Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:01, курсовая работа
Болгарский народ историками считается одним из самых древних среди современных европейских народов. Болгарское государство было создано примерно в 681 году, и, начиная с этого времени, страна не изменяла своё названия даже в периоды утраты независимости.
Основанная в 681 году, Болгария является одним из старейших европейских государств. Однако, несмотря на 13-вековую традицию государства, многие государства еще пребывают в «детском» возрасте по сравнению с историей цивилизации, существовавшей на месте современных болгарских земель, так как эти территории были заселены еще в период палеолита.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Возрождение болгарской государственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
«Тырновская конституция» 1879 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Изменения в конституции в 1893 и 1911 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Болгарское право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Характер и содержание права феодальной собственности нашли свое наиболее четкое воплощение в хрисовулах болгарских царей. В этих грамотах последовательно различались два основных вида этой собственности — баштина и ирония.
Первая представляла собой наследственную, свободно отчуждаемую собственность, а вторая — условное, пожизненное владение, сопряженное с обязанностью государственной, главным образом военной службы. Вручение феодальных прав на землю было неразрывно связано с передачей новому господину прав на феодальную эксплуатацию проживающих на этой земле крестьян. Ватопедская грамота царя Ивана-Асена II (1230 года), жаловавшая монастырю Пресвятой богородицы земли села Семалто на правах баштины, подчеркивала его право взимать налоги и повинности с крестьян этого села. Одновременно феодал, в данном случае монастырь, наделялся соответствующей, необходимой для реализации этих прав властью. Подчеркивалась передача монастырю всех функций управления и суда. Отныне государственные чиновники суда и фиска не могли «даже и ноги поставить во владениях того святого монастыря».[13]
Сохранению
собственности в руках
Наследование остального имущества (исключение составляло хозяйство крестьянского двора) регулировалось соответствующими статьями Эклоги (титул VII славянской редакции).[14]
Представление о преступлении эволюционирует от традиционного, общеславянского понятия «обиды» к пониманию преступления как нарушения установленных царской властью и церковью норм права и потому наказываемого. Наиболее важными считались «преступления против государя». Статья 4 титула XVI славянской Эклоги давала им настолько широкое толкование, что по существу любое действие лиц, неугодных правящим кругам, могло рассматриваться как заговор против царя. Максимальной санкцией во всех этих случаях была смертная казнь.[?,c.419]
Столь же сурово карались «отступники от веры». И это не было случайным. Социальный протест народных масс против феодального закабаления очень часто принимал форму религиозных течений, отрицавших некоторые из догматов официальной церкви (явление, типичное для Средневековья). Лиц, придерживающихся старых дохристианских верований, Закон Судный людям предписывал передавать вместе с их имуществом «в божий храм», то есть превращать в феодально-зависимых от церкви.[13]
Следующую по важности группу составляли преступления против личности. Рассмотрение дел лиц, обвинённых в убийстве, стало исключительной компетенцией царского суда. Умышленное убийство каралось смертной казнью. Убийство по неосторожности — бичеванием и заточением в тюрьму. Наряду с основным наказанием с семьи убийцы взимался особый штраф (фун), который шел в пользу казны.[?,c.419]
Болгарской системе наказаний за уголовные преступления были присущи типичные для феодализма черты права-привилегии. Степень ответственности и тяжести наказания зависела от сословной принадлежности потерпевшего и совершившего преступление. Максимум преимуществ имели представители высших сословий. Посягательство на их жизнь и здоровье наказывалось наиболее сурово. В свою очередь тяжесть их уголовной ответственности уменьшалась по мере понижения социального ранга лица, ставшего объектом их преступления. Получило фактическое признание право господина на убийство своего отрока. Убийца нес ответственность лишь в том случае, если убийство было совершено способом, особо мучительным для его жертвы в результате тяжких истязаний и по другим причинам. Простое убийство отрока посторонним свободным лицом рассматривалось как противоправное истребление чужого имущества, дававшего господину право на соответствующее материальное возмещение (обычно в размере двойной стоимости).[?,c.420]
Особая забота проявлялась в отношении собственности феодалов, включая собственность церкви. Хищение церковного имущества наказывалось продажей в рабство (Закон Судный людям). «Захват стада» — избиением, совершенный повторно — изгнанием, в третий раз — продажей в рабство.
Сурово карались имущественные преступления, сопряженные с угрозой жизни или здоровью потерпевшего. Так, поджог дома из-за вражды или с целью грабежа наказывался смертью (за городской дом — «сжигание», за деревенский — «рассечение мечом») или преданием посту на 12 лет как «враждебника». Болгарское право, санкционируя привилегированное положение феодалов (это была его главная задача), в допустимых для господствующего класса пределах защищало жизнь и имущество крестьян и простых горожан.[13]
Получили некоторое развитие гражданско-правовые нормы, посвященные договорам купли-продажи, дарения, займа, найма. Регулировались имущественные и семейные отношения в соседской общине (здесь особая роль принадлежала Земледельческому закону).
В судах, рассматривавших преступления против царя и церкви, утверждаются начала розыскного процесса.[14]
В остальных же случаях сохраняет еще свое значение обвинительный процесс, предусматривавший одинаковый порядок разбора дел по уголовным и гражданским делам. Обвиняемый и обвинитель — «соперники», по древнеболгарской правовой терминологии — в том случае, если они принадлежали к одному сословию, имели одинаковые процессуальные права и обязанности. Разбор дела («спора») начинался по инициативе потерпевшего. На стороны была возложена обязанность сформулировать обвинение и возражение на него, представить доказательства. Среди доказательств особое значение придавалось свидетелям. При этом судьям вменялось в обязанность «говорить спорящим... «если не представите свидетелей, как закон божий велит, принять ту же казнь ожидайте, которую готовили другим»...» (Закон Судный людям).[?,c.421]
Различались
две основные группы свидетелей: непосредственные
очевидцы свершившегося и свидетели (поручители)
«доброго нрава» спорящих. В зависимости
от характера дела требовалось
разное количество свидетелей-поручителей.
Для «больших споров» — 11 свидетелей,
для малых — от 7 до 3 свидетелей. Среди
других доказательств определенное значение
имели ордалии и клятва.[?,c.422]
Заключение
Для болгарского народа, создание государства имеет исключительное значение — это формирование болгарской народности. В болгарское государство вошли три различные этнические группы: славяне, древние болгары и балканское население, которое жило в этих местах. У этих трех групп были разные языки, религии, культуры. Их слияние в общую народность требовало их объединения в общее государство, с общей политикой и общей политической судьбой. Формирование болгарской народности имело определённые последствия. Во-первых, оно сплотило население государства, сделало его более сильным и, самое важное, не позволило во время тяжелых испытаний разделить государство на части и исчезнуть. А, во-вторых, единая болгарская народность создала высокую материальную и духовную культуру.
Образование
болгарского государства
Войны, которые вели
Многие славянские народы стремились к созданию независимых государств, в то время как Болгария добилась её после победы России в войне с Турцией 1877 – 1878 года.
Болгария известна как большой культурный центр, она вместе с Византией передала античную культуру остальным славянским и европейским народам.
Роль
болгарской церкви среди восточно-православных
церквей занимала ведущее место. Ее
роль в экономическом развитии средневековой
Европы тоже велика. Все это говорит о
том, что создание болгарского государства
— это событие, которое имеет общеевропейское
значение.
Используемая литература
Информация о работе Возрождение болгарской государственности