Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:29, курсовая работа
Цель данной работы заключается в попытке отразить представления Ф. Петрарки о Боге, славе, богатстве, гражданском долге, добродетелях, науках, земных радостях, достоинстве. Так как именно эти вопросы чаще всего стояли в центре внимания гуманистов и, в конечном результате, приводили к изменению общего представления о человеке, которое в свою очередь изменило представление о месте человека в мире.
Введение
Глава 1. Исторические особенности эпохи Возрождения: менталитет современника
Глава 2. Франческо Петрарка - основоположник гуманистических идей
2.1 Ранний Петрарка
2.2 Зрелый Петрарка
Заключение
Список использованных источников и литературы
Чеченский государственный педагогический институт
Кафедра
отечественной истории
Курсовая работа
по истории средних веков
на тему:
Взгляды
Ф. Петрарки на мир и человека
Халитов
В.Х.
г. Грозный 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Исторические особенности эпохи Возрождения: менталитет современника
Глава 2. Франческо Петрарка - основоположник гуманистических идей
2.1 Ранний Петрарка
2.2 Зрелый Петрарка
Заключение
Список использованных
источников и литературы
Введение
Тема «Взгляды Ф. Петрарки на мир и человека» органически входит в философскую область рассуждений о проблеме человека, которая не теряла своей значимости на протяжении всей истории цивилизации. В любую эпоху человек пытался понять собственную природу, свое предназначение в этом мире, взаимоотношения со всем, что его окружало. Особенно актуальной эта проблема становилась в периоды, когда под воздействием изменяющихся условий жизни на смену одной эпохе, приходила другая.
В наш век всеобщего прогресса, человек по-прежнему стоит перед теми же проблемами, которые волновали человечество во все времена. Однако в рассматриваемом периоде - 14 век или эпоха Петрарки - есть особенность, которая отличает проблемы наших современников от проблем того времени. Наши современники совершенно естественно воспринимают себя центром вселенной, не задумываясь над тем, что так было не всегда. Именно в период раннего итальянского гуманизма закладывался фундамент для появления современного представления о ценности человека, не свойственного средневековью.
Формирование гуманизма в Италии происходило в условиях городской жизни. Италия благодаря своей финансово-экономической активности, динамичной политической жизни и яркой светской культуре опережала другие европейские страны.
Оживленная торговля и развитие ремесел влияли на быстрый рост городов и на превращение их в конце XI - XII вв. в вольные города-коммуны, среди которых были: Флоренция, Милан, Равенна, Пиза, Лукка и др. Италия того периода не имела единого центра - ни один из городов-коммун не оказался способным к объединению страны. Города-государства соперничали между собой в посреднической торговле между Востоком и Западом. В таких условиях привычными стали «домашние войны», которые велись между ними. Экономические изменения привели к изменению социальных слоев, к трансформации старых и появлению новых, между которыми шла острая борьба.
В условиях политической нестабильности, частых смен форм правления, в городах-государствах Италии пополаны – новые люди или купечество, банкиры - нередко приходили к власти. Наряду с Советами подеста (верховным органом коммуны) возникали Советы народа, где представлялись интересы пополанства.
В XIV веке в Италии центром зарождающихся капиталистических отношений стала Флоренция. «Флоренция с ее миролюбивыми торговцами и ремесленниками, никогда не претендовавшая на роль политического объединения страны, пользовалась большим авторитетом»1. Именно Флоренция стала родиной гуманизма.
В связи с трансформацией коммун в тирании, пополаны постепенно теряли возможность влиять на государство. Этот процесс, начавшийся в середине XIII века, в XIV веке стал особенно активным.
В средние века была выработана целостная картина мира, в которой земная жизнь воспринималась как наказание. Человеку на земле отводилась роль созерцателя, занимающегося спасением собственной души. Тело объявлялось источником пороков, поэтому осуждались любые виды земных наслаждений. Все доказательства строились на основе высказываний авторитетных личностей.
Новые политические и экономические условия не могли ужиться со средневековыми представлениями о человеке. В обществе назрела необходимость в изменении этих взглядов и в их философском обосновании. Эту роль выполнили гуманисты.
Термин «гуманизм» происходит: от humanus – «человеческий», эта эпоха интересовалась самим человеком. В этот период (вторая половина XIV - первая половина XV в.) происходило зарождение и формирование гуманистического течения. Первым из гуманистом стал Франческо Петрарка. Вслед за ним, выступила целая плеяда гуманистов, имеющих во взглядах сходный гражданский оттенок.
Цель данной работы заключается в попытке отразить представления Ф. Петрарки о Боге, славе, богатстве, гражданском долге, добродетелях, науках, земных радостях, достоинстве. Так как именно эти вопросы чаще всего стояли в центре внимания гуманистов и, в конечном результате, приводили к изменению общего представления о человеке, которое в свою очередь изменило представление о месте человека в мире.
Данная работа основана на анализе трудов Ф. Петрарки. Творчество Франческо Петрарки обширно. Для рассмотрения данной темы использовались следующие источники: диалог-исповедь «Моя тайна» (1342-1343), где повествуется о душевной борьбе гуманиста,2 трактат «О средствах против счастливой и несчастной судьбы»3 (1354-1360), в котором рассматриваются обстоятельства делающие человека несчастливым и способы борьбы с ними, трактат «О невежестве своем собственном и многих других», в котором Петрарка излагает свое мнение о пользе различных наук,4 неоконченное «Письмо к потомкам»,5 являющееся автобиографическим портретом гуманиста до 1351 года. Кроме того, использовались отрывки из писем гуманиста к Филиппу де Витриако, Томмазо де Мессина, Джильберто ди Парма.6
Большая
часть исследовательских
В книге М.Л. Абрамсон «От Данте к Альберти»8 рассказывается о формировании итальянского Возрождения. Основное внимание уделено анализу отдельных стадий в развитии Возрождения, характеристике всех гуманистов и других деятелей эпохи
Возрождения. Дается общая характеристика гуманистического мировоззрения и культуры Возрождения в их главных аспектах. Выявляются специфические черты городской цивилизации в Италии. Раскрывается виденье мира горожанами.
Н.В. Ревякина в книгах «Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV- первой половины XV в.»9 и «Человек в гуманизме итальянского Возрождения»10 рассматривает взгляды итальянских гуманистов на природу человека, его место в системе мироздания, исследует новое отношение к жизни и смерти, показывает, как менялось отношение к миру. Также была использована книга Ревякиной «Гуманистическое воспитание в Италии XIV-XV веков»11, в которой раскрываются цели и задачи гуманистического воспитания, нравственного формирования человека.
В
книге «Итальянский гуманизм» Л.М. Брагина12
показывает итальянский гуманизм в процессе
его исторического развития, особенно
на тех этапах, когда складывались и крепли
принципы нового миропонимания, а гуманизм
из идейной тенденции в идеологической
жизни вырастал в общественное движение,
оказав мощное воздействие на дальнейшее
развитие европейской культуры.
Глава1.
Исторические особенности
эпохи Возрождения:
менталитет современника
Время, о котором идет речь, философы Возрождения называли Новым, связывая его с выработкой принципиально иных подходов к развитию искусства и науки, эстетики и литературы. Теоретическое знание начало решительно выступать против теологии. В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты (Галилео Галилей, Леонардо да Винчи).
Период завершения Средневековья и начала следующего этапа истории получил в науке название «эпохи Ренессанса», в котором выделяются, в свою очередь, следующие исторические этапы: Предвозрождение (Дученто) вторая половина XIII в. (особенности: ликвидация крепостничества, накопление торгово-купеческих капиталов, появление антифеодальных городских конституций); Раннее Возрождение (Треченто) XIV век (особенности: эпоха пополанской13 демократии городов, государств, появление мануфактур); Зрелое Возрождение (Кватрочето) XV век (особенности: ограниченная пополанская демократия сменяется олигархическим правлением, а затем тиранией); Позднее Возрождение (Чинквеченто) XVI в. - нач. XVII в. (особенности: Эпоха великих политических потрясений. Образование региональных абсолютистских государств и дальнейшая эволюция раннекапиталистической экономики).
В целом, эпоха Возрождения - это эпоха зарождения капиталистических отношений, создания национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы, эпоха глубоких социальных конфликтов. Эти изменения привели к переменам в умонастроениях людей и пробуждению их самосознания. Прежде всего, это выразилось в секуляризации, т. е. в освобождении общества от безраздельного господства церковной идеологии и религии.
Главная черта этой эпохи «пробуждение самостоятельности духа» (Гегель), и рассматривать ее надо как подготовительный этап к возникновению философии Нового времени. Стремление к возрождению идеалов и ценностей классической древности, давшее наименование эпохе, определило решающее влияние наследия античности на формирование философских воззрений этого периода. Идеал античной культуры оказался ближе и понятнее нарождающейся буржуазии, чем культура феодального общества. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности. Опорой служило им искусство древних греков. Однако ренессансный гражданин, ренессансная культура и философия существенно отличаются от античных. Хотя Возрождение и противопоставляет себя Средневековью, оно возникло как итог развития средневековой культуры и поэтому несет на себе ее отпечаток. Античная традиция не просто усваивалась в эпоху Возрождения, но творчески перерабатывалась. Если в средние века ученые и философы, как правило, были служителями Церкви, то теперь появилась прослойка интеллигенции, связанная только с наукой и искусством.14
Возрождение было в целом общеевропейским явлением, но начало и наиболее яркие его проявления связаны, несомненно, с Италией.
Философская
мысль эпохи Возрождения
Для новой философской культуры были характерны:
1)
антисхоластический характер (хотя
для государства схоластика
2) пантеизм как главный принцип мировоззрения;
3) антропоцентризм и гуманизм.
В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию. Схоластическая же традиция создания философских сочинений была связана с догматической, «менторской» манерой изложения, построенной на толковании авторитетного, религиозно непротиворечивого текста. Философы Возрождения противопоставили этому подходу жанр литературно-риторический, рассчитанный на образованные светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную аудиторию профессиональных богословов.