Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:32, реферат
Первоначально землемерное дело и землемерное образование было семейным. В период удельных княжеств и во времена Московского государства, судя по сохранившимся сведениям, межевые работы осуществляли представители известных Княжеских и боярских фамилий. Как правило, межевое дело для многих семей было также и наследственным. В связи с тем, что в стране специальных землемерных школ не было, землемерные знания, навыки и умения передавались из поколения в поколение, от отца к сыну.
Высшее землеустроительное образование в России на пороге XXI века.
Первоначально землемерное дело и землемерное образование было семейным. В период удельных княжеств и во времена Московского государства, судя по сохранившимся сведениям, межевые работы осуществляли представители известных Княжеских и боярских фамилий. Как правило, межевое дело для многих семей было также и наследственным. В связи с тем, что в стране специальных землемерных школ не было, землемерные знания, навыки и умения передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. По свидетельству известного историка межевого дела в России И.Е. Германа, фамилии некоторых межевщиков, участвовавших “в государевом писцовом и земляном деле”, например Вельяминовых, Беклемишевых, Загряжских, князей Звенигородских и Пушкиных, Плещеевых, Шаховских, Жеребцовых, Заболотских и др., повторяются нередко на протяжении 100—150 лет.
Первые землемеры должны были обязательно знать грамоту, межевые законы и владеть элементарными приемами геодезических измерений. К середине XV в. на Руси существовало до двухсот монастырей, которые являлись основными центрами обучения грамотности. В городах с появлением книгопечатания начали образовываться первые школы. В княжеской среде начальное образование было домашним; учителя, как правило, были из духовного сословия.
Уже с конца XVI в. В России начинает складываться система профессионального образования. Наиболее важными государственными учреждениями того времени были приказы, ведавшие дипломатическими, торговыми, военными, земельными и другими делами. Для подготовки людей, способных служить в них, при приказах создавались школы, дававшие в основном среднее специальное образование. В школах обучались дети приказных, посольских, подьячих, землемеров, стрельцов, лекарей. Наиболее образованные дьяки и подьячие (основные должностные лица в государственных учреждениях XVI—XVII вв.) Работали в Посольском, Поместном, Тайном приказах и Приказе печатного дела.
Необходимость навести ясность в границах государства, в материалах по составу и ценности российских территорий, земель землевладельцев и землепользователей, в других земельно-учетных данных повлекла за собой развитие межевого дела и землемерного (землеустроительного) образования.
Первая специальная
С приходом к власти Петра I, во втором десятилетии XVIII в. Поместный приказ был упразднен и главным межевым учреждением в России стала Вотчинная коллегия, занимавшаяся производством межеваний и оформлением дел по передаче недвижимости по указаниям Сената.
Главным образовательным учреждением в России, где можно было получить профессиональную землемерную подготовку, стала учрежденная Петром I в Москве школа математических и навигационных наук. Она располагалась в Сухаревой башне. Первоначально это была морская школа, связанная с новыми потребностями государства и предназначавшаяся для обучения офицеров армии и флота. Одно временно с обучением офицеров школа математических и навигационных наук ре шала общеобразовательные задачи. Ее выпускники становились дипломатами, учителями, строителями, землемерами, геодезистами, инженерами. Петр I скоро убедился, что “не токмо к морскому делу нужна сия школа, но и артиллерии и инженерству”.
Курс обучения состоял из трех ступеней (классов или школ). В начальной, так называемой русской, школе обучали чтению, письму, основам грамматики и арифметики. В цифровой (арифметической) школе на второй ступени изучали арифметику, геометрию, плоскую и сферическую тригонометрию. В высших, навигаторских классах преподавались математическая география, основы астрономии, черчение, геодезия, навигация и др.
Выпускники школы в качестве геодезистов-картографов, землемеров-чертежников, навигаторов приняли самое действенное участие во всех экспедициях XVIII в. По обследованию территории обширного Российского государства, по созданию первых географических карт (называвшихся в то время ландкартами), а также по межеванию Ингерманландии (так называлась местность между Ладогой, Невой, Нарвой, Псковской и Новгородской губерниями — это были прибалтийские земли). После закрытия школы математических и навигационных наук в Москве, на базе навигаторских классов в 1715 г. В Петербурге была создана Морская академия, и землемерное и геодезическое образование стало развиваться в Адмиралтействе и Морской академии.
Указом № 439 от 23 апреля 1779 г. Межевая экспедиция, обратив внимание на безуспешность обучения землемерных учеников, предписала Межевой канцелярии “дабы все определенные при сей канцелярии ученики, из коих до тридцати пяти человек, ни копировать, ни писать не умеют, доведены были в том до совершенства, к чему и принять сей канцелярии надлежащие средства по собственному ее изобретению”. Этот Указ, полученный Межевой канцелярией 3 мая 1779 г., И послужил основанием к учреждению специальной землемерной школы. Она была открыта 25 мая 1779 г. (14 мая по старому стилю) и названа Константиновской в честь родившегося в тот год внука Екатерины II цесаревича Константина.
С этого времени Константиновская землемерная школа, родоначальница Государственного университета по землеустройству, стала основным и единственным специальным межевым учебным заведением в России. По первому штату Константиновской землемерной школы, утвержденному императором Павлом I, предусматривалось иметь 100 учеников с жалованием по 30 рублей в год, “при них быть учителю из землемеров, знающему совершенно должность свою, с окладным жалованием, кроме рационов, 500 рублей в год и при нем двум помощникам с жалованием каждому по 200 рублей в год, а всего на всю школу 3 900 рублей”.
В 1819 г. Константиновская землемерная школа, решением Государственного совета от 10 декабря (Полн. Собр. Законов Российской империи, № 28024), переименована в Константиновское землемерное училище с увеличением числа учеников со 100 до 200 человек.
К середине 30-х годов XIX в. работы по генеральному и специальному межеванию земель в России замедлились из-за нехватки землемеров, особенно высокой квалификации. Выпускники Константиновского землемерного училища, которое находилось в ведении Межевой канцелярии, сразу же включались в работы по межеванию земель, однако профессиональных знаний им явно не хватало. Поэтому 10 мая1835 г. был подписан высочайший Указ, по которому училище было преобразовано в Константиновский межевой институт (КМИ) — первое высшее межевое учебное заведение России.
Институт находился в ведении Министерства юстиции и непосредственно подчинялся попечителю, являющемуся одновременно заведующим межевой частью России в звании сенатора. По штату институт имел 200 воспитанников, в том числе обучающихся за государственный счет — 150 человек и за свой счет — 50 человек. А также директора, инспектора, 8 надзирателей, 15 учителей, эконома, письмоводителя.
Подробнее об истории и деятельности Константиновского межевого института можно прочитать в книге “От землемерной школы до университета. Очерки истории Государственного университета по землеустройству за 1779—1999 гг.” (Под ред. СН. Волкова. — М.: Колос, 1999).
Для ускорения подготовки специалистов (чертежников и землемерных помощников) в 1835 г. межевому ведомству также была предоставлена возможность истребовать в течение 5 лет из военного ведомства 200 кантонистов, имеющих успехи в математике, черчении и чистописании. Для подготовки к межевой службе было разрешено также привлечь желающих из воспитанников гимназий Киевского учебного округа.
Из привлеченных кантонистов
при межевом ведомстве
В это же время землемерам было разрешено брать вольных учеников, которые после специального государственного экзамена могли назначаться на должности землемерных помощников.
Позднее, в 1843 г., в 15 губерниях России при уездных училищах были учреждены дополнительные классы элементарного землемерия. Марьинский сиротский дом в Петербурге, воспитывавший детей дворянского сословия, был преобразован в Марьинское межевое училище.
В 1849 г. Константиновский межевой институт получил права перворазрядного высшего учебного заведения, и с этого года до 1867 г. Имел статус военного, также как и Межевое ведомство.
В 1858 г. Число учеников в Константиновском межевом институте увеличилось до 260 человек, а школа межевых топографов состояла тогда из 240 человек. К 1861 г. Школа межевых топографов увеличилась еще на 80 человек — пансионеров министерства государственных имуществ, предназначенных для службы по этому ведомству.
По историческому стечению обстоятельств в 1858 г. Межевая канцелярия приобрела Дом Демидовых (Гороховский пер., Д. 4) для Школы межевых топографов. Это здание принадлежало с 1873 г. КМИ, а ныне — Московскому государственному университету геодезии и картографии.
Потребность в землемерах еще более возросла в ходе крестьянской реформы после 1861 г. Для проведения землемерных действий в короткий срок и на крупных площадях требовалось большое число специалистов-землемеров, между тем их наличный состав находился в основном на службе Межевого ведомства и Министерства государственных имуществ, число их было невелико и штаты не заполнены. Так, по Межевому ведомству был предусмотрен штат в 1 233 человека, а фактически работало только 1 065 человек. Все же было решено временно отпускать штатных специалистов для выполнения частных работ на землях помещиков сроком от 6 месяцев до 1 года. Кроме того, офицерам Военного министерства разрешалось в частном порядке принимать участие в съемке и измерениях земель. Число учащихся в школе межевых топографов увеличилось до 320 человек. В 1858 г. По приказу попечителя Константиновского межевого института был составлен Проект положения о классах для подготовки частных землемеров и таксаторов. Этот Проект появился в связи необходимостью подготовки частных землемеров и оценщиков земли для осуществления землеустроительных работ по предстоящему освобождению крестьян от крепостной зависимости.
По докладу министра государственных имуществ и управляющего Межевым корпусом сенатора М.Н. Муравьева 15 декабря 1858 г. Последовал Указ об открытии с января 1859 г. При Константиновском межевом и Горигорецком земледельческом институтах особых классов для подготовки частных землемеров и таксаторов, в которые принимались “вольно приходящие” ученики из всех свободных сословий. Но эти мероприятия не позволили обеспечить подготовку необходимого количества специалистов. Поэтому в 1860—1861 гг. В 38 губерниях при гимназиях открылись дополнительные классы землемерия и таксации, где обучалось примерно 900 человек.
Землемерам Межевого ведомства было поручено обучать мальчиков из помещичьих крестьян практическому простому землемерию.
Чтобы увеличить выпуск специалистов
для осуществления реформы 1861 г.,
В Константиновском межевом институте
в 1861 —1865 гг. Были проведены некоторые преобразов
— временно закрывался младший подготовительный класс, за счет чего срок обучения сокращался на 1 год;
— преподавание в землемерных классах (4, 5 и 6-м) предполагалось вести таким образом, чтобы наиболее способные воспитанники могли быть переведены в инженерные классы (7-й и 8-й) и затем в офицерский (9-й класс), а остальные, закончив 6-й класс, — поступить на службу в Межевое ведомство;
— разрешался прием в институт экстернов на любой курс с целью перепрофилировать наиболее способных молодых людей и отправить их на службу в Межевой корпус для осуществления земельных преобразований;
— 7-й и 8-й классы Константиновского межевого института и школы межевых топографов объединялись в одно инженерное отделение при институте для того, чтобы школа часть своих выпускников также отправляла на производство.
В 1873 г. В связи с необходимостью подготовки кадров землемеров для регионов было решено:
— закрыть Школу межевых топографов;
— за счет средств, отпускаемых ранее на содержание школы, открыть первых 4 землемерных училища, что и было сделано правительством в 1874—1877 гг.
Так, в 1874 г. Было открыто Псковское, в 1875 г. — Пензенское, в 1876 г. — Курское, в 1877 г. — Оренбургское землемерные училища. Последнее в 1879 г. Было переведено в Уфу. В 1889 г. Было открыто также землемерное училище в Тифлисе.
Из архивных материалов (ЦГИА, ф. 1408, оп. 4, ч. II, л. 524) известно, что в 1894/95 учебном году в 5 землемерных училищах обучалось всего 294 ученика, из них было выпущено на службу 59 человек.
В 1873 г. Константиновский межевой институт переехал в освободившееся здание Школы межевых топографов, которое было переоборудовано из расчета возможности обучения в нем 420 человек. В среднем за период с 1873 по 1905 гг. В институте обучалось 300 воспитанников.
Столыпинская земельная реформа (1906—1911 гг.) Послужила мощным толчком для развития землеустроительного образования в России. Специальность “землемер” все чаще стала вытесняться и заменяться специальностью “землеустроитель”. Термин “землеустройство” прочно вошел в законодательную, нормативно-правовую и исполнительную деятельность. Получило дальнейшее развитие землеустроительное образование в Константиновском межевом институте. За период с 1907 по 1915 гг. общее число воспитанников возросло с 327 в 1907 г. Прием студентов в институт доходил до 206 человек в год (1910 г.). Общее число только преподавателей в институте увеличилось с 35 до 50 человек.
Информация о работе Высшее землеустроительное образование в России на пороге XXI века