Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:51, контрольная работа
Москва на сегодняшний день является самым большим мегаполисом в мире. Население этого города переваливает за 10000000 человек (11,7 млн человек по предварительным прогнозам переписи 2010г.). Но ведь известно из истории, что Москва до раздробленности на Руси не имела крупного политического значения и вообще не являлась сколь либо крупным городом, торговым и религиозным центром. Но именно московские князья смогли объединить русские земли, сделать Москву центром всего православия, создать впоследствии сильное и могущественное государство. Цель моей работы заключается в том, чтобы выявить причины, почему именно Москва начала возвышение и стала великим городом? С чего началось её возвышение? Также необходимо найти взаимосвязь между процессом возвышения Москвы и объединением русских земель.
1. Введение.
2. Возвышение Москвы.
3. Этапы освобождения Руси от монголо-татарского ига.
4. Образование единого российского государства.
5. Заключение.
6. Тест.
Золотоордынские ханы рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные платить им дань — «выход». Кроме «выхода» существовали экстренные выплаты – запросы. Если хану нужны были средства на войну, то он направлял на Русь неожиданный «запрос», который взимался также неукоснительно. Огромные богатства уходили на подарки хану, его родичам, послам, на взятки придворным и подкуп ордынских чиновников.
Сбор татарской дани возлагается на русских князей под ответственностью великого князя. Власть хана по отношению к этим вассальным князьям формально выражалась еще и в том, что эти князья утверждались на своих княжеских столах ханами через вручение им ярлыков. Старший среди князей, или великий князь, тоже получал особый ярлык на великое княжение. Татарский “выход” должны были платить все в размере около 10% доходов княжества. С этой целью татары и производили переписи населения. Для первой переписи и сбора дани Бату послал баскаков. Новая перепись была произведена в 1257 г. при хане Берке, который прислал для этого уже специальных численников. При переписи населения считались только мужчины.С 1263 г. русские князья стали сами привозить дань в Орду. Таким образом, формальный момент, оказался определяющим. Русские не столько сопротивлялись факту выплаты дани и ее размерам, сколько были задеты инонациональным, чужестранным составом сборщиков. Они готовы были платить больше, но "своим" князьям .
После
нашествия монголо-татар в
На
Руси получили распространения водяные
колеса и водяные мельницы. Пергамент
стал активно вытесняться бумагой.
Развивается солеварение. Появляются
центры по изготовлению книг в крупных
книжных центрах и монастырях.
Развивается массивно литье (колокольное
производство). Сельское хозяйство
развивается несколько
4 августа
1326 года «преосвященный
Иван
Калита и митрополит Петр положили
начало тому своеобразному светской
и духовной власти, которое стало
характерно для Москвы допетровского
времени. Двор великого князя и двор
митрополита помещались в непосредственном
соседстве; светская власть нашла себе
духовную опору, поддерживая, в свою
очередь, всей своей гражданской
мощью главу русской церкви - митрополита.
Так, маленький Кремль Калиты уже
вместил в себя зародыши другого,
более позднего «царствующего града
Москвы».
ЭТАПЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ РУСИ ОТ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА
Дмитрий Иванович Донской (12.10.1350, Москва, — 19.5.1389, там же), великий князь владимирский и московский с 1359, сын князя Ивана II Ивановича Красного, внук Ивана I Даниловича Калиты.
В первые
годы при малолетнем Дмитрии Ивановиче
Донском правительство
Во
время войны с Тверью (1368—75) Дмитрий
Донской в 1375 принудил тверского
князя к признанию своего старшинства
и союзу в борьбе с Золотой
Ордой. В 1376 Московское княжество утвердило
своё влияние в Болгарии Волжско-Камской,
в 1378 его рать разбила под Скорнищевом
рязанского князя. Дмитрий Иванович
первый из московских князей возглавил
вооружённую борьбу народа против татар:
в 1378 на р. Вожа было разгромлено татарское
войско Бегича, а в 1380 Дмитрий Донской
во главе объединённых русских сил
выступил навстречу полчищам татарского
темника Мамая, двигавшимся на Русь.
В Куликовской битве 1380, завершившейся
разгромом завоевателей, Дмитрий
Донской проявил выдающийся полководческий
талант, за что был прозван Донским.
После Куликовской битвы
В княжение
Дмитрия Донского Москва утвердила
своё руководящее положение в
русских землях. Дмитрий Иванович
впервые передал великое
Куликовская
битва – битва русских полков
во главе с великим князем московским
и владимирским Дмитрием Ивановичем
и ордынским войском под
Битва началась утром 8 сентября поединком богатырей. С русской стороны на поединок был выставлен Александр Пересвет – монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения – брянский (по др. версии, любечский) боярин. Его противником оказался татарский богатырь Темир-мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья: это предвещало большое кровопролитие и долгую битву. Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас вышедший из дубравы Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича, ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.
Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными (около 200 тысяч человек убитыми и ранеными). Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина (60% командного состава русского войска.). Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой в составе Большого полка был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».
Куликовская
битва вселила уверенность в
возможности победы над ордынцами.
Поражение на Куликовом поле ускорило
процесс политического
Роль церкви в объединительном процессе.При оценке роли церкви в объединении русских земель необходимо различать политику митрополитов и поведение церковных деятелей более низкого ранга. Митрополиты назначались константинопольским патриархом из греков и болгар, за исключением Алексия, выходца из московского боярства. Русская (или Киевская, как она называлась до XIVв) митрополия охватывала не только северо-восточную Русь, но и южную и юго-западную, где находилось около половины епархий. После переезда митрополита Максима в 1299г. из подвергавшегося набегам татар и литовцев-язычников Киева во Владимир, уже в 1303г. шесть епархий Галицко-Волынской Руси образовали независимую митрополию. Борьба за западные русские земли между растущей Москвой и Польско-Литовским государством также приводила к стремлению литовцев и поляков использовать церковный фактор и подорвать влияние владимирских митрополитов на этих землях. Все это заставляло митрополитов занимать двойственную политику. С одной стороны, приходилось поддерживать московских князей, без помощи которых церковь могла потерять влияние и на северо-востоке, с другой - явная ориентация на Москву могла привести к утрате западных епархий. Даже митрополит Алексий в первые годы своего митрополитства проводил крайне осторожную политику. И только смерть Ивана II Красного (1353-1359) и малолетство Дмитрия заставили Алексия сделать выбор, решительно поддержать объединительную линию Москвы, стать фактическим ее правителем в годы юности великого князя. Положение изменилось только после 1448г., когда русские митрополиты стали избираться на соборе русских епископов.
С этого
момента русская церковь
Другим важным обстоятельством, влиявшим на политику церкви во время монголо-татарского ига, были ее отношения с Ордой. Русская церковь пережила Батыево нашествие сравнительно легко, без особых потерь. Более того, установление ига привело к укреплению позиций церкви. Золотоордынские ханы стремились использовать авторитет церкви и силу религии для усиления своего господства в завоеванных землях. Они освободили русскую церковь от уплаты ордынского "выхода" и выполнения других повинностей. Татарское нашествие изображалось церковью как "божья кара" за грехи русских людей. Иноземные нашествия, бесконечные усобицы русских князей, имели неизбежным следствием - снижение нравственного уровня среди всех слоев населения, особенно высших. Разложение проникло и в церковную среду, куда устремились многие знатные люди, привлекаемые привилегиями церкви в условиях татарского господства. Корыстолюбие, вероломство, пресмыкательство и страх перед татарами,пьянство и прочие грехи распространялись среди мирян и служителей церкви. Таяло сознание единства, общности русских людей. В такой обстановке большую роль играли подвижники - монахи, стремившиеся претворить в жизнь евангельские заветы любви к ближнему, трудолюбие, бескорыстия, честности и духовности. Среди таких подвижников в XIV в. особенно выделяется Сергий Радонежский. Он был одним из реформаторов монастырской жизни, введя в своем монастыре суровый общежительный устав: в монастыре не было места имущественному неравенству, безделью, пьянству, нарушениям правил церковной службы. Сергий был и религиозным политиком, духовником Дмитрия Донского, выполнял важные поручения митрополита Алексия.
В XVI
в. формирование национальной церкви приобретает
новые черты. Национальная Русская
православная церковь во все возрастающей
степени превращается в государственную
церковь. Предпосылки такого превращения
заложены в самой традиции восточного
христианства. Восточная церковь
признавала над собой верховенство
государственной власти и входила
в рамки правительственных
Алексий I и Сергий Радонежский.Будущий святой Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье ростовского боярина Кирилла и его супруги Марии. Преподобному Сергию Радонежскому выпала роль собирателя духовной мощи Руси и созидания немеркнущего облика Святорусского государства. Духовное делание, проповедником которого был Сергий, и его ученики имело не меньшее значение в возрождении России, чем активная деятельность московских князей на поле брани и за столом переговоров с другими князьями, литовскими и ордынскими владыками.
Решив
стать монахом, Сергий передал свою
долю наследства младшему брату и
вместе со старшим не ранее 1342 основал
Троице-Сергиев монастырь, где в
1353 стал игуменом. Сергий обладал редким
сочетанием таких качеств, как знатность
происхождения, нестяжательство, религиозность
и трудолюбие. Основанный им монастырь
со временем стал одним из главных
центров русского православия и
средневековой русской
Алексий (Елевферий) (1292, 1300?-1378) - в 1354 был избран митрополитом Московским. Алексий поехал в Константинополь, где в 1356 Константинопольский патриарх посвятил его в сан митрополита Киевского и Владимирского. В это время в Золотой Орде у хана Джанибека заболела любимая жена красавица Тайдулла. Хан потребовал, чтобы Алексий исцелил от болезни глаз Тайдуллы. Митрополит прибыл в Орду, где по его молитве свершилось чудо: Тайдулла прозрела. Алексий мог просить у хана чего угодно. Но он попросил одного: чтобы ярлык на великое княжение передавался ханами только князьям московской княжеской династии. После смерти Ивана II Алексий стал опекуном его малолетнего сына князя Дмитрия (с 1359) и являлся фактическим главой правительства. Используя свой церковный авторитет, Алексий добивался возвышения Московского княжества, как центра объединения русских земель. Тайдулла подарила ему принадлежавший ей в Кремле участок земли, на котором Алексий основал Чудов монастырь в честь чуда исцеления ханской жены. Поддерживал князя Дмитрия в борьбе против тверских и суздальско-новгородских князей. С именем Митрополита Алексия связана борьба за независимость и укрепление Русского государства. В 1361 добился от патриарха Константинопольского отмены Литовской митрополии, а в 1363 получение в Орде титул великого князя для Дмитрия Ивановича. При поддержке московского боярства добился в Орде титула Великого князя для молодого Дмитрия Ивановича. Похоронен в Чудовом монастыре.