Выдающийся арабский путешественник Ибн-Баттута

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:22, реферат

Описание работы

В средневековье продолжали развиваться экономические и культурные связи между различными странами Востока и Запада, Севера и Юга. Этому в немалой степени способствовали поездки писателей, путешественников, дипломатов и купцов. Однако основной побудительной силой, заставлявшей людей предпринимать далекие путешествия в чужие страны, были военные походы и торговля. Однако наш арабский путешественник Ибн-Баттута совершал паломничество в различные страны не только из-за религиозных побуждений, но также и из-за торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Жизнь Ибн-Баттуты в общих чертах …………………………………………5
2. Путешествия Ибн-Баттуты…………………………………………………….7
2.1. Паломничество Ибн-Баттуты в Мекку……………………………………..7
2.2. Путь в Египет Ибн-Баттуты…………………………………………………9
2.3. Нападение пиратов на корабль Ибн-Баттуты…………………………… 11
3.Историческое значение путешествий Ибн-Баттуты ………………………. 14
Заключение………………………………………………………………………. 16
Список литературы………………….……………………………………………17
Приложение ……………………

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Следуя вдоль  границы Афганистана, он достиг берегов  Инда и отправился вниз по течению  до устья реки. Побывав в городе Лагоре, путешественник направился в  Дели. Это был большой и прекрасный город, жители которого почти все разбежались, напуганные жестокостями тамошнего властителя Магомета.[5,с.107]

Но иногда на этого тирана находили минуты великодушия. Арабский путешественник прибыл к нему в одну из таких счастливых минут  и был принят весьма благосклонно. Тиран осыпал его милостями и назначил судьей в Дели, предоставив земли и денежные доходы, связанные с этой должностью. Вскоре, однако, тиран заподозрил Ибн-Баттуту в заговоре. Чтобы избежать гнева Магомета, Ибн-Баттута вынужден был оставить свою должность и сделался факиром. Но Магомет неожиданно сменил гнев на милость и назначил Ибн-Баттуту посланником в Китай. [1,с.109]

Итак, судьба еще  раз улыбнулась мужественному путешественнику. Теперь он мог добраться до отдаленнейших  стран, при очень удобных и  сравнительно безопасных условиях. В сопровождении двух тысяч всадников он повез подарки китайскому императору. Ибн-Баттута никак не рассчитывал на встречу с повстанцами. Между тем индийцы напали на его конвой, а самого Ибн-Баттуту дочиста ограбили и взяли в плен. Связанного по рукам и ногам, его увезли в неизвестном направлении. Однако он не потерял присутствия духа и, воспользовавшись первой возможностью, совершил смелый побег. Он скитался в течение семи дней, пока не встретил, наконец, одного негра, который привез его в Дели, ко двору императора. [2,с.50]

Магомет, узнав  о злоключениях Ибн-Баттуты, снарядил новую экспедицию, которая на сей  раз благополучно миновала мятежные области и достигла Малабарского берега. Через некоторое время  Ибн-Баттута вступил в Каликут. Здесь он оставался три месяца в ожидании благоприятного ветра. Этой невольной остановкой путешественник воспользовался для изучения морской торговли китайцев, посещавших этот город. Он с восхищением говорит о китайских джонках, о «плавучих садах», в которых китайцы выращивают имбирь и овощи и т. п. [8] 

2.3.Нападение пиратов на корабль Ибн-Баттуты.

Наконец, задул  попутный ветер. Ибн-Баттута нанял  тридцать джонок и нагрузил на них  подарки для китайского императора. Но разыгравшаяся ночью буря разбила  все суда, и дары Магомета пошли на дно По счастливой случайности, сам Ибн-Баттута находился в ту ночь на берегу, желая присутствовать на утреннем богослужении в мечети. Из всех богатств уцелел только один коврик, на котором он молился. После этой второй катастрофы Ибн-Баттута уже больше не рискнул предстать пред властителем Дели и отплыл на Мальдивские острова. [5,с.107-108]

Поселившись на Мальдивских островах, арабский путешественник женился на трех женах. Местная королева обратила внимание на Ибн-Баттуту и  назначила его судьей. Однако великий визирь, завидовавший популярности араба, начал строить против него козни. Ибн-Баттуте снова пришлось бежать. Он надеялся добраться до Коромандельского берега, но ветры отнесли его судно к острову Цейлону. [1,с.110]

Здесь Ибн-Баттута  был принят с большим почетом и получил от султана разрешение подняться на священную гору Серен-дид, или Адамов пик. Ему хотелось увидеть на вершине горы чудесный отпечаток человеческой ног», который, как утверждали индийцы, был оставлен на камне «стопою Будды» при его вознесении на небо. В своем сочинении Ибн-Баттута говорит, что этот след имеет одиннадцать пядей в длину. Ибн-Баттута принимает на веру и другие легенды. Он сообщает, например, что значительную часть населения острова составляют большие бородатые обезьяны, которые подчиняются своему королю — павиану, увенчанному короной из древесных листьев. [8]

С Цейлона Ибн-Баттута  все же добрался до Коромандельского берега, хоть и испытал в пути жестокие бури. Перейдя южную оконечность  полуострова Индостан, он достиг другой стороны берега, откуда опять пустился в море. На этот раз Ибн-Баттуту ожидало новое несчастье: на его судно напали пираты. Дочиста ограбленный, в жалких лохмотьях, изнуренный от голода и лишений, он кое-как добрался до Каликута. Вот уж действительно никакое несчастье не могло сломить этого человека! Он принадлежал к числу тех сильных натур, которые в испытаниях почерпают лишь новую энергию. Благодаря помощи нескольких купцов из Дели, которые узнали Ибн-Баттуту и подивились его необыкновенной судьбе, он опять снарядился в дальний путь и отплыл к Мальдивским островам. Оттуда он попал в Бенгалию, где его восхитили естественные богатства страны, и затем переправился на Суматру. Принятый с почетом местным королем, он восполбзовался его щедротами, которые помогли собрать необходимые средства для поездки в Китай. [1,с.111]

Джонка понесла  арабского путешественника по «Тихому  морю», и через семьдесят один день он достиг гавани «Каилук», столицы  какой-то таинственной, не обозначенной на картах страны, где жители, «красивые и мужественные люди, выделывают превосходное оружие». Из Каилука Ибн-Баттута проехал несколько китайских провинций и, прежде всего, посетил великолепный город Зейтун, по-видимому нынешний Цюаньчжоу. [8]

Ибн-Баттута  побывал во многих городах этой обширной империи, изучая обычаи китайцев, их промышленность и торговлю. Правда, до Великой стены на севере Китая он так и не добрался, хотя упоминает о ней в своем сочинении, называя эту стену «препятствием Гога и Магога». Переходя из одного места в другое, он посетил, между прочим, провинцию Шаньси, состоявшую из шести укрепленных городов, и прожил там довольно долгое время. Случай дал ему возможность присутствовать на похоронах одного хана, который был погребен вместе с четырьмя рабами, шестью фаворитами и четырьмя лошадьми. Затем Ибн-Баттута вернулся в Зейтун, но вспыхнувшее там восстание заставило его покинуть этот город. Он отплыл обратно на Суматру, откуда после остановок в Каликуте и Ормузе возвратился в 1348 году в Мекку, объехав еще Персию и Сирию. [3,c.61-62]

В следующем  году Ибн-Баттута вернулся после  двадцатипятилетних странствий в свой родной город Танжер. Но он не мог  долго усидеть на одном месте. Через некоторое время его  снова потянуло в дальние страны. [8]

На этот раз  Ибн-Баттута отправился в Испанию, затем вернулся в Марокко, проник в глубь Судана; объехав области, орошаемые Нигером, он перебрался через великую пустыню Сахару и, наконец, вступил в город Тимбукту, совершив новое большое путешествие, уже само по себе достойное высшей славы. Это было его последнее пугешесгвие. В 1353 году, спустя двадцать девять лет после того, как Ибн-Баттута в первый раз покинул Танжер, он возвратился в Марокко и поселился в Феце, где встретил человека, которому продиктовал свою увлекательную книгу, известную под заглавием «Подарок любознательным». [1,с.112]

На мой взгляд, арабский путешественник прославился  как самый отважный исследователь XIV века, и потомство совершенно справедливо  ставит имя Ибн-Баттуты рядом  с именем знаменитого венецианца Марко Поло. Я думаю, что во всех книгах различных стран, где побывал Ибн-Баттута, вспоминается его имя как самого предприимчивого и смелого путешественника-открывателя этой страны.             

  3. Историческое значение путешествий Ибн-Баттуты 

          Всего Ибн Баттута преодолел 120 700 км, что не под силу многим исследователям, даже пользующимися современными техническими нововведениями. Все посещаемые страны Ибн Баттута описывал с возможной полнотой. В первый раз его сочинение было частично переведено на европейский (латинский) язык в 1818 под названием «De Mohammede Ebn-Batuto Arabe Tingitano ejusque itineribus», затем в 1829 на английский язык под названием «The Travels of Ibn Batuta, translated from the abridged Arabic MS. Copies by Lec».[9] На русском языке эта книга носит название «Путешествия Ибн-Баттуты» или «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий»[4,с.95]

"Путешествие  Ибн Баттуты" стало классикой  жанра. И не только потому, что  он в течение 28 лет посетил  сотни городов и селений трёх континентов, преодолев в общей сложности более 120 тысяч километров, но также и потому, что его содержательный рассказ насыщен теми бытовыми деталями, которые делают эту книгу неповторимой. [6]

По мнению академика  Игнатия Крачковского, известного переводчика Священного Корана, Ибн Баттута является "последним великим путешественником, объехавшим все мусульманские страны", "универсальным географом-практиком", "без ссылок на которого не обходится ни одна работа о Золотой Орде". А вот как характеризует его Рихард Хенниг: "Живший в XIV веке марокканец Ибн Баттута, несомненно, должен быть признан величайшим из всех путешественников, которых знали древний мир и средневековье.[6]

Даже достижения Марко Поло бледнеют в сравнении  с поразительным трудом, которому была посвящена вся жизнь этого любителя путешествий”.[6]

Для истории России имеет наибольшее значение описание Золотой Орды времён хана Узбека.[9]

Можно сделать  вывод о том, что Ибн-Баттута  – самый смелый и предприимчивый путешественник во всем мире.  Мы видим, что он не боялся самых страшных преград на его пути, он прямо шел до своей цели. Так что этим путешественником остается только гордиться и восхищаться…  
 
 

                                       Заключение

Несомненно, можно  сделать вывод, что Ибн-Баттута  - самый известный арабский путешественник, который в XIV в., побывал почти во всех странах тогдашней Азии, познакомился с северным побережьем африканского материка и долиной Нила. Во времена второго путешествия Ибн-Баттута посетил Крым, побывал в низовьях Волги, посетил Среднюю Азию. Несколько лет прожил в Индии, далее он прошел на Индостан на юг, посетил Мальдивские острова, Цейлон и морем прибыл в Китай.  Пройдя по суше и по морю в общем счете более 130 тыс. км., вернулся домой и продиктовал книгу под названием «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий», более известную как «Путешествия Ибн-Баттуты». Книга о его 25-летних путешествиях, содержащая большой этнографический, географический, и исторический материал, была переведена на несколько европейских языков и стала ценным пособием по средневековому страноведению.

На мой взгляд, арабский путешественник прославился  как самый отважный исследователь XIV века, и потомство совершенно справедливо  ставит имя Ибн-Баттуты рядом  с именем знаменитого венецианца Марко Поло. Я думаю, что во всех книгах различных стран, где побывал Ибн-Баттута, вспоминается его имя как самого предприимчивого и смелого путешественника-открывателя этой страны.

Таким образом, цель моей работы выполнена:  я узнала все интересующие меня факты о жизни этого арабского путешественника. Это была интересная и очень  увлекательная работа находиться в поисках нужного материала, выборе нужных фактов и т.д. Было изучено достаточно много материала о жизни Ибн-Баттуты в целях решения поставленных задач. И на мой взгляд, в этой работе тема раскрыта полностью.

 

Приложение 
 
 

Пути  Ибн-Баттуты

 

 
 

Список  литературы: 

1. Верн,Ж. История великих путешествий. Открытие земли. – Москва: Эксмо, 2007. – 631с.

2. Шаповал Г.Ф.История туризма. 2-е изд.- Мн.: РИВШ БГУ, 2002. – 254с.

3. Шаповал Г.Ф. История туризма: Пособие. – Мн.: «Экоперспектива», 1999. – 303с.

4. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства: Учебное пособие/Л.П.Воронкова. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 304с.

5. Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/М.В.Соколова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352с.

6. http://www.islam.ru/pressclub/histori/battuta/

7. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6142/ (№12 (2807) | Декабрь 2007, Рубрика «Великие путешественники»)

8. http://www.i-u.ru/biblio/archive/vern_otkritie/04.aspx

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ибн_Батутта

10. Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. — М.: Наука, 1988;

11. Милославский Г. В. Ибн-Баттута. — М.: Мысль, 1974;

12. Тимофеев И. В. Ибн Баттута. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 270 с. 

Информация о работе Выдающийся арабский путешественник Ибн-Баттута