Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:59, курсовая работа
Цель моей курсовой работы — отразить те противоречия, которые возникли на Ялтинской конференции между ее участниками по узловым проблемам международной политики, и определить значение конференции для дальнейшего ведения войны и устройства мира.
Задачами настоящей работы в связи с указанной целью являются:
рассмотреть предпосылки проведения Крымской (Ялтинской) конференции
раскрыть позиции каждой из сторон по основным вопросам
отразить принятые конференцией решения.
определить роль, значение и последствия Ялтинской конференции
На конференции также
2.2. Рассмотрение вопроса о
Большое внимание при обсуждении германской
проблемы участники конференции
уделили вопросу о репарациях.
Советское правительство было заинтересовано
в том, чтобы Германия хотя бы частично
возместила ущерб, нанесенный нашей
стране. При этом оно учитывало
и экономическое положение
Руководители США и Англии сначала возражали против советских предложений, заявляли, что сумма, на которую претендует СССР, непосильна для немецкого народа. Но в ходе переговоров им пришлось принять справедливость требований нашей делегации. В результате был подписан специальный протокол (опубликован он был лишь в 1947 г.). Главы держав договорились об общих принципах решения репарационного вопроса и утвердили формы взимания репараций.
Протокол о переговорах между главами трех правительств на Крымской конференции по вопросу о репарациях натурой с Германии
Главы трех правительств условились о следующем:
1. Германия обязана возместить в натуре ущерб, причиненный ею в ходе войны союзным нациям.
Репарации должны получаться
в первую очередь теми странами,
которые вынесли главную
2. Репарации должны взиматься с Германии в трех формах:
а) единовременные изъятия в течение двух лет по капитуляции Германии или прекращении организованного сопротивления из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т. д.), причем эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии;
б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции в течение периода, длительность которого должна быть установлена;
в) использование германского труда.
3. Для выработки на основе вышеизложенных принципов подробного репарационного плана в Москве учреждается межсоюзная комиссия по репарациям в составе представителей от СССР, США и Великобритании.
4. В отношении определения общей суммы репараций, а также ее распределения между пострадавшими после германской агрессии странами советская и американская делегации согласились о следующем: «Московская комиссия по репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложение Советского правительства о том, что общая сумма репараций в соответствии с пунктами „а“ и „б“ параграфа 2-го должна составлять 20 миллиардов долларов и что 50 % этой суммы идет Советскому Союзу». Британская делегация считала, что впредь до рассмотрения вопроса о репарациях Московской комиссией по репарациям не могут быть названы никакие цифры репараций.
Вышеприведенное советско-американское предложение передано Московской комиссии по репарациям в качестве одного из предложений, подлежащих ее рассмотрению.9
2.3. Польский и югославский вопросы
Важное место в деле послевоенного урегулирования в Европе заняло рассмотрение на Крымской конференции польского вопроса, как в плане формирования правительства Польши, так и в плане установления ее границ. Советский Союз ставил задачу восстановления сильной, демократической, дружественной в отношения СССР Польши. В июле 1944 г. на освобожденной польской территории был создан Польский комитет национального освобождения, преобразованный в конце того же года во временное правительство Польской республики, получившее признание Советского Союза. СССР решительно отверг домогательства западных держав на установление в Польше власти лондонского эмигрантского «правительства». После напряженного обсуждения вопроса о формировании польского правительства конференция приняла решение о том, что действующее в Польше временное правительство должно быть «реорганизовано на более широкой демократической базе с включением в него демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы.10
Важное место в послевоенном урегулировании польского вопроса занимало установление восточных и западных границ Польши. Советский Союз настаивал на установлении восточной ее границы на основании «линии Керзона», предложенной странами Антанты и США еще в 1919 г. при рассмотрении вопроса о границах Польши после окончания первой мировой войны. Советское предложение было принято, и союзники решили, что советско-польская граница должна проходить в соответствии с национальным признаком, т. е. по уже названной «линии Керзона» с отступлением от нее в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши.
Не вызвало серьезных
разногласий среди участников конференции
также и признание
Крымской конференции пришлось заняться также вопросами Югославии. Здесь, как и в Польше, имелись народная власть, фактически осуществлявшая руководство страной, опиравшаяся на поддержку народа, и реакционная эмигрантская клика, неспособная представлять свою страну. Правительства США и Англии симпатизировали находившемуся в эмиграции югославскому королю и его окружению. В то же время они понимали, что их интересы требуют контакта с народной фактической властью, сколь бы отрицательно они к ней ни относились. В Крыму они согласились рекомендовать Тито (пред. Нац. к-та освобождения Югославии (НКОЮ)) и Шубашичу (премьер югославского эмигрантского пр-ва) ввести в действие достигнутое ими соглашение и образовать Временное объединенное правительство.
Таким образом, Крымская конференция приняла в отношении Югославии компромисс, до некоторой степени сходный с тем, который был достигнут в отношении Польши. Ликвидация эмигрантского правительства и устранение короля обеспечивались ценой включения в состав народного демократического правительства, фактически управлявшего страной, некоторого числа буржуазных деятелей.
2.4. Соглашение о вступлении СССР в войну против Японии
Проблемы Дальнего Востока заняли на конференции не много места. Наиболее важная беседа по этой теме состоялась во время встречи Сталина и Рузвельта 8 февраля в Ливандии. Английский премьер без каких-либо замечаний одобрил все пункты договоренности Рузвельта со Сталиным о вступлении СССР в войну против Японии. 11 февраля в Ливадийском дворце Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем было подписано Ялтинское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока. Оно фиксировало следующие договоренности:11
«Руководители Трех Великих Держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании - согласились в том, что через два - три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников при условии:
1. Сохранения status quo (статус-кво) Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики);
2. Возвращения принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно:
а) возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов;
б) интернационализации торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановления аренды на Порт - Артур, как на военно-морскую базу СССР;
в) совместной эксплуатации Китайско - Восточной железной дороги, дающей выход на Дайрен, на началах организации смешанного Советско - Китайского Общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза, при этом имеется в виду, что Китай сохраняет в Манчжурии полный суверенитет.
3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов.
Предполагается, что соглашение относительно Внешней Монголии и вышеупомянутых портов и железных дорог потребует согласия генералиссимуса Чан Кайши. По совету Маршала И.В. Сталина Президент примет меры к тому, чтобы было получено такое согласие.
Главы правительств Трех Великих Держав согласились о том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией.
Со своей стороны Советский Союз выражает готовность заключить с Национальным Китайским Правительством пакт о дружбе и союзе между СССР и Китаем для оказания ему помощи своими вооруженными силами в целях освобождения Китая от японского ига».12
2.5. Декларация об освобождённой Европе
Конференция приняла «Декларацию
об освобожденной Европе». В ней
провозглашалось, что СССР, США и
Англия «договорились между собой
согласовывать в течение
Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору.» В ходе обсуждения проекта декларации советская делегация внесла важную поправку, направленную на ограждение стран, избравших путь народно-демократического развития, от непосредственного вмешательства Англии и США. Советская делегация предложила вместо учреждения постоянного специального механизма для осуществления совместной ответственности, предлагавшегося американским проектом, предусмотреть проведение консультаций между союзниками о необходимых мерах. Поправка была принята.13Таким образом, эта декларация подчеркивала необходимость сохранения единства трех великих держав в решении важных международных вопросов в послевоенный период. Впрочем, на деле западные союзники СССР в дальнейшем постарались «помощь» народам Европы, предусмотренную декларацией, использовать в целях вмешательства в их внутренние дела ради поддержки реакционных сил.
2.6. Вопросы, касающиеся
Крымская конференция занимает
особое место в истории борьбы
за создание универсальной организации
международной безопасности. На конференции
были изложены основы для превращения
этой организации в центр
Лига наций – международная организация, существовавшая в период между первой и второй мировыми войнами, оказалась банкротом. Во всех действиях направленных против Советского государства Лига наций проявляла необычайную настойчивость. Когда же речь шла о поддержании мира и безопасности, она оказывалась, как правило, совершенно бессильной принять какие-либо действенные меры, направленные к урегулированию международных конфликтов. Поэтому на Крымской конференции была начата реализация идеи новой Лиги наций. Союзникам требовалась межгосударственная организация, способная предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния. Именно на конференциях победителей в Тегеране и Ялте и на промежуточных переговорах в Думбартон - Оксе была сформирована идеология Организации Объединённых Наций.14
На Крымской (Ялтинской) конференции было решено:
1) что конференция Объединенных Наций по вопросу о предполагаемой всемирной организации должна быть созвана в среду 25 апреля 1945 года и должна быть проведена в Соединенных Штатах Америки;
2) что на эту конференцию должны быть приглашены следующие государства:
а) Объединенные Нации по составу на 8 февраля 1945 г.,
б) те из присоединившихся наций, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г. (В данном случае под термином «присоединившиеся нации» имеется в виду восемь присоединившихся наций и Турция). Когда будет происходить конференция о всемирной организации, делегаты Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки поддержат предложение о допуске к первоначальному членству двух Советских Социалистических Республик, а именно Украины и Белоруссии;
3) что правительство Соединенных Штатов от имени трех держав проконсультируется с правительством Китая и с французским временным правительством по решениям, принятым на настоящей конференции, относительно предполагаемой всемирной организации;
4) что текст приглашений, которые будут разосланы всем государствам, принимающим участие в конференции, должен быть следующий: