Возрождение в Беларуси. Деятельность Ф.Скорины, С. Будного, В. Тяпинского, Н. Гусовского, Белорусские земли в составе Речи Посполитой

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 00:02, контрольная работа

Описание работы

Прошло полтысячелетия, сменили друг друга десятки поколений, а эпоха Возрождения по-прежнему волнует людей. Все больше наших современников: ученых, писателей, архитекторов, скульпторов, художников, композиторов, кинематографистов, бизнесменов, политиков и даже спортсменов - внимательно и добросовестно изучает наследие этой эпохи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………2
1. Общая характеристика Эпохи Возрождения………………………………………………….2
2. Беларусь в Эпоху Возрождения……………………………………………………………………6
3. Деятельность Ф.Скорины, С. Будного, В. Тяпинского, Н. Гусовского…………….……..8
Заключение ……………………………………………………………………………………………...10
Литература……………………………………………………………………………………………..11

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Содержание

     Вопрос  №1: «Возрождение на Белоруссии. Деятельность Ф.Скорины, С. Будного, В. Тяпинского, Н. Гусовского» 

Введение……………………………………………………………………………………………………2

1. Общая  характеристика Эпохи Возрождения………………………………………………….2

2. Беларусь  в Эпоху Возрождения……………………………………………………………………6

3. Деятельность  Ф.Скорины, С. Будного, В. Тяпинского, Н. Гусовского…………….……..8

Заключение  ……………………………………………………………………………………………...10

Литература……………………………………………………………………………………………..11 

Вопрос  №2: «Белорусские земли в составе  Речи Посполитой» 

Введение…………………………………………………………………………………………………12

1.Образование  Речи Посполитой ………………………………………………………………….12

2.Войны  на территории Белоруссии в  середине XVII в……………………………………….14

3.Социально-экономическое положение Белоруссии в составе Речи Посполитой…….16

4. Политический  кризис Речи Посполитой и ее  разделы…………………………………….18

Заключение  …………………………………………………………………………………………….21

Литература……………………………………………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Прошло  полтысячелетия, сменили друг друга  десятки поколений, а эпоха Возрождения по-прежнему волнует людей. Все больше наших современников: ученых, писателей, архитекторов, скульпторов, художников, композиторов, кинематографистов, бизнесменов, политиков и даже спортсменов - внимательно и добросовестно изучает наследие этой эпохи.

       История Возрождения особенно важна для  таких государств, как наше, поскольку  наши предки наравне с другими  народами Европы принимали активное участие в формировании и развитии культуры европейского возрождения. А  еще потому, что сегодня наше государство снова переживает переходный период, который во многом похож на эпоху Возрождения с ее достоинствами и недостатками. Значит, нам есть чему поучиться у наших предшественников.

       Трудно  переоценить то благотворное влияние, которое оказывает эпоха Возрождения на любого из нас. Ведь в жизни каждого бывают периоды, чем-то похожие на мрачные средние века. В такое время опыт Возрождения – хороший пример для подражания, прекрасный источник жизненного оптимизма.

       Цель  работы: изучить период возрождения на Белоруссии, а также деятельность Ф.Скорины, С. Будного, В. Тяпинского, Н. Гусовского.

       Задачи: Дать общую характеристику эпохи возрождения, рассказать о Белоруссии в эпоху возрождения, рассказать о деятельности Ф.Скорины, С. Будного, В. Тяпинского, Н. Гусовского. 

       1. Общая характеристика  Эпохи возрождения 

       Человеческая  культура знает немало взлетов и  падений. Знаменитая эпоха Возрождения (перевод с итальянского “Rinassimento“) или Ренессанс (от французского “Renaissance“  – возрождение) - одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры. В целом она несомненно была взлетом, хотя имела множество недостатков. Зачастую рассвет сменялся застоем и даже закатом, свобода  уступала место жестоким репрессиям. Иногда казалось, что все утрачено навсегда. Но с каждым столетием люди жили все свободнее и сытнее. И конец эпохи Возрождения был всего лишь началом Реформации, Просвещения, научной революции. Все это показывает, какие мощные силы разбудила в душах европейцев эта хрупкая и противоречивая эпоха.

       Термин “Возрождение“ придумал в начале XVI века Джорджо Вазари (1511-1574). Он же был первым, кто системно изложил историю эпохи Возрождения. Труд его жизни назывался “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих“.

       Согласно  словарям Возрождение – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XVI века, другие страны XV- XVI века) переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения:

       - антифеодализм;

       - светский, антиклерикальный характер;

       - гуманистическое мировоззрение;

       - обращение к культурному наследию  античности.

       Возрождение стало временем коренных перемен  в социальной и экономической  жизни многих стран Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, складывались нации и создавались крупные национальные государства, появилась новая форма политического строя – абсолютная монархия, формировались новые классы – буржуазия и наёмные рабочие.

       Все основные виды искусства – живопись, графика, скульптура, архитектура –  чрезвычайно изменились:

       в архитектуре получила развитие ордерная системаДревней Греции, а также распространилось строительство общественных (нерелигиозных) зданий;

       живопись  обогатилась линейной и воздушной  перспективой, знанием анатомии и  пропорций человеческого тела, появились  сюжеты из античной мифологии, национальной истории и повседневного быта, для создания картин стали использовать масляные краски;

       искусство отделилось от ремесла.

       Возрождение подарило европейцам многочисленные открытия и изобретения, в том числе  позаимствованные на Востоке. Достаточно вспомнить очки и телескоп, механические часы и книгопечатанье, законы движения планет и первое обоснование бесконечности вселенной, медицинский термометр и открытие инфекционных заболеваний, стрелковое оружие и каравеллы, покорявшие океанские просторы. Техническое превосходство сделало возможными победы европейцев над другими народами и распространение европейской культуры во всем мире: где-то добровольное (как в России) – где-то насильственное (как в Америке).

       Менялся и духовный мир человека. В эпоху  Возрождения произошла смена  общественного идеала. Если раньше Бог был единственным существом, достойным поклонения, то теперь религия либо вообще игнорировалась, либо признавалась всего лишь одним из занятий человека. А идеалом стало неограниченное удовлетворение всех человеческих желаний. Возрождение пронизано верой в безграничные возможности человека, его волю и разум. Именно титаны Возрождения являются немеркнущим образцом многосторонних творчески развитых личностей.

       Начиналось  Возрождения очень незаметно: скромно  и невинно – и, конечно, не повсеместно. Оно раньше всего возникло и ярче всего проявилось в Италии. Главными центрами Возрождения были Флоренция, Сиена, Пиза, Затем Падуя, Феррара. Генуя, Милан, и наконец Венеция и Рим..

       Толчком, побудительным мотивом, поводом  почти всегда являлись сохранившиеся  произведения классической культуры Греции, Рима, Византии. Но ведь и в средние века люди находили классически рукописи и скульптуры, не придавая им особого значения и зачастую уничтожая их в угоду религиозным убеждениям. Следовательно, недостаточно найти следы прежней великой культуры. Необходимо возродиться душой, почувствовать внутреннюю потребность в возвышенном. Только тогда следы величия предков помогают потомкам. Иначе они только мешают, только отвлекают от молитв о хлебе насущном.

       Так во второй половине XIV века в итальянском  городе Сиене была найдена мраморная статуя, красота которой потрясла сиенцев. На её пьедестале было высечено имя скульптора “Яинси“, изваявшего её восемнадцать веков назад. Но вскоре Сиена потерпела поражения в войне с Флоренцией. Магистрат объявил статую древним идолом, приносящим несчастье. Произведение искусства было безжалостно разбито, а его обломки закопаны.

       В этой маленькой истории, как в  капле воды, отразилась ожесточенная борьба между старыми и новыми взглядами на мир, человека, искусство. В этой безжалостной борьбе столкнулись закостеневшая в своих убеждениях средневековая церковь, и активные свободолюбивые горожане (новая знать, купцы, ремесленники, ученые и деятели искусства).

       В средние века церковь сдерживала всякое развитие, принуждая всех к  безусловному соблюдению религиозных требований. Считалось, что все необходимое есть в Священном писании, а все, чего там нет, посылает дьявол, чтобы сбить человека с истинного пути. Научные истины надлежало искать в Библии, а красоту - в храмах. Поэтому ученые занимались богословием, архитекторы возводили храмы, художники украшали их стены библейскими сюжетами.

       Многие  естественные желания человека считались  греховными, а изображать или прославлять  греховное нельзя ни в коем случае. Поэтому ученые (искажали и) прятали  свои открытия, а художники искажали изображения так, чтобы ничто не противоречило Священному писанию, не напоминало о грехе.

       За  это средневековье часто называют периодом беспросветного варварства и  невежества, последовавшим за гибелью  блестящей классической культуры Античного мира.

       В процессе Возрождения средневековый  аскетизм и презрение ко всему  земному сменяются ненасытным интересом  к реальному миру и человеку, жаждой наслаждения, изучением природы.

       Чтобы жизнь вырвалась из религиозных  пут, чтобы подавляемое и уничтожаемое веками снова проявило себя, человечеству потребовалась более трехсот лет. Это и была эпоха Возрождения.

       “Стремились все – открыть, изобрести,

       Найти, создать…. Царила в эти годы

       Надежда – вскрыть все таинства природы!“  – писал про это время В. Брюсов.

       Конечно, эпоха Возрождения принесла совершенно новую культуру, которую никогда прежде не знало человечество. Например, Фридрих Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством". Но историки подчеркивают преемственность древней и новой культуры, обозначают связь времен, когда говорят о том, что науки и искусства, процветавшие в античном мире, возродилось к новой жизни. Правда, уточняют: “Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс соединяет новое прочтение античности с новым прочтением христианства“.

       Эпоху Возрождения условно подразделяют на четыре периода Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение  и Позднее Возрождение. В целом  такое деление соответствует  зарождению, развитию, расцвету и упадку культуры Ренессанса. 
 

       2. Беларусь в Эпоху  Возрождения 

       Эпоха Возрождения застала Беларусь в  составе Великого Княжества Литовского, которое все теснее переплеталось  с польским государством. Поэтому  для нашей земли история Возрождения – это история весьма сложного и противоречивого взаимодействия традиционных национальных культур и культуры Ренессанса. В одном месте сошлись и переплелись многочисленные народы, религии, языки, традиции, нравы.

       С одной стороны это вело к взаимному обогащению, но с другой стороны не могло обойтись без споров, конфликтов и даже разрушительных войн. Поток Возрождение был для Беларуси только одним из многочисленных потоков, в водовороте которых оказались наши предки. Видимо, такая наша извечная участь - выживать среди разнообразных вихрей, не давая унести себя, перенимая то, что нам по вкусу, и внося свой скромный вклад в мировую сокровищницу.

       И нам есть, чем гордиться. Пока братья-россияне избавлялись от ордынского ига и  его последствий, белорусы вместе с другими народами Европы участвовали в Возрождении.

       Успешному становлению белорусского Возрождения  способствовала близость Европы, активное взаимодействие Великого Княжества  Литовского со всеми европейскими странами, а также рост городов (40 городов в XIV веке, 757 городов и местечек - в конце XVI века), развитие торговли и ремесла, которые привели к становлению раннебуржуазных отношений, как во всей Западной и Центральной Европе. Более того, уже к концу XIV века в Великом Княжестве Литовском действовала единая денежная система и вполне развитые рыночные отношения. В 1492 г. великий князь литовский Александр создал единый эмиссионный центр и рядом своих решений установил единообразные правила регулирования ремесленного производства и торговли. К концу XVI века более 40 городов получили самоуправление по магдебургскому праву.

       Уникальность  белорусского Возрождения состояла в том, что традиции развитые в  рамках католической, а позже протестантской культуры, переносились на почву, где  преобладала культура православная. Может быть, поэтому распространение культуры Возрождения сопровождалось распространением католической религии и церковной унии.

Информация о работе Возрождение в Беларуси. Деятельность Ф.Скорины, С. Будного, В. Тяпинского, Н. Гусовского, Белорусские земли в составе Речи Посполитой