Возрождение в Беларуси. Деятельность Ф.Скорины, С. Будного, В. Тяпинского, Н. Гусовского, Белорусские земли в составе Речи Посполитой

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 00:02, контрольная работа

Описание работы

Прошло полтысячелетия, сменили друг друга десятки поколений, а эпоха Возрождения по-прежнему волнует людей. Все больше наших современников: ученых, писателей, архитекторов, скульпторов, художников, композиторов, кинематографистов, бизнесменов, политиков и даже спортсменов - внимательно и добросовестно изучает наследие этой эпохи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………2
1. Общая характеристика Эпохи Возрождения………………………………………………….2
2. Беларусь в Эпоху Возрождения……………………………………………………………………6
3. Деятельность Ф.Скорины, С. Будного, В. Тяпинского, Н. Гусовского…………….……..8
Заключение ……………………………………………………………………………………………...10
Литература……………………………………………………………………………………………..11

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

       В XIV-XVI веках в Беларуси происходит стремительное развитие изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, начинают формироваться светские формы искусства. На характере изобразительного искусства эпохи Возрождения у нас сильно сказывались богатые традиции византийской и древнерусской культуры, в первую очередь Полоцкого княжества.

       И если архитектуре Беларуси длительное время сохраняют древнерусские и готические черты (Троицкий костел в деревне Ишколдь Барановичского района), то в изобразительном искусстве уже в середине XVI в очевидно влияние итальянцев. И мы можем похвастаться своими маньеристами (Например “Портрет Екатерины Слуцкой“ неизвестного мастера).

       Искусству Беларуси этого периода свойственен  интерес к показу внутреннего  мира личности, ее морального облика. В  живописи наблюдается повышенный интерес  к драматическим ситуациям.

       Особенно  активно развивается портретный жанр (так называемый сарматский портрет). Человек в таких произведениях изображался по определенной схеме – в парадной одежде, в своем естественном окружении. В результате отражался не только внутренний мир, но и бытовые подробности, что свойственно культуре гуманизма. К числу наиболее выдающихся памятников этого жанра относится портрет Юрия Радивила (вторая половина XVI в.). Перед зрителем сквозь маску традиционных форм как будто проступает лицо эпохи, переполненное сильными страстями.

       Кроме того, художники обращались к скульптуре, писали иконы. Фресковыми росписями  были украшены княжеские дворцы, церкви и костелы. Большую художественную и историческую ценность имеют росписи, выполненные белорусскими мастерами на территории других государств, в первую очередь Польши. Яркий пример - росписи в Люблинском замке, выполненные в XV веке белорусскими живописцами под руководством минского мастера Андрея.

       Прекрасным  соединением древнерусского зодчества, готики и влияния Ренессанса считается церковь Михаила Архангела в Сынковичах Гродненская область (XV-XVI век).

       К сожалению, многие шедевры погибли  во время многочисленных войн или  были вывезены завоевателями, что делает наше наследие более духовным, чем материальным.

       Для белорусских икон XIV-XVI веков отличительной  чертой является использование декоративно-пластических средств (резьбы и лепки), раскраска  фона, наличие различных накладных  элементов, покрытие живописной поверхности  защитным лаком из яичного белка или смолы. Указанные особенности выделяют одно из первых известных сейчас произведений этого периода – икону “Матерь Божья Умиление“ из Малориты (рубеж XIV-XV вв.). Неизвестный художник, как бы придерживаясь канона (“Умиление“), смог придать образам убедительную жизненность. Ласково с любовью прикасается дитя к щеке матери. Ее сердечный взгляд передает зрителю большую гамму чувств. Этот взгляд вобрал и безграничность материнской любви, и взволнованность, и грусть от предчувствия будущей трагической судьбы ребенка. Охристые тона с приглушенным красным цветом омофора подчеркивают это лиричное настроение.

       В 1496-1501 гг. белорусский резчик по дереву Анания создал для пинского князя  Федора Ярославича уникальную резную икону “Премудрость создала себе храм“.

       20—60-е  годы XVI века, благодаря наступившей  веротерпимости, знаменовались тесными  связями со всеми европейскими  государствами и в первую очередь  с Италией. Жигимонт I – великий  князь литовский и король польский  женился на Боне Форца из знаменитого рода Медичи. Такие связи способствовали заимствованию лучших достижений итальянского Возрождения.

       Литовские статуты (1529—1588) принесли на нашу землю  влияние древнего римского права  и юридических идей эпохи Возрождения. А латинские школы – знание античных языков.

       В 1579 г. в нашем государстве появилась  первая Академия, как высшее учебное  заведение и центр научных  исследований.  

       3. Деятельность Ф.Скорины,  С. Будного, В.  Тяпинского, Н. Гусовского 

       Конец XVI века ознаменовался бурным развитием печатного дела на территории Беларуси. Известно более двадцати типографий, среди которых типографии созданные Николаем Радивилом, Сымоном Будным, Иваном Федоровым, Петром Мстиславцем, Василием Тяпинским.

       Одним из величайших деятелей Высокого Возрождения  стал наш земляк Франциск Скорина (ок. 1486—1551) — первопечатник, философ-гуманист, поэт и просветитель. Портрет нашего земляка украшает зал славы Падуанского университета.

       Скорина родился в Полоцке. В двадцать лет он стал бакалавром философии  в Краковском университете, в двадцать четыре года - доктором искусствоведения (свободных наук) и секретарем датского короля, в двадцать шесть - доктором медицины в Падуе (Венецианская республика).

       Скорина подготовил и в 1517 г. издал первую книгу на родном языке. Позже он осуществил еще 24 различных издания. При этом Скорина написал 25 предисловий и 24 послесловия и снабдил свои книги высокохудожественными гравюрами. Одна из гравюр - портрет самого Скорины – это была дань традиционному для Ренессанса индивидуализму.

       Скорина удачно сочетал родную славянскую культуру с традицией античности и культурой Ренессанса. Его возвышенный патриотизм не только не мешал, но наоборот способствовал восприятию передовых идей западной культуры. Это в последующем позволило Беларуси стать мостом между Западом и Россией.

       Скорина отстаивал верховенство закона и  морали, торжество добра и справедливости, боролся за духовную свободу, развитие науки, культуры, образования. Все это  свидетельствует о его принципиальной приверженности идеям гуманизма.

       К сожалению, попытки Скорины вернуться  на Родину заканчивались неудачей. Бесконечные скитания ставили его  в одни ряд с другими скитальцами  Позднего Возрождения. Могила Скорины  неизвестна.

       Прославленная поэма Николая Гусовского (ок. 1470-1533) “Песня о зубре“ может считаться такой же энциклопедией жизни наших предков, какими были творения западных гуманистов – современников Гусовского.

       Героический эпос произведений Н. Гусовского, Я. Вислицкого, А. Римши, Я. Радвана, Г. Пельгримовского, характерен для отечественной литературы Высокого и Позднего Возрождения, во многом близок героическому искусству великого Микеланджело. И очень приятно, что наши литераторы нашли своих героев не в греческих и библейских мифах, а в отечественной истории.

       Среди известных деятелей Позднего Возрождения своей энциклопедической образованностью выделяется Сымон Будный (1530-1593) философ-гуманист, публицист, книгоиздатель. Перу С. Будного принадлежит целый ряд очень зрелых произведений гуманистической философии, среди которых “Оправдание грешного человека перед Богом“ (1562) и “О светской власти“ (1583). Широкий резонанс получил перевод “Нового завета“, изданный С. Будным в 1574 г. Здесь многие европейские переводчики искали ответы на самые сложные вопросы, связанные с интерпретацией древней терминологии. С. Будный был активным и последовательным борцом со всеми формами насилия.

       Последователем  и другом С. Будного был Василий Тяпинский (настоящая фамилия Омельянович) (1540-1603). Следует отметить, что белорусские мыслители предвосхитили идеи просвещения своей страстной защитой национального (старобелорусского) языка и активной пропагандой народного образования.

       Лев Сапега (1557-1633) – звезда первой величины белорусской политической истории. Уроженец Витебщины стал канцлером Великого Княжества Литовского и автором Статута 1588 года – предшественника европейских конституций.

       Белорусы  Петр Гоняда, Якуб из Калиновки и  Ян Немовляев, жившие в конце XVI века, были первыми в современной истории  анархистами максималистами. Они  категорически отрицали любые формы власти.

       В 1420 г. создан “Летописец великих князей литовских“ – выдающийся памятник белорусской исторической науки  нового времени. В 1487 г. выпущен уникальный летописный свод “Радивилловская летопись“, украшенный 618 многоцветными иллюстрациями в стиле Раннего Возрождения. В первой половине XVI века появилась знаменитая “Хроника Быховца“, а в конце XVI - исторические исследования белорусских гуманистов М. Страйковского, А. Гванини, Ф. Евлошовского, Я. Цедровкого.

       Известнейшими меценатами эпохи Возрождения по всей Европе прослыли высочайший гетман Константин Острожский (1460-1530), а также князь Николай Радивил Черный (1515-1565).

       В истории белорусского Возрождения  оставили свою лепту иностранные  мастера. Ярким примером является Несвижский замок, построенный в 1583 году итальянским архитектором Яном Марием Бернардони. 

       Заключение 

       Изложу  вкратце главные выводы, к которым  мне удалось прийти при изучении эпохи Возрождения.

       1. Ренессанс был одним из самых  выдающихся периодов в истории  человеческой культуры.

       2. Наши предки принимали полноценное  участие в формировании и развитии  культуры Возрождения. И современную  белорусскую культуру нельзя  представить без тех элементов,  которые нам принесла эта великая  эпоха.

       3. Эпоха Возрождения была переходным  периодом между Средними веками и Новым временем, между феодализмом и капитализмом, между аскетизмом и свободой.

       4. Ренессанс был весьма насыщенным  и противоречивым периодом, который  нельзя однозначно оценить по  системе “хорошо - плохо“. Хорошее  и плохое тесно переплетаются, сменяя друг друга. Гении проявляли качества достойные сожаления, а злодеи не лишены добродетелей.

       5. Сохранению и восстановлению  античной культуры мы во многом  обязаны эпохе Возрождения.

       6. Люди эпохи Возрождения были  многосторонними личностями, наделенными яркими талантами и огромной энергией.

       7. Среди видных деятелей эпохи  Возрождения, к сожалению, нет  женщин. Это свидетельствует о  том, как мало способствовала  эта эпоха освобождению женщин16. Женщина стала модным объектом искусства и наслаждения, но не стала активным субъектом, не смогла вложить свой ум и свою душу в развитие человечества.

       8. Возрождение подарило нам прекрасное  гуманистическое мировоззрение,  которое способно делать людей  добрее и справедливее, а человеческую  жизнь разумней и прекрасней. 

       Литература

       1. Всемирная история: Возрождение и реформация. / А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. М.:АСТ, Мн.: Харвест, 2001 г.

       2. Иллюстрированная хронология: История Беларуси. Мн. “Беларуская Энцыклапедыя“ 2000 г.

       3. Лойка П. А. Гiсторыя Беларусi XVI-XVIII стст. Мн. “Народная асвета“ 1998 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Годы  «жизни и смерти» этого государства  – 1569-1795. Для истории почти мгновенье. Именно оно подарило белорусской  земле личностей сильных и  ярких. Люди, рожденные на этой земле, остались в истории, легендах и ментальной памяти не только белорусов.

       Огинские, Сапеги, Радзивиллы, Гольшанские –  фамилии, судьбы, тайны, которые поныне будоражат кровь и беспокоят  сознанье.

       Речь  Посполитая знала отважных и мудрых монархов – пример Стефана Батория, а также красивых, праздных и бездарных прожигателей жизни, таких как Станислав Август Понятовский.

       Теперь  это – прошлое, оставившее нам  уникальные памятники архитектуры, которые впитали энергетику, историю  и тайны времен королей и ярких  фавориток, мучеников и святых.

       Споры о судьбе государства и его  «персонажей» будут долго волновать  историков, исследователей, археологов, кладоискателей и охотников за привидениями.

       Цель  работы: изучить тему «Белорусские земли в составе Речи Посполитой.

       Задачи: Рассказать о образовании Речи Посполитой, рассказать о войнах на территории Белоруссии в середине XVII в., рассказать о социально-экономическом положении Белоруссии в составе Речи Посполитой, рассказать о политическом кризисе Речи Посполитой и ее разделах. 

       1.Образование  Речи Посполитой  

       В январе 1569 г. в Люблине открылся общий  сейм. Продолжался он шесть драматических  месяцев. Каждая сторона ставила  свои условия, которые не принимались  другой. Увидев угрозу насильственного  заключения унии на неприемлемых условиях, послы Великого княжества Литовского покинули город. Тогда польская сторона продемонстрировала силу. Сигизмунд Август II издал указ о присоединении к Польскому королевству Подляшья, Волыни, Подолии и Киевщины, в результате чего почти половина территории Великого княжества Литовского отошла к Польше. Оказать сопротивление Польше княжество не могло. В этих условиях была сделана попытка начать переговоры с Иваном IV о мире, но она была безрезультатной. В этих условиях делегация Великого княжества Литовского вынуждена была вернуться в Люблин и 1 июля 1569 г. подписать акт унии в той форме, которую предлагала Польша.

Информация о работе Возрождение в Беларуси. Деятельность Ф.Скорины, С. Будного, В. Тяпинского, Н. Гусовского, Белорусские земли в составе Речи Посполитой