребывание в воде, так что некоторые из
них, оставшиеся дома и внезапно застигнутые
опасностью, погружаются глубоко в воду,
держа во рту изготовленные для этого
длинные тростинки, целиком выдолбленные
и достигающие поверхности воды; лёжа
навзничь на глубине, они дышат через них
и выдерживают много часов, так что не
возникает на их счёт никакого подозрения...
Поскольку у них много вождей и они не
согласны друг с другом, нелишне некоторых
из них прибирать к рукам с помощью речей
или даров, в особенности тех, которые
ближе к имперским границам, а на других
нападать".
Информация о работе Язычество восточных славян и его отражение в быте и нравах народа