Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:28, курсовая работа
Двойственное содержание якобинского периода отразилось на итогах революционного процесса, дальнейших судьбах Франции. Юридическое равенство, достигнутое французами, несмотря на политические бури XIX в., не было поколеблено. Несомненной заслугой якобинцев стало воспитание гражданских добродетелей и патриотизма.
Введение 3
Глава 1. Конституция якобинцев 7
§1. Предпосылки принятия новой Конституции Франции на якобинском этапе Великой Французской революции 7
§2. Декларация и Конституция 1793 г.10
Глава 2. Государственное устройство. Революционное правительство 18
§1. Государственное устройство Франции в период якобинской диктатуры. Законодательная власть 18
§2. Революционное правительство. Исполнительная власть 20
Глава 3. Революционный трибунал. Ускоренное судопроизводство 23
§1. Нарастание революционного террора якобинской диктатуры 23
§2. Революционный трибунал и ускоренное судопроизводство якобинской диктатуры 24
Заключение 30
Библиография 33
Введение
Конституции в действие было отложено
до конца войны, но она сыграла
огромную роль в консолидации революционных
сил и в последующем
Глава
2. Государственное устройство.
Революционное правительство
§1.
Государственное устройство
Франции в период якобинской
диктатуры. Законодательная
власть
Режим революционной диктатуры, или, как его официально называли, «революционное правление» во Франции сложился летом - осенью 1793 г. Конвент сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он принимал законы, а исполнительную власть осуществляли его комитеты и депутаты, направлявшиеся в армии и департаменты в качестве комиссаров, наделенных широкими полномочиями. Центральное место в системе органов революционной диктатуры занял Комитет общественного спасения. За борьбу с внутренней контрреволюцией отвечал Комитет общественной безопасности. Для подавления контрреволюции, проведения реквизиций и охраны продовольствия была создана «революционная армия»18.
По форме государственного устройства в этот период Франция остается унитарным государством с четким подчинением местных органов власти центральным. Причем контроль осуществляется, как со стороны исполнительных органов власти (в их структуру и входит местное управление), так и законодательных19.
По форме правления по Конституции 1793 г. Франция превращалась в парламентскую республику с полным преобладанием законодательной власти в лице однопалатного Национального Собрания,который «един, неделим и действует постоянно» (ст. 39). Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Столь короткий срок, по мнению Робеспьера, исключал возможность чрезмерного обособления депутатов от избирателей.
Высший орган исполнительной власти (Исполнительный Совет) находился под полным контролем Парламента и был лишен всякой самостоятельности.
При
диктатуре якобинцев
Основы
организации революционного правительства
были определены Конвентом в ряде
декретов, в частности в Учредительном
законе от 4 декабря 1793 г. “О революционном
порядке управления”. В этом декрете
предусматривалось, что “единственным
центром управления” в
Конвент был тесно связан с Парижской коммуной, народными обществами, т. е. был признанным центром революционных сил того времени, к тому же постоянно действовавшим органом, который оперативно реагировал на быстро меняющуюся политическую ситуацию, рассматривал большое количество вопросов и за сравнительно короткий срок принял огромную массу законов (декретов)20.
Конвент формально являлся высшим органом государственной власти: он имел право принятия законов и их толкования. В нем доминировали якобинцы, хотя оставалась значительная часть депутатов, принадлежащих к так называемой «равнине». Непосредственное управление осуществляли комитеты, среди которых главным был Комитет Общественного спасения. В его составе было 14-15 чел. Комитет переизбирался каждый месяц, но не менял состава почти за весь период якобинской диктатуры. Дантон, игравший до этого руководящую роль в Комитете и все более проявлявший примиренческое отношение к жирондистам, был отстранен21.
В
духе идей народного суверенитета Руссо
предусматривалось участие
Как
и в Конституции 1791 года, члены
законодательного корпуса пользуются
депутатской
§2.
Революционное правительство.
Исполнительная власть
Правительственную
власть в системе революционной
диктатуры якобинцев
Согласно
декрету Конвента от 10 октября 1793 г.,
Комитету общественного спасения должны
были подчиняться временный
Конвент
и Комитет общественного
Комитет общественного спасения, подотчетный Конвенту, превратился под руководством Робеспьера в главный орган якобинской диктатуры; ему подчинялись все государственные учреждения и армия; ему принадлежало руководство внутренней и внешней политикой, делом обороны страны. Большую роль играл также реорганизованный Комитет общественной безопасности, на который возложена была задача вести борьбу с внутренней контрреволюцией.
Большое
значение в системе революционно-
Видную роль в период революционно-демократической диктатуры играл якобинский клуб с его разветвленной сетью отделений - провинциальными клубами и народными обществами. Большим влиянием пользовались также Парижская коммуна и комитеты 48 секций Парижа.
Таким
образом, сильная централизованная
власть в руках якобинцев сочеталась
с широкой народной инициативой
снизу. Мощное движение народных масс,
направленное против контрреволюции,
возглавлялось якобинской революционно-демократической
диктатурой.
Глава 3. Революционный трибунал. Ускоренное судопроизводство
§1.
Нарастание революционного
террора якобинской
диктатуры
Революционный трибунал был создан по требованию якобинцев еще жирондистским Конвентом, но превратился в постоянно действующее орудие революционного террора лишь после его реорганизации 5 сентября 1793 г.
Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители и их помощники назначались Конвентом. Вся процедура в Революционном трибунале характеризовалась упрощенностью и быстротой, что позволяло ему вести целенаправленную, но в то же время и жестокую борьбу с политическими противниками революционного правительства - роялистами, жирондистами, агентами иностранных держав. До 10 июня 1794 г. по приговору Революционного трибунала было казнено 2607 человек.
Военные победы революционной армии и упрочение республики с неизбежностью привели к распаду былого единства и к усилению внутренних разногласий в якобинском блоке. Социально-экономическое законодательство, уничтожившее остатки феодализма, объективно вело к развитию капиталистических отношений, к появлению «новых богачей» (нуворишей) и росту социального неравенства, к ухудшению положения городской и сельской бедноты.
«Карающий
меч» якобинцев, руководство которыми
все в большей степени сосредоточивалось
в руках Робеспьера и небольшой группы
близких ему лиц, быстро утрачивал свою
революционную направленность. Он превращался
в орудие расправы не только с правыми
силами, не приемлющими максимализма якобинских
вождей, но и с лидерами левого крыла якобинцев,
представлявших интересы низов городского
и сельского населения («бешеные», эбертисты
и т. д.). Последние требовали дальнейшего
развития революции, создания эгалитарного
общества. Откровенные политические репрессии
якобинцев отпугивали многих их бывших
сторонников, вели к падению их авторитета,
к сужению социальной базы их власти. Вожди
якобинцев по существу уже не видели другого
пути к тому, чтобы спасти режим и укрепить
свое личное положение, кроме как усиление
террора. Борьба за демократические идеалы
в условиях нарастающего террора все более
откровенно превращалась в тривиальную
борьбу за личную власть.
§2.
Революционный трибунал
и ускоренное судопроизводство
якобинской диктатуры
Успехи
республиканской армии, блестящая
победа при Флерюсе 26 июня, создавшие
прочные гарантии от угрозы реставрации,
усилили стремление буржуазии, объединившей
все собственнические элементы, покончить
с режимом революционно-
Робеспьер явно чувствовал это, так странно сочетавшееся с внешними успехами нарастание угрозы изнутри. В речи в Конвенте 22 прериаля (10 июня 1794 года) он признавался: «В тот момент, когда свобода добивается, по-видимому, блестящего триумфа, враги отечества составляют еще более дерзкие заговоры»23.
Но как пресечь эти заговоры? Как укрепить Республику? По какому пути ее повести? Эти вопросы снова и снова вставали перед руководителями революционного правительства.
Юрист,
лиценциат прав, адвокат, всегда стремившийся
использовать все процессуальные нормы
в интересах защиты, Робеспьер
сознательно пошел на их усечение,
на сужение гарантий обвиняемого
в судебном процессе ради ускорения
работы Революционного трибунала, усиления
революционного террора. Он энергично
поддержал внесенный Кутоном 10 июня
законопроект, предусматривавший
Впервые
со времени падения Жиронды
Статья 4 Декрета определяла, что: «Революционный трибунал учрежден для того, чтобы наказывать врагов народа»24.
В нем также говорилось, что Революционный Трибунал, состоит из одного председателя, трех товарищей председателя, одного общественного обвинителя, четырех заместителей общественного обвинителя и двенадцати судей (Ст. 1).