XIII. Влияние монгольского ига на Россию

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 09:09, реферат

Описание работы

Сто лет тому назад Российская императорская Академия наук объявляла дважды, с трехлетним промежутком, конкурс на всех языках на научную тему: "Влияние монгольского ига на Россию". К сожалению и стыду русских историков, представлено было на конкурс всего одно сочинение - и то на немецком языке, - которое премии не удостоилось.

Работа содержит 1 файл

XIII.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

 

Таким образом, по величине расового биохимического коэффициента народы Европы и Азии можно разделить на три  типа, соответствующих их месторазвитию, а именно: европейский тип, с показателем  выше 2,02; азиатский тип, с показателем 1,03; промежуточный тип, который мы могли бы обозначить как тип современной России, с коэффициентом 1,0 - 2,0. Сюда относятся и русские с индексом 1,3, близким к индексу чисто азиатских групп.

 

Распространение русских на Восток было связано с обрусением целого ряда ту райских племен; сожительство с туранцами красной нитью проходит через всю русскую историю. Сопряжение восточного славянства с туранством есть основной факт русской истории.

 

У великороссов и вообще народов  Северо-Восточной России примесь больше монгольско-угро-финской крови, у племен Юго-Восточной России - тюркско-татарской; отсюда и отличительные признаки в народных характерах этих двух групп. Больше других смешались с азиатами украинцы и донцы благодаря близкому соседству и потому, что жили на путях передвижения азиатских народов на Запад.

 

Не останавливаясь на кровном слиянии  восточных славян с монголо-туранскими народами современной России, которое  никем не оспаривается, коснемся вкратце, лишь бегло "восточного влияния" на характер, психику и культуру восточных славян [+64].

 

Обитатели Подонья, уже в те времена  отличавшиеся от прочего русского народа большей воинственностью, после  покорения Руси были привлечены монголами  к военно-полицейской и пограничной  службе, составив, таким образом, нечто вроде служилого сословия, освобожденного от тягловой и податной повинности. При этих условиях своей службы и быта донцы, естественно, должны были много заимствовать от монголов. Участвуя с последними в походах и экспедициях, они еще более закалились в боях, вели полукочевой образ жизни, живя в землянках, шалашах и "турлучных домах", которые в случае надобности не жаль было бросить. Эти жители Подонья - бродники, как они тогда назывались, - в административном отношении управлялись иначе, чем остальная Русь: само население избирало своих десятников и сотников, которые только утверждались монгольским губернатором - баскаком. Ввиду доверия, которым пользовалось у монголов население Подонья как служилое сословие, ему было предоставлено право избирать трех кандидатов на должность баскака, из которых хан назначал одного по своему выбору.

 

В качестве боевого строя донцы  усвоили монгольскую лаву; из одежды, снаряжения и вооружения монголов они  заимствовали у них седло, нагайку, чекмень, посеребренный пояс, лук, саблю, пику. Правоверный старый казак-донец и теперь носит серьгу в ухе, как носили монголы тогда и носят теперь калмыки. У монголов серьги носили не только простолюдины, но и офицеры и сам хан, как можно видеть теперь на портретах ханов. Бунчук и курень - прямое наследие Чингис-хана, который имел бунчужное знамя, а войско у него еще до новой военной организации делилось на курени по 1000 человек, как описано в главе III.

 

Само слово "казак" тюркского  происхождения, что значит "всадник". В Золотой Орде имелась область, носившая название "Казакстан"; то же название мы встречаем сейчас в числе наименований республик СССР.

 

Из всех славянских типов казак  антропологически и психически ближе  всего подходит к калмыку, т.е. монголу. Это родство подтвердилось в факте перехода калмыков в 1917 г. в казачество, ликвидированном наступившей революцией.

 

Восточные славяне (великороссы, малороссы  и белорусы) на заре своей истории  приобщились к византийской культуре, главным образом духовной ее части, и она дала хорошие плоды на русской почве, в то время как с Запада никак не прививалось восприятие его культуры. Западные товары привозились, покупались, но не производились. Мастера выписывались, но не с тем, чтобы учить русских людей, а только чтобы выполнять заказы. Иногда переводились книги, но они не порождали соответствующего роста национальной литературы. Так было до прихода монголов, с какого времени началось влияние монголосферы. Ни варяги, ни византийцы не смогли дать русским государственность и великодержавность, которые выковывались в суровой школе, называемой, по несознанию ее роли, "монгольским игом". Оно продолжалось более двухсот с половиной лет [+65]; столько же приблизительно времени прошло между формальным освобождением Москвы от монгольского владычества и Петром Великим. С него началась усиленная европеизация дотоле национального русского государства, и этот период продолжался также около 200 лет, закончившись революцией. Таким образом, начиная от прихода монголов, каждый двухсотлетний период составляет один этап в истории России.

 

Ни Запад, ни Византия со своими традициями не исчерпывают культурный или этнографический  облик русской народной стихии. Эта  стихия и не чисто "славянская", как думают в русском образованном обществе. Культура в смысле общего запаса культурных ценностей, удовлетворяющих материальные и духовные потребности данной среды, в которой всегда жил русский народ, с этнографической точки зрения представляет из себя совершенно особую величину, которую нельзя включить без остатка в какую-либо широкую группу культур или "культурную зону". Эта культура есть сама особая зона, где принимают участие кроме русских и "иногородцы" [*4] - угро-финны и тюрки Волжского бассейна. Эта культура соприкасалась на востоке и на юго-востоке с тюркско-монгольской "степной" культурой, а через нее связывалась с древними культурами Азии. Связь же на западе была только с зачаточной культурой "балканских славян", на которой тоже сказывалось общетюркское влияние.

 

Влияние Востока на русскую стихию ярко сказывается в народном художественном творчестве. Значительная часть великорусских народных песен, стариннейших обрядовых и свадебных, составлена в так называемой "пятитонной", или "индокитайской", гамме, т.е. как бы в мажорном звукоряде, с пропуском четвертой и седьмой ступеней [+66]. Эта гамма существует, как единственная, у тюркских племен бассейна Волги и Камы, у башкир, у сибирских татар, у тюрков Туркестана, у всех монголов. В Сиаме, Бирме, Камбодже и остальном Индокитае она господствует и сейчас. Эта непрерывная линия с Востока обрывается на великороссах.

 

Такое же своеобразие представляет и другой вид "ритмического искусства" - танцы. В то время как на Западе они отличаются обязательной наличностью  пары - кавалера и дамы, - танцующих  одновременно и держащих друг друга в разных "па", в танцах русских и восточных ничего подобного нет. Танцуют в одиночку, а когда изредка и парой, то не обязательно наличие дамы, танцевать могут два кавалера (а в восточных танцах почти исключительно), танцевать могут и по очереди двое, так что эротический элемент соприкосновения не играет в них такую видную роль, как в западных танцах. Движениям мужчины дается простор для импровизации. Стремление к неподвижности головы заметно, особенно у женщин, при движении не только ног, как в западных танцах, но и талии и выше ее. В чисто восточных, например монгольских, танцах ноги движутся на носках, под ритм, а танцуют выше талии: тело и руки. Красота танца на Востоке не в "па", выделываемых ногами, а в гибкости, пластичности движений корпуса и рук. Подобно восточным танцам, русский танец носит скорее характер состязания в ловкости, гибкости и ритмической дисциплине тела.

 

Стиль русской сказки имеет аналогию со стилем сказок тюрков и кавказцев. Русский эпос по своим сюжетам  связан с "туранским" и степным "ордынским" эпосом.

 

Таким образом, в этнографическом  отношении русский народ не является исключительно представителем славянства.

 

В народном характере русских, безусловно, есть какие-то точки соприкосновения  с Востоком. То братание и взаимное понимание, которое так легко устанавливается между нами и "азиатами", основаны на этих невидимых нитях расовой симпатии. Русский национальный характер хотя и отличается от угро-финского и от тюркского, но решительно не похож на национальный характер других славян.

 

"Целый ряд черт, которые русский  народ в себе особенно ценит, - говорит Н. С. Трубецкой, - не  имеет никакого эквивалента в  славянском моральном облике. Наклонность  к созерцательности и приверженность  к обряду, характеризующие русское  благочестие, формально базируются на византийских традициях, но тем не менее совершенно чужды другим православным славянам и скорее связывают Россию с неправославным Востоком. Удаль, ценимая русским народом в его героях, есть добродетель чисто степная, понятная монголам и тюркам, но не понятная ни романо-германцам, ни славянам".

 

Миролюбие есть общая основная черта  всех славян в связи с их земледельческим  занятием. Таковы все западные славяне, между тем восточные и южные (сербы и болгары) восприняли - первые от воинственных монголов, а последние от подобных же турок - черты воинской доблести: храбрость, выносливость в преодолении препятствий на войне, любовь к дисциплине - это суть черты монголо-тюркской конницы, победительницы почти всего Старого Света, эти же черты дали русским возможность создать Великую Российскую Империю после монгольской школы. Монголы и тюрки в этнопсихическом отношении представляют одно целое, но только у монголов типичные черты выступают более резко, чем у тюрков. Монголо-туранский психологический тип отражается в русском национальном характере, и черты этой психики имели значение в русской истории.

 

"Психика монгола в нормальном  состоянии характеризуется душевной  ясностью и спокойствием; его  мысли, восприятие действительности, все его поступки, поведение и быт укладываются сами собой в простые и симметричные схемы его, так сказать, "подсознательной философской системы", которая не сознается как таковая, а ушла в подсознание и сделалась основой жизни, что и важно и положительно, так как благодаря этому нет разлада между мыслью и внешней действительностью, между догматом и бытом. Мысли и факты сливаются в одно монолитное, неразделимое целое. Отсюда ясность, спокойствие и самодовление. Эти положительные стороны монголо-туранской психики, несомненно, сыграли благотворную роль в русской истории, а именно в допетровской Московской Руси. Весь уклад жизни, в котором вероисповедание и быт составляли одно "бытовое исповедничество", в котором и государственная идеология, и материальная культура, и искусство, и религия были нераздельными частями единой системы - системы, теоретически не выраженной и сознательно не формулированной, но тем не менее пребывающей в подсознании каждого и в бытии самого национального целого, - все это носит отпечаток монголо-туранского психического типа. +99

 

"А ведь это и было то, на чем держалась Старая Русь, что придавало ей устойчивость  и силу. Если некоторые иностранные  наблюдатели ничего не видели  на Руси, кроме раболепия народа  перед агентами власти, а последних  перед царем, то они не понимали психологии этого народа. Ведь то же самое мы видим у монголов империи Чингис-хана; беспрекословное подчинение, не насильственное, а религиозно-бытовое, было основой государственности монголов. В Древней Руси управляющим принципом была православная вера, понимаемая как органическое соединение религиозных догматов и обрядов с особой православной культурой, частным проявлением которой был и государственный строй с его иерархической лестницей; этот высший принцип спаял Русь и управлял ею".

 

Подобно буддизму у монголов и мусульманству  у тюрков монголосферы, вошедших в  народный быт, православная вера в древнерусском  понимании этого термина была именно той рамкой сознания, в которую  само собой укладывалось все: частная  жизнь, государственный строй и бытие вселенной.

 

"Хотя  само православие было воспринято  русскими от Византии, а не  от монголо-тюрок и оно в  русском национальном сознании  даже прямо противопоставлялось  "татарщине", все-таки само отношение  русского человека к православной  вере и сама роль, которую эта вера играла в его жизни, были в определенной части основаны на монголо-туранской психологии. В силу монголо-туранских черт своей психологии древнерусский человек не умел отделять веры от своего быта. То психологическое различие между русским и греческим подходом к вере и обряду, ярко проявлявшееся в эпоху раскола, было следствием именно того обстоятельства, что в древнерусском национальном характере глубоко укоренились монголо-туранские этнопсихологические элементы, совершенно чуждые Византии".

 

Роль монголо-туранских  этнопсихологических черт в русском  национальном облике, таким образом, мы видим, была положительна, и она  должна быть принята при всяком построении новой русской культуры. Отрицать это или умалчивать об этом из-за ложного самолюбия или предрассудков европеизма было бы недобросовестно.

 

Под властью  монголов среди русских племен наступило  ратное затишье, до того же времени, как  видим из истории, всегда один какой-нибудь князь шел войной на другого. Наступили  условия для расцвета торговли. В свете исторического изучения культурной жизни Востока становится многое понятно в истории культуры России. Монгольское завоевание не разрушило русской культуры, не стерло ее бесследно. Но, как и культуры Азии, оно сначала приглушило русскую культуру, нанеся ей удар. Вместе с другими восточными культурами русская культура вначале "оцепенела", "замерла", "впала в летаргический сон", но культурная жизнь под влиянием толчка и новых элементов брожения с Востока все же продолжалась, так как ей не только не ставилось препятствий завоевателями, но некоторые стороны ее даже поощрялись, как, например, религия. Именно в века татарского владычества Россия утвердилась в православии, превратилась в "Святую Русь", в страну "многочисленных церквей и неумолкаемого колокольного звона". В духовном отношении [+67] культурное влияние монголов на Россию сказалось в том, что оно сделало Московскую Русь еще более восточной и еще менее западной.

 

Известно, что Московское государство волжским казакам (отрасли донских) еще в начале XVII столетия писало грамоты на татарском языке. Пополнение казачества в XVI-XVII веках шло значительно больше от тюркско-татарских народов, чем от великороссов, не говоря уже об украинцах (черкасах). Наконец, говорить по-татарски у донского старшины конца XVIII - начала XIX века было признаком хорошего тона, как у русской аристократии того времени - говорить по-французски [+68].

 

Еще больше, чем на духовную жизнь России, монголы  имели громадное влияние на ее государственный и социальный строй. Наши историки ищут "естественных" причин для объяснения государственного и социального развития России. Но как бы правильно ни были указаны эти причины, нет никакого сомнения, что такое огромное историческое событие, как монгольское завоевание с его строгими, четкими формами власти и управления по Чингисову кодексу и всепоглощающей фискальной системой, не могло не оказать значительное влияние на государственный и социальный строй покоренной страны. Нужно сказать, что это влияние было определяющим. Монгольское завоевание способствовало превращению России городской и вечевой в Россию сельскую и княжескую. Монгольское владычество помогло северному князю - "слуге ханскому" - сделаться полновластным хозяином своего удела - Московского улуса.

Информация о работе XIII. Влияние монгольского ига на Россию