Выдающийся арабский путешественник Ибн-Баттута

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:22, реферат

Описание работы

В средневековье продолжали развиваться экономические и культурные связи между различными странами Востока и Запада, Севера и Юга. Этому в немалой степени способствовали поездки писателей, путешественников, дипломатов и купцов. Однако основной побудительной силой, заставлявшей людей предпринимать далекие путешествия в чужие страны, были военные походы и торговля. Однако наш арабский путешественник Ибн-Баттута совершал паломничество в различные страны не только из-за религиозных побуждений, но также и из-за торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Жизнь Ибн-Баттуты в общих чертах …………………………………………5
2. Путешествия Ибн-Баттуты…………………………………………………….7
2.1. Паломничество Ибн-Баттуты в Мекку……………………………………..7
2.2. Путь в Египет Ибн-Баттуты…………………………………………………9
2.3. Нападение пиратов на корабль Ибн-Баттуты…………………………… 11
3.Историческое значение путешествий Ибн-Баттуты ………………………. 14
Заключение………………………………………………………………………. 16
Список литературы………………….……………………………………………17
Приложение ……………………

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный экономический  университет 
 
 
 
 
 

Кафедра экономической истории 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на  тему: «Выдающийся арабский путешественник Ибн-Баттута». 
 
 
 
 
 

Студентка

ФВШТ, 3 курс, ДТГ-2                                         Астахнович К.Ю. 
 
 
 

Руководитель

К. э. н., доцент                                                     Шаповал Г.Ф. 
 

                                     Минск 2009 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение…………………………………………………………………………..3

1.Жизнь Ибн-Баттуты в общих чертах …………………………………………5

2. Путешествия  Ибн-Баттуты…………………………………………………….7

2.1. Паломничество  Ибн-Баттуты в Мекку……………………………………..7

2.2. Путь в  Египет Ибн-Баттуты…………………………………………………9

2.3. Нападение  пиратов на корабль Ибн-Баттуты…………………………… 11

3.Историческое значение путешествий Ибн-Баттуты ……………………….  14

Заключение………………………………………………………………………. 16   

Список  литературы………………….……………………………………………17                                                                                   

Приложение ………………………………………………………………………18                                               
 
 

 

                                            Введение

 В средневековье   продолжали развиваться экономические  и культурные связи между различными  странами Востока и Запада, Севера и Юга. Этому в немалой степени способствовали поездки писателей, путешественников, дипломатов и купцов. Однако основной побудительной силой, заставлявшей людей предпринимать далекие путешествия в чужие страны, были военные походы и торговля. Однако наш арабский путешественник Ибн-Баттута совершал паломничество в различные страны не только  из-за религиозных побуждений, но также и из-за торговли.

На самом деле, для меня, вопросы о путешествиях очень интересны и привлекательны, так как я собралась связать  свою жизнь именно с этой сферой. Таким образом,  для этого необходимо знать историю развития туризма, путешествия различных времен различных людей и с разными целями.

Я считаю, что  все темы, предложенные преподавателем очень интересны, так как сам  предмет очень интригующий. Но почему-то мой выбор остановился именно на этой теме «Выдающийся арабский путешественник Ибн-Баттута». Ну что ж, надеюсь его путешествия и достижения не разочаруют нас…

Итак, главная  цель моей работы: подробное изучение путешествий Ибн-Баттуты. Естественно, основные задачи моей работы вытекают из поставленной цели. Таким образом, задачи звучат следующим образом:

    • Осветить важнейшие открытия ученого
    • Изучить его путешествия
    • Выяснить достоверность всех фактов биографии арабского путешественника
    • Оценить вклад Ибн-Баттуты во всемирную историю развития туризма

  Основными  источниками моей работы является  книга Ж.Верна «История великих  путешествий. Открытие земли», а  также книга Г.Ф.Шаповала «История  туризма». Было рассмотрено очень  много интересной информации, касающуюся имя арабского путешественника, которую я попыталась скомпоновать так, чтобы получилась интересная, достойная внимания работа.

 

1.Жизнь Ибн-Баттуты в общих чертах. 

В богатейшем наследии арабо-мусульманской культуры и, в  частности, в географической литературе, важное место занимают введения, выдержанные в жанре "рихла" - описания стран, увиденных "собственными глазами". Одним из первых блестящих образцов этого жанра можно назвать хорошо известное "Путешествие Ибн Фадлана на Волгу", предпринятое в 922 году посольством багдадского халифа в древний Булгар. А вершиной данного жанра стала книга под названием "Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий", составленная на основе того, что поведал великий арабский путешественник Ибн Баттута (1304-1377). [6]

Однажды теплым ноябрьским днем 1349 года при дворе  премудрого марокканского султана  Абу Инана из династии Маринидов  появился некий немолодой уже  человек. Весь облик его выдавал  странника и мудреца, немало повидавшего  в жизни. Пришелец назвался Абу Абдаллахом Мухаммедом ибн Абдаллахом ал-Лавати ат-Таджи, а по прозванию просто — Ибн Баттута. [7]

Хотя в султанском дворце нравы  царили довольно простые и никаких  «рекомендаций», чтобы быть в нем  принятым, не требовалось, все же имелись особые люди, отвечавшие за безопасность повелителя, — ведь как ни будь он добродетелен, всегда найдутся желающие расправиться с ним. Так вот, премудрые и осмотрительные мужи из марокканских «спецслужб» навели справки о новом госте. Выяснилось, что он отнюдь не самозванец. Последняя часть его имени, нисба («приставка») ат-Танджи, действительно соответствовала месту рождения незнакомца, Танжеру, знаменитому порту к северу от Феса, где располагался двор Маринидов, на африканском берегу Гибралтарского пролива. Город этот, знаменитый и ныне, был основан еще финикийскими колонистами (само название происходит от финикийского «тигисис», «гавань»), после них Танжером владели многие народы, от римлян до арабов-мусульман. Сам Ибн Баттута, как показал подручным Абу Инана нехитрый лингвистический анализ, происходил не из финикийцев и не от греков, а из коренных обитателей Северной Африки, берберов, которые, оказавшись под властью халифата, приняли ислам. Вторая нисба, ал-Лавати, говорит о том, что семья путешественника относилась к одной из главных берберских племенных групп, лавата. Далее, и это уж Аллах ведает почему, некий его далекий предок получил прозвище Баттута, что на марокканском диалекте арабского значит «уточка», так что все мужчины в роду стали волей-неволей с некоторых пор Сыновьями Уточки. Личное же прозвание рожденный 24 февраля 1304 года в этом клане от некоего Абдаллаха мальчик получил в честь самого пророка — Мухаммед. Ну, и наконец, он повзрослел и сам сделался отцом первенца, тоже Абдаллаха, Абу Абдаллахом. Так и сложилось пышное имя султанского гостя. [7]

Семья Ибн Баттуты  слыла весьма уважаемой в Танжере. Все члены ее издавна занимались самым почетным в мусульманском  мире делом — торговлей, да и учености были не чужды, знали Коран и учились в религиозных школах. Поэтому неудивительно, что уже в раннем возрасте Мухаммед собрался совершить хадж, паломничество в Мекку и Медину. Тут и случилось самое интересное: уйдя с караваном на восток, в сторону Триполи, Александрии, Каира и далее, к святым городам, юноша… исчез средь бела дня. И уж в живых его не чаяли, но через двадцать пять лет он объявился в родных местах зрелым мужем, бывалым странником и стал сначала развлекать рассказами о неведомых странах родственников и соседей, что вечерами сходились на общинные сходки-маджлисы. [7]

С этих слов можно  понять, что арабский путешественник – очень интересная личность не только для людей тех времен, но и для нас. Уже с первых строк  его биографии мне стало интересно  и захотелось узнать о нем побольше. Ну что ж, приступим… 

 

2.Путешествия  Ибн-Баттуты 

2.1.Паломничество  Ибн-Баттуты в  Мекку.

Достойным последователем Марко Поло был арабский путешественник Ибн-Баттута, который для исследования Египта, Аравии, Анатолии, Татарии, Индии, Китая, Бенгалии и Судана сделал то же, что Марко Поло для значительной части Центральной Азии. Этот предприимчивый и смелый путешественник должен занять место в ряду самых выдающихся исследователей. [1,с.105]

Ибн-Баттута (полное его имя Абу-Абдалла-Мухаммед Ибн-Баттута) родился в 1304 году в городе Танжере в Северной Африке. Получив богословское образование, Ибн-Баттута в 1324 году решил совершить паломничество в священный город арабов Мекку. Но поехал он туда не прямым путем.[1,с.105] В 1325г. Ибн Баттута отправился сухим путем из Танжера в Александрию Египетскую.[3,с.60]Побывав в Египте он поднялся вверх по Нилу до границ Нубии, а затем, вернувшись обратно в Египет, переправился в Малую Азию, где посетил Газу, Тир — тогда сильно укрепленный город — и через Тивериаду и Баальбек-Небек проехал в Дамаск. В этом городе свирепствовала чума. Если верить путешественнику, ужасный бич еже­дневно уносил в могилу до двадцати тысяч человек.[8]

Из Дамаска  Ибн-Баттута поспешил отправиться  в Мешхед, где посетил гробницу арабского пророка Али. В Мешхеде собираются толпы больных и увечных, которым, по словам путешественника, достаточно провести у гробницы одну ночь, чтобы исцелиться от своих недугов. Баттута, по-видимому, нисколько не сомневается в возможности этого чуда, носящего на востоке название «ночь выздоровления». [1,с.106]

После Мешхеда неутомимый и любознательный паломник отправился в Басру, затем  в королевство Исфахан и в  провинцию Шираз. Из Шираза он проехал  в Багдад, Тебриз, оттуда — в Медину и, наконец, прибыл в Мекку, где оставался  три года.[1,с.106]

Во времена  Ибн-Баттуты, в эпоху расцвета владычества  ислама, в Мекку стекались богомольцы с разных концов земли — из Китая, Центральной Азии, Индии, Африки, Египта. С караванам паломников Ибн-Баттута  посетил все города Йемена. 53 Добравшись до Адена, он отплыл в Зейлу, один из портов Абиссинии, и вступил на африканский берег. В стране берберийцев он познакомился с нравами и обычаями местных племен, после чего переплыл Красное море и, следуя вдоль Аравийского берега, прибыл в город Зафар, лежащий на берегу Индийского океана. Здесь он встретил великолепную растительность; бетель,  кокосовые пальмы и другие деревья образовывали роскошные леса. Продвигаясь все дальше и дальше, любознательный путешествен­ник попадает потом в Ормуз, объезжает несколько персидских провинций, и в 1332 году мы вторично застаем его в Мекке, куда он вернулся после трехлетних странствий. [8]

Но это был  только временный перерыв в путешествиях Ибн-Баттуты. Вскоре он опять покинул  Аравию. Пустившись исследовать малоизвестные страны верхнего Египта, он направился к Каиру, оттуда — в Сирию, в Иерусалим, Триполи, Анатолию, где единоверцы оказали ему радушный прием. [1,с.106-108]

Дальше арабский путешественник рассказывает о Малой  Азии. В Эрзуруме ему показали метеорит весом в 620 фунтов. [1,с.108] Затем через Сирию и Малую Азию он прошел до города Синопа на Черном море, переплыл к южному берегу Крыма, а оттуда направился в столицу татарской Золотой Орды – город Сарай-Берке (1333),расположенный в низовьях Волги, на верхней Ахтубе, представившись богатым купцом. Далее путешественник пошел на север до города Болгар, чтобы скупить пушнину, но не решился проникнуть дальше в «страну тьмы», объяснив это «большой опасностью, а также тем, что там нельзя было ожидать серьезных барышей».[2,с.50]

Затем Ибн-Баттута  вернулся в степи, добрался до города Болгар, лежавшего на берегах Камы, недалеко от Волги — на такой  высокой широте, замечает путешественник, что стало очень заметно неравенство  дня и ночи. Затем Ибн-Баттута  спустился к устью Волги и прибыл в Астрахань, где находилась зимняя резиденция монгольского хана. В это время одна из жен хана собиралась навестить своего отца, константинопольского императора. Ибн-Баттута не преминул воспользоваться оказией, чтобы*посетить Европейскую Турцию. Он добился разрешения присоединиться к свите. Жена хана отправилась в путь в сопровождении десяти тысяч человек. Прием, оказанный им в Константинополе, был великолепен; колокола гремели с такой неистовой силой, что, казалось, «даже горизонт колеблется от этого звона». [1,с.108]

Ибн-Баттуте  была дана возможность подробно ознакомиться с городом, и он оставался в  нем тридцать шесть дней. [1,с.108]

Из Константинополя  он возвратился в Астрахань. Отсюда, через бесплодные пустыни Туркестана, Ибн-Баттута направился в Хоросан, а затем в Бухару, полуразрушенную после нашествия Чингисхана. Из Константинополя он возвратился в Астрахань. Отсюда, через бесплодные пустыни Туркестана, Ибн-Баттута направился в Хоросан, а затем в Бухару, полуразрушенную после нашествия Чингисхана. [8] 

2.2.Путь в Египет  Ибн-Баттуты.

Некоторое время  спустя мы встречаем его в Самарканде, произведшем на него весьма благоприятное  впечатление, а потом в Балхе, куда он мог попасть, только преодолев  Хоросанскую пустыню. Город Балх был опустошен и разрушен, так как через него прошли татарские полчища, а потому Ибн-Баттута не стал там задерживаться. Задумав вернуться на запад, на границу Афганистана, он должен был пробраться через гористую страну Хузестан. Мучительные трудности не остановили отважного араба. Не только терпение, но и удача помогли ему добраться до города Герата. Это был самый дальний пункт, достигнутый путешественником на западе. Отсюда он решил повернуть к востоку и продвигаться до крайних пределов Азии у берегов Тихого океана. Если бы ему это удалось, он превзошел бы своими исследованиями самого Марко Поло.  [8]

Информация о работе Выдающийся арабский путешественник Ибн-Баттута