Возрастное воспитание мужчины в русской традиционной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:45, реферат

Описание работы

Воспитанием юношей сейчас в основном занимаются женщины. Так было не всегда. Нашему обществу сейчас необходимо чтобы больше мужчин – педагогов участвовали в воспитании мальчиков, и это носило бы системный характер.

Работа содержит 1 файл

Возрастное воспитание мужчины в русской традиционной культуре.docx

— 24.38 Кб (Скачать)

Воспитанием юношей сейчас в основном занимаются женщины. Так было не всегда. Нашему обществу сейчас необходимо чтобы больше мужчин – педагогов участвовали в  воспитании мальчиков, и это носило бы системный характер.

Важное значение имеет физическое воспитание юношей, но без духовной подготовки мы видим, как крепкие спортивные ребята пополняют  криминальные ряды.

Телевидением  разрекламированы восточные боевые искусства, как система воспитания и мировоззрения, отечественный  же опыт воинской и духовной культуры остается без внимания. Он был то под запретом, то замалчивался.

Однако в отечественной  культуре была разработанная система  воспитания через образы, посредством  пословиц и поговорок, сказок, былин, притч. Особое внимание и интерес  вызывает воспитание мужчины и социальные институты, направленные на это, а также  роль мужчины воспитателя. Воспитание мужчины в традиционной культуре и является темой данной работы.

В поисках идеальной  модели для раскрытия системы  возрастного воспитания мужчины  обратимся к устному народному  творчеству, в частности к волшебной  сказке, сказкам о животных. Слова  сказки «Сказка ложь да в ней намек  добрым молодцам урок» подсказывают нам правильность нашего выбора. Тем  более, замечательно то, что сказка урок добрым молодцам, а не красным  девицам.

Четыре крупных  возрастных периода предлагает нам  сказка: 
1. Первый возраст от рождения до начала обрядов связанных с инициацией – Дитя; 
2. Возраст от инициации до создания семьи – Парень; 
3. Третий возраст, включающий в себя весь детородный период после женитьбы – Мужик; 
4. И последний период до смерти – Старик.    

 Вводя терминологическую  цепочку «Дитя – Парень –  Мужик – Старик», мы имеем  в виду проявления не конкретного  возраста, а мифологические функции  жизненного цикла мужчины.

Каждый возраст  имеет свое жизненное пространство, в котором он большее время  находится и на которое ориентирован.

Так пространство Дитя - ДОМ также, как и у Старика, активная социальная деятельность которого уменьшается до пространства дома, откуда он и начал свой путь как  Дитя. В пространстве дома действует  самый первый институт воспитания традиции: СЕМЬЯ. 
Следующее пространство, обнимающее и охраняющее ДОМ – ПОЛЕ (включая СЕЛО – УСАДЬБА), это - место Мужика. Здесь действует основной общественный институт - ОБЩИНА – МИР, который решает основные проблемы общества, в том числе и воспитание равных (Мужик) на мирских сходах (собраниях). Ядром же общины, его боевой структурой являлась мужская воинская корпорация – Партия.

Парень самый  активный возраст по познанию окружающего  мира, его пространство включает ДОМ-УСАДЬБУ-ПОЛЕ-ЛЕС. Основное же место действия Парня  в сказке это – ЛЕС (Тридевятое царство – чужие края). Несколько  раз, начиная с мальчика до жениха, он переходит из одного возрастного  объединения (БЕСЕДЫ) в другое, проходя  через испытания (инициации). Эти  возрастные объединения и взрослые наставники (Дядьки) воспитывают его, развивают необходимые качества и отслеживают уровень готовности для перевода в следующую возрастную группу или в мужскую корпорацию – ПАРТИЮ. 
    
Теперь более подробно рассмотрим каждый возрастной период.

I. Дитя ~ до 7 лет.  «Умел дитя родить, умей и научить» 

В сказке образ  Дитя (например: сказка «Лубяная избушка») - это ЗАЯЦ, характеризует его  то, что у него СЛАБАЯ ДУША («ушла  в пятки»), но в ходе повествования  она растет, набирается через ВРЕМЯ  ОПЫТА (волк), СИЛЫ (медведь), УПОРСТВА (бык, баран) и в конце обретает необходимый  воинский ДУХ< (петух) для победы над  коварным врагом (лиса). Итак возраст  Дитя - это период СЛАБОЙ (МАЛОЙ) ДУШИ, основное свойство и задача которого рост. Рассмотрим как воспитывается  дитя в этом периоде, методы и средства воспитания.

Воспитание как  процесс влияния на формирование личности начинается еще в материнском  чреве, с ограждением матери (следовательно  и плода) от отрицательных эмоций и создания комфортных условий для  вынашивания, уже в это время  на ребенка влияет кинематика матери, пение песен и речь.

После рождения наступает «колыбельный» или  молочный возраст - ТЕЛЕНОК («хороший теленок  двух маток сосет»). Воспитание в  это время - это колыбельные песни, которые своей интонационно-ритмической  основой сопровождают простейшие, крайне необходимые ребенку физические упражнения (поглаживание, разведение и складывание ручек, качание  на ноге, гимнастика пальцев «Сорока  ворона» и т.д.). Все эти приемы и средства оптимальным образом  удовлетворяют запросы растущего  и развивающегося организма, отвечая  активной, не созерцательной природе  ребенка.

От года до трех лет, в этом периоде происходит обряд  «постриги», дитя определяли как мальчика, сажали на коня, давали подержать предмет, определенно связанный с деятельностью  мужчины (нож, ружье, топор и т.д.). В его воспитании, кроме матери, нянек (бабушка, старшие сестры и  т.д.), с этого момента принимают  участие и другие родственники.

В пространстве ДОМА Дитя (СЛАБАЯ ДУША) встречает богатство  духа и жизненного опыта (Старик), за преклонным возрастом и внешней  физической немощью которого находится  кладезь народной мудрости. Через  Старика Дитя узнает «какого он роду племени, какого отца – матери». Через  предания, старины, баллады, были, образы богатырей и святых угодников  старик внушает ему «откуда есть пошла Русская Земля – и  откуда стала есть» и что бы был он – «памятью крепок – Родом  силен». А Род это всегда фундамент, это психобиологический, культурный и экономический капитал. Вот  так через мистику родной земли  происходит освоение религиозного, культурно-исторического  наследия родного края. А живым  и конкретным местом в этой земле, где предание можно увидеть и  потрогать руками, ощутить соединение Божественного и человеческого, является Храм Божий.

Через сказку ребенок  также узнает очень многое, сказка учитель, она задает уроки («… добрым молодцам урок»), причем уже известная  может задать новый урок. Так Дитя узнает о силе любви (Аленький цветочек); силе смеха (Царевна - Несмеяна); значении послушания (Гуси-Лебеди); силе семьи, артели, коллектива (Репка); о пути, который  необходимо пройти, чтобы стать мужчиной-воином (Лубяная избушка) и т.д.

Через игры ребенок  приобретает залог полноценной  душевной жизни в будущем, развивая сноровку, сообразительность, инициативу, ловкость и т.д. Происходит игровое  саморазвитие личности, не игравший в детстве человек никогда, став взрослым, не развернет до конца своих человеческих потенций. Игра - основная школа ребенка, в ней он узнает о дисциплине, этических нормах поведения, правилах общежития. Игры проникнуты принципами справедливости, подражают серьезной жизни, обыгрывая идеальные юридические и социальные нормы.

Через подражание старшим дети приучались к труду, в 3-4 года они ходили со старшими братьями и сестрами за домашней птицей (гуси, утки), по мере подрастания – за скотом (в подпасках), на конях (ездовыми). Помогали отцу, деду, старшему брату в ремеслах, на полевых работах. К семи же годам  мальчик окончательно переходит  от материнского «окормления» к мужскому воспитанию.

II. Парень  
Малец 7-9 лет, участвуя в массовых мужских забавах, таких как кулачный бой, в зачине кулачного боя, впервые попадает в мужское общество, с чего начинается путь его испытаний (инициации). Он вступает в период Парня.

Образ Парня  – это ВОЛК, основная задача этого  возрастного периода – приобретение, накопление ОПЫТА через ВРЕМЯ  посредством пробы. Парень все испытывает, пробует на «зуб», ищет причинно следственные связи вещей в мире. Ему нужно  отработать, опробовать: цепкость, хватку, дерзость для завершения начатого дела, чтобы в следующем возрасте –  Мужика ему хватило этого с  лихвой для настоящего дела и создания семьи. И традиция предлагала общественные институты, в которых среди сверстников  и под руководством опытных наставников (Дядек), Парень проходил школу жизни, пробовал и со ВРЕМЕНЕМ набирался  ОПЫТА.

Возрастные объединения  этого периода назывались (например, на Севере России) БЕСЕДЫ, их могло быть в каждой деревне от 2 до 5, распространенный вариант - 3: младшая, средняя и старшая  беседы.

Ребята младшей  беседы учились борьбе, играли в  прятки, участвовали в мужской  игре всех возрастов – кулачном бое «стенка на стенку» где  без всяких построений тузились с  такими же ребятами из противной стенки (например, с другого конца деревни). На смену им в кулачный бой вступали подростки средней беседы (12-14 лет), которые имели уже своего вожака – атамана, парня из сверстников, они бились уже строем – линией. После того, как одна из стенок подростков под натиском противника отступала, им на помощь приходила стенка «выростков»- это ребята старшей беседы (17-19 лет), ходившие по деревне в женихах. Выростки могли участвовать на флангах  заправского боя взрослых. Кулачные бои детей предваряли бой взрослых.

Для боев характерна наглядная преемственность поколений  Дед-Отец-Сын. Через традиционные праздничные  рукопашные состязания (борьба, кулачные бои) Парень развивал не только физические качества, он приучался высокой самодисциплине, ответственности «Взялся за гуж  не говори, что не дюж», «Боец к  бойцу быть победному концу». Учился подчиняться - «Атаманское слово  закон», узнавал значение иерархии «Атаманом артель крепка», силу коллектива - «Артелью города берут», «Один горюет, а артелью воюет», «Артели думой  не владать», силу одного «Один в  поле не воин» и в то же время - «Смелым Бог владеет», «Укрепиться  человек – крепче камня, а ослабнет – слабее воды», «Всякое дело мастера  боится», «За битого двух небитых  дают».

Кулачные бои  воспитывали и нравственность, бои  называли «полюбовными», «по любви», «любок`а», участвовали в которых  по охоте, т.е. своему желанию, по вольной  воле. Правила и уговор строго регламентировали отношения во время состязаний. Например: правило «Не иметь сердца» запрещало выходить на бой ожесточенным или из-за личной мести. «Не иметь сердца» значит, что сердце (душевное состояние) должно находится в равновесии, что оно не распалено чувствами: злобой, жестокостью, ненавистью. На то же направлены правила: «Лежачего не бить», «Не иметь закладок», «Со спины не заходить». Запрещались увечные удары и способы ведения боя, которые приводили к умышленному травмированию соперника. Кулачные бои, борьба - существенная и необходимая часть мужского воспитания. Это воспитание происходило явно, открыто, на глазах у всех, что сопутствовало его успеху - «На бою не убьют, и без невесты не оставят». На бои приходили посмотреть празднично наряженные все жители деревни, а девушки здесь высматривали себе женихов.

В среде своего возрастного коллектива и под  руководством Дядек, через обряды и  обычаи, пословицы и поговорки, песни, сказки, былины и притчи устанавливались  в Парне непреложные истины и  понятия.

ПОСТУПОК, - духовно, морально значимое действие. Каждый поступок это путь по лестнице, он либо поднимает  человека на ступень к Свету, либо опускает его вниз – к Тьме и  тогда говорят о падении - «душа  падает». 
В результате поступка, побуждаемый чувством идущим от сердца, минующим ум, познавал он естественный закон, заложенный в нас изначально, биологически – СОВЕСТЬ, ощущая его так же как холод или тепло, и ощущение это не нужно обосновывать, а, если человек подыскивает оправдание поступку вопреки чувству Совести, он творит Неправду.

Голос ПРАВДЫ –  ощущение Совести – от сердца. Голос  КРИВДЫ – оправдание перед собой  – от ума. Полярность мира, вечный бой  Правды и Кривды, Добра и Зла  подводили к необходимости ПОДВИГА  – действия, вокруг которого строятся сюжеты сказок о Парне. Понятие о  подвиге занимало особое место в  традиции воспитания. ПОДВИГ не просто шажок, но явный сдвиг, прыжок в сторону  Света, приближающий к Богу. Смысл  подвига – самоотречение, он хорошо укладывается в принцип «сам погибай, а товарища выручай». В этом порыве собственное «я» пропадает, уходит на второй план, соединяется в понятие  «мы», «Родина», «друг», и полностью  вытесняется понятием «мы». Единение таких вольных людей, идущих по пути подвижничества, представляло понятие  КРУГ (Артель). Круг – это место, где  каждый равен, но волен и по своей  воле объединен:

«Уж вы сядемте, ребятушки, во единый круг, 
Уж вы станемте думу думати»

(из русской  народной песни)

КРУГ - это сила товарищества («локтем к локтю»), мощь направленной совместной мысли, духовного  устремления и физического приложения. Вероятно, именно здесь закладывалась  база для такого понятия как СОБОРНОСТЬ.     Переводу в такое товарищество вольных, равных – Мужиков Парень готовился. Если старшие считали, что тот или иной парень созрел для перевода в ПАРТИЮ (мужскую воинскую корпорацию), мужчины приходили на БЕСЕДУ юношей. «Остановившись перед выбранным бойцом, мужики набрасывали ему на шею вышитый рушник, затягивали его на шее, и взявшись за концы уводили парня из «беседы» ... Накидывание полотенца на шею петлей значило, что юноша повязан со своим родом и готов идти по пути отцов, и в следующий момент он уже идет по пути мужчины, из детства в зрелость, из «беседы» – в «партию». (Г. Базлов, стр. 19-20).

Период Парня  самый яркий по активности, по освоению, познанию окружающего мира. Деятельность парня постоянно выходит за границы ( в Тридевятое царство) пространства общины – это ушкуйные походы, пребывания в лесу («мужские дома», пример: сказка «Спящая красавица», «Лесные братья»). В самой общине Парень участвует  в праздниках, обрядах, где необходима удаль, озорство (например, святочное  озорство молодежи). Подростки и  юноши из того же удальства –  озорства залезают в чужой сад  за яблоками, хотя в своем саду их много. В этом - их возраст, они пробуют, учатся цепкости, хватке, в традиции это понимали и умели управлять  этими устойчивыми познавательными  интересами. Обучали и воспитывали  Парня именно мужчины, «Дядьки» (например, Цесаревичей учили отставные  солдаты). И только в современной  педагогике появился термин «трудный возраст». Вот как на сегодня его  характеризуют: «Период подъема  энергии и активности подростков приносит немало беспокойств. Нередко  они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство, …  отдельные подростки проявляют  «ложный героизм»: тайком уходят из дому и устраивают «партизанские  лагеря» в лесу, организуют самовольные  «путешествия» в другие города и  т.д. Указанные «срывы» в поведении  как раз и говорят о недостаточном  умении (подростков – А.К.) серьезно подходить к обдумыванию своих  действий и поступков… (И.Ф. Харламов, с. 109-110).

По нашему мнению это говорит о возможном непонимании  психофизиологических процессов, происходящих в организме подростка, незнании опыта воспитания, накопленного народной культурой, нежелании и неимении возможности создать среду для  такого воспитания, ошибочности мнения, что подростка, Парня может воспитывать  женщина – педагог, а также  о не владении средствами и методами, необходимыми для такого воспитания, такими, например, как: слово, игра, сказка, песня, поговорка, прибаутка, и тд.

Информация о работе Возрастное воспитание мужчины в русской традиционной культуре