Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:29, курсовая работа
Цель данной работы заключается в попытке отразить представления Ф. Петрарки о Боге, славе, богатстве, гражданском долге, добродетелях, науках, земных радостях, достоинстве. Так как именно эти вопросы чаще всего стояли в центре внимания гуманистов и, в конечном результате, приводили к изменению общего представления о человеке, которое в свою очередь изменило представление о месте человека в мире.
Введение
Глава 1. Исторические особенности эпохи Возрождения: менталитет современника
Глава 2. Франческо Петрарка - основоположник гуманистических идей
2.1 Ранний Петрарка
2.2 Зрелый Петрарка
Заключение
Список использованных источников и литературы
Петрарке было присуще чувство человеческого достоинства. С ним, сыном скромного нотариуса, беседовали знатные вельможи, венценосцы и князья церкви как с равным. По мнению Петрарки, каждый мог стать достойным, отсутствие знатности этому не помеха и не может стать непреодолимым препятствием на пути сильного и волевого человека. В трактате «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы» Петрарка отстаивал свою точку зрения на то, что истинное благородство заключалось не в знатном происхождении, не в «голубой крови». Прославиться благодаря самому себе – это случай беспримерный, признак истинного благородства. Новизна и величие начинающих для него однозначно привлекательнее носителей самых громких фамилий. «Действительно, если доблесть делает человека истинно благородным, то я не понимаю, что мешает тому, кто хочет стать благородным и почему же лучше, чтобы его сделали благородным другие, чем он сам?»55 — писал Петрарка. Человек незнатный мог обладать истинной доблестью, которая скромна, «постоянно жаждет, тревожится», 56 цель ее, как и других добродетелей – приносить пользу людям. Эта теория стала краеугольным камнем европейской гуманистической этики.
Петрарка был поразительно восприимчив ко всему, что его окружало, он не был чужд общественного самосознания, тема государственного блага была ему близка: «Для тех, кто оберегал свою родину, приумножал ее богатства и, чем мог, помогал ей, уже уготовлено место на небесах…».57
Восхищаясь величием Древнего Рима, Петрарка одновременно горько сетовал по поводу политического неустройства современной ему Италии. Он любил Италию, ее беды и нужды были его собственными, личными. Тому множество подтверждений. Национальным бедствием, вслед за Данте, считал он политическую раздробленность, порождавшую бесконечные распри и междоусобные войны, но не знал, да и не мог в тех исторических условиях указать путь, который бы привел страну к государственному единству. Заветным устремлением его было видеть Италию единой и могущественной. Петрарка патриот- республиканец, пытавшийся вернуть былую славу Риму. Славе Рима посвящена поэма Петрарки «Африка», мечта о восстановлении великой Римской республики. Петрарка был убежден, что только Рим может быть центром папства и империи. Он оплакивал разделение Италии, хлопотал о возвращении папской столицы из Авиньона в Вечный город, просил императора Карла IV перенести туда же центр империи. Его политические идеалы не отличались ясностью и последовательностью. Было в них много наивного и утопического, но одно не вызывает сомнений, - это искренняя любовь Петрарки к родине. В знаменитой канцоне «Моя Италия» он с большой силой выразил свои патриотические чувства. Политические идеалы Петрарки воплотились в сочинениях и деятельности гуманистов XVв.
Развитие гуманистических взглядов в XV в.- это период, когда наступает этап гражданского гуманизма, родина которого, как и гуманизма вообще - город Флоренция. Гражданский гуманизм связан с творчеством Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Джанноццо Манетти, Леона Баттиста Альберти. Они расширили круг проблем, связанных с человеком, особое внимание, уделяя его месту в обществе, его правам и обязанностям перед государством. В числе важных особенностей гуманизма этого периода – внимание к социально-экономической и политической стороне общества.
Это
направление стало значимым в условиях
демократического строя Флоренции (до
возникновения тирании в 1434 году) на фоне
других мелких государств, где господствовала
тирания. Республиканская Флоренция, сопротивлявшаяся
Милану, рождала в гуманистах дух патриотизма,
с их мнением считались политики и государственные
деятели. Сами же гуманисты стремились
к распространению своих идей среди большего
количества горожан.
Заключение
Гуманисты Италии Эпохи Возрождения перекинули связь от полузабытой античности к современной им жизни и разорвали паутину схоластических, нетерпимых к инакомыслию взглядов на мир и человека. У гуманистов в их распоряжении было наследие античности и факты современной жизни, которые ими - людьми образованными, мыслящими – оценивались и анализировались.
Разнообразие античных представлений о человеке было пищей для ума гуманистов. Многие из них не просто восхищались этим временем, но считали его лучшим. Выступая против тех идей средневековья, с которыми они были не согласны, гуманисты строили свои доказательства на основании идей древних мудрецов. Они не просто передавали их мысли, они спорили с ними, создавали новый взгляд на вещи. Гуманисты считали, что каждый человек может ошибаться и заблуждаться, из этого следует, что каждое утверждение авторитетного человека, несмотря на все его заслуги, должно подвергаться сомнению. Таким образом, в рассматриваемую нами эпоху отношение к человеку меняется от бездумного преклонения перед авторитетами, когда человек считался греховной плотью с частицей искры божьей к уважению и почитанию человеческой личности.
Задача заключалась в создании нового образа человека. Используя античные представления для формирования своих убеждений, гуманисты создавали новую культуру, высказали новые идеи.
Гуманисты стремились сделать земную жизнь прекрасной. Петрарка, несмотря на противоречивость, своими рассуждениями дал сильный толчок для следующих гуманистов, подтолкнул в сторону этих представлений.
Происходило коренное изменение взглядов гуманистов на человеческое тело, они разбивали средневековые представления о порочности тела, доказывая обратное.
Исходя из того, что человек был создан по образу и подобию Бога, который является творцом, гуманисты приходили к выводу, что он желал создать себе помощника на земле. Видимо поэтому все гуманисты так высоко ценили трудолюбие, которое воспринималось как благодарность создателю. Пустое созерцание было глубоко чуждо гуманистам.
Стремление улучшать окружающий мир выразилось и в появлении гражданских мотивов у гуманистов. Первый гуманист Петрарка начинает принимать участие в бурных политических событиях. Однако и уединенная жизнь была для него временем, которого он никогда не стыдился. Не все гуманисты стремились к делам общественным, но все подчеркивали важность труда.
С признанием того, что человек имеет право на изменение окружающего мира, изменился взгляд и на славу. Человеческая слава приобретала характер заслуженной награды, стимула за продолжение дел Бога. Именно таким образом гуманисты в своих рассуждениях оправдывали славу. Однако к этому гуманисты пришли не сразу, у первых из них были только попытки оправдания этого человеческого стремления.
Если рассматривать Петрарку, то у него отношение к славе вызывало противоречивые чувства, с одной стороны он желал ее, всю жизнь стремился добиться признания, однако позднее он осуждал это стремление, так как оно мешало ему достичь райской жизни, противореча христианским догмам. Не сразу принимали славу и последователи Петрарки. Несмотря на то, что стремление к славе не сразу открыто было признано гуманистами, так как требовалось время на подведение новой базы для ее оправдания, все же существование творческой и научной славы предков признавались уже Петраркой. Изменялся взгляд гуманистов и на сами добродетели. В целом уважение к добродетельной жизни у них остается неоспоримым, однако они расходились в оценке отдельных пороков с христианским представлением о них. Интерес гуманистов к наукам в целом понятен, однако однозначного отношения ко всем им не было. К примеру, Петрарку интересовали только те науки, которые имели отношение к непосредственному изучению человека, такие как риторика, история, языкознание. Он утверждал, что человеку необходимо для начала разобраться в себе. Развитие гуманистических представлений наложило свой отпечаток и на этот вопрос, постепенно происходило формирование убежденности в важности для жизни человека любых научных знаний.
Естественно, что для всех гуманистов было свойственно отдавать предпочтение философии, особенно моральному ее виду. Гуманисты, уделяя в своих трудах такое большое внимание морально- этическим сторонам человеческой жизни, не могли обойти вниманием тему благородства. Естественно, что в новых условиях, когда люди незнатного происхождения достигали вершин общества, эта тема была очень актуальной. Гуманисты пришли к единому мнению, рассматривали его как черту характера, присущую не только аристократам. Уже Петрарка связывал благородство не с громкой фамилией, а с личными достижениями.
В новых экономических условиях гуманисты часто обращались к теме богатства. Как предмет обсуждения эта тема в гуманистической литературе появляется постепенно. В ранний период основным критерием оценки является моральная сторона вопроса. У Петрарки отношение к богатству выражалось в том, что он не осуждал стремления к роскоши, но из «отвращения к трудам и заботам» соглашался вести боле скромный образ жизни, однако, не считал бедность приятной. Петрарка утверждал, что богатство отвлекает человека, порабощает его, мешает покою, считал что «неблагоприятные обстоятельства были школой добродетелей, а процветание, напротив, - школой пороков». В дальнейшем у гуманистов все больше рассматривался вопрос богатства со стороны полезности обществу.
В эпоху раннего итальянского гуманизма было оправдано человеческое стремление к земным радостям, человек наделялся функциями творца, что в конечном результате закладывало представление о центральном месте человека в общей картине мира.
Список
использованных источников
и литературы
Источники:
1. Данте Алигьери. Малые произведения.- М.: Худож. Лит., 1968.- 234 с.
2.Петрарка Ф. Моя тайна /Франческо Петрарка. Избранное. Лирика. Автобиографическая проза. Сост. Н. Томашевский. - М.: Изд-во «Правда», 1989, С.325-448.
3.Петрарка Ф. О средствах против счастливой и несчастной судьбы // Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников /Сост. Н.В. Ревякина.- Новосибирск: Новосибирск. Книж. изд-во, 1975, С. 110-126.
4.Петрарка Ф. О невежестве своем собственном и многих других // Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник источников /Сост. Н.В. Ревякина.- Новосибирск: Новосибирск. Книж. изд-во, 1975, С. 127-150.
5. Петрарка Ф. Письмо к потомкам /Франческо Петрарка. Избранное. Лирика. Автобиографическая проза. Сост. Н. Томашевский.- М.: Изд-во «Правда», 1989, С. 304-311.
6. Петрарка
Ф. Письмо к Филиппу де
7. Петрарка Ф. Письмо к Томмазо да Мессина// Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник Источников /Сост. Н.В. Ревякина.- Новосибирск: Новосибирск. Книж. изд-во, 1975, С. 55-56.
8. Петрарка Ф. Письмо к Джильберто ди Парма, папскому грамматику // Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века: Сборник Источников /Сост. Н.В. Ревякина.- Новосибирск: Новосибирск. Книж. изд-во, 1975, С, 89-90.
Литература:
1. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти.- М.: Книга, 1979.- 345 с.
2. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV - XV веков.- М.: Наука, 1977.- 267 с.
3. Гарэн Э. Проблемы итальянского возрождения.- М.: Наука, 1986.- 345 с.
4. Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды.- Саратов: Саратов. Книж. изд-во, 1988.- 188 с.
5. История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: «Изд-во ПРИОР», 1997. - 464 с.
6. Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии.- Иваново: Ивановск. Книж. Изд-во, 1993.- 234 с.
7. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV в.- М.: Наука, 1977.- 234 с.
8. Ревякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского возрождения.- Иваново: Ивановск. Книж. Изд-во, 2000.- 278 с.
9. Стам С.М. Итальянский гуманизм эпохи возрождения. Сборник текстов.- Саратов: Саратовск. Книж. изд-во, 1984.- 234с.