Возрождение болгарской государственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Болгарский народ историками считается одним из самых древних среди современных европейских народов. Болгарское государство было создано примерно в 681 году, и, начиная с этого времени, страна не изменяла своё названия даже в периоды утраты независимости.
Основанная в 681 году, Болгария является одним из старейших европейских государств. Однако, несмотря на 13-вековую традицию государства, многие государства еще пребывают в «детском» возрасте по сравнению с историей цивилизации, существовавшей на месте современных болгарских земель, так как эти территории были заселены еще в период палеолита.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Возрождение болгарской государственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
«Тырновская конституция» 1879 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Изменения в конституции в 1893 и 1911 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Болгарское право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая (БОЛГАРИЯ)!!!!!!!!.docx

— 67.85 Кб (Скачать)

     Первоначальный  проект Тырновской конституции (так  называемый Органический устав) был  разработан комиссией во главе с  С. И. Лукьяновым, заведовавшим судебным отделом временного русского гражданского управления для Болгарии (являвшегося  русской администрацией в Болгарии во время русско-турецкой войны 1877-1878 и первые годы после нее). По проекту Болгария должна была стать наследственной конституционной монархией, князю предоставлялись широкие права, устанавливалась двухпалатная система, многостепенные выборы в Народном собрание, вместе с тем предусматривалось равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности, права собственности и другие права.[14]

     В результате обсуждения в Петербурге специальной комиссией во главе  с князем С. Н. Урусовым в проект был  внесен ряд либеральных изменений: Народное собрание из законосовещательного собрания было превращено в законодательное, были введены прямые выборы, расширены права печати. Одобренный русским правом Органический устав в своем окончательном виде был предложен открывшемуся 10 февраля 1879 Учредительному собранию в Тырнове в качестве необязательной программы. Работа Учредительного собрания протекала в обстановке борьбы западных держав против России и ее влияния в Болгарии. В разработке конституции принимали участие болгарские эмигранты с западноевропейским юридическим образованием.[13]

     Принятая  конституция устанавливала ограниченную монархию. Основным органом государственной власти Тырновская конституция провозглашала однопалатный парламент — Народное собрание. Наиболее важное Тырновское народное собрание было Первое, собранное 10 февраля 1879 году на основании постановления Берлинского трактата Императорским российским комиссаром князем Дондуковым-Корсаковым. Оно состояло из 233 представителей, из коих 89 было избрано болгарскими общинами, без избирательного закона, в разных местах разным способом, преимущественно по указаниям русских властей; 21 депутат прямо были назначены Дондуковым; затем в собрании участвовали еще 13 духовных лиц (11 православных епископов, 1 раввин, 1 муфтий), 105 высших чиновников (то есть лиц, тоже прямо или косвенно назначенных русскими властями) и представители от Первого Рыльского монастыря, болгарского купечества Одессы и Вены, болгарского благотворительного общества в Кишиневе и литературного общества в Браилове. Таким образом, состав Первого Тырновского народного собрания почти целиком зависел от Дондукова-Корсакова. Дондуков-Корсаков предложил на его рассмотрение русский проект органического устава Болгарии, предоставлявший чрезвычайно широкие полномочия князю, весьма ограниченные — народному представительству. Великое Народное Собрание, выбрав председателя (экзарха Анфима) и вице-председателей (Т. Икономова и П. Каравелова), установило для себя «Правилник за вътрешний порядок на учредительното Народно Събрание», в котором признало принцип неприкосновенности депутатов, затем приступило к рассмотрению устава.[5,c.447]

       Устанавливалось два вида народных  собраний: великое и обыкновенное. И то и другое были однопалатными.  Великое состояло из двойного  числа депутатов (по сравнению  с обыкновенным) и созывалось  главным образом для обсуждения  вопросов об изменении и пересмотре  конституции. Обыкновенное народное  собрание разрабатывало законы  и утверждало бюджет. Великие народные собрания принимали решения по особо важным вопросам: изменение Конституции, выборы регентов и нового князя в случае прекращения династии и при отсутствии наследника, изменение границ Болгарии. Они избирались гражданами обоих полов, по 2 депутата от 10 000 человек. Законы, принятые Народным собранием, должны были утверждаться царем.[11,c.347]

     Основополагающий акт болгарского государства соответствовал Берлинскому договору. Страна провозглашалась частью Османской империи, самостоятельной во внутренних делах, но не имеющей права на внешнюю

политику. Главой государства являлся князь, обязательно православный. Монарх обладал широкими полномочиями: формировал правительство и назначал его председателя, мог распускать парламент — Народное собрание, обладал правом вето на его решения, провозглашался верховным главнокомандующим вооруженными силами Болгарии (их иметь разрешалось) и возглавлял судебную власть. В некотором противоречии с тезисом об автономности (а не самостоятельности) Болгарии Конституция объявляла князя лицом, представляющим страну в отношениях с иностранными государствами. Монарх был неприкосновенен как в течение своего правления, так и после отречения от престола, если такое случалось. Министры назначались и увольнялись царем, но несли ответственность перед Народным собранием, которое было вправе предавать их суду. Кроме этого Конституция провозглашала равенство прав граждан, неприкосновенность собственности, неприкосновенность личности и жилища, свободу собраний, союзов, печати, упраздняла деление на сословия, предусматривала обязательное бесплатное начальное образование и ограничивала использование свобод "полицейскими правилами", интересами "государственного и общественного порядка, религии и добрых нравов". Конституцией гарантировалось также широкое местное самоуправление.[13]

     Введя монархический образ правления, Учредительное собрание позаботилось об избрании монарха. Им оказался прусский офицер, принц Александр Баттенберг (правил в 1879-1886). Однако выработанная преимущественно  на основании иностранных образцов, без достаточного соображения с  реальным соотношением борющихся в  стране сил, конституция эта оказалась  в значительной степени только листом бумаги. Князь в действительности оказался гораздо сильнее, чем это  должно было быть по Тырновской  конституции. Однако   конституция   явилась знаменем  для всех

прогрессивных элементов страны и все же была известной преградой для князя, стремившегося к самодержавию. Князь  поэтому относился к ней враждебно. Без большого труда, при помощи русских  генералов, Александр Баттенберг в 1881 году добился отмены конституции, так как в стране не оказалось  сил, способных ее защитить. Однако управление без конституции

оказалось по разным причинам неудобным для  самого князя, и в 1883 году конституция  была восстановлена, но с поправками,  усиливавшими власть князя. В действительности она весьма свободно нарушалась различными правительствами, в особенности правительством Стамбулова (1887—1894 года).  Тырновская конституция в 1884 году была восстановлена полностью. В 1893 году и 1911 году в Тырновской конституции были внесены изменения.[14]

     Как уже было сказано, и либералы, и консерваторы признавали необходимость гражданских и личных прав и свобод. Благодаря этому факту Тырновская конституция стала, пожалуй, самой демократической в тогдашнем мире. Были в ней ограничения свободы слова: на Синод Болгарской православной Церкви возлагался контроль над изданием религиозной литературы.

     Основным недостатком Тырновской конституции являлся декларативный характер многих её положений. Например, провозглашалась ответственность министров не только перед князем, но и перед Народным собранием, однако реальных механизмов для осуществления контроля у парламента не было. Не гарантировались несменяемость и неприкосновенность судей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Изменения в конституции  в 1893 и 1911

     В 1886 году под давление русского правительства  Александр Баттенберг отрёкся от престола. Болгарским князем был избран немецкий принц Фердинанд Кобургский.

     Новый князь предпочел курс на усиление монархической власти.

     В 1893 и 1911  годах Тырновская конституция подверглась некоторым изменениям.

     В 1893 году состоялось пятое Народное Собрание, задачей которого стал пересмотр Тырновской Конституции. Были отменены статьи о религии наследника престола ( ему дозволялось быть и православным), о запрещении орденов, допущено увеличение числа министерств, уменьшено вдвое число депутатов в народных собраниях, предоставлено князю, в случае нужды, заключать государственные займы без согласия народного собрания на сумму не свыше 3-х миллионов левов и производить сверхбюджетные расходы на сумму не свыше 1-го миллиона.[1,с.353]

     В 1911 году также были внесены некоторые  изменения в конституцию.

     В основном поправки, внесённые в Тырновскую конституцию, усиливали власть монарха  и ограничивали демократию. Целью  переработок данной конституции, как в 1893 году, так и в 1911 году, было усиление монархической власти за счет "народного представительства". Царю было предоставлено право заключать договоры с иностранными государствами. Об этих договорах можно было не докладывать Народному собранию. Правительство получало право объявлять в некоторых случаях военное положение, с которым связывалось действие военно-полевых судов.[11,c.348]

     При Борисе III в мае 1934 года произошёл  военный переворот, после чего действие самой конституции было фактически приостановлено.

     Тырновская  конституция официально была отменена 4 декабря 1947 года решением Великого народного  собрания.[14] 

     Болгарское  право

     Важнейшими  источниками права первого Болгарского  царства были обычаи, законы и законодательные  сборники, договоры ханов с Византией.

     Самым древним и единственным дошедшим до нас законодательным памятником дохристианского периода являются «3аконы хана Крума» (начало IX века). Текст законов на греческом языке  сохранился в  византийском словаре  второй половины X века (так называемый «словарь Свиды»). Согласно преданию прежде, чем издать законы, болгарский хан  допросил пленных аваров, интересуясь  их мнением о причинах ослабления и гибели аварского государства. Среди прочих причин пленники назвали клеветничество, продажность судей, широкое распространение пьянства. Затем Крум объявил законы на конвенте «всех болгар». Хан приказал производить тщательное судебное разбирательство в случае любого обвинения в нарушении закона и сурово карать воров и их укрывателей, пьяниц (для борьбы с пьянством уничтожались виноградники).[14]

       После принятия христианства  широкое распространение в Болгарии  получили византийские законодательные  сборники, такие как: Эклога, Земледельческий закон, Номоканон нередко редактировались применительно к болгарским условиям. Заимствование византийского права в первую очередь отвечало интересам господствующего класса феодалов и болгарской церкви. Византийские законодательные сборники не только непосредственно применялись в деятельности судов, но и использовались при разработке местных болгарских законов. Так, например, на основе «Эклоги» и отдельных статей «Номоканона» был составлен первый после принятия христианства письменный болгарский памятник права – «Закон судный людям» (более точное наименование – «Закон судный людем»).  Известны две его редакции  – Краткая (составляла  32  статьи)  и Подробная (77 статей).  Более древней является Краткая редакция, которая, скорее всего, была составлена во время правления князя Бориса при введении христианства в Болгарии (865 год).

     В данном правовом памятнике отсутствует  четкая группировка статей по объекту  правового регулирования, а нормы  материального права чередуются с нормами процессуального права.  В Краткой редакции «Закона судного  людям» в основном содержатся нормы  уголовного права. Предусматривается  уголовная ответственность за язычество,  половые преступления (сожительство с чужой рабыней, обольщение и  изнасилование девушки, кровосмешение, двоеженство и другие), самоуправство, поджог и квалифицированные кражи (кражи во время войны, похищение  вещей из священных мест; похищение  свободного человека и так далее).[14]

     Утверждение христианства как официальной государственной  религии оказало сильное влияние  на содержание «Закона судного людям». Этим в частности можно объяснить  суровые наказания для язычников, а также жителей сел, где совершаются  языческие обряды. Язычники продавались  в рабство, их имущество продавалось, а деньги раздавались бедным. Село, где укрывались язычники, несло коллективную ответственность и со всем имуществом отдавалось церкви. За половые преступления, нарушающие христианскую мораль, устанавливались  такие наказания, как членовредительство (отрезание носа), избиение, денежные штрафы. В качестве альтернативы светским наказаниям использовались церковные  наказания (длительный  пост).[13]

     В VII-VIII вв. в Болгарии доминировало обычное право.

     Вместе  с тем Болгария, приняв христианство от Византии, некоторое время испытывала определенное влияние византийского права. Это нашло свое проявление, в частности, в использовании переведенных на болгарский язык  отдельных  византийских  законов. Сгруппированные в особые сборники—номоканоны, они включали как светские (номос), так и церковные (канонос) законы. В числе номос особого упоминания заслуживают Эклога и Земледельческий закон. Последний в основной своей части представлял собой запись обычного славянского права. Болгарская знать содействовала рецепции византийских законов, так как видела в них удобный, уже испытанный временем инструмент защиты феодального строя.

     Но  византийское законодательство не оказало  решающего воздействия на самобытное развитие права Болгарии, был составлен правовой сборник — Закон Судный людям. Во времена царя Симеона он юридически закреплял победу феодальных отношений в стране. Закон Судный людям, состоящий из 32 глав, представлял собой сборник норм уголовного, процессуального в отчасти гражданского права. Дополненный постановлениями и жалованными грамотами (хрисовулами) болгарских царей, он явился заметным рубежом в развитии болгарского феодального права. Одной из основных задач этого права являлась защита собственности и личности феодалов.[?,c.418]

Информация о работе Возрождение болгарской государственности